Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Pushkin in Beijing

How and what does the Russian diaspora in the Middle Kingdom live?

Pushkin in Beijing

Noisy, teeming Asian designs of chinatown have long become habitual "inhabitants" of the largest cities of the world - Sydney, Singapore, New York, London, Paris. Prompt chinese successfully assimilate in the territories of other states, uniting in communities and rendering each other feasible assistance. They also took root in Russia - they study in universities, work in Russian and international companies, conduct their own business. And what about the reverse situation - how do Russians live in China and what problems do they face in the Middle Kingdom?

Thousands among a billion

According to statistics, to date, almost 14 thousand Russians live in China. Compared to other nationalities living in a billion country, this figure (not including, however, businessmen, students and half a million Russian tourists visiting China annually) is more than modest. The number of the Russian diaspora is so small due to the fact that after the formation of the PRC, almost all Russians were forced to leave China. After that, it was impossible to settle in this country for many years. The influx of Russians began only at the beginning of the 1990, when China began to open up a little.

Currently, the bulk of the Russian-speaking population is concentrated in Beijing and Shanghai, some groups of Russians live in Hong Kong, Harbin and provinces. The peculiarity of the current "Chinese Russians" is that they are mostly young - those who came to China in the 1990-x, so they stayed here - they studied, worked, started their families. Also among the representatives of the Russian diaspora are current students, entrepreneurs, leading businesses in the Middle Kingdom, and employees of Russian companies' representative offices. Russian can also be found in the offices of international organizations and branches of foreign companies.

Little Russia

Historically, the Russian diaspora that inhabits the Chinese capital has always been less organized than, say, our compatriots in Harbin or Shanghai. And at the end of the 1980-x, representatives of the shuttle business, who took a fancy to the north-western region of Sichjimen, were drawn to Beijing. A little later, Russian entrepreneurs moved to the area of ​​Yabaolu Street, where a whole Russian region was being formed, called by local residents "Chinese Brighton Beach" or "Little Russia in China". However, the Chinese living nearby love to joke that this "little Chinese Russia" is a non-permanent phenomenon. "Earlier in this place was the Polish market, now Russian, and tomorrow it can become African," they say.

The Russian area of ​​Yabaolu is located almost in the very center of the Chinese capital, a few minutes walk from the foreign embassies area and just a ten minute taxi ride from Tiananmen Square. Yabaolu Street stretches from the west from the eastern section of the second ring road to the eastern side of the Temple of the Sun. The total length of the street is about 300 meters. Over the years, 10 has turned this place into a complex of shopping centers with an extensive infrastructure. There was a network of restaurants where Russian chefs work, hairdressers with Russian masters.

Among the Russians living in Yabaolu are not only merchants, but also translators, hairdressers, musicians, and also "Cargo" - the elite of Yabaolu, those who are engaged in sending and customs clearance of goods. Specialists working in foreign corporations and representatives of big business do not really like Yabao, for fear of crime. The Chinese claim that in due time the criminal came to Yabaola together with the Russians. Nevertheless, there are no major criminal structures here - Russian racketeers were kicked out of the Chinese mafia at the beginning of the 1990.

Herring - in short supply

Before the start of 2000, one of the most pressing problems for Russian Pekingans was the lack of authentic Russian food. Many, far from their historic homeland, literally dreamed of sour cream, good cheese, black bread, cabbage pies, and dumplings. Now sausage, grain bread and even beets can be bought in large supermarkets and stores of imported products for foreigners. And the situation with specifically Russian products - black bread, cottage cheese, herring, caviar - is solved by small shops aimed specifically at the Russian audience, next to the Russian Embassy and in the Yabaolu district.

The first and to this day the most popular retail outlet of this kind is the store "At the Grandmother", located opposite the main gate of the Russian embassy. He is kept by a cheerful Chinese old woman, who remembers not one generation of Russians who lived in Beijing. The assortment of its shops is very rich - there is even Russian chewing gum, chocolate, gingerbread, condensed milk, sprats, mayonnaise, bay leaf and dill.

