Поделиться
У Японии концентрированный интерес к Арктической проблематике
Поделиться

О том, как Япония не желает оставаться в стороне от мировых процессов освоения ресурсов и возможностей арктического региона, используя приобретенный для этого статус «наблюдателя» в международном Арктическом совете рассуждает Александр Курмазов, первый секретарь Посольства Российской Федерации в Японии

В Азиатско-Тихоокеанском регионе к Арктике обычно относят территории и пространства Мирового океана, расположенные к северу от 60° с. ш, включая Берингово, Чукотское и другие моря, прилегающие к Северному Ледовитому океану.

В северной части Тихого океана, которая в последнее время все больше начинает рассматриваться и с учетом ситуации, складывающейся в арктическом регионе, российская позиция сталкивается с интересами, прежде всего, США и Канады. Эти страны также относятся к арктическим прибрежным государствам и имеют в этом регионе общие морские границы с Россией. Однако в последнее время к Арктике все больший интерес проявляют неарктические страны — Китай, Япония, Республика Корея и др. И с этим также приходится считаться.

Япония не является приарктическим государством, но не желает оставаться в стороне от мировых процессов оценки, разработки и использования разнообразных ресурсов и возможностей арктического региона, используя для этого приобретенный ею статус «наблюдателя» в международном Арктическом совете.

О неподдельном интересе Японии к проблемам Арктики и в первую очередь к Северному Морскому пути (СМП) свидетельствует создание в 2012 году парламентской Лиги за обеспечение безопасности СМП под председательством премьер-министра Абэ С. Вялотекущие исследования СМП велись в Японии, начиная с 1995 года после распада СССР. Их активизация началась после того, как этим вопросом стали плотно заниматься восточноазиатские соседи Японии — Китай и Республика Корея.

Концентрированный интерес к Арктической проблематике, включая возможности использования СМП, исходит и от неправительственных организаций. В частности со стороны Азиатско-Тихоокеанского Форума (АТФ). Практический интерес к проблеме использования СМП проявляет и крупный японский бизнес.
Мониторинг ситуации вокруг арктической проблематики в Японии показывает, что существуют несколько достаточно важных тем, которые явным образом интересуют японское правительство:
— возможность практического использования Северного морского пути (СМП);
— научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей, для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах, а также в целях прогнозирования долгосрочных климатических изменений;
— приобретение статуса «наблюдателя» при Арктическом совете Японией и другими странами АТР;
— расширение сотрудничества и одновременно конкуренции России с Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики, в первую очередь месторождений углеводородного сырья;
— обеспечение Россией своих интересов в Арктике военными и техническими средствами;

Не оставили в Японии без внимания и проблему «северных территорий» в эпоху СМП.
Некоторые японские наблюдатели также обращают внимание на выработку международных стандартов и правил, касающихся защиты легко уязвимой окружающей среды Арктики.

Северный морской путь

Первые сообщения в Японии об успешной проводке по Севморпути танкера с грузом сжиженного газа, которую осуществила российская госкорпорация «Газпром», были опубликованы японскими СМИ еще три года назад. Конечным пунктом доставки был японский порт Кита-Кюсю. Арендованный «Газпромом» норвежский танкер вышел 7 ноября 2012 года из норвежского порта Хаммерфест и 5 декабря 2012 года прибыл в точку назначения. В полярных морях России проводку танкера обеспечивал атомный ледокол.

«Газпром» строит планы разработки газовых месторождений на полуострове Ямал, чтобы затем использовать СМП для транспортировки газа в страны АТР и Европу.

После этого японское государственно-частное партнерство стало проявлять повышенное внимание к возможности использования СМП, выделяя такие ключевые моменты: сокращение времени в пути и транспортных расходов; Хоккайдо с его портами может стать парадными воротами этой важной транспортной артерии; обострение противоречий заинтересованных стран по поводу пространств и ресурсов Арктики.

Первым шагом стали действия японского МИД, направленные на привлечение внимания к Японии со стороны стран Арктического совета.

Арктический совет был создан восемью странами, которые имеют территории за полярным кругом, в 1996 году. К этим странам относятся Россия, Финляндия, Дания (Гренландия), США, Канада, Швеция, Исландия, Норвегия. Статут наблюдателей в совете в настоящее время имеют Франция, Голландия, Италия, Германия, Великобритания, Испания, Польша, а также пять азиатских государств — Япония, Индия, Республика Корея, Китай, Сингапур. В мае 2013 года при поддержке России, Япония была наделена статусом наблюдателя в Арктическом совете и «получила опору для активизации своей позиции в Арктике».

В том же году правительство Японии на основании решения парламента впервые включило тему освоения Арктики в Морской генеральный план. Министерство государственных земель и транспорта получило отдельный бюджет на исследование экономических и других перспектив и выгод, а также юридических аспектов использования СМП. Из-за значительной разницы законодательств разных стран, которыми могут регулироваться отношения в связи с использованием Арктики, возникает множество проблем, решение которых не является компетенцией бизнеса. В основном субъектами арктической деятельности могут выступать только государства.

Для проработки, в том числе, и этих вопросов в Японии были проведены два международных симпозиума (в Токио и Саппоро) с участием российских, американских и норвежских специалистов по проблемам Северного морского пути. То, что часть работы прошла в Саппоро, не случайно. Япония стремится обеспечить себе свою особую роль в эксплуатации СМП. Речь идет о представлении мировой общественности острова Хоккайдо как ворот в Азию на этом пути. Портом базирования судов, следующих по СМП, планируется сделать Томакомаи. Но уже на эту роль стал претендовать южнокорейский порт Пусан, масштабами и объемами перевозок грузов превосходящий хоккайдскую гавань. И хотя географически расположение Томакомаи более привлекательно, международное соперничество разгорается нешуточное.

В настоящее время Япония обеспечивает себя поставками энергетического сырья с ближневосточного направления, североамериканского и южного из Австралии. Осталось неосвоенным только северное направление — СМП. Главное направление — ближневосточное, через Суэцкий канал. Учитывая напряженную обстановку на Ближнем Востоке, диверсификация морских путей доставки углеводородного сырья становится для Японии очень важной задачей.
Эта задача, похоже, будет решена в 2018 году, когда перевозки сжиженного газа с полуострова Ямал на арктическом побережье в Сибири начнутся на регулярной основе. Линию по доставке газа, добываемого в этом сибирском и арктическом районе, будет обслуживать крупнейший японский морской перевозчик «MITSUI O.S.K. Lines Ltd.» Газ будет доставляться, как в Японию и другие страны Северо-Восточной Азии, так и в европейские страны. Ежегодный объем перевозок сжиженного газа прогнозируется в 3 млн. тонн.

В то же время японские аналитики признают наличие проблем, которые устранить трудно, но они будут оказывать влияние на степень эффективности эксплуатации СМП. Это в первую очередь суровые климатически условия, из-за которых могут меняться длительность навигации и скорость проводки судов. Кроме того, использование ледокольного флота для сопровождения транспортов значительно удорожает эксплуатацию СМП. Также Японию тревожит безлюдное побережье и слабая инфраструктура российских портов за полярным кругом.

И, наконец, об украинских событиях, в которых также усматривается возможность повлиять на расклад сил в арктической политике. Охлаждение отношений с Европой развернет Россию лицом к Азии. В азиатские страны начнет поступать больше энергоносителей российского производства. И здесь возлагают надежды на СМП, не смотря на все вскрытые сложности.

Научные исследования арктических морей

Научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей, а также для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах — это именно то направление, на котором Япония могла бы — и уже пытается это делать — внести свой практический вклад в изучение и освоение Арктики. Эта страна позиционирует себя как ближайшее к Арктике азиатское государство и должна этим преимуществом пользоваться. Поэтому необходимо раскручивать не только «хоккайдскую карту азиатских ворот», но и вести научные исследований в арктических районах. В частности, в привязке к проблеме СМП важнейшим вопросом является мониторинг распределения льдов. В настоящее время японские ученые для исследования этого вопроса используют международный ресурс — данные российских съемок и исследований, а также данные спутниковых наблюдений США.

