Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вячеслав Шпорт: Третье дыхание Комсомольска – нас ждут великие дела!

О будущем города Комсомольска-на-Амуре – в интервью с губернатором Хабаровского края

Мы видим, как не на словах, а на деле реализуется воля президента страны Владимира Путина, назвавшего Дальний Восток ключевым центром развития страны. В апреле 2016 года был утвержден долгосрочный план возрождения Комсомольска-на-Амуре – легендарного Города юности, Города на заре. Столь смелых и твердых решений на протяжении 25-летней истории новой России еще не принималось. О будущем города – в интервью с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом.

Вячеслав Шпорт: Третье дыхание Комсомольска – нас ждут великие дела!

– Вячеслав Иванович, говорят, что слова Владимира Путина в Послании Федеральному Собранию, посвященные Комсомольску-на-Амуре, буквально открыли городу третье дыхание? Почему третье?

– Потому что второе дыхание городу открыли пос­тановление Совмина СССР и РСФСР 1983 года «О мерах по дальнейшему развитию в 1984–1990 годах городского хозяйства Комсомольска-на-Амуре» и генплан, утвержденный в феврале 1987 года. Этими документами предусматривалось увеличить численность населения города до полумиллиона человек. Расширить его границы за счет жилищного строительства и обеспечить к 2005 году каждого комсомольчанина жильем из расчета 18 кв. м на человека.

В конце 80-х годов Комсомольск-на-Амуре действительно переживал бурный расцвет. Модернизировались промышленные гиганты. Именно в то время на Комсомольском-на-Амуре авиастроительном заводе стали выпускать истребители СУ-27, СУ-30 и СУ-33 и их модификации, прославившие предприятие на весь мир. Со стапелей судостроительного завода сходили атомоходы и надводные военные корабли. Вводился в строй и флагман металлургии – дальневосточный передельный завод «Амурметалл».

Город получил статус всесоюзной ударной стройки, опережал Хабаровск по темпам роста строительства жилья. Ежегодно в эксплуатацию вводилось по 240–300 тыс. кв. м новых квартир, по два-три детских сада, школы, поликлиники, магазины, кинотеатры, стадионы. Росли новые микрорайоны, а люди все прибывали в город. И уже не «за туманом и запахом тайги», а за вполне реальными зарплатами и «северными» льготами. Их привлекали смелые проекты и возможность получить жилье по месту работы. Так комсомольчане строили город, а город строил комсомольчан. И это было не удивительно, потому что с самого начала своей героической истории Комсомольск являлся лицом Хабаровского края, «нашим кормильцем», как ласково называли его земляки. В 1989 году численность города достигла 318 тыс. человек. А дальше по понятным причинам все пошло на спад.

– Вы приняли руководство регионом в мае 2009 года, в самый разгар экономического кризиса. С чего начинали?

– С самого начала. Надо было заниматься предприятиями оборонно-промышленного комплекса с огромными долгами по уже выполненным оборонным заказам. Росли долги по зарплате, социальное напряжение. В то время я постоянно думал о том, как помочь людям, не допустить роста безработицы, обеспечить загрузку предприятий.

Уже через неделю после моего вступления в должность губернатора в Комсомольск-на-Амуре приехал Владимир Владимирович Путин. И были предприняты шаги, позволившие сохранить наши промышленные гиганты. Мы начали активно работать по загрузке предприятий военными и гражданскими заказами. Сразу несколько крупных контрактов подписали с КнААЗ. На АСЗ сдали атомную подлодку «Нерпа», на достройку которой не хватало почти два млрд рублей. Эта сумма даже нигде не была прописана! Пришлось еще доказывать, что эти деньги позарез нужны заводу. И завод их получил.

И в следующем, 2010 году промышленность начала набирать обороты. Мы рассчитались по кредитам и остались с хорошей прибавкой к доходной части бюджета. Тогда же началась большая работа по техническому перевооружению предприятий, чтобы и дальше обеспечивать их заказами. В 2011 году прошли дно кризиса. И даже наводнение 2013 года не выбило нас из колеи!

– С тех пор позитивная динамика не изменилась. По итогам первого полугодия 2016 года индекс промышленного производства в крае составил 104,7 %. За счет чего?

– За счет авиастроения. Филиал компании «Сухой» – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю. А. Гагарина увеличил выпуск продукции почти на 15 процентов, а Комсомольский-на-Амуре филиал «Гражданские самолеты Сухого» – в 2,6 раза. В текущем году на КнААЗ реализуется уже второй контракт с Министерством обороны на поставку 50 самолетов СУ-35С. Плюс на базу в Жуковском поставлено 11 пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100. А на Амурском судостроительном заводе в июле состоялась закладка четвертого корвета для ВМФ России. Хочу отметить, что, благодаря поддержке президента Владимира Владимировича ­Путина и вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина, за прошедшие пять лет гособоронзаказ на наших предприятиях в среднем возрос практически втрое.

– Рост заказов – это, конечно, хорошо. Но что получают от этого жители города?

– Вы правы, на одном лишь производственном энтузиазме город не возродить. Люди хотят жить сегодня. Еще в конце октября прошлого года в Москве заместитель председателя правительства, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по комплексному развитию Комсомольска-на-Амуре. Много говорилось о том, что город всегда был и остается инженерным форпостом Дальнего Востока. Поэтому необходимо сохранить и приумножить имеющийся потенциал и сделать все, чтобы он стал комфортным для проживания людей. И вот год назад были подписаны соглашения о создании ТОСЭР «Хабаровск» и «Комсомольск», а в апреле нынешнего года утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре. Это и придало городу третье дыхание.

Отныне наша генеральная линия – восстановить статус Комсомольска-на-Амуре как современного инженерно-промышленного центра ДФО. И в этом году мы приступили к реализации утвержденного плана развития. Прежде всего инвестиции пойдут в инфраструктуру города, что положительно отразится на всех его жителях. К середине августа из федерального центра поступил первый транш на 63 млн рублей для завершения строительства водозабора. В этом году начинаем реконструкцию городского драмтеатра и строительство инженерной школы.

На следующий, юбилейный год для Города юности запланировано порядка 11 объектов инфраструктуры. Среди них – реконструкция набережной, инженерных сетей, электроподстанций, строительство детского больничного комплекса, здания онкоцентра, туркомплекса «Комсомольский», спортивного центра и другие. Сейчас наша ключевая задача – своевременная разработка и утверждение проектной документации и включение этих объектов в федеральную адресную инвестиционную программу.

Всего же до 2025 года планируется построить 27 объектов и провести 33 мероприятия. На всю программу предусмотрено 62,9 млрд рублей, в том числе 49,3 млрд из федерального бюджета, 6,5 млрд – из краевого. Еще 7,2 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников.

– Какой из объектов инфраструктуры наиболее необходим городу?

– Да все они необходимы. Но больше всего – защитная дамба. Мы не должны больше допустить повторения событий 2013 года, когда городу реально грозило затопление. И только благодаря мужеству комсомольчан большой беды удалось избежать.

– Вложения в инфраструктуру – с ними все понятно. А что делается для развития человеческого капитала?

– В городе уже создан центр сертификации и стандартизации для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведется строительство краевого бизнес-инкубатора, и до конца года планируем ввести его в эксплуатацию.

Но главное – сформирован единственный на Дальнем Востоке межрегиональный центр компетенций. Это вообще уникальный проект. После наводнения в 2013 году город посетила заместитель председателя правительства России Ольга Голодец, и по ее инициативе край вошел в «пилотную» программу трудовой мобильности. В рамках этой программы и создан центр профессиональной компетенции. Таких центров по всей стране задумано всего шесть. В нашем, в Комсомольске-на-Амуре, будут систематизированы те знания и практики, которые мы наработаем при развитии кластера авиа- и судостроения и создании ТОСЭР.

У нас и сейчас много наработок в этой области. Но надо идти дальше и добиваться, чтобы, например, КнАГТУ получил статус опорного вуза – основного центра подготовки инженеров в стране. По системе «школа – вуз – предприятие» молодых специалистов готовят на КнААЗ. Есть интересный проект инженерной школы, которую надо не просто построить и оснастить самым наилучшим образом. Надо сформировать и четко отстроить на этой базе систему подготовки молодых кадров. Таким образом мы выполним поручение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по обеспечению наших промышленных предприятий достойными кадрами.

– Заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев положительно оценил работу по созданию ТОСЭР «Хабаровск» и «Комсомольск», отметив, что первый можно считать успешным, а по второму еще многое предстоит сделать. Как там продвигаются дела?

– Действительно, ТОСЭР «Комсомольск» – территория, которой нужно заниматься. Ее будущее тесно увязано с реализацией плана развития Комсомольска-на-Амуре. Здесь еще многое предстоит сделать. На данный момент в ТОСЭР «Комсомольск» зарегистрировано шесть резидентов, всего подано 10 заявок. Это проекты создания производства по обработке металлоизделий, дальневосточного центра глубокой переработки древесины в Амурске, модернизации рыбоперерабатывающего комплекса. Общий объем зарегистрированных инвестиций – 7,8 млрд рублей, будет создано 1,6 тыс. новых рабочих мест.

ТОСЭР ориентирован на высокотехнологичное производство. Чтобы инвесторы могли прийти и сразу начать работать, краевое правительство приняло решение построить на площадке «Парус» настоящий индустриальный парк – с уже готовыми корпусами, подключенными ко всем коммуникациям. Хотя первоначально мы планировали начинать с «чистого поля».

Более того, у нас есть предложения расширить ТОСЭР «Комсомольск». В частности, компания «Русолово» планирует построить в Солнечном районе горно-обогатительную фабрику, в поселке Березовом «Азия лес» собирается наладить производство пиломатериалов, и есть инвесторы по развитию горнолыжного комплекса «Холдоми».

– А что будет с «Амурметаллом»?

– Сложный вопрос. Подчеркну одно: сейчас никто не говорит о закрытии завода. Там прекрасный коллектив – 4 тыс. металлургов, прославивших наш край своим героическим трудом. Прошло время тех деятелей, которые хотели по-быстрому «слупить» денег и отъехать в дальние края. Сегодня мы ведем переговоры с достаточно серьезными, инициативными бизнесменами, готовыми инвестировать в строительство нового прокатного стана, чтобы реанимировать завод. Ведь вы знаете, что это единственное металлургическое предприятие на Дальнем Востоке. Прокат нам нужен позарез – и на судостроительных заводах края, и на судоремонтном в Совгавани. Есть договоренность о поставке слябов во Владивосток. Уверен, сегодняшние планы потенциальных инвесторов вполне реальны.

– В правительстве края обсуждаются планы по строительству выставочного центра «Техно ЭКСПО» в Комсомольске-на-Амуре. Это так?

– Мы нацелены на развитие выставочной деятельности в Комсомольске-на-Амуре, рабочая группа при правительстве края создана совместно с Минпромторгом и Торгово-промышленной палатой России. Рассмотрены возможные площадки под строительство центра, формируется концепция с учетом опыта работы Экспоцентра в Москве и других регионах страны. В нашем центре планируется представлять инновационные технологии, достижения инженерии, машиностроения, ориентированные на субъекты ДФО и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

– А когда вернутся прямые рейсы Москва – Комсомольск-на-Амуре?

– По этому поводу ведем переговоры с Минтрансом России и с авиакомпаниями «Аврора», «Сибирь», «Вим-­Авиа», «Азур-Эйр». Пока достигнута договоренность с компанией «Вим-Авиа» по организации регулярных рейсов Комсомольск-на-Амуре – Москва с 1 октября.