Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Transsib: through space and time

The Trans-Siberian Railway marked 120 years from the beginning of construction

Transsib: through space and time

It is the longest railway in the world - 9288,2 km. This is a key part of the West-East transport corridor. 80% of the country's industrial potential and main natural resources, including oil, gas, coal, timber, ferrous and non-ferrous ores, are concentrated in the regions served by the highway. At the same time, the role of Transsib in modern Russia is only increasing.

Road of the king's blood
In the 1891 year, returning from Japan to St. Petersburg, Tsarevich Nikolai Alexandrovich Romanov (future autocrat of Russia Nikolai II) 19 (31) in May personally laid the foundation stone of the Vladivostok railway station. From this section - the Ussuriisk railway (name taken from the Ussuri River) - in the Far East, construction began on the eastern part of the Trans-Siberian Railway - the Great Siberian Route.

According to historical data, back in 1875, a proposal from the local administration to build a railway from Vladivostok to Lake Khanka was made public. In 1886, the Governor-Generals of the Amur Region and Eastern Siberia proposed to build sections of the Siberian road from Tomsk to Sretensk and from Vladivostok to the Busse post (Bussovka village). 6 June 1887, a government decision was made to construct the Trans-Siberian Railway. In order to avoid gaining foreign influence, it was decided to build a road with funds from the treasury, without attracting foreign capital. In 1887, the expedition of engineers OP. Vyazemsky, N.N. Mezheninov and A.I. Ursati began surveying the route of the Central Siberian, Trans-Baikal and South Ussuriysk railways. In 1890, Amur Governor-General A.N. Korf sent to St. Petersburg a petition for the earliest possible construction of a rail track from Vladivostok to Amur. In February 1891 of the year, Alexander III issued a decree on the construction of a “continuous railway across Siberia”. The route was divided into 7 roads: West-Siberian, Middle-Siberian, Circum-Baikal, Trans-Baikal, Amur, North-Ussuri, South-Ussuri.

It is believed that the construction of the Great Siberian Route began on official occasions on the occasion of laying the first rail of the Ussurian 19 railway in May 1891, although the construction of the Miass-Chelyabinsk section started in March 1891. 10 December 1892 was established by the Siberian Railway Committee, chaired by the heir to the throne Nicholas. The tasks of the Committee included: the choice of directions of the railway, the issuance of credits for its construction, the supervision of construction works, etc.

Since 1892, survey and construction work has been launched on all roads except Amur. Construction proceeded at a fast pace. November 1 1897, the first in the Far East, the Ussuriysk railway from Vladivostok to Khabarovsk with a total length of 769 km was put into permanent operation. In the summer of 1898, the first train arrived in Irkutsk, and in 1900, the line from Irkutsk to Baikal officially entered service. 14 July 1903 was the year when the Great Siberian Route was commissioned, although it was necessary to ship trains via Baikal on a special ferry.

Historically, only the eastern part of the trunk line from Chelyabinsk to Vladivostok with a length of about 7 thousand km is considered to be the Trans-Siberian Railway. It was this site that was built from 1891 to 1916 year. In 1990 – 2000-s, a set of measures to modernize the Trans-Siberian Railway was carried out to increase the carrying capacity of the trunk line. In particular, the railway bridge across the Amur at Khabarovsk was reconstructed, as a result of which the last single track section of the Trans-Siberian Railway was liquidated. In 2002, the complete electrification of the trunk was completed.

Currently, Transsib connects the European part, the Urals, Siberia and the Far East of Russia with access to the Russian western, northern and southern ports, as well as, on the one hand, with railway connections to Europe (St. Petersburg, Murmansk, Novorossiysk), and the other has Pacific ports and rail connections to Asia (Vladivostok, Nakhodka, Zabaikalsk).

Special kilometer posts are installed at the Yaroslavl station in Moscow and at the Vladivostok station: in Moscow with the 0 km indicator on one side and 9298 km (tariff distance) on the other, and in Vladivostok the sign says 9288 is the actual length of Transsib .

Transsib for seven days
According to the Strategy for the development of railway transport in Russia before 2030, the Trans-Siberian Railway becomes the key link in the system of Russian railways in ensuring transport links between Europe and Asia. In recent years, the quality of transport services and the degree of safety of the transported goods have been significantly improved on this highway. Simplified procedures for customs clearance of goods, introduced a simplified procedure for declaring transported goods in containers. New information technologies allow complete control over the progress of cars and containers in real time. Vladimir Yakunin, President of Russian Railways, said the following about the Trans-Siberian Railway: “The Trans-Siberian Railway for us is a key aspect of the modernization and strategic development of rail transport to 2030 of the year.”