Одновременно правительством Японии принято решение о создании беспилотного подводного научно-исследовательского судна для изучения условий распределения арктических льдов из толщи воды. Необходимость постоянного мониторинга состояния льдов в Арктике, регионе еще мало изученном, в комментариях не нуждается. При проводке судов надводные инструменты наблюдений для обеспечения безопасной навигации в сложных ледовых условиях явно недостаточны. Наблюдения из толщи воды дадут много больше информации для безопасности мореплавания, включая толщину льда и формирование подводных торосов, а также соленость воды, направление течений и многое другое.

Изучение состояния арктических льдов важно еще и потому, что изменения ледяного покрова, особенно если они будут проходить быстро, без сомнений скажутся на подвижках в климате и состоянии экосистем.
Для восполнения пробелов в системе арктических знаний Япония провела комплексную научную съемку в северной части Берингова моря и в прилегающей к Берингову проливу части Чукотского моря, использовав научно-исследовательское судно Хоккайдского университета «Осёро-мару». Проведенные исследования можно расценивать как серьезную заявку на признание Японии полноценным членом «Арктического клуба». Видимо, и правительство Японии рассчитывает именно на подобную оценку.
Даже краткое перечисление пунктов проделанной научной работы показывает масштабность проекта: определение скорости и характера течений, измерение температуры воды, сбор образцов планктона, сбор образцов ихтиофауны, наблюдения за морскими птицами и китообразными, сборы проб для определения содержания микроэлементов в морской воде и ее кислотность, а также некоторые другие наблюдения и сборы проб.

Перечисленные работы проведены в рамках пятилетней программы GRENE, сформированной для изучения климатических изменений в Арктике Министерством образования и науки Японии в 2011 году до 2016 года. Данная программа обеспечивается из государственного бюджета, ежегодный размер ее субсидирования равен 600 млрд. иен. В исследованиях по данной программе участвуют около 300 ученых от 35 научно-исследовательских институтов и университетов.

Основной целью данных работ называют прогнозирование предстоящих изменений в состоянии арктической экосистемы в результате происходящих в настоящее время климато-океанологических изменений. В результате таяния полярных льдов в Чукотском море может произойти взрывное увеличение биомассы планктона, за которым нельзя исключать появление в арктических морях обитателей Берингова моря — минтая и даже лососей.

Для долгосрочных климатических прогнозов исследования Арктики также необходимы. Уменьшение площади ледового покрова в Баренцевом море может привести к смещению циклонической активности на север и активизации и главное расширению сибирского антициклона, которые может отразиться на японском климате, сделав зимы на островах более холодными.

Надо сказать, что будущее японских арктических исследований в ближайшие годы может оказаться под большим вопросом. Упомянутое судно «Осёро-мару» в ходе арктических исследований выполнило последний свой рейс и будет списано. Подводный беспилотник пока еще находится в состоянии проекта. Да и его практическое использование всех проблем не решит.

Научные суда ледового класса есть только у Министерства обороны Японии. Согласно закону «О силах самообороны» это министерство может вести научные исследований только в Антарктике. В этой связи заинтересованные министерства Японии (Министерство науки и образования, Министерство государственных земель и транспорта) приступили к рассмотрению вопроса строительства нового научного судна ледокольного класса специально для арктических исследований. Для строительства подобного судна понадобятся средства в размере нескольких сотен миллионов долларов.

Судно будет предназначено для международных исследований и будет принимать на борт иностранных ученых для выполнения международных программ. Также будет вести и самостоятельные работы в Северном ледовитом океане. И то и другое должно подчеркнуть возрастающее присутствие Японии в Арктике.

Определенную часть рыбных ресурсов Берингова моря для нужд внутреннего рынка получает Япония, ведя промысел в российской части моря и осуществляя закупки рыбного сырья из этого района у России и США. На Алеутских островах действуют дочерние предприятия японских компаний по производству сурими из минтая. Распределение его скоплений в беринговоморской зоне США в последние годы сильно изменилось, промысел сместился в сторону российской зоны на 400-500 км от береговых обрабатывающих баз, что приводит к значительному росту дополнительных расходов на переходы и транспортировку улова.

Полагая с учетом выше указанных обстоятельств, что климато-океанологические изменения могут привести к изменениям в распределении и состоянии запасов промысловых объектов, в получении которых заинтересована эта страна, в Хоккайдским университетом проведены исследования состояния ледового покрытия в Беринговом море, а также в южной части Северного ледовитого океана. Такие исследования не проводились Японией в этих районах 15 лет. Новые данные позволили оценить направленность изменений, в том числе и в состоянии рыбных запасов, которые произошли за этот период.


Сотрудничество и конкуренции России с Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики

В данном разделе мы попытаемся обобщить японские оценки включения других азиатских стран в освоение Арктики.

Китай также стремится играть собственную, самостоятельную, роль в освоении Арктики. КНР пытается наладить контакты по поводу Арктики с североевропейскими странами, в частности, с Арктическим научным агентством, которое создано Данией, Швецией, Норвегией, Исландией и Финляндией. С этим агентством в декабре 2013 года была достигнута договоренность об учреждении в Шанхае Китайско-Североевропейского арктического научного центра. Основными направлениями работ этого центра станут климатические изменения за полярным кругом, разработка арктических ресурсов и морские арктические пути.

Свою независимую арктическую позицию он продемонстрировал в 2012 году, успешно осуществив в сотрудничестве с Исландией проводку научно-исследовательского судна не через прибрежные полярные воды России, а через более высокие широты, минуя СМП. В следующем году из Китая в Европу через Северный Ледовитый океан было доставлено 20 тысяч тонн коммерческого груза. При этом планируется, что к 2020 году этим путем в Европу из Китая будет доставляться до 15 % грузов.

Китай называет опорным портом Северной Европы в начале Северного Морского Пути исландский Рейкьявик. Поэтому с Исландией отношения КНР укрепляются все активнее. Однако своих амбиций как страна базового порта в Азии в конце СМП Китай пока не демонстрирует. Хотя, как считают в Японии, такими портами могли бы стать Далянь или Шанхай. Китайские же специалисты на этот счет отвечают, что «в конечном счете, базовый порт для себя определяют судовладелец и грузовладелец, исходя из стоимости транспортировки и скорости». И с этим трудно не согласиться.

В Японии считают, что полярные амбиции России были уязвлены таким шагом. Коммерческое использование СМП предполагает обязательное использование (разумеется, платное) российских ледоколов, а также сборы за проход по этому пути.

Японские специалисты выдвигают следующее обоснование для защиты японских экономических интересов. СМП, вероятнее всего, будет открыт для судоходства 5 месяцев в году. Порт Томакомаи находится на таком расстоянии, например, от Мурманска, которые крупные контейнеровозы могут преодолевать за две недели. То есть вполне вероятно осуществить в месяц рейс туда и обратно. Южнокорейские или китайские порты, и даже японские порты, расположенные южнее, значительно уменьшают количество рейсов. Поэтому порт Томакомаи мог бы стать перевалочным пунктом СМП в точке, где северные условия уже не станут ограничителем судоходства. А доставленные грузы могут из этого порта транспортироваться дальше — в южные районы Азии.

Хоккайдо может сыграть в этом вопросе еще одну вспомогательную роль. Порты восточного Хоккайдо Кусиро и Нэмуро смогли бы сыграть роль портов-убежищ на случай сильных штормов.

Обеспечение Россией своих интересов в Арктике военными и техническими средствами. Японские оценки
В первую очередь это вопросы безопасности. Причем безопасности не только России на данном направлении, но и других членов «Арктического клуба», а также стран пользователей, как транспортного потенциала СМП, так и ресурсов недр, а для отдельных районов и морских биологических ресурсов.

Нет ничего неестественного в том, что Япония свои планы с использованием арктического потенциала тесно связывает с вопросами безопасности. Японские исследователи арктических проблем выделяют две главные составляющие на этом направлении — военную и ледокольную, иными словами — техническую.

В Японии незамедлительно отреагировали на выступление Президента России В.В.Путина 10 декабря 2013 года перед представителями Министерства обороны и командным составом Вооруженных Сил, процитировав его выступление в части, касающейся необходимости применения всех возможных средств для обеспечения безопасности и российских государственных интересов в Арктике. Японские СМИ также обратили внимание на указание российского президента сформировать в Арктике специализированные воинские подразделения и ускорить оборудование в регионе военных баз.

В практическом плане это означает в первую очередь строительство взлетно-посадочных полос и оборудованных причалов на архипелаге Земля Франса-Иосифа и на Новосибирских островах, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение арктических воинских подразделений с целью постоянного базирования здесь военной авиации и ВМФ России. В Японии вполне резонно считают, что данными действиями Россия стремиться усилить сдерживание нарастающей активности в Арктике со стороны США и Китая. Еще труднее не согласиться и с такой беспристрастной оценкой российских действий: «Россия стремится обеспечить себе лидирующие права на освоение Арктики, богатой природными ресурсами. Россия заявляет себя в Арктическом регионе новой „зоной наибольшего влияния“, стратегическое значение которой неуклонно возрастает».

Достаточное обеспечение морских арктических районов ледокольным флотом — вопрос не менее важный, чем создание военной инфраструктуры. Он напрямую связан с гарантией безопасности транспортных потоков.

В Японии внимательно оценивают ледокольный парк России и планы по его усовершенствования, отмечая неизбежный выход из строя в скором будущем имеющихся ледоколов, число которых в 2012 году снизилось с 7 до 6 единиц. Рост грузопотоков на СМП растет, активизируются и работы по освоению ресурсов арктического шельфа. Поэтому России не обойтись без мощного ледокольного флота, оснащенного атомными двигателями.

В настоящее время флагманом российского атомного ледокольного флота является самый крупный в мире ледокол — атомоход «50-летие Победы». Из трех запланированных для постройки атомных ледоколов один станет крупнейшим в мире и превзойдет по параметрам нынешнего лидера этого флота. Он будет способен пробивать путь во льдах толщиной 4 метра.

Российско-японская территориальная проблема в эпоху СМП

Японцы не были бы самими собой, если как все брали точкой отсчета СМП порты северной Европы. Поэтому началом СМП они считают Азию и, в частности, Японию. И в этом начале как раз находятся южные Курилы, которые в Японии называют «северными территориями», и Охотское море, прибрежным государством которого вполне по праву Япония себя также считает.

По мнению профессора университета Токай Ямада Ё., если СМП действительно заработает, то станет активным движение судов через пролив Екатерины (разделает острова Кунашир и Итуруп Южно-Курильского архипелага). Уже через данный проход осуществляется транспортировка сжиженного газа с Сахалина в Японию. Судоходство в данном районе становится все более оживленным.

Морские акватории, где необходимо поддержание порядка и безопасности со стороны России, возрастает. Обеспечение подобных условий в этом проливе и других смежных акваториях будет большой и трудной задачей для России, поскольку, по мнению японских аналитиков, она не обладает достаточным опытом такой деятельности. Поэтому Япония в данной ситуации должна предложить совместное управление судоходством в этом морском районе. Углубляя двустороннее сотрудничество на этом участке, можно будет продвигаться и в решении территориальной проблемы. Это дополнительный канал для работы дипломатов двух стран в данном направлении.

В любом случае понимание того, каким образом сформируются новые мировые транспортные потоки, крайне важно для Японии, всецело зависимой от морских торговых путей. Возможно, эти изменения характера морских путей помогут по-другому взглянуть и на проблему «северных территорий», создадут почву для возникновения новых идей ее решения. Этот шанс Япония также не собирается упускать. Какая новая экономическая и логистическая конструкция может возникнуть в этом районе? Этот вопрос сейчас основательно изучается министерством государственных земель, инфраструктуры и транспорта Японии.
Упоминавшаяся идея ключевых перевалочных портов на Хоккайдо также рассматривается как один из возможных инструментов улучшения общего климата отношений двух стран на экономической почве. Правда, роль дипломатов при этом в определенной степени отодвигается в сторону. На первую значимую роль выдвигается преимущество снижения расходов при транспортировке грузов из других континентов. Кроме того, важную роль должны сыграть тренированные российские экипажи, имеющие большой опыт проводок судов по Северному Морскому Пути. Именно они будут обеспечивать доставку значительной части грузов для Азии по СМП. Правда, автор этой идеи несколько пессимистично оценивает проявление интереса правительства Японии к данному вопросу, как к одному из потенциально возможных направлений решения территориальной проблемы. Но из арсенала возможностей этот путь не исключает.


Единые экологические правила использования потенциала Арктики

Этот вопрос в Японии рассматривают в первую очередь с точки зрения заключения многосторонних конвенций, которые могли бы установить универсальные правила пользования пространствами и ресурсами Арктики.

Правовой режим Арктики кардинально отличается от международно-правового режима Антарктики, поскольку в арктическом регионе пока не действуют универсальные многосторонние договоры, как это имеет место в Антарктике (Договор об Антарктике 1959 г.). Поэтому прибрежные государства проводят свою, ни с кем не согласованную линию в освоении Арктики. Так, Россия самостоятельно установила титановый государственный флаг. Северная Европа заявляет об усилении военного потенциала. Китай вкладывает в освоение региона огромные инвестиции. США преследуют свободы судоходства в Северном Ледовитом океане и заявляют о намерениях разрабатывать арктические недра.

Отсутствие единых правил игры является дестабилизирующим фактором в Арктике. Как на один из путей решения данной проблемы Япония смотрит с большой надеждой на способность Арктического совета срочно выработать единые для всех правила с упором на сохранение легкоуязвимой арктической природной среды, которые бы имели «сдерживающую силу».

Вполне очевидно, усиление экономической деятельности в арктическом регионе приведет к дальнейшему таянию льдов или другим пагубным последствиям в результате изменения окружающей среды и состояния экосистем. Здесь сказать свое веское слово и внести вклад, который бы был оценен международным сообществом, Япония намерена на научно-исследовательском поприще. Изучением природы Арктики и другими арктическими проблемами в Японии занимаются не менее 300 ученых в основном из Хоккайдских университетов. Их основная цель — разработка методов бережного использования пространственного и ресурсного потенциала Арктики.

Подводя итог, скажем, что интерес к арктической теме в Японии появился в последнее время практически внезапно, но проявляется очень активно. Это видно по выработке четко очерченных планов использования арктического потенциала. Это понятно и из того, как ревниво Японии относится к активизации арктической деятельности со стороны соседних азиатских государств, которые также получили статус наблюдателя в Арктическом совете.

Не случайно Япония делает не только заявления о своих арктических интересах, но и делает практические шаги в тех областях, где у нее имеется определенный потенциал. В частности, в области научных исследований.

В основе такого подхода, скорее всего, лежит экономическая безопасность государства, которая может быть поддержана дополнительными ресурсами.

Круг арктических интересов Японии широк и разнопланов — от Севморпути до возможных подвижек в разрешении территориального вопроса с Россией. Достаточно острая конкуренция на поле арктических проблем с азиатскими соседями и другими странами, а также неравноправный статус участников Арктического совета в то же время — эти трения могут быть использованы в российских интересах, если «арктические пазлы» сложить в выгодную для нас картину. Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов