Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Транзитные проекты пристраивают в Китай

В Приморье позвали очередную инфраструктурную компанию из КНР

Власти Приморья предложили крупнейшей инженерно-строительной группе из Китая возвести в регионе новые дороги и порты. Причем некоторые из объектов инфраструктуры предполагается построить дополнительно к действующим мощностям. Для чего это нужно, разбиралось East Russia.

Транзитные проекты пристраивают в Китай
Фото: shutterstock.com
Тема развития транспортной инфраструктуры обсуждалась на встрече врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко с вице-президентом China Railway Group Ltd. Ма Ли. Китайская компания входит в состав корпорации China Railway International Ltd., деятельность которой охватывает несколько направлений: изыскание и проектирование, строительно-монтажные работы, научные исследования. Как отметил Ма Ли, корпорацией реализованы сотни инфраструктурных проектов во всем мире. Сейчас компания работает в 70 странах, в том числе в России, где участвует в разработке скоростной железной дороги Москва - Казань.

Глава Приморья предложил потенциальным партнерам рассмотреть три крупных инфраструктурных проекта в регионе. Один из них связан с созданием в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Приморье-2» дополнительного порта в Зарубино и строительством железнодорожного участка, который даст северо-восточной китайской провинции Цзилинь выход к морю.

По словам врио губернатора, интерес к портовой зоне и перевозке грузов через нее проявляет ассоциация, объединяющая крупных стивидоров Китая. «Квоту на выделение грузов мы сейчас оговариваем с этой ассоциацией. Вопрос стоит в строительстве железнодорожной ветки, которая должна соединить порт с китайской территорией, поэтому мы предлагаем вам принять участие в создании этого глобального транзитного узла», - уточнил он.

Еще один инфраструктурный проект, предложенный главой региона, – строительство низководного моста из Владивостока в Славянку, в которой также предполагается создать современный порт. Планируется, что здесь будут переваливаться зерно, мясная продукция и другие агропромышленные грузы. Данное сообщение позволит перевозчикам сократить путь более чем на 240 км. Третий проект - скоростная железная дорога Муданьцзян – Владивосток, который анонсировался еще в прошлом году. Он предполагает прокладку выделенного участка железной дороги протяженностью более 380 км (от Харбина до Муданцзяня уже строится высокоскоростная линия). Как ожидается, скорость движения пассажирских экспрессов по нему будет составлять 250 км/ч.

По словам Ма Ли, China Railway Group готова заняться проектированием данных дорог. «У нас есть интерес к этим трем проектам, мы хотели бы вместе с вами разработать модели сотрудничества и финансирования», – заявил он.

Решено, что для детальной проработки проектов будут созданы двусторонние рабочие группы. «К четвертому Восточному экономическому форуму (пройдет 11-13 сентября 2018 года. – East Russia) мы должны разработать и подписать пакет документов, который позволит нам дальше двигаться к реализации этих идей», – отметил Андрей Тарасенко.

Отметим, что в настоящее время железнодорожное сообщение с провинцией Цзилинь обеспечивает участок РЖД Махалино – Камышовая – госграница, который выходит на китайский приграничный город Хуньчунь. Однако по этой линии следует преимущественно российский экспорт. В 2017 году пункт пропуска Камышовая – Хуньчунь переработал 2,5 млн т грузов – на четверть больше, чем в 2016-м. В первом квартале этого года перевозки составили около 793 тыс. т – к прошлогоднему уровню они уменьшились на 0,5%.

Впрочем, кроме экспорта в РЖД говорят о готовности работать на данном направлении с китайскими грузами, в том числе в транзитном сообщении. По словам заместителя главного инженера Дальневосточной железной дороги Алексея Прудникова, в декабре 2017 года через погранпереход Хуньчунь – Камышовая в адрес порта Зарубино организована тестовая доставка контейнеров. По ее результатам китайская сторона выразила заинтересованность в осуществлении транзитных перевозок в объеме до 100 тыс. TEU в год в направлении Республики Корея и Японии.
Читайте также:

Для обеспечения перспективного грузопотока к 2020 году ОАО «РЖД» планирует завершить реконструкцию 13,5 км пути на участке Махалино – Хуньчунь с модернизацией станции Камышовая. Работы оцениваются в 4,8 млрд руб. В итоге ежегодная пропускная способность погранперехода возрастет с 3 млн до 8 млн т. В то же время, согласно прогнозу администрации Приморского края, в перспективе через МТК «Приморье-2» сможет ежегодно проходить до 38 млн т грузов. В этих перевозках помимо автомобильного (через пункт пропуска Хуньчунь – Краскино) должен быть активно задействован железнодорожный транспорт. Отсюда напрашивается идея создания дополнительного участка железной дороги при участии китайского капитала.

Под рост перевозок придется развивать портовые мощности в Зарубино. На сегодня единственным действующим терминалом там является ООО «Морской порт в бухте Троицы» (МПБТ). Пока предприятие работает с небольшими объемами грузов (номенклатура представлена, главным образом, металлами, контейнерами, пиломатериалами, морепродуктами) – в 2017 году оно переработало 200 тыс. т, притом что его перерабатывающая способность составляет 1,2 млн т ежегодно. В случае роста перевозок, ранее информировали в руководстве компании, стивидор готов развивать свои мощности. Кстати, в прошлом году МПБТ заключил соглашение по реализации проекта МТК «Приморье-2» с логистической корпорацией «Чанцзиту» из провинции Цзилинь.  

Стивидорная компания налаживает связи и с другими контрагентами. Нынешней весной МПБТ обеспечил судозаход парома Eastern Dream (принадлежит южнокорейской DBS Cruise Ferry), принявшего на борт тестовую партию груза. Стивидор осуществил выгрузку транзитного груза - комплектующих для цифрового оборудования, которые были отправлены из японского порта Сакаиминато для дальнейшей отгрузки в китайский город Чанчунь. В свою очередь в качестве обратной загрузки на борт парома погрузили контейнер с сельскохозяйственной техникой, доставленной из Китая.

Организатором грузоперевозки выступила префектура Тоттори, грузовым агентом - японский логистический оператор Nippon Express Co. «Префектура Тоттори заинтересована в укреплении функциональных возможностей Сакаиминато в качестве ворот в северо-восточную Азию и расширении географии регулярных рейсов DBS Cruise Ferry от порта Владивосток до порта Зарубино», - отметила руководитель обособленного подразделения ООО «Ниппон Экспресс (Рус)» во Владивостоке Евгения Захарова.

Отметим, что не так давно в администрации Приморья прошли переговоры с Китайской международной продовольственной инвестиционной компанией, которой также было
предложено участвовать в проекте строительства порта в Зарубино. Его специализацией могла бы стать работа с сельхозпродукцией: пшеницей, кукурузой, соей. Ожидается, что из прогнозируемого грузопотока по МТК «Приморье-2» 23 млн т составят зерновые грузы. В прошлом году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расширении границ порта Зарубино. Комплекс планируется создать на территории, расположенной в северо-восточном направлении от существующих границ порта вдоль береговой полосы бухты Троицы. Для строительства предусматривается создание искусственного земельного участка.