Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Труба всему голова

Что изменит дальневосточный рынок ГСМ

Труба всему голова

Эксперты, опрошенные корреспондентом East Russia, расходятся во мнениях, поможет ли строительство отводов от нефтепровода ВСТО-2 к Хабаровскому и Комсомольскому нефтеперерабатывающим заводам сдерживать цены на бензин и дизельное топливо.

Строительство отводов от нефтепровода ВСТО-2 к Хабаровскому и Комсомольскому нефтеперерабатывающим заводам завершится ориентировочно в 2015-2016 годах. Нефтяники говорят, что «труба» сможет обеспечить заводы большим количеством сырья, следственно, возрастут и объемы выпускаемой продукции, к тому же транспортные издержки упадут на 30-35% по сравнению с доставкой нефти по железной дороге. Однако независимые нефтетрейдеры и эксперты в этом не уверены. Они считают, что, кроме «трубы», дальневосточный рынок ГСМ может изменить строительство двух новых НПЗ и экспорт нефти и нефтепродуктов в страны АТР.

Сроки прокладки отводов от ВСТО-2 к двум Дальневосточным нефтеперерабатывающим заводам уже не раз сдвигались. Если в прошлом году СМИ говорили о строительстве отвода к Хабаровскому НПЗ (принадлежит НК «Альянс») к началу 2014 года, то сейчас пресс-секретарь НК «Альянс» Андрей Румянцев сообщил East Russia о «конце текущего года». Отвод к Комсомольскому НПЗ (собственность НК «Роснефть»), по информации компании, будет построен в 2016 году.

В настоящее время к обоим НПЗ сырье доставляют цистернами по железной дороге. Поэтому строительство отводов сможет снизить транспортные расходы, уверены нефтяники.

«Труба примерно на 30-35% дешевле, окупится через полтора – два года. Главное, это позволит перерабатывать 5 млн тонн нефти [на ХНПЗ] с выходом в дальнейшем на 6 млн тонн, - поделился мнением А.Румянцев.– Без трубы, мы не можем перерабатывать более 4,4 млн т в год (это предел возможности ж/д). Мощность ХНПЗ - 5 млн т по переработке сырья». Сейчас ХНПЗ на реконструкции и не может работать в полную силу.

В то же время транспортные расходы – не единственная составляющая цены топлива. «Удельные затраты на производство - фактор менее значимый, чем цена нефти, тарифы и прочее, поэтому труба не станет волшебной», - рассказал А.Румянцев.

«Нефтепровод позволит обеспечить транспортировку необходимых объемов нефти с учетом модернизации КНПЗ», - сообщили корреспонденту East Russia в пресс-службе «Роснефти», но об объемах, которые будут доставлять к заводу по «трубе», в компании ничего не сказали. Кстати, к КНПЗ транспортируют не только западносибирскую нефть по ж/д, но и сахалинскую через нефтепровод Оха - Комсомольск-на-Амуре.

С нефтяниками согласен к.э.н., заведующий отделом ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Леонтий Эдер.

«Строительство отводов позволит нарастить производство нефтепродуктов на НПЗ, создать дополнительные рабочие места, увеличить объем налоговых поступлений. Снижение цен на ГСМ также положительно скажется на тех сферах производства, которые имеют значительную транспортную составляющую в структуре издержек», - считает эксперт. По его словам, строительство отводов поможет снизить транспортные издержки и повысит надежность доставок.

Пока отводы не будут построены, а КНЗП и ХНПЗ не закончат модернизацию, заводы не смогут целиком обеспечить Дальний Восток топливом.

«По бензину ХНПЗ и КНПЗ могут закрыть порядка трех четвертей потребности региона, по ДТ – полностью», - сообщил А.Румянцев. Поэтому сейчас дальневосточный рынок ГСМ нуждается в помощи независимых нефтетрейдеров, они занимаются перекупкой топлива мелким оптом у «Роснефти» и «Альянса» и розничной продажей через свои заправки. Ту самую одну треть бензина перекупщики доставляют на ДВ с сибирских НПЗ.

Независимый нефтетрейдер, владелец компании «Бискур» Сергей Микелов считает, что «при наличии денег купить можно все, что угодно, но часто приобретаемые нефтепродукты бывают неконкурентоспособны на Дальневосточном рынке. Однако на сегодняшний день биржа работает. Был период, когда «Роснефть» вообще ничего не продавала частникам». Тем не менее, по его мнению, у «Роснефти» по-прежнему не выгодно покупать топливо: разница между мелкооптовыми ценами и розничными за литр бензина и ДТ у «Роснефти» меньше рубля.

«Нефтебазы «Роснефти» в Хабаровске часто не обеспечивают независимых трейдеров топливом в достаточных объемах. Допустим, я заказываю 250 тонн, а мне выделяют всего 30. Возить нефтепродукты с сибирских НПЗ дорого из-за транспортных расходов, но приходится», - сказал С.Микелов. Он уверен, что строительство отводов ситуацию не изменит – «монополист не станет снижать цены на продукцию, если у него повысилась рентабельность бизнеса. Снизить цены его заставит только рынок, а рынка ГСМ на Дальнем Востоке, по сути, нет, конкуренция отсутствует».

В перспективе Дальневосточный рынок ГСМ способен изменить ввод НПЗ в Амурской области. «Амурская энергетическая компания» (90% уставного капитала компании принадлежит предприятию из Китай) объявила о строительстве нового НПЗ в декабре 2013 года с мощностью переработки 6 млн т нефти в год. Планируется, что на внутренний рынок завод будет поставлять от 1 до 3 т нефтепродуктов. Сроки строительства пока не известны.

«Мощности этого НПЗ в объеме 1 млн т не скажутся существенным образом на рынке ГСМ Дальнего Востока, в том числе Хабаровского края, поскольку его доля составит не более 5-7% от суммарных мощностей, - считает Л.Эдер. – Основной проблемой строительства такого завода будет источник поступления сырья – сырой нефти. Компании вряд ли удастся получить разрешение на подключение к магистральному трубопроводу системы ОАО «АК «Транснефть». А поставки по железной дороге будут связаны со значительными издержками на транспортировку в конечной цене товара».

В прошлом году появились сведения о продаже «Альянсом» Хабаровского НПЗ «Роснефти». Об этом писали авторитетные российские СМИ, однако официально представители нефтяных компаний информацию не подтверждали.

«Сначала завершим второй этап реконструкции ХНПЗ, построим трубу. Потом можно говорить о продаже компании. В настоящее время, компания не продается (тем более отдельно завод)», - сказал корреспонденту East Russia А.Румянцев.

В «Роснефти» ситуацию вовсе не прокомментировали. Независимые трейдеры уверены, что лучше от продажи завода рынку ГСМ не станет.

«Если «Альянс» продаст ХНПЗ «Роснефти», рынок ГСМ Дальнего Востока ждет полная монополизация. Весь российский рынок нефтепродуктов от Иркутска на восток перейдет в руки «Роснефти, - уверен С.Микелов. - Либо «Роснефть» создаст монополию на Дальнем Востоке, либо оставит на заправках логотипы «Альянса» и не станет менять ценовую политику».

«С целью удовлетворения растущих потребностей на региональном рынке, «Роснефть» реализует как программу модернизации Комсомольского НПЗ, так и проект строительства «Восточной нефтехимической компании» (ВНКХ) мощностью до 30 млн т, что позволит удовлетворить спрос в первую очередь потребностей российских регионов в среднесрочной и долгосрочной перспективе», - сообщили корреспонденту East Russia в «Роснефти».

ВНХК – это нефтехимический комплекс, который «Роснефть» заложила близ Находки в 2012 году. Значительную часть нефтехимической продукции проекта ВНХК планируется экспортировать на рынки АТР. Для этого в составе нефтехимического комплекса предусмотрено строительство производства полимеров. «Реализация проекта также создаст уникальную возможность для экспорта конечной продукции российского производства с высокой добавленной стоимостью на перспективные азиатские рынки», - сообщили в компании «Роснефть». Комплекс будет работать на «трубе», «Роснефть» планирует протянуть отвод от ВСТО-2 к Находке.

«Строительство ВНХК с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью способно дать региону существенный мультипликативный эффект, - прокомментировал Л. Эдер. – Влияние на внутренний рынок ГСМ может оказаться не столь заметным из-за ориентации производства преимущественно на экспорт в страны АТР».

Сейчас с КНПЗ в страны АТР «Роснефть» экспортирует в основном темные нефтепродукты. «Альянс» также почти не экспортирует автотопливо, по словам А.Румянцева, «экспортные программы фактически формируются по остаточному принципу».

В 2013 году «Роснефть» поставила в Китай по ВСТО 15 млн т нефти. По сообщениям СМИ, в прошлом году страны договорились о том, что в 2014 году экспорт нефти увеличится на 2 млн тонн, а в 2015 – еще на 5 млн тонн. В прошлом году глава «Роснефти» говорил о том, что планка в 50 млн т экспортной нефти в Китай «не является недостижимой».

В целом аналитики уверены, что «Роснефть» способна увеличивать экспорт российской нефти в Китай.

«Согласно прогнозу ИНГГ СО РАН, общая добыча нефти на Востоке России может составить в 2015 году около 56,6 млн т, в 2020 году – 74,63 млн т, в 2030 году - свыше 87,7 млн т, - сообщил Л.Эдер. – На существующих разрабатываемых и планируемых к введению в разработку месторождениях пик добычи придётся на начало 2020 года, когда добыча нефти возрастет с 35 до 71 млн т. Это станет возможным за счет введения и выхода на проектную мощность Ванкорского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского, Среднеботуобинского, Сузунского, Лодочного и Тагульского месторождений. Все эти участки принадлежат и контролируются «Роснефтью».

Добыча нефти в Восточной Сибири компанией «Роснефть» на уже открытых разрабатываемых и подготовленных к освоению месторождениях в 2020 году вырастет почти в три раза с 25,7 до 60 млн т (+ 45 млн т к нынешним 25 млн т – прим. East Russia) и далее до 65 млн т, считает аналитик. В результате «Роснефть» сможет обеспечить свои обязательства по поставкам углеводородного сырья в Китай.

Справка East Russia

Переработка нефти на Дальнем Востоке

Окончить модернизацию КНПЗ «Роснефть» планирует в 2015 году, после этого завод сможет перерабатывать 8 млн т нефти в год. В 2013 году объем переработки нефти на заводе составил 7,1 млн т нефти. По информации компании «Роснефть», выпуск бензинов в этом году ограничился 474,6 тыс. т, производство дизельного и судового топлива составило почти 2,6 млн т. Объем переработки нефти в 2012 г. составил 7,48 млн т, завод произвел 7,31 млн т различных нефтепродуктов, из которых 1,41 млн т составили бензины, 2,07 млн т – ДТ.

Как сообщили в НК «Альянс», в 2013 году Хабаровский НПЗ переработал 4 391,8 тыс. т нефти, это на 11,6% больше, чем в 2012 году, и выработал в общей сложности 4 283,7 тыс. т нефтепродуктов. В 2013 году завод выработал 474,6 тыс. т автобензинов (на 13,4% больше, чем в прошлом году), 281,6 тыс. т ДТ (на 6% больше показателей прошлого года). Сейчас на ХНПЗ также идет реконструкция, в перспективе завод сможет перерабатывать до 6 млн т нефти в год.

Третий НПЗ в регионе НПЗ – «Петросах» на Сахалине - способен перерабатывать около 200 тыс. т нефти в год, но фактические объемы переработки гораздо ниже.