Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«У слова Курилы есть магия»

Гендиректор ООО «Архипелаг Онекотан» – о новых туристических проектах на Северо-Курильских островах

Горный курорт «Роза Хутор» намерен открыть Сахалинскую область по-новому – создать туркластер «Архипелаг Онекотан» на Северо-Курильских островах, а также брендовый туристический маршрут «Сахалин Экспресс». Это позволит развивать в регионе инфраструктуру и различные туристические направления. О проектах и их реализации в интервью EastRussia на полях Дальневосточной недели туризма рассказал генеральный директор ООО «Архипелаг Онекотан» (входит в «Роза Хутор») Дмитрий Родионов.

«У слова Курилы есть магия»
Фото: ertw.ru

В рамках проекта «Архипелаг Онекотан» предполагается комплексное развитие территории четырех Северо-Курильских островов – Атласова, Парамушир, Онекотан и Шумшу. Первый этап проекта рассчитан на четыре года, в течение которых инвестор построит сеть оборудованных пешеходных маршрутов, отели, яхт-клуб.

- Дмитрий Федорович, почему решили взять курс на Северные Курилы?

- Проект на Северных Курилах называется «Архипелаг Онекотан». На Северных Курилах есть один город – Северо-Курильск, место, куда может причалить корабль. Город сам по себе интересен, потому что расположен у подножия вулкана Эбеко, недалеко есть река Юрьева с богатой геотермальной темой. Как первую точку присутствия туристического проекта мы построим небольшую гостиницу на 60 мест – это примерный объем круизного экспедиционного судна или небольшого самолета. В Северо-Курильске собираются строить взлетную полосу, поэтому логистика будет улучшаться.

Такая база позволит нам начать делать следующие шаги, но пока мы их только проектируем и изучаем. Пока это же неподнятая тема – как предъявить туристу необитаемый остров, не испортив его. Мы проектируем сеть троп, сеть приютов, инфраструктуру по обращению с отходами, инфраструктуру причаливания. Такой у нас вызов на Северных Курилах. 

- Вы сказали, что гостиница рассчитана на примерный объем круизного экспедиционного судна, но это довольно редкая история. Кто будет наполнять гостиницу, когда таких судов не будет?

- Многие туристы не были в Северо-Курильске, потому что там негде ночевать. Если люди будут знать, что смогут туда приехать и комфортно разместиться, посетить несколько экскурсий, увидеть десятки медведей, извергающийся вулкан, то желающих посетить этот горд будет много. Я уверен, что четверть заполнения этой гостиницы составят чиновники и журналисты. Такую гостиницу просто сделать безубыточной, а потом она сама начнет притягивать постояльцев. Сейчас мы оформляем земельный участок и начинаем проектирование, года за два построим. В дальнейшем хотим построить инфраструктуру, чтобы показать туристам вулкан Эбеко.

- А вы уже предлагали каким-то экспедиционным судам посетить Северо-Курильск?

- Пока не создан продукт, который может привлечь экспедиционное судно, рано его приглашать. Для начала нужно создать точку, куда люди захотят приехать. Если мы построим объект, куда люди захотят приехать, то найдутся люди, которые придумают, как их туда везти, и сделает на этом бизнес.

- Насколько для вас сейчас важно, что в Северо-Курильске появится взлетно-посадочная полоса? Знаете ли вы, когда примерно там появятся первые самолеты?

- Я думаю, что через два года. Не помню условий конкурса по строительству «взлетки», но конкурс объявлен и там указаны сроки, когда она должна быть построена.

- А почему вы выбрали именно эту точку? Расчет на то, что те, кто добрался до Камчатки, то и до Парамушира сможет?

- Есть у слова «Курилы» магия. Когда его произносишь, люди хотят туда попасть. Надеюсь, что она работает и люди поедут.

- Расскажите подробнее о проектах на Южных Курилах.

- У нас не было стремления и ресурсов развивать все проекты сразу, поэтом мы взяли за разработку мастер-план проекта, который можно реализовать на Итурупе. Мы совершили несколько экспедиций на Итуруп, сегодня наши генпланисты прислали первый эскиз этого мастер-плана. Затем нужно будет формировать пул инвесторов для его реализации, и займемся этим, наверное, не мы. Итуруп содержит в себе все элементы Камчатки, но при этом они иные, поэтому Итуруп заслуживает синтетического объекта: горнолыжка, геотермалка. При этом степень готовности там высокая – есть и причал, и аэродром, и дороги. Там точно не будет маленького объекта, иначе он испортит Итуруп.



- Вы взялись за разработку проекта туристического маршрута «Сахалин Экспресс», который пройдет по старой железнодорожной линии Южно-Сахалинск – Холмск. Как пришли к этому проекту?

- Мы много ходили по Сахалину и искали объекты, которые не являются туристическими, не попадают в фокус развития туризма. Нашли старую железную дорогу и сейчас ведем непростые переговоры с властями региона, с РЖД о создании туристического объекта на базе самой красивой железной дороге Советского Союза. Важная составляющая – размер. Если современная железная дорога подавляет своими размерами, своей технической мощью, то на Сахалине размер достаточно уютный, туристический – небольшие тоннели, мосты, да и сами вагоны и локомотивы небольшие. Рассчитываем на четыре вагона по 25 человек.

И здесь важно не столько то, что этот маршрут исторический, а то, что он туристический. Адреналин будет сумасшедшим, потому что дорога проходит над такими обрывами, что дух будет захватывать. Наверняка будут станции, на которых поезд будет делать остановки, но их будет немного и только в знаковых местах.

- РЖД и правительство Сахалинской области готовы вложиться в этот проект или ждут частного инвестора? Есть ли расчеты, сколько это будет стоить?

- Есть расчеты, и цифра стремительно сокращается. Первые цифры приводили РЖД и это были десятки миллиардов, сейчас это единицы миллиардов рублей. Тонкость в том, что трудно сделать этот проект транспортным, а если он станет таким, то сложно будет сделать его туристическим, и наоборот. Поэтому сейчас мы выстраиваем с РЖД цепочку отношений. Думаю, что если мы эффективно ее построим, то инвестор найдется.

- Есть ли понимание, во сколько обойдется билет?

- Скажу так: этот маршрут должен стать настолько интересным, чтобы за него было не жалко много заплатить.

- То есть проезд будет дорогим?

- Надеюсь, что да. Я вообще за дорогой туризм. Если турист не готов заплатить много денег, значит ему неинтересно. Горизонт планирования наших проектов – десятки лет. По-настоящему эффективным «Сахалин Экспресс» станет в тот момент, когда он начнет взаимодействовать с новыми круизными портами, когда в Корсакове появится круизный причал, когда маршрут будет каким-то образом совмещен с транспортной железной дорогой и с туристической.

- Какой объем финансирования готовы вложить в эти проекты?

- Нужно создать точку, куда люди захотят ехать. Мы пытаемся на этом пути не наделать глупостей и не потратить неразумные деньги, в каждый момент пытаемся оставаться в границах разумного с точки зрения наших затрат. Например, гостинца в Северо-Курильске будет стоить в районе 300 млн рублей, примерно такую же сумму вложим в туристический маршрут на Северных Курилах, небольшие причалы и тропы. 
10 апреля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика