Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Цифра идет на Русский остров

Проректор ДВФУ Дмитрий Земцов о ближайшем будущем университета и дальневосточного образования

В 2019 году в Дальневосточном федеральном университете, расположенном на острове Русский во Владивостоке, завершается действие программы развития, утвержденной правительством Российской Федерации в 2010 году. К разработке нового документа уже приступили преподаватели, ученые и студенты, которые вложат в программу свое понимание университета будущего. ДВФУ уже сегодня делает ставку на развитие цифровой экономики — направление, которое государство вывело в национальные приоритеты. В 2018 году именно на о. Русский открылась первая в России Школа цифровой экономики и стартовала программа обучения «цифровых» чиновников. О том, что смогут дать подобные новшества в образовании, EastRussia спросила проректора по развитию ДВФУ Дмитрия Земцова.

Цифра идет на Русский остров
Фото: Пресс-служба ДВФУ
Студент и «цифра»

Летом 2018 года в университете состоялся образовательный интенсив "Остров 10-21", куда студентов отбирал искусственный интеллект, и он же строил им траекторию обучения. Недавно обучение по новой программе «Управление, основанное на данных» (CDO) прошли 200 чиновников со всей страны. Что дает внедрение новых образовательных форматов вузу? Будет ли университет «брать на вооружение» подобные формы обучения?

- Пока искусственный интеллект не отбирает для нас студентов, тем не менее, достижения «Острова» и программы CDO мы, конечно, используем. У нас появился и онлайн доступ к образовательным курсам  «Университета НТИ 20.35», и контакты с самыми востребованными преподавателями со всей России, которые  позволяют нам приглашать их для чтения образовательных модулей студентам ДВФУ. Опыт «Острова», в частности, использовали при запуске в 2018 году программы Academic Excellence and Honors Education для лучших студентов-первокурсников, которые поступили с высокими баллами и имеют повышенные образовательные потребности.

Что касается модуля по CDO — эта полугодовая программа началась в ноябре 2018 года. Ее слушатели — в основном чиновники муниципальных и региональных органов власти, приедут к нам тем же составом еще три раза. Задача программы — создать сеть людей, понимающих, что такое управление на основе данных и способных быть квалифицированными заказчиками таких решений.

Конечным результатом должны стать внедренные проекты, улучшающие жизнь людей через трансформацию процессов управления, повышение качества управленческих решений. Разрабатываются проекты, которые позволят, например, сделать меньше очереди в больницах, организовать движение на дороге без «пробок», ускорить предоставление госуслуг... Простые задачи, но решение их с помощью «цифры» может привести к неочевидным ответам, которые вряд ли пришли бы в голову.

На следующем модуле, в феврале, командам потребуются уже не только компетенции менеджеров, но и знания специалистов в области работы с информацией, техниками обработки данных, поэтому к решению задач подключатся студенты Школы цифровой экономики ДВФУ, наши первокурсники-магистранты.

Упомянутая вами Школа цифровой экономики стала первой в России. Какие магистерские программы вызвали наибольший интерес? Почему?

— Получилось неожиданно. Когда мы открывали школу, предполагали, что самыми популярными программами станут «Искусственный интеллект и большие данные» и «Кибербезопасность». Но на первое место по итогам приемной кампании вырвалось «Цифровое искусство» — сюда был самый большой конкурс, заявки приходили из разных регионов страны. Думаю, это связано с тем, что в стремительно компьютеризирующемся мире человек ищет для себя человеческие сферы применения. Он хочет быть не приложением к машине, а творцом. В цифровом мире еще долгие годы сохранится сфера, в которой человек сможет создавать образы, новые смыслы для других людей. В искусстве еще долго, а, может быть, всегда, человек будет лучше машины.

Недавно было принято решение о переносе столицы округа из Хабаровска во Владивосток. Это как-то повлияет на жизнь университета?

— Мы считаем, что да. Это хороший знак, звено в цепи событий, произошедших в последние полгода, — Восточный экономический форум, где было уделено небывалое внимание университетской повестке, президентские поручения о придании острову Русский особого статуса «центра цифрового развития», проведение образовательных программ «Остров 10-21» и CDO.

Думаю, что столичный статус поможет нам привлекать еще больше талантливых студентов. В 2018 году мы серьезно поднялись по баллу ЕГЭ, перешагнули важный порог и попали в число «топовых» по вступительному баллу вузов России.

Роботы уже здесь

Как видит команда ДВФУ тот самый «центр цифрового развития»? Что вуз уже может предложить?

— Выступая на ВЭФ, президент описал картину университета будущего. Университет, в котором реализуются прорывные образовательные программы, где работают крупнейшие технологические компании, есть возможности для молодых ученых, исследователей. Поэтому нужен особый статус и возможности для экспериментов, испытаний — лучшие, чем на других территориях.

Для этого и нужен технопарк. К сожалению, и законотворчество, и строительство — длительные по времени процессы, но мы надеемся, что к ВЭФ-2019 стартует постройка отдельного здания для технопарка, где смогут разместиться все наши резиденты, и будет реализован план Минвостокразвития по созданию на острове особого режима. Есть несколько вариантов, в разной степени подходящих для развития технологического бизнеса. Самым выгодным на данный момент является режим «Сколково». Соответствующий законопроект в настоящее время ожидает второго чтения в Госдуме. 

