Поделиться
Угроза для роста
Поделиться

Скорость экономического роста Индонезии не удалось синхронизировать с темпами возведения инфраструктуры, отсюда - постоянные пробки на дорогах

-

Большое количество компаний, работающих в стране, вынуждены бороться с препятствиями, которые создает отсутствие хорошо развитой и эффективной промышленной инфраструктуры.

Застрявшие в пробке

Работы на заводе «Тойота» в Джакарте постоянно осложняются затруднениями с движением. По данным одного из руководителей предприятия, дорога до порта (около 50 километров) занимает два с половиной часа. Также он считает, что в ближайшие пять лет это время может увеличиться до девяти часов и существует возможность, что проблемы с инфраструктурой могут привести к серьезным спадам производства.

Продажи новых машин в Индонезии за последнее десятилетие утроились. Количество машин в столице страны растет на 10% каждый год. Однако общая пропускная способность дорог осталась практически неизменной, по словам чиновников министерства транспорта. Средняя скорость передвижения транспорта в Джакарте составляет 10 км/ч в связи с постоянными затруднениями на дорогах.

В исследовании, проведенном Всемирным Банком на тему эффективности транспортной инфраструктуры, Индонезия заняла 53-е место. Для сравнения – Таиланд занял 35-е, а Малайзия – 25-е место. Под руководством покидающего свой пост президента Сусило Бамбанга Юдойоно экономика Индонезии показывала постоянный рост за последнее десятилетие. ВВП страны за этот период вырос на 80 процентов. Однако инфраструктура, необходимая для функционирования экономики, в особенности дорожные сети, не была улучшена, чтобы соответствовать скорости развития.

Избранный президент – Йоко Видодо – заверил, что административные усилия и бюджетные средства на постройку дорог, аэропортов и портов будут увеличены. Сумеет ли Индонезия создать необходимую инфраструктуру достаточно быстро, зависит от степени заинтересованности новой президентской администрации в политических и бюджетных реформах.

Например, необходимо существенно урезать государственные субсидии в большом количестве отраслей, в частности в топливной. Эти субсидии на данный момент составляют до 20 процентов расходов правительства. Существенный урон государственным инфраструктурным проектам также нанесла коррупция, связанная с различными разрешениями и лицензированием.

Видодо придется продемонстрировать свои лидерские качества с целью предотвратить блокирование реформ, необходимых для продолжения экономического роста, со стороны групп предпринимателей. Главным опасением по поводу действий новой администрации в рамках экономической политики является очевидная склонность будущего президента к протекционизму, что удержит экономику от дальнейшего открытия иностранным инвестициям и конкурентному рынку.

Преимущество для своих

Во время президентских дебатов, проведенных в середине июня в Джакарте, Видодо озвучил протекционистские взгляды в ходе обсуждения запланированного на конец 2015 года экономического объединения стран-членов «Ассоциации стран Юго-Восточной Азии». Он отметил, что Индонезии, без сомнения, необходимо сохранить определенные барьеры для иностранного бизнеса, который планирует войти на рынок, и пообещал создать преимущества для отечественных компаний в области государственных утверждений и разрешений для их бизнеса.

От новой администрации ожидают сохранения спорного запрета на экспорт необработанной руды, который был введен предшественником Видодо. Протекционистская риторика нового президента возрождает опасения по поводу международной конкурентоспособности индонезийской промышленности. Данных, которые подтверждают эти опасения, достаточно.

Министерство, ответственное за промышленность страны, недавно выпустило отчет, касающийся экспорта из Индонезии, в который был включено 4000 категорий продуктов. По данным отчета, 69 процентов индонезийской продукции неконкурентоспособны на азиатском рынке. Крупный чиновник министерства заявил, что экономическая эффективность многих отраслей индонезийской промышленности является низкой из-за серьезной зависимости от импортируемых материалов и топлива.

Минеральные и нефтяные ресурсы на данный момент составляют половину стоимости от общего объема экспорта. Этот процент постоянно увеличивался с 2002 года, когда он составлял 30%. Индонезийская экономика становилась все более зависимой от природных ресурсов, в то время как производящая промышленность, конкурентоспособная на международном уровне, просто не появилась.

Каким путем?

В Индонезии еще с 2012 года наблюдается дефицит как налоговый, так и по текущим счетам. Если страна продолжит стимулировать внутренний спрос с помощью субсидий и не будет увеличивать экспорт, экономика останется зависимой от иностранного капитала – в первую очередь в области своего роста. Ситуация неизбежно создаст риск того, что валюта страны станет целью для спекулянтов Форекса.

Около половины 250-миллионного населения Индонезии, самого большого среди стран АСЕАН, находятся в возрастной категории «до 30». Это означает, что страна по-прежнему сможет получать преимущества от демографической ситуации, имея большой процент людей, находящихся в возрасте, подходящем для работы примерно до 2030 года. Впервые Индонезия заняла первое место в списке стран, наиболее привлекательных для инвестирования, который составил Японский Банк Международного Сотрудничества в 2013 году.

Однако страна может потерять тот шанс, который дает ей демографическое «окно», если не предпримет эффективных шагов, чтобы справиться с множеством структурных и политических вызовов, которые существуют в ее экономике. Очевидно, что индонезийское правительство должно делать, чтобы подстегнуть экономический рост. Необходимо развивать промышленную инфраструктуру, одновременно принимая меры для ослабления запретов, тем самым привлекая иностранный капитал.

Вопрос заключается в том, есть ли у администрации Видодо политическая воля, необходимая для прохождения через болезненные реформы, которые необходимы, чтобы достичь политические и экономические цели.

p.s. На данный момент победа Видодо на выборах опротестована в суде, но источники сообщают, что шанс удовлетворения апелляции невелик – EastRussia.ru 

Журналист «Nikkei Asian Review» Садачика Ватанабе, перевел Михаил Ботвинник Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов