Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
How the transition to escrow accounts will affect developers in the Far Eastern Federal District - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Transformation of the construction market of the Far Eastern Federal District

How the transition to escrow accounts will affect developers in the Far Eastern Federal District

According to the Central Bank, from Russian developers for the project financing of housing construction, banks received almost 2,8 thousand applications. According to the new rules, the money of participants in shared construction deposited on escrow accounts is intended for funding a credit line. With a wide spread, the average rate for developers in the country is 12%. Developers perceive the tool aimed at protecting equity holders ambiguously: some developers plan to leave the construction business in order to look around and make an informed decision about working in a new format, others cannot receive project financing, others get it, but are on the verge and are not sure that stretch the project. How the introduction of escrow accounts will affect the volume of construction in the Far East and whether the innovation will affect the prices of the new “square”, EastRussia understood.

Transformation of the construction market of the Far Eastern Federal District
Photo: pixabay.com

Construction collapse of the Far East

For Primorye and the Khabarovsk Territory, the transition to project financing for the construction of shared housing and an escrow account does not look critical, experts say. So, multi-storey construction in the Khabarovsk Territory is carried out by 62 developer. According to old standards, 55 objects are being completed in the region, of which 78 are ready for more than 30%.

According to the calculations of the governor of the Khabarovsk Territory Sergei Furgal, by the end of this year, housing commissioning should increase from 273,8 thousand square meters. meters to 310 thousand. In order to minimize the negative consequences of the adaptive period, the Ministry of Construction of the region was instructed to develop a “road map” for developers, allowing bona fide contractors to continue working and get rid of unscrupulous developers. At the same time, it is supposed to improve the supply of developers with local materials. This should reduce the cost of construction work and improve the quality of project documentation.

The transition to project financing in the Primorsky Territory is becoming more complicated due to local restrictions: zones of military forestry, restrictions on construction in the city, restrictions on zones of cultural heritage, zones of integrated sustainable development of territories. The transition to escrow accounts will transform the construction market completely, however, the rise in price of apartments would have occurred without switching to project financing. The cost of housing in Vladivostok has been growing vertically since 2013 of the year.

If in some regions of Russia the cost of new homes in 2019 increased by 15-22%, then in the Far Eastern regions it traditionally exceeded the average Russian by 20-40%. This is “facilitated” by the remoteness of suppliers of construction and finishing materials, as well as complex logistics in the Sakhalin Region, Kamchatka, Magadan, Yakutia.

The period of adaptation of developers to project financing using escrow accounts began at the beginning of this year. The decrease in construction volumes will be quite noticeable, while in Primorye, taking into account local factors, the price increase may be higher than in other regions of the Far Eastern Federal District. It can be changed by state intervention with national projects on accessible land, construction of infrastructure, and affordable mortgage.

“Today, in the Primorsky Territory, only large construction companies that have serious own funds, equipment and proven contractors are building housing. New players do not enter the region, but not only because they can’t get a loan from the bank, but also because of the many risks, for example, the inability to get a plot for construction, the shortage of skilled construction workers, the inability to get a town planning plan and start building without a quarter planning project, and the like, ”said Denis Vlasov, chairman of the Vlasov & Partners Bar Association.


Metropolitan growth

In itself, the introduction of escrow accounts only obliges the developer to comply with a number of requirements that are quite feasible for a professional and put them into operation at home on time. However, many experts continue to say that escrow accounts will lead to higher prices and lobbying for the interests of large businesses. At the same time, 100% security guarantees for buyers should not be expected. Primorsky Krai is no exception. Vladimir Zakurko, General Director of Metra Academy of Sciences, explains that there are still a sufficient number of houses under construction and under construction in the region, where you can do without escrow accounts, but this is a matter of several years.

“The construction market will not collapse, but the fact that large federal builders and new players — foreign investors with colossal assets — will express their desire to enter the Primorye market, is quite an expected and predicted scenario,” Vladimir Zakurko is sure.

According to him, escrow accounts have already raised the cost of housing and will continue to do so. However, speaking of Vladivostok, other factors influenced the price tag there.

“After the capital of the Far Eastern Federal District was moved from Khabarovsk to a city by the sea, the flow of people wishing to find work with us increased significantly. In the near future, several thousand people are expected to move from the Khabarovsk departments and representative offices, respectively, and their families will go with them. Since last year, the cost of rental apartments has increased significantly. And if a fabulous presidential mortgage is earned at 2%, the growth in the cost of sq. meter will become normal practice. Although, if there is no change down on mortgage rates, then perhaps in February the market will “freeze” a bit and will win back apartment prices, ”said Vladimir Zakurko.


Bank does not give a go-ahead

The developers of the Far East began to plan their participation in project financing in advance. It soon became clear that only a few of the largest banks in the country were converted to escrow accounts: Sberbank, VTB, Dom.RF and Otkritie Bank. Of the 2,8 thousand applications filed by developers for loans, according to the Central Bank, 519 loan agreements totaling 640 866 million rubles were approved and concluded. And judging by the numbers, the Far East was an outsider. As of October 28 of 2019, in the Far Eastern Federal District, only 23 loan agreements were signed with developers for the total amount of 11 328 million rubles. This is the penultimate result from the federal districts, the situation is worse only in the North Caucasus, where they concluded only three loan agreements worth 1291 million rubles.

“The problem of the low level of creditworthiness of the construction industry comes more from content. Builders are not engaged in trade or production, they are building. And the result of construction are apartments - goods for sale. But if for these apartments the money goes to escrow accounts, then the developer has nothing left. Therefore, banks, under the new project lending scheme, take these apartments and the plot on which the developer is building as collateral, ”explains Alexei Isakov, Deputy General Director of Vostochny Luch LLC.

This format of work is fundamentally different from the typical project financing and lending scheme. Moreover, if the selling price of apartments is low, the margin of the projects is low. Banks refuse to lend such projects.



“The Bank, as an intermediate institution between the developer and equity holders, is a normal practice that is applied throughout the world. In order for the developer to be able to adequately represent himself in the market, by and large, it is not necessary to use the money of a potential buyer directly. For this, there is an escrow account mechanism. I am sure that for a stable company joining the project financing program will not be a problem. For example, we are not the largest developer in the Vladivostok market, but without special problems we pass accreditation at the bank. Of course, each case is individual. For our facility, which we are currently building, the requirements of the bank are quite stringent - equity financing with own funds is about 20% of the value of the object 700 million thousand rubles - this is about 190 million rubles. We take these conditions calmly. In our situation, we are talking about a business-class residential project, when the bank, analyzing the concept of the facility, takes into account certain own risks and increases the percentage of the guarantee, ”comments Alisher Abbasov, CEO of Sistema.

However, not all developers are doing so well. So, the Armada group of companies has been trying to enter the project financing program for more than three months. Banks were not ready for the fact that the complex development, which is led by Armada, is being converted to a point building.

“On three hectares of land we are building an integral residential complex, united by a single parking, a children's and sports ground, a green zone. According to the project, the residential complex is divided into three phases of construction, since from an economic point of view, building in stages is the most reasonable solution. But banks still can not figure out the issue of the land itself, which is defined for development, which should act as a pledge on a loan. We are being confronted with the fact of compulsory cadastral division of this land into three independent plots. That is, we must attach an individual parking lot, a playground for each house, and there can be no talk of complex development in such a situation, ”said Evgeny Pimenov, Director General of Armada Group of Companies.

The developer is offered to take a loan secured by all three hectares in the presence of 15% of its total value. However, only giant construction companies can afford such expenses.

“Small developers with a house worth 100 million rubles are unlikely to suffer. It is not so difficult to find your own 15 million to show the bank initial capital investments. Large companies building on 20-30 hectares will not suffer either. The conclusion is this: project lending strikes mid-level companies. And if the enslaving conditions of banks in terms of dividing the plots into sub-sections will not change, it will not lead to anything good. Such land surveying does not make it possible to build in a complex, leads to the point of development. And complex development needs phased financing, ”the developer believes.


Growth to be?

Anton Bykov, the chief analyst of the Center for Analytics and Financial Technologies, explains that even with a growing interest in lending to developers, banks approach this issue with their usual accounting care, preferring large companies.

“Banks cannot be blamed for this, they still risk their money, but perhaps having received a sufficient level of competence in the construction industry, they will be more willing to start working with regional construction enterprises,” commented the expert.

According to banks, the number of projects that have received approval for project financing in the Primorsky Territory has not reached ten. This is due to the fact that most developers are still working on an interim scheme using special accounts.

The base rate is set by banks in 12%. Then, through the scoring system, the bank can reduce it. For example, when replenishing escrow accounts or with a high credit rating of the developer and its contractors. For some developers, the special rate can be set by banks at 6%, while construction is included in a special program for lending at 8,5%. Therefore, reliable developers will receive loans at a good interest rate, which will help keep lower housing prices. Next year will show how this will actually work.