The implementation of complex projects of federal importance in the field of transport is carried out within the framework of the Federal Target Program “Development of the Transport System of Russia (2010 – 2015)”. Such projects, in particular, include projects for the development of the Trans-Siberian Railway. According to this Federal Program, the task of improving the competitiveness of international transport corridors includes the integrated development of the infrastructure of the Transsib international transport corridor - the Trans-Siberian container bridge (Europe - Russia - Japan with branches to the Republic of Kazakhstan, China, Mongolia and the Korean Peninsula).

Boris Lapidus, Vice President of Russian Railways, spoke about how Japanese businessmen forced Russian Railways to take on “increased obligations” in terms of cargo delivery time. He noted that the initial goals of Russian Railways - the 10-daily train traffic on the Trans-Siberian Railway - are not “breakthrough”. Meetings with Japanese businessmen showed that price competition with sea transport of the railway corridor is impossible. Since there is no price competition, RZD is left with only one argument - quality of delivery, reliability and safety. Therefore, a “breakthrough” can only be considered as moving along a transport corridor within a time period of not more than seven days. Then the price and cost of working capital, which is saved due to acceleration, will be comparable to the difference in tariffs for rail and sea transportation. The task “Transsib for seven days” is planned to be accomplished with RZD’s own means for the 2012 year by consistently increasing the speed of container block trains in order to reach the speed of 1400 km per day, which will ensure the delivery of trains to the western border of Russia, i.e. to butt points with Eastern European states, seven days.

The Russian leadership recognizes the special role of the Trans-Siberian Railway in the country's transport infrastructure. Thus, the Chairman of the Government of Russia, Vladimir Putin, said that the government, together with the business, intends in the coming years to carry out a radical modernization of the railway sector of Russia. “And we will build development plans taking into account the increasing demands of transport consumers,” he said. - We will create groundwork for the growth of the economy. It will be necessary to solve a whole complex of problems. First - it is necessary to seriously upgrade the entire railway network of the country and eliminate the so-called bottlenecks on the key highways of the country. First of all, I mean the eastern directions: these are BAM and Transsib ”.

According to the Prime Minister, the transit potential of Russia is enormous, but in order for the routes passing through Russia to be convenient and commercially attractive, much more needs to be done. Vladimir Putin also supports the project of connecting BAM and Transsib on the Mogzon-Uoyan line, which originated in Soviet times. The implementation of this project would unload the BAM and created a leverage for the development of the Udokan field. Along the way, a huge number of deposits that are located in the eastern part of Buryatia would receive an impulse for development.



From BAM to Hokkaido
During the Russian-Japanese summit meeting in 2007, Japanese Prime Minister Shinzo Abe offered Russian President Vladimir Putin an "Initiative to strengthen Japanese-Russian cooperation in the regions of the Far East and Eastern Siberia." In this document in the section "Transport" it is said that it is necessary to stimulate economic and humanitarian exchange through the development of transport and logistics networks. In particular, the provision of a logistics route for the APR countries to Russia and Europe using the Transsib is strategically beneficial both for Russia and for all countries of the Asia-Pacific region. Proceeding from this understanding, the Japanese side suggests that Russia consider a model of cooperation in this area.
In March, 2008, the decisions of relevant ministers of Russia and Japan created an Inter-Agency Working Group on Russian-Japanese cooperation in the field of transport. According to the Russian side, an increase in the throughput capacity of Transsib to 450 thousand tons is “too modest and insufficiently ambitious task for us”.

In the context of Russian-Japanese relations, it is impossible not to mention the project for the construction of the Sakhalin tunnel (bridge). This long-discussed project envisages the laying of rails from the Selikhin railway station at BAM (near Komsomolsk-on-Amur) to Nysh station on Sakhalin Island. In January, 2009, the Minister of Transport of Russia, Igor Levitin, invited Japanese businessmen to participate in construction. The deadlines for the construction of the tunnel extend over the 2015 year, however, according to the Russian side, they can be reduced if Japanese businessmen are interested in building. The development of this project could be the subsequent connection of Sakhalin and Hokkaido. But for now, however, the railway artery, which will connect Japan to the mainland of Russia through Sakhalin, remains only an ambitious idea that excites the imagination.

The question squarely
At present, Russia is facing serious challenges, caused, on the one hand, by a number of unresolved internal problems that hold back the development of the Far East, and on the other, by the economic growth of the neighboring countries of the Asia-Pacific Region. It is known that the peculiarities of the Far East and Transbaikalia are the uneven economic development of the territory and the high differentiation of socio-economic indicators by regional administrative entities. In addition, by population density on 1 square. km The Far East and Transbaikalia are inferior to both other regions of Russia and the countries of the Asia-Pacific Region. In the end, the question is an edge: either Russia will begin to make active and systematic efforts to create a favorable investment climate and develop the infrastructure of the region, or neighboring countries, and above all China, will create competing infrastructure and production in their territories, thereby “dragging” developing business of the Asia-Pacific countries.

Thus, in January 2010, the Ministry of Railway Transport of China supported the idea of ​​building, in conjunction with 17, the neighboring countries of the Pan-Asian High-Speed ​​Rail Line. In March of the same year, the National People’s Representatives Meeting heard a report entitled “Directions for the Development of Chinese High-Speed ​​Railways”, in which it was noted that the total length of high-speed railways in China should exceed 2012 thousand by the year 13. According to the plans for the 2025 year, it is planned to begin construction in three areas that are strategic for China:

1) Central Asian direction: the branch will start from Urumqi, will pass through the territory of Kyrgyzstan, Kazakhstan, Uzbekistan, Turkmenistan, Iran, Turkey and other countries, as a result there will be an exit from the territory of mainland China to Germany;

2) East Asian direction: the branch will start in Kunming, then it will go through Vietnam, Cambodia, Thailand (or through Myanmar), through Malaysia to Singapore);

3) Russian direction: from Heilongjiang (the beginning of the branch already exists) through the territory of Siberia to the states of Eastern Europe.

A strategic partnership has been established between Russia and China, and Russia can and should benefit from China’s projects related to the territory of Russia. However, no one has yet canceled trade and economic competition, which, it seems, is only increasing over time, which is especially evident in the example of the APR countries.

But also from the European Union, we are witnessing efforts to revive the route from China to Europe through Central, Middle and Small Asia - the medieval realities of the Great Silk Road. In May, the 1993 of the year launched the TRACECA program (TRACECA, Transport Corridor Europe and Europe Asia) at a conference in Brussels. The conference was attended by trade and transport ministers from five countries of Central Asia and three Caucasian states. An agreement was adopted on the Technical Assistance Program, which is funded by the EU, for the development of a transport corridor in the direction of West - East from Europe, with the crossing of the Black Sea, through the Caucasus and the Caspian Sea with access to Central Asia. This project was also supported by the USA. Supporters of the TRACECA corridor are China, Japan, the Republic of Korea and other countries. It seems that this is one of those projects that sets as its political task the exclusion of Russia from the international transit process.

From potential to implementation
The high potential of the Far East is obvious. This territory occupies a favorable economic and geographical position in Russia and the Asia-Pacific region, adjacent to such economic giants as the USA, China and Japan. The ports of the Far East have access to the latitudinal transport systems of the Trans-Siberian and Baikal-Amur main railways crossing Eurasia. The Northern Sea Route passes along the Far Eastern shores, and if we are to believe the forecasts of global warming on the planet, this transport artery is becoming more and more attractive. It is believed that with the increasing role of the APR in the world economy, the importance of the Far East and Transbaikalia as a contact zone, providing foreign economic, cultural and other types of intergovernmental cooperation, also increases.


However, it is not enough to talk about the unique geographical location, a powerful raw material base, scientific, technical and military potential of the Far East, which can contribute to attracting capital and the largest commodity flows. By itself, the potential is only of theoretical interest. It is necessary to make vigorous efforts to realize the opportunities and advantages that Russia possesses. The Trans-Siberian Railway - “the main latitudinal artery of the country” - must be considered as the most important domestic development object, whose transit and system-forming potential is far from being fully utilized today. Moreover, the highway should provide both competitive freight transportation and perform a social function, giving citizens of the country the opportunity to exercise their right to freedom of movement in an affordable and high-quality way.

Transsib can not only be called the longest railway in the world, but also an instrument of modernization of the broad strip of the Far East of Russia, through which it passes.

August 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Транссиб: через пространство и время

Транссибирская магистраль отметила 120 лет с начала строительства

Транссиб: через пространство и время

Это самая длинная железная дорога в мире – 9288,2 км. Это ключевая часть транспортного коридора «Запад – Восток». В регионах, которые обслуживает магистраль, сосредоточено 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. При этом роль Транссиба в современной России только возрастает. 

Дорога царских кровей
В 1891 году, возвращаясь из Японии в Петербург, цесаревич Николай Александрович Романов (будущий самодержец России Николай II) 19 (31) мая лично заложил первый камень в фундамент Владивостокского вокзала. С этого участка – Уссурийской железной дороги (название взято от реки Уссури) – на Дальнем Востоке началось строительство восточной части Транссиба – Великого Сибирского пути.  

Согласно историческим данным, еще в 1875 году было обнародовано предложение местной администрации о сооружении железной дороги от Владивостока до озера Ханка. В 1886 году генерал-губернаторы Приамурья и Восточной Сибири выступили с предложением построить участки Сибирской дороги от Томска до Сретенска и от Владивостока до поста Буссе (поселок Буссовка). 6 июня 1887 года было принято правительственное решение о сооружении Транссибирской магистрали. Во избежание усиления зарубежного влияния было решено строить дорогу на средства казны, не привлекая иностранный капитал. В 1887 году экспедициями инженеров О.П. Вяземского, Н.Н. Меженинова и А.И. Урсати были начаты изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог. В 1890 году приамурский генерал-губернатор А.Н. Корф направил в Петербург прошение о скорейшем сооружении рельсового пути от Владивостока до Амура. В феврале 1891 года вышел Указ Александра III о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги». Трасса была разделена на 7 дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северно-Уссурийскую, Южно-Уссурийскую. 

Принято считать, что именно с официальных торжеств по случаю укладки первого рельса Уссурийской железной дороги 19 мая 1891 года началось сооружение Великого Сибирского пути, хотя уже в марте 1891 года стартовало строительство участка Миасс – Челябинск. 10 декабря 1892 года был образован Комитет Сибирской железной дороги под председательством наследника престола Николая. В задачи Комитета входили: выбор направлений железной дороги, отпуск кредитов на ее сооружение, наблюдение за строительными работами и пр. 

С 1892 года на всех дорогах, кроме Амурской, развернулись изыскательские и строительные работы. Строительство шло быстрыми темпами. 1 ноября 1897 года первая на Дальнем Востоке Уссурийская железная дорога от Владивостока до Хабаровска общей протяженностью 769 км была сдана в постоянную эксплуатацию. Летом 1898 года в Иркутск прибыл первый поезд, а в 1900 году официально вступила в строй линия от Иркутска до Байкала. 14 июля 1903 года состоялся ввод Великого Сибирского пути в эксплуатацию, хотя через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме. 

Исторически Транссибом считается лишь восточная часть магистрали от Челябинска до Владивостока протяженностью около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 год. В 1990–2000-х годах был проведен комплекс мероприятий по модернизации Транссиба, призванных увеличить пропускную способность магистрали. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего ликвидирован последний однопутный участок Транссиба. В 2002 году завершена полная электрификация магистрали. 

В настоящее время Транссиб соединяет европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России с выходами на российские западные, северные и южные порты, а также, с одной стороны – с железнодорожными выходами в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), и с другой – с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск). 

На Ярославском вокзале Москвы и на Владивостокском вокзале установлены специальные километровые столбы: в Москве с указателем «0 км» на одной грани и «9298 км» (тарифное расстояние) на другой, а во Владивостоке на знаке написано «9288» – это фактическая протяженность Транссиба. 

Транссиб за семь суток
Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года Транссиб становится ключевым звеном системы российских железных дорог в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. В последние годы на этой магистрали значительно повышены качество транспортного обслуживания и степень сохранности перевозимых грузов. Упрощены процедуры таможенного оформления грузов, введен упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах. Новые информационные технологии позволяют осуществлять полный контроль за продвижением вагонов и контейнеров в реальном времени. Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин так сказал о Транссибе: «Транссибирская магистраль для нас – ключевой аспект модернизации и стратегического развития железнодорожного транспорта до 2030 года». 

Реализация комплексных проектов общефедерального значения в сфере транспорта осуществляется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». К таким проектам, в частности, относятся проекты по развитию Транссибирской магистрали. Согласно этой ФЦП в задачу повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров входит комплексное развитие инфраструктуры международного транспортного коридора «Транссиб» – Транссибирского контейнерного моста (Европа – Россия – Япония с ответвлениями на Республику Казахстан, Китай, Монголию и Корейский полуостров). 

Вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус рассказал о том, как японские бизнесмены заставили РЖД взять на себя «повышенные обязательства» по времени доставки грузов. Он заметил, что первоначальные цели РЖД – 10-суточное следование поездов по Транссибу – не являются «прорывными». Встречи с японскими предпринимателями показали, что ценовая конкуренция с морским транспортом железнодорожного коридора невозможна. Раз нет ценовой конкуренции, у РЖД остается один только аргумент – качество доставки, надежность и безопасность. Поэтому «прорывом» может считаться только перемещение по транспортному коридору за время не более семи суток. Тогда цена и стоимость оборотных средств, которые экономятся за счет ускорения, будут сопоставимы с разницей тарифов на железнодорожные и морские перевозки. Решить задачу «Транссиб за семь суток» планируется собственными средствами РЖД к 2012 году посредством последовательного увеличения скорости контейнерных блок-поездов с тем, чтобы выйти на скорость 1400 км в сутки, которая обеспечит доставку поездов до западной границы России, т.е. до стыковых пунктов с восточноевропейскими государствами, за семь суток. 

Руководством России осознается особая роль Транссиба в транспортной инфраструктуре страны. Так, Председатель Правительства России Владимир Путин сообщил о том, что правительство совместно с бизнесом намерено в ближайшие годы провести коренную модернизацию железнодорожного хозяйства России. «Причем планы развития будем строить с учетом увеличивающихся запросов потребителей перевозок, – сказал он. – Будем создавать заделы под рост экономики страны. Потребуется решить целый комплекс задач. Первое – предстоит серьезно обновить всю железнодорожную сеть страны и ликвидировать так называемые, как у нас говорят, узкие места на ключевых магистралях страны. Прежде всего я имею в виду восточные направления: это БАМ и Транссиб». 

По мнению председателя правительства, транзитный потенциал России колоссальный, но для того, чтобы маршруты, проходящие через Россию, были удобными и коммерчески привлекательными, нужно еще многое сделать. Владимир Путин также поддерживает проект соединения БАМа и Транссиба по линии Могзон – Уоян, который возник еще в советское время. Реализация этого проекта разгрузила бы БАМ и создала плечо для развития Удоканского месторождения. Попутно получили бы импульс к развитию огромное количество месторождений, которые находятся в восточной части Бурятии. 

От БАМа до Хоккайдо
В ходе российско-японской встречи на высшем уровне в 2007 году премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил президенту России Владимиру Путину «Инициативу по укреплению японо-российского сотрудничества в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири». В этом документе в разделе «Транспорт» сказано о том, что необходимо стимулировать экономический и гуманитарный обмен через развитие транспортно-логистических сетей. В частности, обеспечение для стран АТР логистического маршрута в Россию и Европу с использованием Транссиба выгодно в стратегическом плане как для России, так и для всех стран АТР. Исходя из такого понимания, японская сторона предлагает России рассмотреть модель сотрудничества в этой области.
В марте 2008 года решениями профильных министров России и Японии была создана Межведомственная рабочая группа по российско-японскому сотрудничеству в области транспорта. По мнению российской стороны, увеличение пропускной способности Транссиба до 450 тыс. тонн – «слишком скромная и недостаточно амбициозная для нас задача». 

В контексте российско-японских отношений нельзя не упомянуть проект строительства Сахалинского тоннеля (моста). Этот давно обсуждаемый проект предусматривает прокладку рельсов от железнодорожной станции Селихин на БАМе (в районе Комсомольска-на-Амуре) до станции Ныш на острове Сахалин. В январе 2009 года министр транспорта России Игорь Левитин предложил и японским бизнесменам участвовать в строительстве. Сроки завершения строительства тоннеля простираются за 2015 год, однако, по мнению российской стороны, они могут быть сокращены, если строительством заинтересуются японские бизнесмены. Развитием этого проекта может стать последующее соединение Сахалина и Хоккайдо. Но пока, впрочем, железнодорожная артерия, которая соединит Японию с материковой частью России через Сахалин, остается лишь амбициозной идеей, будоражащей воображение. 

Вопрос ребром
В настоящее время Россия сталкивается с серьезными вызовами, обусловленными, с одной стороны, рядом нерешенных внутренних проблем, сдерживающих развитие Дальнего Востока, и с другой – экономическим ростом соседних стран АТР. Известно, что особенности Дальнего Востока и Забайкалья – неравномерное хозяйственное освоение территории и высокая дифференциация социально-экономических показателей по региональным административным образованиям. К тому же по плотности населения на 1 кв. км Дальний Восток и Забайкалье уступают как другим регионам России, так и странам АТР. В конечном счете вопрос стоит ребром: либо Россия начнет прилагать активные и системные усилия для создания благоприятного инвестиционного климата и развития инфраструктуры региона, либо соседние страны, и прежде всего Китай, создадут на своих территориях конкурирующую инфраструктуру и производства, тем самым «перетягивая» на себя развивающийся бизнес стран АТР. 

Так, в январе 2010 года Министерством железнодорожного транспорта Китая была поддержана идея строительства совместно с 17 странами-соседями Паназиатской высокоскоростной магистрали. В марте того же года на Всекитайском собрании народных представителей был заслушан доклад «Направления развития китайских высокоскоростных железных дорог», в котором отмечалось, что общая длина высокоскоростных железных дорог в Китае к 2012 году должна превысить 13 тыс. км. Согласно планам к 2025 году планируется начать строительство по трем направлениям, которые являются для Китая стратегическими: 

1) центральноазиатское направление: ветка начнется от Урумчи, пройдет через территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана, Турции и других государств, в итоге появится выход с территории материкового Китая на ФРГ; 

2) восточноазиатское направление: ветка начнется в Куньмине, далее пройдет через Вьетнам, Камбоджу, Таиланд (или через Мьянму), через Малайзию до Сингапура); 

3) российское направление: из Хэйлунцзяна (начало ветки уже существует) через территорию Сибири – до государств Восточной Европы. 

Между Россией и Китаем налажены отношения стратегического партнерства, и Россия может и должна извлечь определенную выгоду из проектов Китая, связанных с территорией России. Однако еще никто не отменял торгово-экономическую конкуренцию, которая, похоже, со временем только возрастает, что особенно видно на примере стран АТР. 

Но и со стороны Европейского Союза мы наблюдаем усилия по возрождению пути из Китая в Европу через Центральную, Среднюю и Малую Азию – средневековые реалии Великого шелкового пути. В мае 1993 года на конференции в Брюсселе стартовала программа ТРАСЕКА (ТRACECA, Transport Corridor Europe Causcasus Asia). В конференции участвовали министры торговли и транспорта из пяти стран Центральной Азии и трех кавказских государств. Было принято соглашение о программе Технического содействия, которую финансирует ЕС, для развития транспортного коридора по направлению Запад – Восток из Европы, с пересечением Черного моря, через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию. Поддержали этот проект и США. Сторонниками коридора ТРАСЕКА являются Китай, Япония, Республика Корея и другие страны. Представляется, что это один из тех проектов, который ставит своей политической задачей исключение России из международного транзитного процесса. 

От потенциала – к реализации
Высокий потенциал Дальнего Востока очевиден. Эта территория занимает выгодное экономико-географическое положение в России и АТР, соседствуя с такими экономическими гигантами, как США, Китай и Япония. К портам Дальнего Востока имеют выходы широтные транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской магистральных железных дорог, пересекающих Евразию. Вдоль дальневосточных берегов проходит Северный морской путь, и, если верить прогнозам о потеплении климата на планете, этот транспортная артерия становится все более привлекательной. Считается, что с возрастанием роли АТР в мировой экономике увеличивается и значимость Дальнего Востока и Забайкалья как контактной зоны, обеспечивающей внешнеэкономическое, культурное и другие виды межгосударственного сотрудничества. 

 
Однако мало лишь говорить об уникальном географическом положении, мощной сырьевой базе, научно-техническом и военном потенциале Дальнего Востока, которые могут способствовать привлечению капитала и крупнейших товарных потоков. Сам по себе потенциал представляет лишь теоретический интерес. Необходимо прилагать энергичные усилия для реализации тех возможностей и преимуществ, которыми Россия обладает. Транссиб – «главную широтную артерию страны» – необходимо рассматривать как важнейший отечественный объект развития, транзитный и системо­образующий потенциал которого сегодня используется далеко не полностью. Причем магистраль должна обеспечивать как конкурентоспособные грузовые перевозки, так и выполнять социальную функцию, предоставляя гражданам страны возможность реализовывать свое право на свободу передвижения доступным и качественным образом. 

Транссиб способен не только называться самой длинной железной дорогой в мире, но и инструментом модернизации широкой полосы Дальнего Востока России, через которые он проходит.