Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The centers of attraction

Special economic zones of the Far Eastern Federal Districts

The centers of attraction

The Minister for Development of the Far East, Alexander Galushka, gave a clear definition of the territories of advanced economic development in the Far East - these are special economic zones (SEZs), industrial parks, techno- and agricultural parks and the corresponding infrastructure, which creates a system that ensures the process of investment inflows, the creation of new enterprises. implementation of investment projects. In the near future, a federal bill on these territories will be submitted to the Russian government.

The proposal of the Ministry for the Development of the Russian Far East on a new model for the development of the Far Eastern region based on the export of finished goods produced in the regions of the Far Eastern Federal District to the APR countries was approved at a government meeting back in November last year. The main tool for the implementation of this model, in addition to improving the investment climate, is the creation of competitive priority development territories. As you know, in Russia special economic zones in their current form have been functioning relatively recently, since the entry into force in 2005 of the federal law "On special economic zones in the Russian Federation." It was assumed that the state will give tax and administrative benefits to investors, remove bureaucratic barriers, and also invest part of the funds in creating the infrastructure of the zones, and will guarantee the invariability of the conditions of the SEZ.

In total, 25 zones were created, which were divided into four types (industrial-production, technical-promotional, tourist-recreational, port), and the majority of investors joined the first and second type projects, which are implemented in large regions with developed infrastructure - the Moscow region , St. Petersburg, Tatarstan, Lipetsk, Tomsk regions, and others.

In the Far East, there are two SEZ projects - the port special economic zone "Sovetskaya Gavan" in the Khabarovsk Territory and the project to create on the territory of. Russian Primorsky Territory tourist and recreational special economic zone. Both projects have been implemented since 2010 year, but the indicators of their implementation are close to zero today. This is partly due to system-wide conditions: unlike industrial-production and technology-innovative SEZs, port and tourist-recreational zones in Russia, in fact, have not yet taken place and have not become attractive for investors. Nevertheless, the mechanism of the SEZ in the DFO is not to be refused. On the contrary, all the experience of what was created during this time is supposed to be the basis for the future network of territories for advanced economic development.

Taking into account the "turn to the east" it is assumed that the territories of advanced development in the Far East will be oriented to export to the countries of the Asia-Pacific region. Since each of the regions of the DFO has its own specifics and priority development sectors, somewhere better logistics, and somewhere more mineral deposits, the reasonable use of the initial data of each specific region will help realize the potential of the district as a whole.

Primorsky Territory is allocated for creating special conditions for investors in the region. On the basis of the Sollers-Far East plant it is proposed to create a new industrial-type SEZ for the production of automotive components. It is also possible to create an industrial-production SEZ for the project of a new shipyard "Zvezda", which is being implemented on the initiative of Rosneft and with the participation of Gazprombank with a focus on offshore projects. The tourist and recreational zone is not forgotten. Russian, whose infrastructure was developed thanks to the APEC-2012 summit. But to revive its work, new incentives are clearly needed. According to economists, Primorye is the key transport and logistics center in the Far Eastern Federal District, the most prepared for integration into the Asia-Pacific region. The creation of new SEZ will be very useful for solving this problem.

In the Khabarovsk Territory the situation is more complicated. After three years of existence, PSEZ "Sovetskaya Gavan" could cease to exist (the period established by law). The PSEZ did not have residents, either because of the complicated and long procedure for approving them, or at the expense of the absence of potentially interested residents who have the necessary financial resources. However, the zone will continue to exist, for which the following actions were taken. The edge is allowed to create its own management company to minimize costs (with the participation of OAO Special Economic Zones), solve bottlenecks in the BAM, hampering supplies (the construction of the Kuznetsovsky Tunnel - one of the largest investment projects of railway workers), build a coal-fired CHP plant with the capacity of 120 MW, it was decided to expand the zone by including sections of the Vanino seaport (at 40 kilometers north of Sovgavan). It is assumed that for 49 years the combined SEPZ will attract more than 210 billion rubles of private investments, provided that it starts its work. And she can start working. At least that's what the Khabarovsk Krai government and the federal government think of, which can not simply take and close the first project of the port special economic zone in such a strategically important region. It is important that business groups interested in exporting their products through the ports of Khabarovsk Krai show interest in this SEZ.

Work on the realization of the economic potential of the regions of the Far East has been conducted all these years at a rather slow pace and according to the principle of extracting raw materials and taking it out of the region. Today we can note a very clear message from the federal government - it is necessary to create favorable conditions for the development of large-scale projects that promise great benefits in the long run. DFO regions have experience in creating special economic zones, which so far has not been effective due to the lack of systematic work in this direction. But at the present stage, the creation of new SEZs and the revitalization of existing ones can make a significant contribution to the development of the territory. The best prospects in this regard are the new projects of industrial production zones in Primorye and the renewed and expanded project of the port SEZ in the Khabarovsk Territory. 

May 18: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Центры притяжения

Особые экономические зоны регионов ДФО

Центры притяжения

Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка дал четкое определение территориям опережающего экономического развития на Дальнем Востоке – это особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные парки, техно- и агропарки и соответствующая инфраструктура, которая создает систему, обеспечивающую процесс притока инвестиций, создания новых предприятий, реализации инвестиционных проектов. В ближайшее время федеральный законопроект о данных территориях будет представлен в правительство РФ.