“A bank can give a low rate on a loan if the loan amount is covered by funds in escrow accounts. As soon as money is credited to the accounts, the rate is reduced. With 100% coverage, the rate will be at the level of 4%, ”said Nikolai Dolgushev, manager of the Far Eastern branch of Otkritie Bank.

The press service of VTB Bank said that the requirements for developers from banks are standard: the experience of implementing construction projects, the absence of “frozen” projects, formalized land rights and the availability of own funds in the project being implemented.

“As our own participation, we accept, including the market value of the land. The full list of requirements is always individual, because each residential project has its own characteristics, ”the bank noted.

The volume of commissioning and sales of new housing in the Far East will show the end of the year. Experts predict good performance, since, despite the introduction of escrow accounts, some companies have an “old” supply of construction resources under the previous conditions. When the developers remain on the market, carrying out construction as part of project financing under the conditional 12%, a decline in construction volume and a significant increase in the cost of construction costs are inevitable.

“The demographic problems of the Far Eastern Federal District can seriously limit the speed of implementation of residential real estate facilities under the Far Eastern Directorate. And this in turn enables banks, in accordance with the mechanism of lending under escrow accounts, not to lower the interest rate on most of the financing of construction, ”said analyst Anton Bykov.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Трансформация строительного рынка ДФО

Как переход на эскроу-счета отразится на застройщиках в ДФО

По данным Центробанка от российских девелоперов на проектное финансирование строительства жилья банки получили почти 2,8 тыс. заявок. По новым правилам, деньги участников долевого строительства, депонируемые на счетах эскроу, предназначаются для фондирования кредитной линии. При большом разбросе, средняя ставка для застройщиков по стране составляет 12%. Инструмент, направленный на защиту дольщиков, застройщики воспринимают неоднозначно: часть девелоперов планирует выйти из строительного бизнеса, чтобы осмотреться и принять взвешенное решение о работе в новом формате, другие не могут получить проектное финансирование, третьи получают его, но находятся на грани и не уверены, что вытянут проект. Как введение эскроу-счетов повлияет на объемы строительства на Дальнем Восток и отразится ли нововведение на ценах нового «квадрата», разбиралось EastRussia.

Трансформация строительного рынка ДФО
Фото: pixabay.com

Строительный коллапс Дальнего Востока

Для Приморья и Хабаровского края переход на проектное финансирование строительства долевого жилья и эскроу-счета не выглядит критичным, считают эксперты. Так, многоэтажное строительство в Хабаровском крае ведут 62 застройщика. По старым нормам в регионе достраивают 55 объектов, из которых 78 готовы более чем на 30%.

По расчетам губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, до конца этого года ввод жилья должен увеличиться с 273,8 тыс. кв. метров до 310 тыс. Чтобы минимизировать негативные последствия адаптивного периода, Минстрою региона поручили разработать для застройщиков «дорожную карту», позволяющую добросовестным подрядчикам продолжать работу и избавиться от недобросовестных застройщиков. При этом предполагается улучшение обеспечения застройщиков местными материалами. Это должно позволить снизить себестоимость строительных работ и повысить качество проектной документации.

Переход на проектное финансирование в Приморском крае усложняется на фоне локальных ограничений: зоны военного лесничества, ограничения строительства в городской черте, ограничения по зонам культурного наследия, зоны комплексного устойчивого развития территорий. Переход на эскроу-счета трансформирует строительный рынок окончательно, впрочем, удорожание квартир произошло бы и без перехода на проектное финансирование. Стоимость жилья во Владивостоке, вертикально растет с 2013 года.

Если по некоторым регионам России себестоимость новых домов в 2019 году возросла на 15-22%, то в дальневосточных регионах она традиционно превышала среднероссийскую на 20-40%. Этому «способствует» удаленность поставщиков строительных и отделочных материалов, а также сложная логистика в Сахалинской области, на Камчатке, в Магадане, Якутии.

Период адаптации застройщиков к проектному финансированию с использованием счетов эскроу начался в начале этого года. Снижение объемов в строительстве будет достаточно ощутимым, при этом в Приморье с учетом локальных факторов рост цены может быть выше, чем в других регионах ДФО. Изменить ее может вмешательство государства с нацпроектами по доступной земле, строительству инфраструктуры, доступной ипотеке.

«Сегодня в Приморском крае строят жилье только крупные строительные компании, у которых имеются серьезные собственные средства, техника и проверенные подрядчики. Новые игроки в регион не заходят, но не только из-за того, что не могут взять в банке кредит, а в том числе из-за многочисленных рисков, например, невозможности получить участок под строительство, дефицита квалифицированных строительных рабочих, невозможности получить градостроительный план и начать строить без проекта планировки квартала, и тому подобное», — рассказал председатель коллегии адвокатов «Власов и партнеры» Денис Власов.


Столичный рост

Само по себе введение эскроу счетов лишь обязывает застройщика соответствовать ряду вполне выполнимых для профессионала требований и вовремя сдавать в эксплуатацию дома. Однако многие эксперты продолжают заявлять, что эскроу-счета приведут к росту цен и лоббированию интересов крупного бизнеса. При этом 100% гарантии безопасности для покупателей ожидать не стоит. Приморский край не является исключением. Генеральный директор АН «Метры» Владимир Закурко объясняет, что сейчас в регионе еще достаточное количество строящихся и достраивающихся домов, где можно обойтись без эскроу-счетов, но это вопрос нескольких лет.

«Рынок строительства не обрушится, а вот то, что на рынок Приморья изъявят желание зайти крупные федеральные строители и новые игроки — иностранные инвесторы с колоссальными активами — вполне ожидаемый и прогнозируемый сценарий», — уверен Владимир Закурко.

По его словам, эскроу-счета уже подняли стоимость жилья и продолжат это делать. Однако если говорить о Владивостоке, то там на ценник повлияли и другие факторы.

«После того как столица ДФО была перенесена из Хабаровска в город у моря, поток, желающих найти работу у нас, значительно увеличился. В ближайшее время ожидается переезд нескольких тыс. человек из Хабаровских департаментов и представительств, соответственно с ними поедут и их семьи. С прошлого года уже значительно выросла стоимость аренды квартир. А если заработает сказочная президентская ипотека под 2% , рост стоимости кв. метра станет нормальной практикой. Хотя, если не будет изменения вниз по ипотечным ставкам, то возможно за февраль рынок немного "замерзнет" и отыграет цены на квартиры вниз», — отметил Владимир Закурко.


Банк не дает добро

Свое участие в проектном финансировании застройщики Дальнего Востока начали планировать заранее. Вскоре выяснилось, что на эскроу-счета перестроились лишь несколько крупнейших банков страны: Сбербанк, ВТБ, Дом.РФ и банк «Открытие». Из 2,8 тыс. заявок, поданных девелоперами на получение кредитов, по данным ЦБ, одобрено и заключено 519 кредитных договоров на общую сумму 640 866 млн рублей. И судя по цифрам, Дальний Восток оказался в аутсайдерах. По состоянию на 28 октября 2019 года, в ДФО заключили лишь 23 кредитных договора с застройщиками на общую сумму в 11 328 млн рублей. Это предпоследний результат из федеральных округов, хуже ситуация лишь на Северном Кавказе, где заключили всего три кредитных договора на сумму 1291 млн рублей.

«Проблема низкого уровня кредитоспособности строительной отрасли больше идет от содержания. Строители не занимаются торговлей или производством, они строят. И результатом стройки являются квартиры – товар к продаже. Но если за эти квартиры деньги уходят на эскроу-счета, то у застройщика ничего не остается. Поэтому банки по новой схеме проектного кредитования берут в залог эти квартиры и участок, на котором застройщик ведет строительство», — объясняет заместитель генерального директора ООО «Восточный ЛУЧ» Алексей Исаков.

Такой формат работы в корне отличается от типовой схемы проектного финансирования и кредитования. При этом, если продажная стоимость квартир невысокая, то маржинальность проектов низкая. Такие проекты банки отказываются кредитовать.



«Банк — как промежуточный институт между застройщиком и дольщиками — нормальная практика, применяемая во всем мире. Для того чтобы застройщик мог достойно представлять себя на рынке, по большому счету, не обязательно использовать деньги потенциального покупателя напрямую. Для этого и существует механизм эскроу-счетов. Я уверен, для стабильной компании вхождение в программу проектного финансирования проблемой не станет. Например, мы — не самый крупный застройщик на рынке Владивостока, но без особых проблем проходим аккредитацию в банке. Разумеется, каждый случай — индивидуален. По нашему объекту, который мы сейчас строим, требования банка достаточно жесткие — дофинансирование собственными средствами составляет около 20% от стоимости объекта 700 млн тыс. рублей — это порядка 190 млн рублей. Мы относимся к таким условиям спокойно. В нашей ситуации речь идет о жилом проекте бизнес класса, когда банк, анализируя концепцию объекта, учитывает определенные собственные риски и повышает процент гарантии», — комментирует генеральный директор ИСК «Система» Алишер Аббасов.

Однако не у всех застройщиков все складывается так удачно. Так, группа компаний «Армада» пытается войти в программу проектного финансирования уже больше трех месяцев. Банки оказались не готовы к тому, что комплексную застройку, которую ведет «Армада», переводят в точечную.

«На трех гектарах земли мы строим цельный жилой комплекс, объединенный единым паркингом, детской и спортивной площадкой, зеленой зоной. По проекту, ЖК разбит на три очереди строительства, так как с экономической точки зрения строить поэтапно — самое разумное решение. Но банки до сих пор не могут разобраться с вопросом самой земли, определенной под застройку, которая должна выступать залогом по кредиту. Нас ставят перед фактом принудительного кадастрового разделения этой земли на три самостоятельных участка. То есть, к каждому дому мы должны привязать индивидуальный паркинг, детскую площадку, и речи о комплексной застройке в такой ситуации быть не может», — рассказал генеральный директор ГК «Армада» Евгений Пименов.

Застройщику предлагают взять кредит под залог всех трех гектаров при наличии 15% от общей его стоимости. Однако такие расходы под силу только гигантским строительным компаниям.

«Небольшие застройщики с домом стоимостью 100 млн рублей вряд ли пострадают. Не так сложно найти собственные 15 млн, чтобы показать банку начальные капвложения. Не пострадают и крупные компании, строящие на 20-30 гектарах. Вывод такой: проектное кредитование наносит удар по компаниям среднего уровня. И если кабальные условия банков в части разделения участков на подучастки не изменятся, ни к чему хорошему это не приведет. Такое межевание не дает возможности строить комплексно, уводит в сторону точечной застройки. А комплексной застройке нужно именно поэтапное финансирование», — считает застройщик.


Росту быть?

Главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков объясняет, что даже при растущем интересе к кредитованию застройщиков, банки подходят к этому вопросу со свойственной им бухгалтерской осторожностью, отдавая предпочтение крупным компаниям.

«Ругать за это банки нельзя, они все-таки рискуют своими деньгами, но возможно получив достаточный уровень компетенции в строительной отрасли, они охотнее начнут работать и с региональными строительными предприятиями», — прокомментировал эксперт.

По данным банков, число проектов, получивших одобрение по проектному финансированию в Приморском крае не достигло и десяти. Это связано с тем, что большинство застройщиков пока работает по промежуточной схеме с использованием спецсчетов.

Базовая ставка устанавливается банками в 12%. Затем, через систему скоринга, банк может ее снижать. Например, при пополнении эскроу-счетов или при высоком кредитном рейтинге застройщика и его подрядчиков. У ряда застройщиков спецставка может быть установлена банками под 6% и при этом строительство включено в специальную программу по кредитованию под 8,5%. Поэтому надежные застройщики получат кредитование под хороший процент, что поможет удержать более низкие цены на жилье. Следующий год покажет, как это будет работать на самом деле.

«Низкую ставку по кредиту банк может дать в том случае, если сумма кредита покрывается средствами на счетах-эскроу. Как только на счета поступают деньги, ставка снижается. При 100% покрытии, ставка будет на уровне 4%», — рассказал управляющий Дальневосточным филиалом банка «Открытие» Николай Долгушев.

В пресс-службе банка ВТБ рассказали, что требования, предъявляемые к застройщикам со стороны банков стандартные: наличие опыта реализации строительных объектов, отсутствие «замороженных» проектов, оформленные права на землю и наличие собственных средств в реализуемом проекте.

«В качестве собственного участия мы принимаем, в том числе рыночную стоимость земельного участка. Полный перечень требований всегда индивидуальный, т. к. у каждого жилого проекта есть свои особенности», — отметили в банке.

Объем ввода в эксплуатацию и продаж нового жилья на Дальнем Востоке покажет конец года. Эксперты прогнозируют неплохие показатели, так как, несмотря на введение эскроу-счетов, некоторые компании имеют «старый»» запас ресурсов строительства по прежним условиям. Когда же на рынке останутся застройщики, осуществляющие строительство в рамках проектного финансирования под условные 12%, спад объема строительства и значительное удорожание себестоимости строек неизбежны.

«Демографические проблемы ДФО, могут серьезно ограничивать скорость реализации объектов жилой недвижимости по ДДУ. А это в свою очередь дает возможность банкам в соответствии с механизмом действия кредитования под эскроу-счета не снижать процентную ставку на большей части финансирования строительства», — отметил аналитик Антон Быков.