Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Углю расширяют пути

Портовая инфраструктура на Дальнем Востоке модернизируется под нарастающий экспорт энергоресурсов

Российская экономика занимает прочные позиции одного из лидеров глобального энергетического рынка: первое место в мире по объемам добычи нефти, четвертое - по выработке электроэнергии, шестое - по добыче угля. Значительная часть ресурсов идет на экспорт, в частности, за прошлый год российские компании вывезли на внешние рынки более 190 млн тонн угля. Ключевым направлением экспортных поставок являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а одним из приоритетов - модернизация транспортной и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. В регион пришли большие государственные и частные инвестиции, направленные на совершенствование сети дорог и трансграничных переходов, важнейшими из которых являются дальневосточные порты - "окна" в страны АТР.

Углю расширяют пути
Фото: АО "Восточный Порт"
В августе президент России Владимир Путин провел первое за последние два года заседание комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности. Основной темой мероприятия стала координация работы "Российских железных дорог" (РЖД), угольных компаний и стивидоров. По словам президента, текущая конъюнктура дает возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить свою долю. Однако, чтобы реализовать этот потенциал, нужно решить целый комплекс задач, в том числе - улучшать логистику, расширять экспортные коридоры, прежде всего, пропускную способность железнодорожных магистралей, для которых угольные компании являются якорными грузоотправителями.

У российских участников рынка есть возможность воспользоваться растущим спросом на уголь со стороны стран АТР, где ближайшие годы, по оценкам экспертов, потребление будет расти на 100 млн тонн ежегодно. Это возможно, отметил глава государства, только за счет "постоянной связки, стыковки планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов". Рост "угольного потока" через дальневосточные порты ставит еще одну важную задачу – заботу об экологии. Владимир Путин призвал "решать вопросы развития угольной промышленности на основе самых современных технологий": "шире внедрять передовые стандарты работы угольной отрасли, уделять повышенное внимание защите окружающей среды, особенно в портах, местах перевалки угля". "Экологичной должна стать вся цепочка: от добычи угля до его перевалки в морских портах", - подчеркнул президент.

На Дальнем Востоке с угольными грузами работают самые крупные морские порты: АО "Восточный Порт", АО "Дальтрансуголь", АО "Порт Ванино", АО "Торговый порт Посьет".

Через АО «Восточный Порт» уголь экспортируют более 20 грузоотправителей. Весь объем обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе, Хакассии, Якутии и других угольных бассейнах России. В целом за прошлый год грузооборот портов Дальневосточного бассейна, по данным Ассоциации морских портов России, составил 191,7 млн тонн. По оценке главы Минэнерго Александра Новака, в восточном направлении Россия экспортирует за этот год порядка 100 млн тонн угля. К 2025 году эти объемы удвоятся, достигнув 207 млн тонн. Из них 195 млн тонн нужно будет перевезти по железным дорогам.

Один из самых быстрорастущих стивидоров на Дальнем Востоке - АО "Восточный Порт". Компания перевалит за 2018 год около 25 млн тонн угля, к 2024 году - будет перегружать уже до 40 млн тонн. Для этого инвестор ведет строительство Третьей очереди угольного комплекса. На данный момент это крупнейший частный портовый инвестпроект на Дальнем Востоке. Стивидор реализует его на принципах государственно-частного партнерства — техническая документация согласована с РЖД, финансирование строительства ведут ООО "Управляющая портовая компания" и АО "Восточный Порт" без привлечения средств бюджета. Общий объем инвестиций составляет около 32 млрд рублей, из них 4,7 млрд рублей - вложения в объекты железнодорожной инфраструктуры.

"За последние пять лет мы, да и другие специализированные порты, очень прибавили как в части строительства инфраструктуры, так и в вопросах внедрения новых технологий. Это позволяет значительно увеличить объемы перевалки. Для всей экономики это имеет мультипликативный эффект. Ведь эти инвестиции позволили производителям добывать больше угля, ОАО "РЖД" — заметно увеличить объем перевозок, государству — получить больше налогов", - говорит первый заместитель генерального директора — коммерческий директор ООО "Управляющая портовая компания" Ирина Ольховская. В 2017 году "Восточный Порт" перечислил налоги в бюджеты разных уровней больше 2,5 млрд рублей. По прогнозу на 2018 год объем налоговых отчислений возрастет до 3,4 млрд рублей, с введением новых мощностей Третьей очереди — до 6 млрд рублей.

Для Третьей очереди угольного комплекса в порту уже построены глубоководные причалы, склады, готовится к запуску закрытая станция разгрузки вагонов, оснащенная двумя тандемными вагоноопрокидывателями. Сейчас АО "Восточный Порт" строит один из важнейших объектов Третьей очереди — железнодорожный парк "Новый" с 12 железнодорожными путями, способными принимать составы длиной до 71 вагона каждый. Весь комплекс мер увеличит мощности станции Находка Восточная ДВЖД на 5 млн тонн, обеспечивая рост грузооборота портов бухты Врангеля.

Важнейший аспект роста перевалки угля — сохранение уникальной дальневосточной природы, обеспечение комфорта населения. Технологии подавления угольной пыли за минувшие годы шагнули далеко вперед. В 2017 году "Восточный Порт" подписал меморандум о совместном внедрении передовых технологий в сфере обеспечения экологической безопасности с японской корпорацией Marubeni Сorporation. Сейчас это единственный в Приморском крае специализированный угольный порт, использующий наилучшие доступные технологии для безопасной перевалки угля. АО "Восточный Порт" является первым угольным портом Дальнего Востока, получившим сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента».
С 2018 года портовый холдинг реализует комплексную экологическую программу по переходу на закрытые технологии перевалки угля, во что будет вложено более 1,4 млрд руб. Комплекс природоохранных мер предусматривает модернизацию и установку дополнительного высокотехнологического оборудования по пылеулавливанию и пылеподавлению, в том числе, строительство ветропылезащитных ограждений. Собственная аккредитованная лаборатория ведет регулярный экологический мониторинг состояния атмосферного воздуха, промышленных вод, акватории бухты Врангеля.

Эксперты отмечают, что спрос грузоотправителей на пропускные мощности в восточном направлении в ближайшие годы будет только нарастать, поэтому все стивидоры активно вкладывают в модернизацию своей инфраструктуры. По данным заведующего лабораторией междисциплинарных исследований и партнерства Школы экономики и менеджмента ДВФУ Михаила Холоши, спрос на перевозки по восточному направлению "не просто растет, а ускоряется", и к 2025 году его ежегодный уровень может превысить 300 млн тонн. При этом эксперты считают, что расширение портовых мощностей на Дальнем Востоке важно в целом для экономики России.

Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow