Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Центры притяжения

Особые экономические зоны регионов ДФО

Центры притяжения

Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка дал четкое определение территориям опережающего экономического развития на Дальнем Востоке – это особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные парки, техно- и агропарки и соответствующая инфраструктура, которая создает систему, обеспечивающую процесс притока инвестиций, создания новых предприятий, реализации инвестиционных проектов. В ближайшее время федеральный законопроект о данных территориях будет представлен в правительство РФ.

Предложение Минвостокразвития о новой модели развития Дальневосточного региона, основанной на экспорт в страны АТР готовых товаров, производимых в регионах ДФО, было одобрено на правительственном заседании еще в ноябре прошлого года. Основным инструментом для реализации этой модели, помимо улучшения инвестиционного климата, является создание конкурентоспособных территорий опережающего развития. Как известно, в России особые экономические зоны в нынешнем виде функционируют относительно недавно, со вступления в силу в 2005 года федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Предполагалось, что государство даст налоговые и административные льготы инвесторам, снимет бюрократические барьеры, а также вложит часть средств в создание инфраструктуры зон, будет гарантировать неизменность условий деятельности ОЭЗ.

Всего было создано 25 зон, которые разделились на четыре типа (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), и большая часть инвесторов присоединилась к проектам первого и второго типа, которые реализуются в крупных регионах с развитой инфраструктурой – Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане, Липецкой, Томской областях и др.

На Дальнем Востоке существуют два проекта ОЭЗ – портовая особая экономическая зона «Советская Гавань» в Хабаровском крае и проект по созданию на территории о. Русский Приморского края туристско-рекреационной особой экономической зоны. Оба проекта реализуются с 2010 года, однако показатели их реализации на сегодняшний день близки к нулю. Отчасти это объясняется общесистемными условиями: в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, портовые и туристско-рекреационные зоны в России, по сути, пока не состоялись и не стали привлекательными для инвесторов. Тем не менее от механизма ОЭЗ в ДФО отказываться не собираются. Наоборот, весь опыт того, что было создано за это время, предполагается положить в основу будущей сети территорий опережающего экономического развития.

С учетом «разворота на восток» предполагается, что территории опережающего развития на Дальнем Востоке будут ориентированы на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так как каждый из регионов ДФО имеет собственную специфику и приоритетные отрасли развития, где-то лучше логистика, а где-то больше месторождений полезных ископаемых, то разумное использование исходных данных каждого конкретного региона позволит реализовать потенциал округа в целом.

По созданию особых условий для инвесторов в регионе выделяется Приморский край. На базе завода «Соллерс – Дальний Восток» предлагается создать новую ОЭЗ промышленно-производственного типа для выпуска автомобильных компонентов. Возможно также создание промышленно-производственной ОЭЗ для проекта новой верфи «Звезда», реализуемого по инициативе «Роснефти» и при участии Газпромбанка с ориентацией на шельфовые проекты. Не забыта туристско-рекреационная зона о. Русский, инфраструктура которого развивалась благодаря саммиту АТЭС-2012 г. Но для оживления ее работы явно требуются новые стимулы. По оценкам экономистов, Приморье представляет собой ключевую в ДФО транспортно-логистическую площадку, наиболее подготовленную к интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион. Создание новых ОЭЗ будет очень полезным для решения этой задачи.

В Хабаровском крае ситуация сложнее. После трех лет существования ПОЭЗ «Советская Гавань» могла прекратить свое существование (срок, установленный законом). У ПОЭЗ так и не появилось резидентов, как из-за сложной и долгой процедуры их утверждения, так и за счет отсутствия потенциально заинтересованных резидентов, обладающих необходимыми финансовыми возможностями. Однако зона продолжит свое существование, для чего были предприняты следующие действия. Краю разрешено создать собственную управляющую компанию для минимизации издержек (с участием в ней ОАО «Особые экономические зоны»), решаются проблемы узких мест БАМа, затрудняющих поставки (завершено сооружение Кузнецовского тоннеля – одного из самых масштабных инвестиционных проектов железнодорожников), возводят угольную ТЭЦ мощностью 120 МВт, принято решение расширить зону за счет включения в нее участков морского порта Ванино (на 40 километров севернее Совгавани). Предполагается, что за 49 лет объединенная ПОЭЗ привлечет более 210 млрд. рублей частных инвестиций, при условии, что начнет свою работу. А начать работать она может. По крайней мере, так считают в правительстве Хабаровского края и в федеральном правительстве, которое не может просто взять и закрыть первый проект портовой особой экономической зоны в таком стратегически важном регионе. Важно, чтобы бизнес-группы, заинтересованные в вывозе своей продукции через порты Хабаровского края, проявили интерес к этой ОЭЗ.

Работа над реализацией экономического потенциала регионов Дальнего Востока велась все эти годы достаточно медленными темпами и по принципу – добыть сырье и вывезти его за пределы региона. Сегодня же можно отметить очень четкий посыл федеральной власти – необходимо создавать выгодные условия для развития масштабных проектов, в долгосрочной перспективе сулящих большие выгоды. У регионов ДФО имеется опыт создания особых экономических зон, который до сих пор не дал результата из-за недостатка системной работы в этом направлении. Но на современном этапе создание новых ОЭЗ и оживление существующих способно внести существенный вклад в развитие территории. Наилучшие перспективы в этой связи имеют новые проекты промышленно-производственных зон в Приморье и обновленный и расширенный проект портовой ОЭЗ в Хабаровском крае.