In 2007, in the same building, Russian cooking "The Cup of Tea" was opened, which solved the problems of home food for many Russian bachelors in Beijing. Ready-to-serve salads and semi-finished products are sold in no time. The Russian hostess taught Chinese women to cook herring under a fur coat, liver cake, sour cabbage, to make ravioli and vareniki and even bake cakes and cook cake "Grafskie ruins". These products do not look like conveyors from conventional Russian supermarkets, they are made not in "industrial" volumes, but in limited ones - at home. The only minus of this cookery - it does not sell soups (most often, says the hostess, visitors are interested in the presence of borscht and soup).

But hot first and second dishes can be eaten in the Russian restaurants of the Chinese capital, which has about a dozen. The main restaurants are located again in the places where the Russian-speaking public gathers - in the embassy and Yabaolu areas. Restaurant "Pushkin Tavern" is easy to identify at the entrance to Dunzhimennay Avenue by the raft entrance with twisted pylons painted in the old Russian style. Eat potatoes with greens and flavor your meal with traditional Russian alcoholic drinks. Here come not only Russian Pekingans, but also representatives of the Russian diaspora living in other cities.

Russians in Shanghai: expensive and angry

The heyday of the Russian diaspora in Shanghai is the 30-s of the XX century. Then the Russian drama theater began to work in the city, a ballet school opened, and a Russian municipal government consisting of the Shanghai Municipal Orchestra appeared. It was at that time that the legendary Russian artist Alexander Vertinsky moved from Paris to Shanghai. Here Fedor Shalyapin toured. However, over time, the situation changed: after 1945, most Russian Shanghai people left for the USSR or the West. After the Soviet consulate was closed in 1962, and the "cultural revolution" began in 1966, there were no more than 10 people left in Shanghai among the former white emigrants and the Soviet citizens who arrived after 1949. The situation began to change only in the late eighties. The Russian consulate was returned to its former building at the confluence of the Suzhou River and Huangpu rivers (by the way, Russia is the only country whose consulate occupies a separate building in Shanghai). In 1990-e in Shanghai, followed by rapid economic growth, Russian businessmen were drawn.

Today, there are about a thousand permanently living Russians in the city. The bulk of the Russian population are businessmen and students. Entrepreneurs from Russia and the CIS countries are attracted here by companies located in the Shanghai area and in the adjacent areas of Jiangsu and Zhejiang provinces, as well as industrial exhibitions held in Shanghai. A lot of students from Russia studying Chinese in the Celestial Kingdom study at Shanghai universities in the inter-university and interstate exchange programs.

Those who are in Shanghai for the first time, immediately face the problem of housing. Even arriving here for a very long time, you should not expect that you will be able to purchase an apartment without problems. Even before 2006, the Chinese authorities easily sold real estate to foreigners, including those from Russia. The offer was very interesting, but because the flow of people overflowed the market - prices climbed up. Because of this, the government introduced a number of restrictions. Now you can buy real estate in Shanghai only a foreigner who works here (after presenting a working work visa or a certificate from work). In any case, permission to purchase an apartment a person can receive only after a year of residence in the country. In this case, you can only buy one apartment and only for personal living. Today, a square meter in Shanghai costs about $ 4,5 thousand. In such conditions, the only way out for Russian Shanghai is rent. The average rental price for a one-room apartment with furniture in a good neighborhood is 2500-3000 Yuan (250-300 euro) per month. You can find accommodation in at least two ways: to use Internet resources that specialize in helping Russian people living in China, or to contact the intermediary firm, "fandom", which is in every quarter of Shanghai.

Another problem worries those Russians whose children have reached school age. In Beijing, for this case, there is a good Russian school at the embassy. In Shanghai, there is only an elementary school at the consulate. Trying to resolve the situation, parents began to organize small training groups: 10-12 families cooperate and invite good teachers from Russia. Children go to Chinese schools, and in their spare time they attend lessons in the study of the Russian language, Russian literature and national history.

The Russian Diaspora of Shanghai takes an active part in the activities of the Coordination Council of Compatriots of China. In 2004, with his assistance from the St. Nicholas Church and the cathedral in honor of the icon of the Mother of God "Sporuchnitsa sinners", built by Russian emigrants in 1930-ies, entertainment institutions were withdrawn. About the resumption of services by Orthodox priests yet to speak it is not necessary, as it contradicts the Chinese legislation forbidding activity of foreign religious organizations in territory of the Peoples Republic of China. However, according to the Chinese authorities, "in future the buildings will have a cultural purpose, connected with the history of the Russian presence in China."

Together - more fun

China becomes a real test for some emigrants - cultures and mentality are too different. People who come often have difficulties in intercultural communication and need support. Against this background, at some point in the different Chinese cities began to appear organizations that unite the Russians.

The first such organization was the Russian Club in Shanghai, established in December 1998. Initially, it appeared to provide a platform for communication between compatriots. Currently, the Club contributes to the consolidation of the Russian community. On its basis, monthly meetings of the Russian diaspora, Chinese language courses, thematic seminars and informational support of Russian business in China are organized. Now the Russian Club in Shanghai is working on the creation of a Russian library, assisting in the promotion of works of Russian literature and art in the Chinese market, and also cooperates with Chinese publishing houses. In addition, he is trying to contribute to raising the status of Russia, for which he publishes materials in the Chinese media from Russian authors. A little later, similar clubs began to appear in Beijing, Harbin, Urumqi and other cities. Their activity favorably affects not only overcoming the disunity of the “Chinese Russians”, but also significantly improves the quality of their life in the Celestial territory.

October 30: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

У Пушкина в Пекине

Как и чем живет русская диаспора в Поднебесной

У Пушкина в Пекине

Шумные, изобилующие многоцветьем азиатских узоров чайнатауны уже давно стали привычными «обитателями» крупнейших городов мира – Сиднея, Сингапура, Нью-Йорка, Лондона, Парижа. Проворные китайцы успешно ассимилируются на территориях других государств, объединяясь в общины и оказывая друг другу посильную помощь. Прижились они и в России – учатся в вузах, работают в российских и международных компаниях, ведут собственный бизнес. А что же с обратной ситуацией – как живут русские в Китае и с какими проблемами им приходится сталкиваться в Поднебесной?

Тысячи среди миллиарда

Согласно статистике, на сегодняшний день в Китае живет почти 14 тысяч русских. По сравнению с другими национальностями, постоянно проживающими в миллиардной стране, эта цифра (не включающая, впрочем, бизнесменов, студентов и полмиллиона российских туристов, ежегодно посещающих Китай) более чем скромна. Численность российской диаспоры так невелика в силу того, что после образования КНР практически все русские были вынуждены уехать из Китая. После этого в течение многих лет поселиться в этой стране было невозможно. Приток русских начался лишь в начале 1990-х, когда Китай стал понемногу открываться.

В настоящее время основная масса русскоязычного населения сосредоточена в Пекине и Шанхае, отдельные группы русских живут в Гонконге, Харбине и провинциях. Особенность нынешних «китайских русских» состоит в том, что в основном они молоды – это те, кто в 1990-х студентом приехал в Китай, да так здесь и остался – учились, работали, заводили семьи. Также в число представителей русской диаспоры входят нынешние студенты, предприниматели, ведущие бизнес в Поднебесной, и сотрудники представительств российских компаний. Русских можно также встретить в офисах международных организаций и филиалах зарубежных компаний.

Маленькая Россия

Исторически сложилось так, что русская диаспора, населяющая китайскую столицу, всегда была менее организованной, чем, скажем, наши соотечественники в Харбине или Шанхае. А в конце 1980-х в Пекин потянулись представители челночного бизнеса, облюбовавшие северо-западный район Сичжимэнь. Немного позже российские предприниматели переместились в район улицы Ябаолу, где сейчас образовался целый русский район, называемый местными жителями «китайский Брайтон-Бич» или «маленькая Россия в Китае». Однако живущие поблизости китайцы любят пошутить, что эта «маленькая китайская Россия» – явление непостоянное. «Раньше на этом месте был польский рынок, сейчас русский, а завтра он может стать африканским», – говорят они.

Русский район Ябаолу находится практически в самом центре китайской столицы, в нескольких минутах ходьбы от района иностранных посольств и всего в десяти минутах езды на такси от площади Тяньаньмэнь. Улица Ябаолу тянется с запада от восточного участка второй окружной дороги до восточной стороны Храма Солнца. Общая протяженность улицы – около 300 метров. За 10 лет это место превратилось в комплекс торговых центров с разветвленной инфраструктурой. Появилась сеть ресторанов, где работают русские повара, парикмахерские с русскими мастерами.

Среди русских, живущих на Ябаолу, не только коммерсанты, но и переводчики, парикмахеры, музыканты, а также «карго» – элита Ябаолу, те, кто занимается отправкой и таможенной очисткой грузов. Специалисты, работающие в иностранных корпорациях, и представители крупного бизнеса не очень-то жалуют Ябаолу, опасаясь криминала. Китайцы утверждают, что в свое время криминал пришел на Ябаолу вместе с русскими. Тем не менее крупных криминальных структур здесь нет – русских рэкетиров еще в начале 1990-х выгнала отсюда китайская мафия.

Селедка – в дефиците

До начала 2000-х одной из самых актуальных проблем для русских пекинцев было отсутствие аутентичной русской пищи. Многие, находясь вдалеке от исторической родины, буквально грезили о привычной желудку сметане, хорошем сыре, черном хлебе, пирогах с капустой и пельменях. Сейчас же колбасу, зерновой хлеб и даже свеклу можно купить в крупных супермаркетах и магазинах импортных продуктов для иностранцев. А ситуацию со специфически русскими продуктами – черным хлебом, творогом, сельдью, икрой – решают небольшие магазины, нацеленные специально на российскую аудиторию, рядом с посольством РФ и в районе Ябаолу.

Первой и по сей день самой популярной торговой точкой такого рода остается магазин «У бабушки», расположенный напротив главных ворот российского посольства. Его держит бодрая китайская старушка, которая помнит не одно поколение россиян, обитавших в Пекине. Ассортимент ее лавки весьма богат – здесь есть даже русская жвачка, шоколад, пряники, сгущенка, шпроты, майонез, лавровый лист и укроп.

В 2007 году в этом же здании открылась русская кулинария «Чашка чая», решившая проблемы домашней еды для многих русских холостяков в Пекине. Продающиеся тут готовые салаты и полуфабрикаты раскупают в мгновение ока. Русская хозяйка научила китайских работниц готовить селедку под шубой, печеночный торт, квасить капусту, лепить пельмени и вареники и даже печь пирожки и готовить торт «Графские развалины». Эти продукты не похожи на конвейерные изделия из обычных российских супермаркетов, они сделаны не в «промышленных» объемах, а в ограниченных – по-домашнему. Единственный минус этой кулинарии – в ней не продают супы (чаще всего, утверждает хозяйка, посетители интересуются наличием борща и ухи).

Зато горячие первые и вторые блюда можно поесть в русских ресторанах китайской столицы, которых насчитывается около дюжины. Основные рестораны располагаются опять же в местах скопления русскоязычной публики – в районе посольства и Ябаолу. Ресторан «Трактир Пушкин» легко идентифицировать при въезде на проспект Дунчжимэньнэй по теремочному входу с витыми пилонами, раскрашенными в старорусском стиле. Откушать картошечки с зеленью и сдобрить свою трапезу традиционными русскими алкогольными напитками сюда приходят не только русские пекинцы, но и представители российской диаспоры, проживающие в других городах.

Русские в Шанхае: дорого и сердито

Периодом расцвета русской диаспоры в Шанхае считаются 30-е годы XX века. Тогда в городе начал работать русский драматический театр, открылась балетная школа, появился состоящий в основном из русских Шанхайский муниципальный оркестр. Именно в тот период из Парижа в Шанхай перебрался легендарный русский артист Александр Вертинский. Здесь гастролировал Федор Шаляпин. Однако со временем ситуация изменилась: после 1945 года большинство русских шанхайцев уехало в СССР или на Запад. После того как в 1962 году закрылось советское консульство, а в 1966-м началась «культурная революция», в Шанхае осталось не более 10 человек из числа бывших белоэмигрантов и прибывших после 1949 года советских граждан. Ситуация начала меняться только в конце восьмидесятых. Российскому консульству было возвращено его прежнее здание на слиянии рек Сучжоухэ и Хуанпу (кстати, Россия – единственная страна, консульство которой занимает в Шанхае отдельное здание). В 1990-е в Шанхай вслед за бурным экономическим ростом потянулись российские бизнесмены.

На сегодняшний день в городе насчитывается около тысячи постоянно проживающих русских. Основную часть русского населения составляют бизнесмены и студенты. Предпринимателей из России и стран СНГ притягивают сюда предприятия, расположенные в районе Шанхая и в прилегающих районах провинций Цзянсу и Чжэцзян, а также проводимые в Шанхае промышленные выставки. В шанхайских вузах по программам межвузовского и межгосударственного обмена обучается немало студентов из России, изучающих в Поднебесной китайский язык.

Те, кто оказывается в Шанхае впервые, сразу сталкиваются с проблемой жилья. Даже прибывая сюда на очень долгий срок, не стоит рассчитывать на то, что приобрести квартиру удастся без проблем. Еще до 2006 года китайские власти легко распродавали недвижимость иностранцам, в том числе и выходцам из России. Предложение было весьма интересным, а потому поток желающих переполнил рынок – цены полезли вверх. Из-за этого правительство ввело ряд ограничений. Теперь купить в Шанхае недвижимость может только работающий здесь иностранец (после предъявления действующей рабочей визы или справки с работы). В любом случае разрешение на покупку квартиры человек может получить только после года проживания в стране. При этом приобрести можно только одну квартиру и только для личного проживания. Сегодня квадратный метр в Шанхае стоит около $4,5 тыс. В таких условиях единственным выходом для русских шанхайцев становится аренда. Средняя цена аренды однокомнатной квартиры с мебелью в неплохом районе составляет 2500–3000 юаней (250–300 евро) в месяц. Найти жилье можно как минимум двумя способами: воспользоваться интернет-ресурсами, специализирующимися на помощи русским, живущим в Китае, либо обратиться к фирме-посреднику, «фандичань», которые есть в каждом квартале Шанхая.

Еще одна проблема заботит тех россиян, чьи дети достигли школьного возраста. В Пекине на этот случай есть хорошая российская школа при посольстве. В Шанхае же имеется лишь начальная школа при консульстве. Пытаясь разрешить ситуацию, родители стали организовывать маленькие учебные группы: 10–12 семей кооперируются и приглашают хороших преподавателей из России. Дети ходят в китайские школы, а в свободное от занятий время посещают уроки по изучению русского языка, русской литературы и отечественной истории.

Русская диаспора Шанхая принимает самое активное участие в деятельности Координационного совета соотечественников Китая. В 2004 г. при его содействии из Свято-Николаевского храма и кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», построенных русскими эмигрантами в 1930-х годах, были выведены увеселительные заведения. О возобновлении служб православными священниками пока говорить не приходится, поскольку это противоречит китайскому законодательству, запрещающему деятельность иностранных религиозных организаций на территории КНР. Однако, по заверению китайских властей, «в дальнейшем здания будут иметь культурное назначение, связанное с историей российского присутствия в Китае».

Вместе – веселее

Китай становится для некоторых эмигрантов настоящим испытанием – слишком разнятся культуры и менталитеты. Приезжающие нередко испытывают сложности в межкультурном общении и нуждаются в поддержке. На этом фоне в определенный момент в разных китайских городах стали появляться организации, объединяющие русских.

Первой подобной организацией стал Русский клуб в Шанхае, созданный в декабре 1998 года. Изначально он появился, чтобы обеспечить площадку для общения между соотечественниками. В настоящее время Клуб содействует сплочению русской общины. На его базе организуются ежемесячные встречи русской диаспоры, курсы китайского языка, тематические семинары и информационная поддержка российского бизнеса в Китае. Сейчас Русский клуб в Шанхае работает над созданием русской библиотеки, оказывает помощь в продвижении произведений русской литературы и искусства на китайском рынке, а также сотрудничает с китайскими издательствами. Кроме того, он старается внести свою лепту в повышение статуса России, для чего публикует в китайских СМИ материалы российских авторов. Немного позже аналогичные клубы стали появляться в Пекине, Харбине, Урумчи и других городах. Их деятельность благоприятно влияет не только на преодоление разобщенности «китайских русских», но и существенно повышает качество их жизни на территории Поднебесной.