Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sober look

Sober look

Nikolay Bugaev

Head of the Department of the Republic of Sakha (Yakutia) for the development of civil initiatives

How to determine the pedigree "to the seventh generation", how to get rid of drug addiction in the taiga and why a coworking center is needed - Nikolai Bugaev, head of the Department of the Republic of Sakha (Yakutia) for the development of civil initiatives, told EastRussia about public initiatives in the region.

Text: Marina Galkina, photo: Elena Ammosova

- Nikolai Dmitrievich, the department headed by you is not yet a year old. For what purpose was it created?

- In our republic, about 950 thousand people live on a huge territory. The settlements are far from each other: there are villages where no one lives within a radius of 50-60 kilometers, so the role of various kinds of public associations cannot be underestimated. In Yakutia, there are about 2 thousand registered non-profit organizations, of which 500 are socially oriented.

The Department of the Republic of Sakha (Yakutia) for the development of civil initiatives was established in the spring of 2014. The decision to create a special body for the public was adopted by the head of the republic last year at the first Forum of non-profit organizations in Yakutia. In other Russian regions, there are no such separate departments: as a rule, agencies dealing with mostly domestic politics, issues of youth and the family, and interaction with the media take charge of the activities of non-profit organizations.

Since last summer we started active work. If in 2013, applications for presidential grants were submitted by 14 associations from Yakutia, then 2014, thanks to our explanatory work, already 132, and this is almost a third of applications from the DFO.

- Why is there such a marked consolidation of social forces today?

- The psychology of people is changing. If earlier, roughly speaking, a person saw rubbish on the street and demanded to change the mayor or the government (which is, you see, stupid), now he thinks differently: the management company does not work well and the problem can be solved with the help of public activists.

- What civil initiatives are supported in Yakutia?

- To support socially-oriented non-profit organizations (in the framework of the federal law they include 16 directions of public activity, the republican - 8 directions) from the regional budget is annually directed more than 400 million rubles, including 58,5 million last year allocated through the department.

We receive a lot of initiatives, which are viewed by experts in the framework of the competition for NGOs. Last year 106 projects were received, 58 of which became winners. For example, an interesting project is to create a pedigree of the whole of Yakutia, presented by the Institute of Genealogy of the Republic together with the Yakut Academy of Sciences and municipal regions of the region. Genealogy very many people are interested in Yakutia, everyone wants to find in their family princely roots. Presumably, this will be a digital program that will unite open data on all citizens.

- That is, every citizen can enter his name and get a certificate of the history of his kind?

- Approximately so. This project will be completed by the year 2018, while it is working on it.

- What projects are related to improving the life of the population?

- Projects to support disabled people, people who find themselves in difficult life situations are our direct responsibility. For example, the project of the public organization "Chagda" from the Ust-Aldan ulus on the rehabilitation and resocialization of former drug addicts and alcoholics won. Often these people, after leaving drug dispensaries, end up in the same environment. And, as a rule, everything returns to normal. “Chagda” has a labor camp where those who have been treated can go. The camp is located in a remote taiga, and a person can live there for up to three months.

Our activist - the director of this institution - supplies people with food and everything they need, controls them. At any time, a person can refuse and leave. However, many remain in this labor rehabilitation center in nature, are engaged in agriculture, breed goats, rabbits, ducks. There is no better doctor for the human soul than nature.

Among the projects that won, 6 - on the provision of free legal aid, projects on the patriotic education of youth, projects of sports federations. Of the unusual, I would note the project of the hunting society "Keteme" for the protection of animals, bait for roe deer, elk in winter. There is a project of the Museum of Orthodoxy of Yakutia, which received the blessing of the Bishop of Yakutsk and Lensk Roman. Note that the project is not religious.

- To date, NGOs are in all areas of Yakutia?

- Yes, but the northern uluses remain the most problematic. Activists work in them, but organizations are often not registered. It is difficult to live in the North - the same air ticket to Yakutsk is too expensive. The head of Yakutia allocated grants to family dynasties of reindeer breeders who have been engaged in the profession for five or six generations. Grant in the amount of 100 thousand rubles. And of course, in order to fly to the capital of the republic for a grant, you have to spend 60-70 thousand rubles on a ticket. I had to send money to the districts.

However, work is underway. Previously, we have a weak point in terms of creating non-profit organizations remained Aldan district. And now he has his own municipal NGO support program. In all regions and districts, public councils have been created under the heads of municipalities. The leaders also see that it is necessary to talk specifically with the public, to form an equivalent dialogue.

- Which regions do you work with?

- We are supported by the Office of the Plenipotentiary Representative of the President in the Far Eastern Federal District, which helps us to carry out various events, coordinates our work. We work with the Khabarovsk Territory, Primorye - these are the regions of the Far East. For the rest - more with Novosibirsk, Krasnoyarsk, Moscow, Perm and the Arkhangelsk region - leaders in the field of support for NGOs.

- Are there any joint projects with the regions?

- In Perm we order educational literature. Training center "Grani" is a leader in Russia in the development of various kinds of teaching aids. We have made a manual for all municipal districts on an independent assessment of social services, which should be carried out by every enterprise, cultural, educational, health care institution every 3 years. We want our non-profit organizations to conduct a similar assessment. This experience exists both in Novosibirsk and St. Petersburg.

- Was there any idea that was invented in Yakutia and picked up in other regions?

- To talk about concrete ideas that could be applicable in other regions of the Far Eastern Federal District, our department needs to work for two years. Although the regions are very interested in the genealogy project. But only after the project is implemented in our country, it will be able to adopt other regions. Interested in work experience for a tertiary movement. It's no secret that at the end of the 1990-ies Yakutia was a region where alcohol consumption was above average.

- Has the situation changed now?

- Today, thanks to the public, we have adopted a number of laws that help to combat drunkenness. For example, there is a restriction on the sale of alcohol in stores from 14 to 20 hours, alcohol is sold only in specialized stores, the initiative to sell alcohol to people older than 21 is being discussed.

The market prepares its answers for any laws. They say that in the free access of alcoholic beverages can be bought on the Internet. But our non-drinkers conduct test purchases. There was such an idea that those who buy vodka online, take pictures and share on social networks. So the public is very active. Representatives of NGOs from Yakutia traveled to Sevastopol to the Sobriety Forum, and now they want to hold the Forum of the International Sobriety Academy in Yakutsk. Regional sobriety forums take place here every year. However, now we see that young people consume much less alcohol. Yakutia has become one of the 30 pilot projects introducing the TRP standard. This, of course, is also the merit of our publics.

- Has the Crimea already established close cooperation with Yakutia?

-The residents of Yakutia with enthusiasm and pride met with the restoration of historical justice and the choice of the Crimeans to return to Russia. Between the governments of Crimea and Yakutia an agreement on cooperation in trade, economic, scientific, technical and socio-cultural directions was signed. A separate point is the exchange of experience in the sphere of civil society. It is very interesting to work with Crimean community workers - it's true, it's expensive: it's very expensive for us to go to colleagues.

- You announced that last year the department allocated 58,5 million rubles, and 58 projects became the winners. It turns out, 1 million rubles - for one project?

- No, out of 58,5 million rubles, 10 million rubles were sent by a separate order to the Kharyskhal Charitable Foundation for the Support of Children with Disabilities and Children with Disabilities. Of the remaining 48 million rubles, about 830 thousand rubles came out for one project. This year our budget is slightly less - 37 million rubles.

- In addition to funding, how do you support non-profit organizations?

- There is informational support. Social activists send us their materials, we publish them in the newspapers Sakha Sire and Yakutia, on websites and on television. We provide methodological and legal assistance, for example, in registering an organization: before submitting documents to the administration of the Ministry of Justice, public figures show us the statutes - that is, we work as a resource center.

This year the House of the public will open, where a coworking center will appear. People will come, work on computers, use printers, surf the Internet.

- The Public Chamber of the Republic is very active in promoting the standard of openness of the work of government bodies. Do you think this is an important document?

- Of course. Active involvement of citizens in governance processes is impossible without openness of government bodies. People should see not only how officials work, but also how decisions are made. We studied foreign experience, the experience of Russian regions (in particular, the Tula region). 4 conducted public hearings, made more than 40 changes to the draft standard of openness, which should become the basis for work for the executive branch.

- Do you think the crisis will affect NGOs?

- A very good question. Officials are divided into two categories: there are managers who are looking at whether the project will bring money to the state or not. It will not bring - it is necessary to close, because the crisis, it is necessary to shrink. And there are real civil servants who look at the effect from the project in the future for the next 10-20 years.

In the crisis, the public passions are always growing, the dissatisfied people are becoming more. The authorities are trying to do so that at a level of income, which in the budget is less, everyone was more or less comfortable. The public can substitute the shoulder by implementing social projects. I believe, in no case can not reduce the support of NGOs. Our publics only began to feel confident in the future. Unfortunately, the draft budget was amended to the State Duma, according to which the financing of the NGO support program will be reduced by more than 960 million rubles.

In my opinion, it is more logical to transfer certain functions of the state to non-profit organizations during the crisis. Who knows better than the problem, for example, mothers with many children? We are engaged in this area of ​​state institutions, but, perhaps, if we give the functions to the public, it will be cheaper and more efficient.

May 13: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Трезвый взгляд

Трезвый взгляд

Николай Бугаев

руководитель Департамента республики Саха (Якутия) по развитию гражданских инициатив

Как определить родословную «до седьмого колена», каким образом освободиться от наркозависимости в тайге и для чего нужен коворкинг-центр - руководитель Департамента республики Саха (Якутия) по развитию гражданских инициатив Николай Бугаев рассказал EastRussia об общественных инициативах в регионе.

Текст: Марина Галкина, фото: Елена Аммосова

- Николай Дмитриевич, возглавляемому вами департаменту нет еще и года. С какой целью он был создан?

- В нашей республике на огромной территории проживает приблизительно 950 тыс. человек. Населенные пункты находятся далеко друг от друга: есть села, где в радиусе 50-60 километров никто не живет, поэтому роль различного рода общественных объединений невозможно недооценить. В Якутии насчитывается порядка 2 тыс. зарегистрированных некоммерческих организаций, из них 500 – социально ориентированные.

Департамент Республики Саха (Якутия) по развитию гражданских инициатив был образован весной 2014 года. Решение создать специальный орган для общественников было принято главой республики в прошлом году на первом Форуме некоммерческих организаций в Якутии. В других российских регионах подобных отдельных департаментов нет: как правило, курирование деятельности некоммерческих организаций берут на себя ведомства, занимающиеся большей частью внутренней политикой, вопросами молодежи и семьи, взаимодействием со СМИ.

С лета прошлого года мы начали активную работу. Если в 2013 году заявки на получение президентских грантов подали 14 объединений из Якутии, то в 2014, благодаря нашей разъяснительной работе, уже 132, а это почти треть заявок из ДФО.

- Почему сегодня наблюдается столь выраженная консолидация общественных сил?

- Меняется психология людей. Если раньше, грубо говоря, человек увидел мусор на улице и требовал поменять мэра или правительство (что, согласитесь, глупо), то теперь он думает по-другому: плохо работает управляющая компания и можно решить проблему с помощью общественных активистов.

- Какие гражданские инициативы поддерживаются в Якутии?

- На поддержку социально-ориентированных некоммерческих организаций (в рамках федерального закона к ним относятся 16 направлений общественной деятельности, республиканского - 8 направлений) из регионального бюджета ежегодно направляется более 400 млн рублей, в том числе 58,5 млн в прошлом году выделено по линии департамента.

К нам поступает очень много инициатив, которые просматриваются экспертами в рамках конкурса для СО НКО. В прошлом году поступили 106 проектов, 58 из которых стали победителями. Например, интересен проект по созданию родословной всей Якутии, представленный Институтом генеалогии республики совместно с якутской Академией наук и муниципальными районами региона. Генеалогией очень многие интересуются в Якутии, все хотят у себя в роду найти княжеские корни. Предположительно, это будет цифровая программа, которая объединит открытые данные по всем гражданам.

- То есть каждый гражданин сможет ввести свою фамилию и получить справку об истории своего рода?

- Приблизительно так. Этот проект будет завершен к 2018 году, пока над ним идет работа.

- А какие проекты связаны с улучшением жизни населения?

- Проекты по поддержке инвалидов, людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, - это наша прямая обязанность. Например, победил проект общественной организации «Чагда» из Усть-Алданского улуса по реабилитации и ресоциализации бывших наркоманов и алкоголиков. Зачастую эти люди после выхода из наркодиспансеров попадают в ту же среду. И все, как правило, возвращается на круги своя. У «Чагды» есть трудовой лагерь, куда могут уехать прошедшие лечение. Лагерь находится в глухой тайге, и человек может жить там до трех месяцев.

Наш активист - директор этого учреждения – снабжает людей продуктами и всем необходимым, контролирует их. В любой момент человек может отказаться и уйти. Однако многие остаются в этом трудовом реабилитационном центре на природе, занимаются сельским хозяйством, разводят коз, кроликов, уток. Для души человека нет лучшего лекаря, чем природа.

В числе проектов, которые победили, 6 - по оказанию бесплатной юридической помощи, проекты по патриотическому воспитанию молодежи, проекты спортивных федераций. Из необычных я бы отметил проект охотобщества «Кэтэмэ» по охране животных, прикормке косуль, лосей в зимний период. Есть проект Музея православия Якутии, который получил благословение епископа Якутского и Ленского Романа. Замечу, что проект не является религиозным.

- На сегодняшний день НКО есть во всех районах Якутии?

- Да, но наиболее проблемными остаются северные улусы. Активисты в них работают, однако организации зачастую не зарегистрированы. На Севере сложно жить – тот же авиабилет до Якутска стоит слишком дорого. Выделяли гранты главы Якутии семейным династиям оленеводов, которые занимаются профессией пять-шесть поколений. Грант в размере 100 тыс. рублей. И понятно, чтобы прилететь за грантом в столицу республики, надо потратить на билет 60-70 тыс. рублей. Пришлось переправлять деньги в районы.

Тем не менее, работа идет. Раньше у нас слабым местом в плане создания некоммерческих организаций оставался Алданский район. А теперь у него есть своя муниципальная программа поддержки НКО. Во всех улусах и районах созданы общественные советы при главах муниципалитетов. Руководители тоже видят, что нужно конкретно разговаривать с общественностью, формировать равнозначный диалог.

- С какими регионами вы работаете?

- Нас поддерживает Аппарат полномочного представителя Президента в ДФО, который помогает нам проводить различные мероприятия, координирует нашу работу. Мы работаем с Хабаровским краем, Приморьем – это по регионам Дальнего Востока. В остальном – больше с Новосибирском, Красноярском, Москвой, Пермью и Архангельской областью – лидерами в сфере поддержки НКО.

- Есть ли какие-то совместные проекты с регионами?

- В Перми мы заказываем учебную литературу. Учебный центр «Грани» является лидером в России по разработке различного рода методических пособий. Мы сделали методичку для всех муниципальных районов по независимой оценке социальных услуг, которую должно каждое предприятие, учреждение культуры, образования, здравоохранения проводить раз в 3 года. Мы хотим, чтобы наши некоммерческие организации проводили подобную оценку. Такой опыт есть и в Новосибирске, и в Санкт-Петербурге.

- Была ли какая-то идея, которую придумали в Якутии и подхватили в других регионах?

- Чтобы говорить о конкретных идеях, которые могли бы быть применимы в других регионах ДФО, нашему департаменту надо отработать года два. Хотя регионы очень заинтересовались проектом по генеалогии. Но только после того, как проект будет реализован у нас, его смогут перенимать другие регионы. Интересуются и опытом работы за трезвенническое движение. Не секрет, что в конце 1990-х годов Якутия была регионом, где употребление алкогольной продукции было выше среднего.

- Сейчас разве изменилась ситуация?

- Сегодня благодаря общественности у нас принят целый ряд законов, которые помогают бороться с пьянством. Например, действует ограничение на продажу спиртного в магазинах с 14 до 20 часов, спиртное продается лишь в специализированных магазинах, обсуждается инициатива по реализации алкоголя лицам старше 21 года.

На любые законы рынок готовит свои ответы. Говорят, что в свободном доступе алкогольную продукцию можно купить в интернете. Но наши трезвенники проводят контрольные закупки. Была и такая идея, чтобы тех, кто покупает водку в онлайне, фотографировать и выкладывать в социальные сети. Так что общественность очень активна. Представители НКО из Якутии ездили в Севастополь на Форум трезвости, а теперь хотят провести Форум международной Академии трезвости в Якутске. Региональные форумы трезвости проходят у нас каждый год. Впрочем, сейчас мы видим, что и молодежь гораздо меньше употребляет алкоголь. Якутия стала одним из 30 пилотных проектов введения норматива ГТО. В этом, безусловно, тоже есть заслуга наших общественников.

- С Крымом у Якутии уже установилось тесное сотрудничество?

-Жители Якутии с воодушевлением и гордостью встретили восстановление исторической справедливости и выбор крымчан вернуться в состав России. Между правительствами Крыма и Якутии подписано соглашение о взаимодействии в торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном направлениях. Отдельным пунктом стоит обмен опытом в сфере гражданского общества. С общественниками Крыма работать очень интересно - правда, накладно: ездить к коллегам для нас очень дорого.

- Вы озвучили, что в прошлом году департамент распределил 58,5 млн рублей, а победителями стали 58 проектов. Получается, 1 млн рублей – на один проект?

- Нет, из 58,5 млн рублей 10 млн рублей было направлено отдельным распоряжением Благотворительному фонду поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Харысхал». Из оставшихся 48 млн рублей порядка 830 тыс. рублей получилось на один проект. В этом году наш бюджет чуть меньше - 37 млн рублей.

- Кроме финансирования, как вы еще поддерживаете некоммерческие организации?

- Существует информационная поддержка. Общественники направляют нам свои материалы, мы их публикуем в газетах «Саха сирэ» и «Якутия», на сайтах и телевидении. Оказываем методическую и юридическую помощь, к примеру, в регистрации организации: перед тем как сдавать документы в управление Минюста, общественники показывают нам уставы, - то есть мы работаем как ресурсный центр.

В этом году откроется Дом общественности, где появится коворкинг-центр. Люди будут приходить, работать на компьютерах, пользоваться принтерами, интернетом.

- Общественная палата республики очень активно выступает за внедрение стандарта открытости работы органов власти. Как вы считаете, это важный документ?

- Безусловно. Активное вовлечение граждан в процессы управления невозможно без открытости органов власти. Люди должны видеть не только как работают чиновники, но и как принимаются решения. Мы изучили зарубежный опыт, опыт российских регионов (в частности, Тульской области). Провели 4 общественных слушания, внесли более 40 изменений в проект стандарта открытости, который должен стать основой работы для органов исполнительной власти.

- Как вы считаете, кризис скажется на НКО?

- Очень хороший вопрос. Чиновники делятся на две категории: есть менеджеры, которые смотрят, принесет ли проект денег государству или не принесет. Не принесет - надо закрывать, потому что кризис, надо ужиматься. А есть настоящие государственные служащие, которые смотрят на эффект от проекта в перспективе на ближайшие 10-20 лет.

В кризис всегда растет накал общественных страстей, недовольных людей становится больше. Власть старается делать так, чтобы при том уровне доходов, которых в бюджете стало меньше, всем было более-менее комфортно. Общественники могут подставить плечо, реализуя социальные проекты. Я считаю, ни в коем случае нельзя сокращать поддержку НКО. Наши общественники только начали ощущать уверенность в завтрашнем дне. К сожалению, в Госдуму внесен проект поправок в бюджет, согласно которому финансирование программы поддержки СО НКО будет сокращено более чем на 960 млн рублей.

На мой взгляд, логичнее в период кризиса некоторые функции государства передать некоммерческим организациям. Кто знает лучше проблемы, к примеру, многодетных матерей? У нас этой сферой занимаются государственные учреждения, но, может быть, если отдать функции общественникам, получится и дешевле, и эффективнее.