Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Tourism ordered to survive

Member of the Russian Geographical Society Roman Tarantul - on whether the tourism industry of Primorye will withstand the blow of COVID-2019

In recent years, Primorsky Krai has been confidently following the path of development of the tourism industry, where it has achieved certain results. Now, after the introduction of restrictions due to the coronavirus, the regional tourism industry will have to look for ways to survive.

Tourism ordered to survive
Photo: primorsky.ru

Roman Tarantula

Entrepreneur, member of the Russian Geographical Society

In 2019, Primorye was visited by 760 thousand foreign tourists, thanks to which Primorye took the third place in Russia in terms of the number of foreign visitors, behind only Moscow and St. Petersburg. The main part of the flow was made by tourists from China (370,7 thousand people), South Korea and (299,7 thousand) and Japan (35 thousand).

Last year, the tourism industry of the Primorsky Territory accounted for about 6% of the gross regional product, bringing 6,7 billion rubles to the budget and providing jobs for 45 thousand people. In 2019 alone, the number of employees in hotel service and catering increased by 1 people, retail trade - by 100 people, transport services - by 53 people. According to the estimates of the regional government, XNUMX branches of the regional economy are connected to the tourism industry to one degree or another.

With the spread of coronavirus infection, the tourism industry has already suffered significant losses, the scale of which will only grow. First, in the high season of 2020, a mass foreign tourist will almost certainly not come to Vladivostok. Secondly, by the beginning of the high season, the duration of the downtime of tourism industry enterprises will already be four to five months, since passenger traffic with China and South Korea was discontinued long before the introduction of internal restrictive measures in Russia, and it was these two countries that accounted for 88% of the influx of foreign tourists. in Primorye. In addition, in 2020 Vladivostok was preparing to receive 15 cruise ships, the first of which was expected to call on April 19.

Hotel occupancy has already dropped to 5%, and travel agency revenues have dropped to zero, as many have been tailored for Asian guests. At the end of 2019, some hotels and travel companies in Vladivostok took out loans to expand their business due to the expectations of a sharp increase in tourists from Japan due to the opening of a direct flight Tokyo-Vladivostok by Japan Airlines. Today, some hoteliers are planning to "freeze" the operation of hotels, while others intend to continue to work while optimizing costs by saving on salaries, advertising and meals for guests.

The negative impact of the coronavirus pandemic on the tourism industry in Primorye will be longer than on other areas of the national economy. Even with the full opening of passenger traffic with Asian countries, the recovery of the tourist flow, similar in volume to the level from 2018-2019, will not happen immediately. Its growth rate will depend on many factors that at the moment are simply impossible to calculate. As a result, the consequences of the fight against COVID-19 will affect Primorye at least until the end of 2020. Moreover, many epidemiological experts predict a second wave of the spread of the infection this fall.

The spread of a new coronavirus infection has brought the tourism industry of Primorsky Krai to a state close to collapse. The leadership of the Primorsky Territory, managing one of the most attractive regions for foreign tourists in Russia, faced a serious challenge - in the shortest possible time to develop effective measures to support the economy of the subject, 6% of the GRP of which is the tourism industry, which is in deep crisis.

A fundamental step by local authorities in this direction is the decision to officially recognize the new coronavirus infection as force majeure, which makes it possible to revise civil contracts towards reducing or completely canceling obligations. On March 23, the Primorsky Chamber of Commerce and Industry began issuing certificates of force majeure circumstances under domestic Russian treaties. It is noteworthy that the COVID-2019 pandemic was recognized as force majeure only in 43 subjects of the Russian Federation.

Direct measures to support the tourism industry developed by the regional government can be divided into three areas: reducing the tax burden, canceling or reducing rental payments, and providing concessional financing.

The reduction of the tax burden on the tourism sector is carried out depending on the type of activity of enterprises through the abolition or reduction of property tax, a significant reduction in tax rates on income of companies operating under the simplified taxation system, as well as reduction of the transport tax rate for carriers involved in excursion and passenger services tourists.

Due to the interconnectedness of economic processes, a two-fold reduction in property tax rates formed the basis of regional measures to reduce the cost of real estate rent. This decision allowed the owners of commercial real estate to meet the tenants and revise the agreements in the direction of reducing rental rates and introducing rental vacations. So, in some shopping centers in Vladivostok, the rental price is reduced by 50-80%, and in some cases - to the cost of ownership of retail space.

An additional measure to reduce the rental load on small and medium-sized businesses was the abolition of payments for the use of property owned by the Primorsky Territory for a period of three months, with the possibility of extending the rental vacation for up to six months in total.

This decision was initially criticized by the local business community, since many were simply not aware of what percentage of the region's enterprises use regional property. However, market analysis shows that in Primorye there are about 300 companies directly related to the tourism sector and renting regional real estate. The incentives cover such business entities as air and road carriers, cultural, leisure, sports and recreational and sports enterprises, hotels and hostels, catering establishments, non-governmental educational institutions and centers of further education, companies for organizing conferences and exhibitions, firms for the provision of domestic services to the population, travel agencies.

The regional authorities recommended that municipalities also consider providing incentives for tenants of municipal property. So, from April 1, the Vladivostok City Hall introduced a moratorium on the collection of rental payments for the rental of city property. This decision further expanded the list of companies falling under rental privileges, since about two thirds of all small and medium-sized enterprises of the region are registered in the city.

A loan program with a rate of 0,5% with a maximum loan amount of five million rubles and the possibility of deferring the first payment for a period of six months is called upon to provide the basis for preferential financing in the region. This credit line developed by the regional Ministry of Economic Development is implemented through state financial institutions. The first entrepreneurs who received preferential loans under the local program claim that it will allow refinancing existing loan agreements and at least preserve business in times of crisis.

As an indirect way to support the tourism industry of Primorye, the region’s leadership sees attracting an additional flow of Russian tourists to the region, which will partially offset the losses incurred by the business. Local authorities have already applied to the Russian government with a proposal to expand the subsidy program for domestic air transportation between the regions of the Far East and Siberia, to adopt a subsidy program for domestic railway passenger transportation, as well as introduce additional air and railway flights between the European part of Russia and Vladivostok.

In favor of Primorye is the fact that most of the citizens of Russia simply will not be able or afraid to travel abroad in the upcoming holiday season. As a result, in the emerging epidemiological situation, such decisions could in a short time turn the Primorsky Territory into a Mecca for domestic tourism, like Crimea or Sochi.

Implementation of support measures will cost the regional government 4,65 billion rubles, despite the fact that the economic loss of the budget due to the coronavirus for the year will be about 15 billion rubles. For comparison, the total budget deficit of Primorye for 2020 was planned at the level of 4,84 billion rubles.

September 25: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Туризму приказали выживать

Член Русского географического общества Роман Тарантул — о том, выдержит ли туриндустрия Приморья удар COVID-2019

Последние годы Приморский край уверенно шел по пути развития туристической отрасли, где достиг определенных результатов. Теперь же после введения ограничений из-за коронавируса региональной сфере туризма придется искать пути для выживания.

Туризму приказали выживать
Фото: primorsky.ru

Роман Тарантул

предприниматель, член Русского географического общества

В 2019 году Приморье посетили 760 тыс. иностранных туристов, благодаря чему Приморье заняло третье место в России по количеству зарубежных гостей, уступив только Москве и Санкт-Петербургу. Основную часть потока составили туристы из Китая (370,7 тыс. человек), Южной Кореи и (299,7 тыс.) и Японии (35 тыс.).

В прошлом году туристская отрасль Приморского края составила около 6% валового регионального продукта, принеся в бюджет 6,7 млрд рублей и обеспечив работой 45 тыс. человек. Только за 2019 год число работников гостиничного сервиса и общественного питания выросло на 1 100 человек, розничной торговли — на пять тыс. человек, транспортных услуг — на три тыс. человек. По оценкам краевого правительства, всего с туристической индустрией в той или иной степени связано 53 отрасли народного хозяйства региона.

В условиях распространения коронавирусной инфекции туристическая отрасль уже понесла существенные потери, масштаб которых будет только расти. Во-первых, в высокий сезон 2020 года массовый иностранный турист уже почти точно не приедет во Владивосток. Во-вторых, к началу высокого сезона продолжительность простоя предприятий туриндустрии уже составит четыре-пять месяцев, поскольку пассажирское сообщение с Китаем и Южной Кореей было прекращено задолго до введения внутренних ограничительных мер в России, а ведь именно эти две страны давали 88% притока иностранных туристов в Приморье. Кроме того, в 2020 году Владивосток готовился к приему 15 круизных лайнеров, заход первого из которых ожидался 19 апреля.

Загрузка гостиниц уже снизилась до 5%, а выручка турфирм упала до нуля, поскольку многие были «заточены» под азиатских гостей. Еще в конце 2019 года отдельные отели и туркомпании Владивостока взяли кредиты на расширение бизнеса из-за ожиданий резкого роста туристов из Японии ввиду открытия авиакомпанией Japan Airlines прямого авиарейса Токио —Владивосток. Сегодня же часть отельеров планирует «замораживать» работу гостиниц, кто-то намерен продолжать работу при оптимизации расходов за счет экономии на заработных платах, рекламе и питании постояльцев.

Негативное влияние пандемии коронавируса на туристическую отрасль Приморья будет более продолжительным, чем на другие сферы народного хозяйства. Даже при полном открытии пассажирского сообщения со странами Азии, восстановление туристического потока, схожего по объемам с уровнем с 2018-2019 годов, произойдет далеко не сразу. Темпы его роста будут зависеть от многих факторов, которые на данный момент попросту невозможно просчитать. Как следствие, последствия борьбы с COVID-19 будут влиять на Приморье как минимум до конца 2020 года. Мало того, многие эксперты-эпидемиологи предрекают вторую волну распространения инфекции осенью этого года.

