Поделиться
Труба проигрывает конкуренцию
Поделиться

На фоне затягивающегося развития газотранспортной сети в Приморье развитие получает рынок СУГ

Аэропорт Владивостока – один из первых потребителей СУГ // автор: volkova natalia / shutterstock
Пять лет назад, в 2011 году, премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин официально запустил газопровод “Сахалин – Хабаровск – Владивосток" в столице Приморья. Уже со следующего года начался переход городских энергообъектов с угля на природный газ – во многом это объяснялось заботой об экологии Владивостока. Город действительно стал существенно чище – угольная пыль осталась для жителей столицы в Приморья в прошлом. Но, несмотря на это, долгожданный газ добрался до приморцев далеко не в полной мере. 

Как рассказывает Андрей Шутов, директор по развитию Центра газовых технологий, газоснабжение частного сектора, производств и, что очень важно, его тарифная стоимость для конечного потребителя, – находятся в прямой связи с экономическим развитием Дальнего Востока. «Главные месторождения природного газа расположены на шельфе Сахалина, и единая газотранспортная сеть с материком уже давно существует. Однако эта сеть не загружена и на треть», – отмечает господин Шутов.

В действительности, мощность газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток позволяет прокачивать до 30 млрд кубометров газа в год. По оценке некоторых специалистов, текущая загрузка может составлять около 6 млрд кубометров газа в год. Как сообщили корреспонденту EastRussia в Администрации Приморского края,  “в настоящее время объектами г. Владивостока потребляется порядка 1 млрд кубометров газа в год”. 
 
При этом, отмечают в Администрации, в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Приморского края, суммарное газопотребление Приморского края составляет 11 млрд кубометров газа год. Эта цифра, напомним, подкреплена планами по газоснабжению таких крупных потребителей, как игорная зона "Приморье", Артемовская ТЭЦ, газохимический и нефтехимический завод в Находке, Находкинская ТЭЦ, газоперерабатывающий завод в Хасанском районе, завод СПГ и другие.


Труба будет ждать потребителей
Информацию по развитию газоснабжения и газификации Приморского края  корреспонденту EastRussia предоставила исполняющая обящанности директора департамента энергетики Приморского края Алла Фортун:

«Для газификации Приморского края была построена газотранспортная система «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Первые объекты газопотребления введены в эксплуатацию в рамках реализации подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 480, это Владивостокская ТЭЦ-2, ВТЭЦ-1, ТЦ «Северная», завод СОЛЛЕРС-ДВ, мини-ТЭЦ о. Русский («Северная», «Центральная», «Океанариум»). Также к газоснабжению подключены потребители кампуса ДВФУ», – отмечает Алла Фортун.

Развитие газотранспортной системы, а вместе с ним и увеличение потребления газа, во многом зависит от перспектив появления в регионе крупных потребителей. Так, Генеральной схемой газоснабжения и газификации Приморского края предусмотрено газоснабжение интегрированного развлекательного курорта «Приморье». По информации АО «Корпорация развития Приморского края», выход на полную проектную мощность по потреблению природного газа курортом «Приморье» планируется к 2021 году.

«Ввод в эксплуатацию межпоселкового газопровода должен быть синхронизирован с подготовкой объектов газопотребления с расходом газа, достаточным для надежной и безопасной эксплуатации. Таким образом, ввод в эксплуатацию газопровода возможен не ранее 2019-2020 годов», – отметила Алла Фортун.

– АО «НХГ» планирует начало разбора газа со II квартала 2019 года, АО «ВНХК» - с IV квартала 2020 года, – отмечают в администрации Приморского края. – Решение о строительстве Находкинской ТЭЦ до настоящего времени не принято ПАО «РАО ЭС Востока». Строительство завода СПГ в Хасанском районе отложено ПАО «Газпром» на неопределенный срок.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что в первую очередь для газификации нужна ресурсная база. Во-вторых, требуется построить газотранспортную инфраструктуру.

«Проблема – в инфраструктуре, которую должны готовить местные власти. То есть, если немного упростить, задача "Газпрома” – довести газ до населённого пункта, а местных властей – подготовить всё необходимое для приёма этого газа внутри населённого пункта. В настоящий момент низкие темпы газификации Приморья – это беда для "Газпрома", так как газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток недозагружен. А ведь есть ещё Киринское месторождение, которое нужно выводить на полную мощность», – отмечает эксперт.


А потребители не будут ждать трубу
Таким образом, ситуация складывается так, что по ряду объектов газификация произойдет не ранее, чем через два года, а по некоторым и вовсе не предвидится в ближайшей перспективе. Но таким кластерам, как, например, игорный курорт «Приморье», некогда ждать – газификация необходима как можно скорей, причем цена – уже не главный фактор для снабжения.

Когда первоначально проектировалась игорная зона, предполагалось, что объекты будут подключены к магистральному газу. Однако пока эта идея остается на бумаге, поэтому застройщики решили воспользоваться возможностью построить энергетику на базе сжиженного пропан-бутана (сжиженный углеводородный газ, который поставляет EasternGas). Как отмечают в компании, магистральный метан, конечно, более дешевый вариант по сравнению со сжиженным пропан-бутаном, но в отсутствие оного СУГ становится весьма конкурентоспособным топливом. 

Компания EasternGas первой из независимых энергетических компаний в 2015 году пришла в Приморский край – в Муравьиную бухту, близ города Владивосток, где построила одну из крупнейших в России современную котельную на сжиженном углеводородном газе. Мощность котельной составляет 7,4 МВт.
Услугами именно этой компании и воспользовался первый резидент игорно-развлекательного курорта «Приморье».

«Для иностранных инвесторов это было смелым  решением – не дожидаясь газификации, начать сотрудничать с нами. С начала нашего сотрудничества не было ни одного сбоя, весь отопительный сезон пройден успешно», – говорит директор EasternGas Константин Джунковский.

В Приморье на данный момент еще много мест, которые ожидают газификации, и опыт игорной зоны становится востребованным. Так, например, услугами EasternGas воспользовался аэропорт Владивостока. Мощности котельной были использованы для отопления в зимний период. Мовсес Баргесян, генеральный директор организации, обеспечивающей аэропорт Кневичи во Владивостоке – АО «Первая инвестиционная компания», рассказывает:

– Когда во Владивостоке в октябре 2015 года начался отопительный сезон, мы планово договорились с поставщиками, которые будут поставлять нам сжиженный углеводородный газ для отопления. Но один из потенциальных поставщиков подвел нас уже во время начала отопительного сезона – газ не начали поставлять в оговоренную дату. Нам пришлось срочно искать выход из сложившейся ситуации. В то время как раз EasternGas уже построили свою котельную для игорной зоны. Мы обратились к этой компании и с тех пор наладили сотрудничество по поставкам газа для нашего аэропорта.

По мнению Мовсеса Баргесяна, СУГ сегодня является оптимальным топливом для  Приморского края. Константин Джунковский отмечает, что существует огромный потенциал для использования СУГ в регионе: большинство предприятий Владивостока и его окрестностей отапливается неэкологичным топливом. Многие жилые кварталы, больницы, школы, социальные объекты Приморья в данный момент отапливаются на мазуте и угле.

Согласно расчетам, опубликованным в источниках Газпрома, перевод энергообъектов на газ позволит достичь нормативного уровня выбросов вредных веществ, ведь газ — самое экологически чистое ископаемое топливо, и при его сгорании в атмосферу не попадает зола и сера, а также выделяется значительно меньшее количество азота и углерода. «Сейчас многие предприятия рассматривают СУГ не только как высокоэффективное, но и как экологичное топливо», – резмирует Константин Джунковский.


В чем преимущество СУГ
Андрей Шутов, директор по развитию Центра газовых технологий, подчеркивает, что Сахалинский газ в основном ориентирован на экспорт. Поэтому, учитывая реальные планы газификации, а также объективную сложность в строительстве газопроводов, выходом для многих потребителей может стать использование СУГ.

По мнению эксперта, на материке нет достаточного потребления для прокладки среднемагистиальных и локальных газопроводов, и нет соответствующей финансовой возможности для подключения природного газа.

Ключевое преимущество СУГ над метаном (при схожих показателях экологичности и энергоемкости) в том, что в труднодоступной и малонаселенной местности, где перспектива строительства магистральных газораспределительных сетей отдаленная, СУГ можно подключить уже сегодня. А накопители, которые планируют строить в ближайшее время в Приморье для отправки СУГ на экспорт, станут существенным фактором снижения цены на ресурс для местных потребителей. Эксперты отмечают, что в современных условиях для транспортировки СУГ даже не нужна железная дорога – доставка может обеспечиваться автомобильными танк-контейнерами.

– Удельная теплота сгорания сжиженного газа примерно на 25% выше, чем природного, – говорит Дмитрий Останин, руководитель технического департамента ООО “Мосзападгаз”. Эксперт подчеркивает, что чем выше удельная теплота сгорания топлива, тем меньше его расход.
 
«Производят СУГ на газоперерабатывающих заводах из попутного нефтяного газа или конденсатной фракции природного газа. Причем чем больше в продукции доля пропана, тем лучше она будет испаряться в холодное время года, что актуально на Дальнем Востоке», – заключает Дмитрий Останин. 
Алла Галанова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов