Промышленность раскроется для туристического интереса
Руководитель представительства АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Дальневосточном федеральном округе Ольга Курилова рассказала EastRussia о запуске акселератора промтуризма для регионов.
Сегодня промышленный туризм становится важным элементом социально-экономического развития территорий. Экскурсии на предприятия позволяют познакомиться с производством, спецификой отрасли, возможностями для самореализации. Развитие промышленного туризма в регионах способствует продвижению локальных брендов и региональных товаров, повышению инвестиционной привлекательности регионов. Интересные маршруты и яркие впечатления притягивают новых туристов, растет туристический поток.
В 2020 году Агентство стратегических инициатив при поддержке Минпромторга России разработало и внедрило 20 регионах методологию развития промышленного туризма. Это универсальное руководство, позволяющее создавать и внедрять промышленные экскурсии. На Дальнем Востоке пилотным регионом стала Республика Саха (Якутия).
Фото: вебсайт Алроса
Коллеги разработали линейку маршрутов по промышленным объектам под общим брендом «Сокровища Севера». В нее вошли экскурсии по аутентичным объектам – ювелирным производствам, производствам изделий из меха, национальной посуды. Важно, что созданные маршруты – не просто стандартные экскурсии, это погружение в производственный процесс, знакомства с удивительными людьми и даже получение многовековых сакральных знаний.
Особняком в «Сокровищах Севера» стоит маршрут одного из крупнейших угольных предприятий региона – компании «Колмар». Здесь можно увидеть как добывают «черное золото» Якутии, увидеть весь цикл – от добычи до его погрузки в вагоны, подержать уголь в руках. Маршрут построен таким образом, что позволяет не только узнать о принципах и условиях работы предприятия, но и визуально оценить масштаб работ по добыче угля, прикоснуться к суперсовременному производству, погрузиться в историю разработки угольных месторождений и даже спуститься в настоящую действующую шахту.
С 2021 года в развитие промышленного туризма на Дальнем Востоке активно включилась Амурская область. Здесь представители Агентства стратегических инициатив протестировали «космический» маршрут, который в перспективе станет брендовым маршрутом региона.
В основе «космического» тура – космодром «Восточный», самый молодой и современный космодром в мире. Впервые он распахнул свои двери для посетителей в 2018 году. С этого времени на режимном объекте через амурские туристические компании побывали более 2 тыс. путешественников, в том числе иностранцы. «Космическими» турами занимается 8 амурских туроператоров. По проявлению интереса со стороны путешественников космодром «Восточный», независимо от сезона, занимает первую строчку в ТОП-3 достопримечательностей, на которых хотят побывать туристы.
Для того, чтобы новые маршруты появлялись более активно, с августа 2021 года Агентство стратегических инициатив запустило акселератор промышленного туризма. Его основная программа будет состоять из 3 модулей: по итогам первого регионы совместно с экспертами разработают собственные стратегии развития промышленного туризма; в рамках второго предприятия сформируют экскурсионные программы самых разнообразных форматов, позволяющие максимально ярко и интересно презентовать историю и достижения предприятия. По итогам третьего модуля разработанные программы войдут в предложения ведущих российских туроператоров и будут представлены на зарубежных рынках.
Цель программы – помочь 25 регионам разработать региональные стратегии развития промышленного туризма. В результате, как мы ожидаем, более 200 предприятий откроются для туристов и создадут самые разнообразные по формату экскурсионные программы, демонстрирующие уникальные технологии, показывающие производственные процессы, и, самое важное, рассказывающие о людях, работающих в самых различных отраслях.
Официальный сайт акселератора – promtourism.online. Приглашаю всех, кому интересна тема промышленного туризма, следить на этом сайте за достижениями участников.
Свой морской «огород» на 115 га компания «Эффективная энергия» начала возделывать в 2019 году после покупки прав водопользования на аукционе сроком на 25 лет. Акватория на границе холодных охотоморских и теплых вод в бухте Витязь Хасанского района Приморского края с максимальным биоразнообразием гидробионтов идеально подходит для формирования экологического кластера, но работать в курортном уголке резиденту пришлось с чистого листа. Капустного.
«Оптимальный способ выращивания – это формирование полноценной природной экосистемы, в которой сосуществуют все виды. На ламинарию оседает спат – личинки гребешка и других гидробионтов, которые дальше дорастают на ней либо оседают на дно. Ламинария и другие водоросли – это корм для ежа. Отходы жизнедеятельности гребешка, в свою очередь, это корм для трепанга. Но в настоящий момент эта экосистема в Хасанском районе разрушена. Долгое время здесь изымали водоросли, чем сильно снизили естественную популяцию гребешка, ежа и трепанга. Это как лес, в котором живут животные, и, если лес вырубили, сколько животных ни выпускай, жить они там не будут. Сейчас мы работаем над воссозданием этой экосистемы, делаем новый проект с учетом лучших практик, которые есть в отрасли, – объясняет директор ООО «Эффективная энергия» Василий Гребенников.
Рассаду для будущего «леса» резидент закупил осенью 2019 года в экспериментальной лаборатории Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН. Сейчас ценная морская капуста уже годится для кормовых целей. В конце этого лета станет ясно, способна ли она вырасти в теплых приморских водах до товарного вида.
Вместе с ламинарией «Эффективная энергия» начала выращивать гребешка, собирая спат (личинки) гребешка из естественной среды. В конце апреля – начале мая 2019-го прошел нерест гребешка, и после месяца в «свободном плавании» личинки осели на пластиковых сетках со специальным субстратом. В сентябре, когда будущий деликатес достиг размеров горошины, работники компании собрали его, отделив мидии и звезды, и разложили малька-сеголетку в садки для подращивания. В 2020 году «Эффективная энергия» получила первую жизнестойкую молодь – гребешок-годовик размером 2,5-5 см.
«В этом году мы с японским партнером должны были лететь в Гонконг, общаться с клиентами на предмет приобретения нашей приморской продукции. Но в связи с пандемией нам пришлось менять производственную программу и искать новые варианты, – рассказывает Василий Гребенников. – Первая товарная продукция гребешка будет осенью 2021 года, когда он будет весить 100–150 г, а в этом году мы решили сделать ставку на продажу молоди. Весной мы отправили первые миллионы особей годовика гребешка трем марикультурным хозяйствам Приморья. Продажа молоди для нас – это диверсификация производимой продукции, которая позволяет достичь быстрой наращиваемости средств».
Весной 2020 года резидент СПВ также выпустил на соленые гектары миллион особей заводской молоди трепанга. Уже через пару лет компания рассчитывает собрать свыше 40 тонн дальневосточного морского огурца. Позднее на ферме появится еще один обитатель – морской еж, водорослей для его откорма уже достаточно. Сейчас компания совместно с Национальным научным центром морской биологии разрабатывает проект по индустриальному выращиванию ежа.
«На нашей ферме мы делаем упор не на валовое промышленное производство, а на адаптациях наилучших практик, технологиях устойчивого воспроизводства. У нас получается экомарикультурная ферма, которую уже можно показывать туристам, проводить экскурсии, чтобы у людей формировалось восприятие приморской экокультуры как некоего эксклюзивного, чистого, качественного продукта, – рассказывает глава ООО "Эффективная энергия". – Наша акватория располагается между двумя участками Дальневосточного морского биосферного заповедника, а село Витязь с его богатой историей граничит с национальным парком «Земля леопарда". Мы планируем стать сухопутной базой для первого и морскими воротами – для второго, разместив на берегу туристический экспедиционный центр, рыбный рынок с парными деликатесами и кафе, в котором будет подаваться свежая продукция прямо с фермы. Также будет построен кемпинг для экологического туризма, закуплена техника и плавсредства. Потому наши затраты идут не только в море – на установку огородов, закупку посадочного материала, топлива, персонал и так далее, но и на создание полноценной береговой инфраструктуры. Для тех же рабочих, а у нас планируется создание свыше 30 рабочих мест, нужно строить бытовой городок».
Несмотря на то, что в распределении водных участков последние два года произошел «эволюционный скачок» – интернет-платформа «Аквавосток» Фонда развития Дальнего Востока и Арктики добавила процедуре прозрачности — выйти на сушу марикультурным хозяйствам по-прежнему непросто, признает Гребенников.
«В 2019 году АО "КРДВ" оказало нам поддержку во взаимодействии с местными органами власти, чтобы мы смогли арендовать землю под береговую базу, что было для нас жизненно необходимо. Также благодаря закону о свободном порте Владивосток наша компания получила льготы по налогу на прибыль, имущество, существенным подспорьем стал и сниженный с 30 до 7,6 % единый социальный налог».
Общий объем инвестиций резидента в марикультурное хозяйство превысил 15 млн рублей, к 2022 году вложения «Эффективной энергии» достигнут 120 млн рублей.