Распространение новой коронавирусной инфекции привело туриндустрию Приморского края в состояние близкое к коллапсу. Руководство Приморского края, управляя одним из самых привлекательных для иностранных туристов регионом России, оказалось перед серьезным вызовом — в кратчайшие сроки разработать эффективные меры поддержки экономики субъекта, 6% ВРП которого составляет находящаяся в глубоком кризисе туриндустрия.

Основополагающим шагом местных властей в этом направлении является решение об официальном признании новой коронавирусной инфекции форс-мажором, что дает возможность пересмотра гражданских договоров в сторону снижения или полной отмены обязательств. С 23 марта Приморская торгово-промышленная палата начала выдачу свидетельств об обстоятельствах непреодолимой силы по внутрироссийским договорам. Примечательно, что пандемия COVID-2019 была признана форс-мажором лишь в 43-х субъектах РФ.

Прямые меры поддержки туриндустрии, разработанные краевым правительством, можно условно разделить на три направления: снижение налоговой нагрузки, отмена либо снижение арендных платежей, осуществление льготного финансирования.

Снижение налоговой нагрузки на туристическую сферу осуществляется в зависимости от вида деятельности предприятий путем отмены либо уменьшения налога на имущество, существенного снижения ставок налога на доходы компаний, действующих по упрощенной системе налогообложения, а также уменьшения ставки транспортного налога для перевозчиков, задействованных в экскурсионном и пассажирском обслуживании туристов.



Ввиду взаимосвязи экономических процессов, двукратное снижение ставки налога на имущество легло и в основу региональных мер по уменьшению стоимости аренды недвижимости. Данное решение позволило собственникам коммерческой недвижимости пойти на встречу арендаторам и пересмотреть соглашения в сторону уменьшения арендных ставок и введения арендных каникул. Так, в некоторых торговых центрах Владивостока стоимость аренды снижена на 50-80%, а в отдельных случаях — до себестоимости владения торговыми площадями.

Дополнительной мерой по уменьшению арендной нагрузки на малый и средний бизнес стала отмена платежей за пользование имуществом, находящимся в собственности Приморского края, сроком на три месяца, с возможностью продления арендных каникул до полугода в общей сложности.

Это решение изначально критиковало местное бизнес-сообщество, поскольку многие попросту не были осведомлены о том, какой процент предприятий региона пользуется региональным имуществом. Однако анализ рынка показывает, что в Приморье насчитывается около 300 компаний, непосредственно связанных с туристической сферой и арендующих краевою недвижимость. Под действие льготы попадают такие хозяйствующие субъекты как авиа- и автоперевозчики, предприятия культуры, досуга, физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта, гостиницы и хостелы, заведения общественного питания, негосударственные образовательные учреждения и центры дополнительного образования, компании по организации конференций и выставок, фирмы по предоставлению бытовых услуг населению, туристические агентства.

Краевые власти рекомендовали муниципалитетам также рассмотреть вопрос о предоставлении льгот для арендаторов муниципального имущества. Так, с 1 апреля мэрия Владивостока ввела мораторий на взимание арендных платежей за аренду городского имущества. Это решение еще более расширило перечень компаний, попадающих под арендные льготы, поскольку в городе зарегистрировано около двух третей всех субъектов малого и среднего предпринимательства края.

Основу льготного финансирования в регионе призвана обеспечить кредитная программа со ставкой 0,5% при максимальном размере займа в пять млн рублей и возможностью отсрочки первого платежа сроком на шесть месяцев. Эта кредитная линейка разработана краевым Минэкономиразвития реализуется через государственные финансовые институты. Первые предприниматели, получившие льготные займы по местной программе, утверждают, что она позволит рефинансировать действующие кредитные договоры и как минимум сохранить бизнес в период кризиса.

В качестве косвенного способа поддержки туриндустрии Приморья руководство края видит привлечение в регион дополнительного потока российских туристов, который позволит частично компенсировать понесенные бизнесом убытки. Местные власти уже обратились в правительство России с предложением расширить программы субсидирования внутренних авиационных перевозок между регионами Дальнего Востока и Сибири, принять программу субсидирования внутренних железнодорожных пассажирских перевозок, а также ввести дополнительные авиационные и железнодорожные рейсы между европейской частью России и Владивостоком.

В пользу Приморья играет тот факт, что большая часть граждан России попросту не сможет или побоится выезжать за границу в предстоящий курортный сезон. Как следствие, в складывающейся эпидемиологической ситуации подобные решения могли бы в короткий срок превратить Приморский край в Мекку внутреннего туризма, наподобие Крыма или Сочи.

Реализация мер поддержки обойдется краевому правительству в 4,65 млрд рублей, при том, что экономические потери бюджета в связи с коронавирусом по итогам года составят около 15 млрд рублей. Для сравнения, общий дефицит бюджета Приморья на 2020 год был запланирован на уровне 4,84 млрд рублей.

31 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика