Китай - «крупнейший бенефициар украинского кризиса»
Украина после февральской революции снова вернулась к парламентско-президентской модели управления, а 26 октября в ней досрочно восьмой раз прошли выборы в Верховную Раду. Результаты выборов получились следующими: всего в Раду прошли 6 партий; первое место занял «Народный фронт» премьер-министра Яценюка с 22,17% , второе место - «Блок Петра Порошенко» с 21,81%, третье место – у «Самопомощи» Андрея Садового (10,97%), четвертое – у «Оппозиционного блока» (9,38%), который был образован членами «Партии регионов», пятое - у «Радикальной партии» Олега Ляжко (7,44%), «Батькивщина» заняла последнее место с 5,68%.
Таким образом, позиции сторонников евроинтеграции усилились, поскольку более 90% парламентариев поддерживают курс на сближение с Европой. Две партии, традиционно поддерживавшие курс на сближение с Россией (Партия Регионов, КПУ), впервые с обретения Украиной независимости не смогли пройти в Раду.
Традиции и новые горизонты.
На парламентских выборах никто не ожидал того, что партия Яценюка обгонит «Блок Петра Порошенко» и займет 1-е место, поскольку согласно опросам, «Народный Фронт» отставал от президентской партии на 10 процентных пунктов. По словам приближенных к Яценюку людей, после смены власти на Украине он уже имел достаточно сильные политические амбиции и не хотел оставаться закулисным политиком, поэтому впервые участвовал в выборах самостоятельно, а не от блока Юлии Тимошенко. Более жесткая позиция относительно действий России позволила ему получить большую поддержку по сравнению с Порошенко, рейтинг поддержки которого упал с 53% во время президентских выборов до 30% во время выборов в Раду.
Один созыв Рады состоит из 450 депутатов, из которых половина проходит по спискам партий, преодолевших 5-ти процентный барьер, пропорционально количеству голосов, отданных за эти партии. Вторая половина – депутаты от одномандатных округов. По словам одного из киевских политологов, «Блок Порошенко» одержал решительную победу в одномандатных округах. Таким образом, «Блок Порошенко» получил около 130 мест, «Народный Фронт» – около 80, оппозиционный блок – около 40, «Самопомощь» – около 30 мест, а «Батькивщина» – около 20. Однако еще около 150 мест получили независимые депутаты, и, если бы они объединились во внутрипарламентскую фракцию, они могли бы стать ключевой силой в Раде. Поскольку, согласно украинским законам, после выборов должно быть образовано конституционное большинство, состоящее не менее чем из 300 депутатов, это значит, что Порошенко придется договариваться не только с крупнейшими дружественными партиями, но также и с оппозицией и с независимыми депутатами, для того чтобы обеспечить нормальную законотворческую деятельность. Таким образом, ситуация, когда в 2009 году во время противостояния «оранжевых» и «бело-синих» «Блок Литвина», занимавший лишь 20 мест стал «ключевым меньшинством», вряд ли сможет вновь повториться.
Прощание с «оранжевыми революциями»
Опросы, дважды проведенные после кризиса, показали, что силы, поддерживающие сближение с ЕС, одержали уверенную победу, однако состав этих сил кардинально отличается от того состава, который присутствовал на Майдане зимой этого года. Во время президентских выборов в мае лидеры Евромайдана – лидер «Партии свободы» Тягнибок и лидер «Правого Сектора» Ярош не набрали и 1% голосов, да и Тимошенко, которая является старожилом украинской политической жизни, смогла набрать лишь 13% из-за приверженности правым взглядам. Это говорит о том, что праворадикальная риторика не находит отклика у рядовых украинцев. Парламентские выборы продемонстрировали это еще раз - партии Яроша и Тягнибока не смогли преодолеть 5% барьер. Выборы, прошедшие после смены власти, явно свидетельствуют о сломе старой системы, основанной на противостоянии «оранжевых» и «бело-синих» сил. Сейчас на Украине формируется нормальный политический ландшафт, создаваемый противостоянием левых, центристских и правых сил. Поддержка центристов на выборах говорит о том, что украинцы хотят стабильности и что у центристов более мощная база избирателей. То, что в Раде большинство получили центристские партии, дает основание для надежды, что украинская политическая жизнь не радикализируется и что в дальнейшем на Украине сложится нормально работающая президентско-парламентская система.
Шанс для Китая
Среди множества меморандумов об экономическом сотрудничестве между Украиной и Китаем был один, затрагивающий инвестиции в Крым, с целью создания самого важного участка северной линии «Великого Шелкового Пути», а может, и открытия нового морского пути для экспорта китайских товаров в Европу. В ситуации российско-украинского противостояния и экономических санкций ЕС и США для Крыма, участие Китая в экономических проектах в Крыму оказалось под угрозой. Присоединение Крыма к России также поставило под угрозу создание северной линии «Великого шелкового пути», поскольку подорвало связи Крыма и ЕС.
После начала украинского кризиса Китаю пришлось прилагать немалые усилия для сохранения и развития отношений со всеми заинтересованными сторонами: Россией, США и ЕС. К тому же, Китай не принимал участия в применении односторонних санкций в отношении РФ, что, с одной стороны, происходит от основного принципа внешней политики КНР- политики неприсоединения, а с другой стороны, это знак поддержки России. «Файнэншл Таймс» и «Нью-Йорк Таймс» даже заявили, что подписание российско-китайского газового контракта говорит о том, что Китай – «крупнейший бенефициар украинского кризиса». Советник президента РФ Глазьев также заявил, что Китай похож на умную обезьяну, сидящую горе, в то время как тигры дерутся, а в подходящий момент вмешается и получит выгоду.
На самом деле Китай в отношениях с Украиной стоит перед двумя проблемами. Это отнюдь не выбор между Россией и Украиной или между Россией и Западом. Это более глубокое противоречие между здравым смыслом и стремлением получить выгоду. Сегодня, когда ситуация на Украине стабилизируется, настало время для Китая реализовать потенциал торгово-экономических связей между двумя странами.
Текст: Александр Хоретоненко