В поселке Витязь уже сформирована инициативная группа, идет создание рекреационно-туристического кластера, частью которого станет аквакультурное хозяйство «Эффективная энергия» с акцентом на «обеспечение морепродуктами сферы туризма, с демонстрацией марикультурных объектов и технологий производства. Сами фермеры за гостевое направление активно возьмутся в середине июля, когда закончится посевная и часть огородов будет затоплено на глубину.
Предприниматели рассчитывают, что событийный, познавательный и гастрономический туризм в Хасанском районе с посещением фермы с ламинарией, гребешком, трепангом и морским ежом, а также исторических и живописных мест позволит вдвое удлинить туристический сезон и привлечет новых инвесторов, которые придут на юг Приморья всерьез и надолго.
Ростуризм призывает россиян в условиях закрытия границ активнее посещать Дальний Восток. Не обходить стороной рекомендуют Якутию. Однако в путешествиях по республике есть свои тонкости. Подробнее о них — в материале EastRussia.
ЗИМА И ЭКЗОТИКА
Самым известным туристом Якутии можно смело назвать британского актера, мировую знаменитость Тома Харди. Он приезжал в республику в 2012 году со съемочной группой телеканала Discovery в Оймякон — самую холодную точку Земли. В телеинтервью он рассказывал, как нырял в проруби, парился в бане, назвал якутян гостеприимными и показывал амулет, который ему подарила шаманка.
Организовал его поездку основатель компании «ТС-Центр» Вячеслав Ипатьев. Начиная с 2000-х годов, он занимается предоставлением индивидуальных туров по Якутии и работает с журналистскими группами, которые снимают сюжеты о республике. В основном туристы желают окунуться в нетронутую дикую природу, испытать себя в поездке по знаменитой Колымской трассе, любоваться бесконечными просторами реки Лены или побывать в Тикси, созданном в эпоху освоения Северного морского пути в 30-е годы прошлого века.
«Иногда поступают тематические запросы, такие как участие в раскопках мамонтовых бивней, посещение производства АЛРОСА. Все едут за красивыми видами. Впечатляются нашими расстояниями, просторами, самобытной якутской культурой. Удивляются, что она сохранилась», — рассказывает Вячеслав Ипатьев, у которого 30-летний опыт работы в отрасли.
За это время его компания сопровождала туристов из разных стран и регионов России. Некоторые из них после первого визита захотели вернуться в Якутию вновь.
«Их на профессиональном языке называют репитерами. На моей памяти таких туристов несколько. Бельгийская пара сначала приезжала в Оймякон. Отмечу, что это очень богатые люди, основатели юридической компании с мировым именем. Затем они захотели поехать в Магадан. Через два года попросили организовать поездку по Магаданской трассе в Чукотку. Это очень сложный и опасный маршрут, требующий высокого уровня подготовки и высококлассных исполнителей. К сожалению, водитель, на которого можно было положиться, скончался. Было сложно найти новую кандидатуру, поэтому мы отказались от этой поездки. Теперь они просят, чтобы мы организовали им тур в Тикси по автозимнику. Хотят ощутить все прелести тяжелой трассы, почувствовать себя дальнобойщиками. Мы готовимся, считаем, постараемся в следующем году организовать», — рассказывает Вячеслав Ипатьев.
Второй турист, которого сопровождал «ТС-Центр» — 80-летний риелтор из Нью-Йорка. Он сначала проехал по трассе из Владивостока до Нерюнгри, побывал на Ленских столбах. Через два года компания организовала ему поездку до Магадана. Другой американец проехал автотуром от Якутска до Читы, а в следующем году — от Якутска до Магадана. В третий раз он съездил в Батагай Верхоянского района.
Самыми же первыми зарубежными посетителями Оймякона в 1999 году стали метеорологи из Германии, которые также через некоторое время возвращались в Якутию.
«Они измеряли наружную температуру в Оймяконе и Верхоянске. И именно тогда у меня родилась идея запустить проект "Покорители холода". Считаю, что у этого проекта большое будущее. Ведь люди едут к нам за впечатлениями, которые нигде больше не испытают», — отмечает Вячеслав Ипатьев.
Проект «Покорители холода» уже перешагнул границы республики: его поддержало Русское географическое общество, а участие в экспедиции на Полюс холода – это и вызов, и шанс для ведущих трэвел-журналистов и блогеров.
ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Национальный парк «Ленские столбы». Это высокие отвесные скалы необычной формы, словно вырастающие из недр земли и протянувшиеся на десятки километров вдоль одного из берегов реки Лены. Внушает уважением и их высота: скалы достигают целых 100 метров! Причем они становятся все загадочнее и красивее с каждым годом благодаря особенностям местного климата. Находится национальный парк в 200 км от Якутска. Идеальный вариант знакомства с ними — водная прогулка на катере по Лене вдоль этих гигантов в летнее время (июнь-сентябрь), а зимой до Ленских столбов можно добраться прямо по льду реки на машине.
На территории парка туристы могут посетить питомник лесных бизонов «Усть-Буотама». Современных обитателей бизонария завезли из Канады, но сам процесс расселение лесных бизонов в республике связан с возрождением популяции этих животных на исторической родине. Именно в Якутии ученые нашли череп древнего бизона, жившего на этой территории 20-30 тыс. лет назад. Якутские бизоны вымерли примерно пять тыс. лет назад, а те, которые перебрались в Северную Америку, со временем разделились на два подвида: степные и лесные. Теперь лесные гиганты возвращаются в места обитания своих предков.
Еще одним уникальным памятником этого парка являются песчаные дюны – «Тукуланы». Они считаются настоящей экзотикой местной природы: пустыня в окружении якутской тайги. Смотрится впечатляюще! С одной стороны густой лес, с другой – шумная река, а посередине огромная песчаная дюна – идеальное место для фотосессий!
Полюс холода. Где же еще, как не в Якутии, можно побывать на настоящем Полюсе холода. И цель такой поездки не только сфотографироваться у соответствующего знака, но и ощутить на себе, что такое «шепот звезд» и снежное облако из воды, которую ты только что выплеснул из кружки, увидеть белоснежные просторы и проникнуться фразой «Сегодня только -35 градусов — настоящая жара».
Горы Кисилях. Это высокие скальные столбовидные останцы причудливой формы, образованные в результате выветривания, которые местные жители глубоко почитают и называют не иначе как «священные горы». Вокруг этих мест ходит множество легенд и мифов, но реальные истории таковы, что большинство из тех, кто посетил горы Кисилях — заряжаются сильнейшей энергетикой. Неудивительно, ведь от такой красоты просто дух захватывает. Добраться до «Северной Шамбалы» непросто — сначала необходимо из Якутска долететь до поселка Батагай, далее на машине, а потом еще и на моторной лодке.
РЫБАЛКА И ВИДЫ
Популярны у гостей республики круизы по реке Лене, сплавы по рекам Синяя, Амга, Кэтэмэ, Буотама и рыбалка на тайменя. Много лет организацией водных, рыболовных и пеших туров с восхождением на горы Кисилях занимается компания In Yakutia. Сплавиться по маршруту протяженностью в 390 км и порыбачить на хариуса и сига обойдется в 35 тыс. рублей.
Как рассказали в компании, у них немало клиентов, которые, попробовав более легкие тропы, решаются пройти сложные маршруты.
«К нам приезжают из Германии, Швейцарии, Кореи, Японии, Австралии, США. Многие туристы остаются под впечатлением, возвращаются на следующий год и приводят с собой своих единомышленников».
Услугами туроператора пользуются и местные жители. Якутянка Туйара Ноговицына в этом году впервые совершила пеший поход в горы, высотой 1 500 метров. Туристы потратили на маршрут пять дней и ночевали на высшей точке гор Кисилях, которые по якутским поверьям считаются священными.
«Горные пейзажи захватывают дух, воздух тягучий, а тишина оглушает. Стояла такая жара, что все обгорели. С удовольствием купались в горных ручьях с хрустально чистой водой», — рассказывает туристка.
Сплав по реке Синяя с посещением Синских скал, рыбалкой с продолжительностью пять-восемь дней стоит в зависимости от туроператора 23-35 тыс. рублей. В 37 тыс. рублей обойдется туристу полуторадневный речной круиз на Ленские Столбы, если он разместится в каюте-люкс, 35 600 рублей стоит четырехместная каюта.
Организацией круизов занимается «Ленатурфлот», дочернее предприятие компании с госучастием. В основном услугами пользуются иностранцы и туристы из других регионов России.
ТОМПОНСКИЕ ГОРЫ
В отличие от туроператоров, занимающихся въездным туризмом, некоторый рост наблюдается у организаторов туров выходного дня и локальных маршрутов. Жительница Якутска Вероника Мохначевская собиралась этой весной в Европу, но ее планам помешала пандемия коронавируса. Эту поездку пришлось отложить, зато удалось реализовать путешествие по родной республике. После него Вероника говорит, что теперь Томпонские горы в ее личном топе достопримечательностей занимают первое место.
«Раньше я была в Кобяйском улусе, ранней весной ездила на вездеходе по реке Синяя. Везде было очень красиво. Но в Томпо, конечно, лучше. Ходили на три водопада, которые мне напомнили Бали, прошлись по подвесному мосту, поднимались на горы, видели там горного барана, прятались от медведя», — Вероника Мохначевская.
В поездке туристов угощали, кроме традиционной еды, лосятиной и медвежатиной. Девушка говорит, что ей, как городской жительнице, было интересно пробовать аутентичную еду.
«Для желающих был сплав по реке Восточная Хандыга с очень бурным течением на перекатах. Было сложно немного, но это того стоило — прозрачная изумрудная вода, темные скалы и горы. Мне даже не верилось, что это реальность», — рассказывает Вероника.
Дарина Чудескина и Юлия Николаева начали заниматься туристическим бизнесом с этого сезона. По их словам, этому способствовали интерес к отрасли, желание развивать туризм в Якутии, падение рубля, закрытие границ и собственные способности.
«Изначально мы ориентировались на иностранных туристов. После закрытия границ переключились на внутренний туризм», — говорит Юлия, основатель компании Yakutia Explorers, которая занимается организацией рафтинга выходного дня.
Дарина водит желающих в пешие походы по окрестностям Якутска.
«Моя целевая аудитория — это молодежь. Я считаю, что людей сначала надо знакомить с классными местами, которые есть рядом. Ориентировалась по своим ощущениям — мы ходим с друзьями в походы, и они проходят неизменно в непринужденной, дружеской атмосфере. И когда узнала, что молодым часто не с кем выбираться на пешие экскурсии, а в группах других туроператоров превалируют возрастные туристы, решила, почему бы им не предложить свои услуги. За лето получилось собрать несколько классных компаний, легких на подъем. Организовали тематические вылазки, например, один раз провели ночь на Вилюйском тракте, слушая страшные истории у костра. К нам в основном приходят поодиночке, а после похода дружат. Некоторые сами начали выбираться на природу, что очень здорово».
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Недавно стало известно, что проект уникального туристического кластера «Лена», включающего объекты туристской инфраструктуры Хангаласского улуса и национальный парк «Ленские столбы», стал полуфиналистом конкурса Агентства стратегических инициатив. На территории кластера уже сейчас действует ряд турмаршрутов и объектов, предлагающих туристам свои услуги: арт-объект «Священный табун мифических лошадей», туристско-рекреационный кластер «Северная мозаика» с его гостевыми домиками и экскурсиями по окрестностям, где можно насладиться прекрасными видами на реку Лена, туркомплекс «Орто Дойду», включающий ресторан, самый северный в мире зоопарк, спортивно-развлекательный комплекс «Техтюр», настоящее чудо природы – нетающий ледник «Булуус», водопады «Курулуур», наскальные писаницы, объекты национального парка «Ленские столбы» и Синские столбы, покоряющие своей красотой каждого из приезжающих сюда.
Еще одна знаковая туристическая новость этого лета: промышленные компании совместно с Минпредом Якутии под кураторством Агентства стратегических инициатив разрабатывают маршруты промышленного туризма. В пилотном проекте примут участие «АЛРОСА», «Колмар», «Технопарк "Якутия"», Национальный концерн «Сахабулт», ювелирная компания «Киэргэ». Предприятия уже сейчас разрабатывают и в скором времени предложат туристам экскурсии, которые познакомят гостей республики с добычей полезных ископаемых и с изготовлением изделий народных промыслов.
Например, посетив «Сахабулт», можно познакомиться с полным циклом производства: заготовкой и переработкой пушнины, кожсырья, производством и реализацией шуб из соболя, унтов (национальной обуви из меха оленя), сувенирной продукции, якутских ножей. Алмазодобывающая компания «АЛРОСА», которая является крупнейшим в мире производителем алмазов в каратах (на ее долю приходится 26% мировой и около 90% российской добычи алмазов), имеет обширную сеть туристских ресурсов, в частности, историко-производственный музей, музей кимберлитов имени Саврасова, смотровую площадку, с которой открывается вид на кимберлитовую трубку «Мир», парк «Живые алмазы Якутии». В будущем компания будет рада показать гостям интерактивную площадку техники, добывающей алмазы, световую инсталляцию трубки «Мир» и пригласить на экскурсию-приключение с уникальным шансом стать участником геологоразведочной экспедиции.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».