Предложение Минвостокразвития о новой модели развития Дальневосточного региона, основанной на экспорт в страны АТР готовых товаров, производимых в регионах ДФО, было одобрено на правительственном заседании еще в ноябре прошлого года. Основным инструментом для реализации этой модели, помимо улучшения инвестиционного климата, является создание конкурентоспособных территорий опережающего развития. Как известно, в России особые экономические зоны в нынешнем виде функционируют относительно недавно, со вступления в силу в 2005 года федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Предполагалось, что государство даст налоговые и административные льготы инвесторам, снимет бюрократические барьеры, а также вложит часть средств в создание инфраструктуры зон, будет гарантировать неизменность условий деятельности ОЭЗ.

Всего было создано 25 зон, которые разделились на четыре типа (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), и большая часть инвесторов присоединилась к проектам первого и второго типа, которые реализуются в крупных регионах с развитой инфраструктурой – Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане, Липецкой, Томской областях и др.

На Дальнем Востоке существуют два проекта ОЭЗ – портовая особая экономическая зона «Советская Гавань» в Хабаровском крае и проект по созданию на территории о. Русский Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны. Оба проекта реализуются с 2010 года, однако показатели их реализации на сегодняшний день близки к нулю. Отчасти это объясняется общесистемными условиями: в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, портовые и туристско-рекреационные зоны в России, по сути, пока не состоялись и не стали привлекательными для инвесторов. Тем не менее от механизма ОЭЗ в ДФО отказываться не собираются. Наоборот, весь опыт того, что было создано за это время, предполагается положить в основу будущей сети территорий опережающего экономического развития.

С учетом «разворота на восток» предполагается, что территории опережающего развития на Дальнем Востоке будут ориентированы на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так как каждый из регионов ДФО имеет собственную специфику и приоритетные отрасли развития, где-то лучше логистика, а где-то больше месторождений полезных ископаемых, то разумное использование исходных данных каждого конкретного региона позволит реализовать потенциал округа в целом.

По созданию особых условий для инвесторов в регионе выделяется Приморский край. На базе завода «Соллерс – Дальний Восток» предлагается создать новую ОЭЗ промышленно-производственного типа для выпуска автомобильных компонентов. Возможно также создание промышленно-производственной ОЭЗ для проекта новой верфи «Звезда», реализуемого по инициативе «Роснефти» и при участии Газпромбанка с ориентацией на шельфовые проекты. Не забыта туристско-рекреационная зона о. Русский, инфраструктура которого развивалась благодаря саммиту АТЭС-2012 г. Но для оживления ее работы явно требуются новые стимулы. По оценкам экономистов, Приморье представляет собой ключевую в ДФО транспортно-логистическую площадку, наиболее подготовленную к интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион. Создание новых ОЭЗ будет очень полезным для решения этой задачи.

В Хабаровском крае ситуация сложнее. После трех лет существования ПОЭЗ «Советская Гавань» могла прекратить свое существование (срок, установленный законом). У ПОЭЗ так и не появилось резидентов, как из-за сложной и долгой процедуры их утверждения, так и за счет отсутствия потенциально заинтересованных резидентов, обладающих необходимыми финансовыми возможностями. Однако зона продолжит свое существование, для чего были предприняты следующие действия. Краю разрешено создать собственную управляющую компанию для минимизации издержек (с участием в ней ОАО «Особые экономические зоны»), решаются проблемы узких мест БАМа, затрудняющих поставки (завершено сооружение Кузнецовского тоннеля – одного из самых масштабных инвестиционных проектов железнодорожников), возводят угольную ТЭЦ мощностью 120 МВт, принято решение расширить зону за счет включения в нее участков морского порта Ванино (на 40 километров севернее Совгавани). Предполагается, что за 49 лет объединенная ПОЭЗ привлечет более 210 млрд. рублей частных инвестиций, при условии, что начнет свою работу. А начать работать она может. По крайней мере, так считают в правительстве Хабаровского края и в федеральном правительстве, которое не может просто взять и закрыть первый проект портовой особой экономической зоны в таком стратегически важном регионе. Важно, чтобы бизнес-группы, заинтересованные в вывозе своей продукции через порты Хабаровского края, проявили интерес к этой ОЭЗ.

Работа над реализацией экономического потенциала регионов Дальнего Востока велась все эти годы достаточно медленными темпами и по принципу – добыть сырье и вывезти его за пределы региона. Сегодня же можно отметить очень четкий посыл федеральной власти – необходимо создавать выгодные условия для развития масштабных проектов, в долгосрочной перспективе сулящих большие выгоды. У регионов ДФО имеется опыт создания особых экономических зон, который до сих пор не дал результата из-за недостатка системной работы в этом направлении. Но на современном этапе создание новых ОЭЗ и оживление существующих способно внести существенный вклад в развитие территории. Наилучшие перспективы в этой связи имеют новые проекты промышленно-производственных зон в Приморье и обновленный и расширенный проект портовой ОЭЗ в Хабаровском крае.