Технопарк, тем временем, живет своей жизнью. Некоторые резиденты уже приступили к первым продажам, есть проекты, находящиеся на завершающей стадии переговоров по следующему раунду инвестирования. Как, например, очень интересный проект по энергосбережению. Его участники, сначала на средства гранта, а затем — программы развития университета, занимались фундаментальными исследованиями горения и создали устройство, заметно повышающее эффективность сжигания газа — на обогрев большего пространства требуется меньшее количество топлива.  Команда стала резидентом технопарка и, благодаря этому, вошла в консорциум с одним из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. В планах запустить совместное производство.

Есть и другие интересные проекты — навигационные разработки, разработки в области виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), образовательный конструктор подводных роботов… Сегодня технопарк «Русский» — это инструмент поддержки технологического бизнеса, и как только на его «радарах» появляется какой-то технологический стартап, он должен его «схватить», сделать резидентом, помочь встать на ноги. А образованный в вузе Центр Национальной технологической инициативы (НТИ) по нейротехнологиям и VR/AR постепенно становится одним из поставщиков таких стартапов. Мы вкладываем средства НТИ в исследовательские разработки малого бизнеса, которые имеют стратегическое значение для развития рынка.

Конкретные примеры такого взаимодействия уже есть?
  
— Виртуальная реальность сейчас эффективнее всего используется в сфере развлечений, и это очень большой рынок. Следующий по объему — рынок образования. VR/AR уже занял свое место в корпоративном обучении — например, с помощью виртуальной реальности рабочих учат, как действовать в экстремальных ситуациях.

Но есть более широкий сегмент — школа и вузы, где при правильном внедрении VR/AR может существенно повысить качество и доступность образования. Но там можно использовать только те продукты, которые имеют под собой серьезную доказательную базу. Поэтому мы заключили соглашение с сетью детских технопарков «Кванториумы» и в тесной коммуникации с коллегами из Министерства просвещения в 2019 году запустили в режиме эксперимента педагогическое исследование по внедрению VR/AR для подготовки к ЕГЭ в старших классах школы. Это будет происходить одновременно в двух точках — на базе ДВФУ во Владивостоке и в школах Москвы.

Планируется, что таким образом школьники будут изучать несколько предметов, в том числе химию, физику, математику. Получив компьютеры, очки, джойстики, флэш-карты с заданиями, ученики в любой российской школе смогут ставить виртуальные химические эксперименты столько раз, сколько нужно для усвоения материала. Такое прикладное применение виртуальной реальности расширяет доступ к качественному образованию.

На 10 лет вперед

В 2019 году заканчивается программа развития вуза. На какие направления будете делать ставку в новой программе?

— Сейчас можно назвать примерный набор направлений будущей программы развития. Первый — блок, связанный с биомедициной, опирающийся на кластер Школы биомедицины и Медицинского центра ДВФУ — объективно лучшего на Дальнем Востоке. 

У нас очень сильная и широкая по сферам интересов Инженерная школа. Абсолютно точно, будем развивать направление «судостроение», на которое в среднесрочной перспективе сделана ставка. В городе Большой Камень строится судоверфь «Звезда», и участвующая в строительстве «Роснефть» оказывает ДВФУ поддержку в подготовке специалистов.

С другой стороны, президент России поручил открыть здесь центры крупнейших технологических компаний, в том числе «Газпром». Очевидно, этот инжиниринговый центр должен заниматься вопросами добычи газа на шельфе, инженерным оснащением процесса. 

Нельзя не упомянуть тему с Мирового океана. Это наследие мегагранта, по которому ученые ДВФУ и ДВО РАН вели масштабные исследования на протяжении пяти лет. В середине декабря на состоявшемся у нас совещании с министром науки и высшего образования  Михаилом Котюковым во Владивостоке мы обсудили  вопрос о создании научно-образовательного центра по Мировому океану. Более того, программа развития университета будет увязана с национальной программой развития Дальнего Востока, в разработке которой мы также принимаем участие.

Конечно, это не исчерпывающий список направлений. В будущей программе развития займут свое место  востоковедение и международные отношения, цифровое развитие, социально-экономическое направление, право, естественные, технические, гуманитарные и педагогические науки. Эти приоритеты определили ведущие преподаватели, ученые, студенты и аспиранты ДВФУ. Они оценили мировые научно-образовательные тренды, сделали акцент на сильных сторонах университета.

Разработка важнейшего для ДВФУ документа уже идет, и мы стремимся, чтобы в его подготовке были максимально задействованы все сотрудники вуза. Чем больше людей будут участвовать в подготовке программы и поддерживать ее, тем успешнее будет реализация. В 2019 году исполняется 120 лет со дня открытия Восточного института. Этот исторический рубеж дает возможность осознать, какой путь университет прошел с момента основания, что он представляет собой сегодня, и как должен развиваться в будущем.

Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике