Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Those who have tasted the "Silver Smelt"

The 16th Ice Fishing Festival "Silver Smelt", which takes place in Sovetskaya Gavan of the Khabarovsk Territory, made fishermen sweat too - the smelt went to the fairway pierced by the icebreaker, and the organizers - a competing festival appeared in neighboring Vanino.

A thousand people on ice can't be wrong! The traditional ice fishing festival "Silver Smelt" in 2021 turned out to be unprecedentedly massive - only 17 teams arrived. And this without foreign guests - the pandemic still keeps the borders locked. However, this did not affect the intensity of passions on the ice. The Silver Smelt Festival has been held on the ice of the Okocha Bay (Sovetskaya Gavan Bay, Tatar Strait, the northern part of the Sea of ​​Japan) since 2005. Its permanent leader and ideological inspirer, Alexander Lukyanchuk, the main director of the local House of Culture, invented it as a small-town holiday, but now "Silver Smelt" is a finalist of the national Russian Event Awards and received international status.

Those who have tasted the "Silver Smelt"
Photo: Alexey Elash

“The destination is 565 kilometers, the travel time is 9 hours and 26 minutes,” the girl from the navigator told us in a cheerful voice.
The navigator did not know about the blizzard, which we had yet to get into, and the promised 9 hours of travel became a very optimistic forecast. In our company there are two families with children in two cars from Khabarovsk. On the coast of the Tatar Strait, there were only two of us - me and Seryoga. For the rest, this road to the sea is a complete unknown. However, the 11-year-old daughter questioned the sea in which you cannot swim. Say, this is not the sea in the full sense of the word.

So, let's go to the "Silver Smelt" 
- a festival with history, which is being held for the 16th time. Over the years, whoever has gone out on the ice of the Okocha Bay: guests from Japan, South Korea, New Zealand, China. There were even Kazakhs with Uzbeks! However, immigrants from the countries of the Middle East in the Far East every year more and more actively occupy a purely Far Eastern niche - fish. In the "nizovka" (as in the Khabarovsk Territory they call the regions of the lower Amur - Ulchsky and Nikolaevsky) during the fishing season (the course of the summer or autumn chum salmon), "refki" (Japanese refrigerated vans) come together, driven by Uzbeks, Kyrgyz, Tajiks. They buy up freshly caught salmon and caviar, bring it all to Komsomolsk-on-Amur and Khabarovsk, and there they sell it all at spontaneous markets, sometimes hardly pronouncing the name of the fish.

But back to the smelt.

Last year, due to the outbreak of the pandemic, it was necessary to do without guests not only from abroad, but even from other Russian regions. The most "outlandish" were the "Khabarovsk crucians". This year, four teams arrived from the regional capital at once.

“It's a surprise this year (and we call it a surprise that didn't happen before) that four teams came from Khabarovsk, and two of them are purely female. As far as I know, they are aimed exclusively at fishing, and women's teams will still take part in ice football for the Silver Smelt Cup, ”said Alexander Lukyanchuk, the permanent organizer and ideological inspirer of the festival.
Alexander Lukyanchuk 

We are going to get acquainted with the team "Vupsen-Pupsen". Bah! All familiar faces: the artist Alexandra Zrazhaeva. We ask, how did you decide to change the brushes for a fishing rod? 

Alexandra Zrazhaeva

“Last year our friends came and won the TV. We thought: why not us? Today we came for refrigeration equipment, four teams (the freezer is the main prize of the festival this year). Khabarovsk fishermen prepared us. We said where we were going, they went, bought some tackle, brought it in and said: you’ll catch it with this. And the locals say to me: not that, ”shares with us Alexandra, who is trying to catch a smelt for the first time in her life. It doesn't work out very well, so for bait, Sasha pours mulled wine from his glass into the hole.

Khabarovsk residents and residents of the coast of the Khabarovsk Territory are two different "civilizations". The former know little about sea fishing, since they are simply far from the sea, and the latter, as a rule, do not consider river fishing as fishing at all (except for mountain fishing, of course). The residents of Vanino and Sovgavans know the taste of smelt since childhood. And of course, they know how to catch it.

Near the neighboring holes, we notice a crowd of children in the same sports uniform. Let's get acquainted. This is the Ice Team, which represents the children's hockey team from Sovetskaya Gavan. 


Both in Sovgavan and in the neighboring village of Vanino, hockey is a very popular sport, and the Vanino team, sponsored by Transbunker, even claims to be a professional one.
The "Ice team" as a mentor Nadezhda Martynenko - an experienced fisherman, which is also very typical for coastal towns.


However, these participants are also without a catch. In the last couple of years, both guests and hosts of the tournament have been increasingly left without smelt at Serebryanaya Smelt.
“The less fish we catch, the more of it will remain in the vastness of our bay. The main thing for us is not the fish, but the charge of emotions, success, fresh air, ”Aleksandr Lukyanchuk tries to laugh it off.

However, there is another, more scientific explanation for this: the smelt loves oxygen and tries to be closer to the open sea. The icebreaker Novorossiysk entered Sovetskaya Gavan the day before.


Last season, it was transferred to the Far East for icebreaker assistance for ships in the freezing ports of Vanino and Sovetskaya Gavan. "Novorossiysk" broke the ice, and all the fish rushed to the fairway. Now, on both sides of the lane, dozens of fishermen sit in the hope of a rich catch.



Many of them went to the ice in cars, but this is already dangerous: on February 24, for example, in the Tatar Strait, 80 kilometers from the coast, an earthquake occurred, and a meter wave went to the shore, breaking the ice in the bay: there is a video on the network, as fishermen in terror run to the shore, abandoning their cars.

However, the wave did not reach the Okocha Bay and the meter-long ice retained its strength here. True, there are few fish here. When the organizers realized that there might not be any smelt on the "Silver Smelt", the number of nominations for the participants increased: here you will find "The very first fish caught" along with "The latest", and "The smallest" with "The biggest", “The largest catch by the amount caught” and “The most diverse catch”. It is separately taken into account who caught the smelt most of all. This year there were already two of them, the Mayak team, representing the military unit of the hydrographic service of the Pacific Fleet, distinguished themselves. They also won in the category “Species diversity”: not only smelt, but also loach and eelpout were caught on their hooks. 



Each team has two people. Some are fishing friends, some are neighbors, some are from the enterprise: there are still a few of them on the coast, although, of course, they are not left of their former greatness. 



But once BATMs (a large autonomous freezer trawler) were based in Sovetskaya Gavan. In fact, these are such large floating factories that went to sea for several months and, without calling the port, produced ready-made products in beautiful packaging: squid, crab, scallop, fish.

On land (or rather, on ice, but away from the holes), other competitions are held at this time. One of my favorites is the Miss Silver Smelt contest. It is immediately clear that the participants are preparing for it thoroughly: costumes, musical accompaniment, mini performances.



A culinary competition takes place right there. “It has already become a tradition to prepare in advance. This also applies to the competition of fish dishes - you will see what culinary masterpieces there are that are a pity to cut, these are works of art, not only culinary, but also of small architectural forms. Of course, such dynamic and intense contests as high-speed ice drilling, football on ice, ”says Alexander Lukyanchenko.



Photographer-blogger Alexander Kolbin from Khabarovsk (the same one that did the "Narechie" exhibition in Khabarovsk on the Amur ice) decided to try his hand at a drilling speed competition. I learned the technique at night on the Amur a few days before the trip to Sovetskaya Gavan: the photographs then turned out great, but the holes were not very good.


Photo Shoot: https://www.instagram.com/fotokolbin/

In Okocha Bay the ice is one meter thick and denser than on the Amur, so the training did not help and Alexander's drill remained dry.



But a cool "meme" was born. The fact is that due to bad weather, the movement of passenger buses was suspended and one of the members of the Khabarovsk team "Koresh" Aleksey Zhvalik could not come. Then he was replaced by Alexander Kolbin. The participant's badge did not change, and Kolbin, grabbing the drill, gave out a battle cry: "I am Zhvalik!" By the way, Kolbin didn't catch the fish either. 
“I held an ordinary fishing rod with a hook and a worm in my hands, threw a spoon on mountain rivers, on rafting, but did not hold an ice fishing rod,” said Alexander Kolbin.


The meter ice was drilled the fastest by Alexei Aleinikov from Vanino, it took him only 22 seconds. 


In the first place in terms of drilling speed - Alexey Aleinikov

The results of the "Silver Smelt" sample of 2021, as well as the current fishing in general, are discussed in a public bathhouse, which is on the street with a somewhat strange name "In memory of 15 dead partisans." Rather, they are discussing the local residents - the regulars of the bath. And we just listen, but remember (by the way, a good life hack - if you want to know how the city in which you have arrived really lives - go to a public bath). Conversations in comparison with last year have not changed much: there is less fish, which means that there is less and less work. And this is not at all from the series “before the trees were bigger” - we eat the local draft with fish, though caught in the Far Eastern seas, but processed into products in neighboring China.

To make sure (or vice versa - to refute this theory), the next day we go to the local analogue of "Ocean" (remember such stores throughout the country, where you could buy almost any fish and seafood and which are now unsuccessfully trying to recreate at least in the coastal regions?) ... There is a variety of species on the counter, but prices do not differ from the "river" Khabarovsk: blue-green halibut - 870 r / kg, navaga - 120 r / kg, pollock at 145, flounder at 150, smelt - 475.

In the store we notice a poster "No coal!" Sovetskaya Gavan is worried about plans to build a coal terminal. The experience of neighboring Vanino shows that it will not be possible to get rid of coal dust, despite all the assurances from above. “If there is coal, there will be no smelt,” the saleswoman briefly sums up.

In 2013 and 2019, Serebryanaya Smelt became a finalist of the regional competition of the Russian Event Awards National Prize. And this speaks of the high potential of the event. True, it has not yet been implemented very well. But according to experts, there is everything necessary for this. We talked with Tatyana Yakovenko, director of the travel company Dalgeo Tours from Khabarovsk, who was met on the ice of Okochi. Due to the protracted pandemic, they now have to switch from inbound tourism (Dalgeo Tours has always specialized in foreign tourists coming to the Far East from Asia-Pacific countries) to domestic, so they are looking out for interesting places and events.

“Great festival, well organized. Moreover, it is interesting for both the older and younger generations. Has a good perspective for the development of domestic tourism. It would be nice to organize charter trips from Khabarovsk and other cities of the Far East, ”said Tatyana Yakovenko.
These laurels do not allow neighbors to sleep peacefully - in the Vaninsky district, which is located across the bay, they decided to "pull the blanket over themselves": three years ago they organized the Ice Tumnina competition (Tumnin is a beautiful spawning river that flows into the Tatar Strait). This year, the date was set on the same day as the Silver Smelt, and at the same time they went for a little trick: you can declare your desire to become a participant of Ice Tumnin an hour before the start of the competition, while applications for the Silver Smelt stopped taking on February 27.

Vanino and Sovetskaya Gavan have a long-standing confrontation. It's like a dispute between Khabarovsk and Vladivostok. Vanino is called "the sea gate of the Khabarovsk Territory" and it is from here that ferries with trains and cars go to Sakhalin, but at the same time the main "whip carrier" of the Far East - train No. 351/352 goes to Sovetskaya Gavan. It is in Sovetskaya Gavan that a thermal power plant is being built and, in general, Sovetskaya Gavan is a city, and Vanino is a village.



May 8: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вкусившие «Серебряной корюшки»

16-тый фестиваль подледного лова «Серебряная корюшка», что проходит в Советской Гавани Хабаровского края, заставил попотеть и рыбаков - корюшка отошла к пробитому ледоколом фарватеру, и организаторов - в соседнем Ванино появился фестиваль-конкурент.

Тысяча человек на льду не могут ошибаться! Традиционный фестиваль подледного лова «Серебряная корюшка» в 2021 году выдался небывало массовым - одних только команд прибыло 17. И это без иностранных гостей - пандемия все еще держит границы на замке. Впрочем, на накал страстей на льду это никак не повлияло. Фестиваль «Серебряная корюшка» проходит на льду бухты Окоча (залив Советская Гавань, Татарский пролив, северная часть Японского моря) с 2005 года. Его бессменный руководитель и идейный вдохновитель- Александр Лукьянчук, главный режиссер местного Дома культуры, придумал его, как местечковый праздник, но теперь «Серебряная корюшка» - финалист национальной премии Russian Event Awards и получил статус международного.

Вкусившие «Серебряной корюшки»
Фото: Алексей Елаш

«До места назначения 565 километров, время в пути 9 часов 26 минут», - бодрым голосом сказала нам девушка из навигатора.
Про пургу, в которую нам еще только предстояло попасть, навигатор, не знал и обещанные 9 часов пути стали весьма оптимистичным прогнозом. В нашей компании две семьи с детьми на двух авто из Хабаровска. На побережье Татарского пролива из нас были лишь двое – я и Серега. Для остальных эта дорога к морю - полная неизвестность. Впрочем, 11-летняя дочь поставила под сомнение море, в котором нельзя купаться. Дескать, это не море в полном смысле этого слова.

Итак, едем на «Серебряную корюшку» 
- фестиваль с историей, который проводится уже в 16-й раз. За эти годы на лед бухты Окоча кто только не выходил: гости из Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Китая. Были даже с казахи с узбеками! Впрочем, выходцы из стран Ближнего Востока на Востоке Дальнем с каждым годом все активнее занимают сугубо дальневосточную нишу – рыбную. В «низовку» (так в Хабаровском крае называют районы нижнего Амура – Ульчский и Николаевский) во время путины (ход летней или осенней кеты) съезжаются «рефки» (японские автофургоны-рефрижераторы), за рулем которых узбеки, киргизы, таджики. Они скупают свежевыловленного лосося и икру, привозят это все в Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск и там продают все это на стихийных рынках, порой с трудом выговаривая название рыбы.

Но вернемся к корюшке.

В прошлом году из-за начавшейся пандемии пришлось обойтись без гостей не только из-за рубежа, но даже из других российских регионов. Самыми «диковинными» были «Хабаровские караси». В этом году из краевой столицы прибыло сразу четыре команды.

«Сюрприз в этом году (а сюрпризом мы называем то, чего раньше не было), что приехало четыре команды из Хабаровска, и две из них – чисто женские. Нацелены они, насколько я знаю, исключительно на рыбную ловлю, а женские команды еще примут участие в ледовом футболе за кубок «Серебряной корюшки», - рассказал бессменный организатор и идейный вдохновитель фестиваля Александр Лукьянчук.
Александр Лукьянчук 

Идем знакомиться с командой «Вупсень-Пупсень». Ба! Знакомые все лица: художница Александра Зражаева. Спрашиваем, как решилась поменять кисти на удочку? 

Александра Зражаева

«В прошлом году наши друзья приезжали и выиграли телевизор. Мы подумали: а почему не мы? Сегодня мы приехали за холодильным оборудованием, четыре команды (морозильник - главный приз фестиваля в этом году). Нас готовили хабаровские рыбаки. Мы сказали, куда мы едем, они сходили, купили снасти, принесли и сказали: вот с этим поймаете. А мне местные говорят: не то», - делится с нами Александра, которая пытается первый раз в жизни поймать корюшку. Получается не очень, поэтому для прикормки Саша подливает в лунку глинтвейн из своего стакана.

Хабаровчане и жители побережья Хабаровского края – это две разные «цивилизации». Первые мало что знают про морскую рыбалку, так как до моря им попросту далеко, а вторые, как правило, речную рыбалку и вовсе за рыбалку не считают (за исключением горной рыбалки, конечно же). Ванинцы и совгаванцы вкус корюшки знают с детства. И конечно же, знают, как ее ловить.

У соседних лунок замечаем столпотворение детей в одинаковой спортивной форме. Знакомимся. Это команда «Ледовая дружина», которая представляет детскую хоккейную команду из Советской Гавани. 


И в Совгавани, и в соседнем поселке Ванино хоккей – очень популярный вид спорта, а ванинская команда, спонсируемая «Трансбункером», даже претендует на статус профессиональной.
У «Ледовой дружины» в роли наставника Надежда Мартыненко – рыбачка со стажем, что тоже очень характерно для прибрежных городков.


Впрочем, эти участники пока также без улова. На «Серебряной корюшке» без корюшки в последние пару лет все чаще остаются и гости, и хозяева турнира.
«Чем меньше рыбы мы поймаем, тем больше ее останется на просторах нашего залива. Нам главное не рыба, а заряд эмоций, успех, свежий воздух», - пытается отшутиться Александр Лукьянчук.

Впрочем, этому есть и другое, более научное объяснение: корюшка любит кислород и старается быть ближе к открытому морю. Накануне в залив Советская Гавань зашел ледокол «Новороссийск».


Его в прошлом сезоне перебросили на Дальний Восток для ледокольной проводки судов в замерзающих портах Ванино и Советской Гавани. «Новороссийск» взломал лед, и вся рыба устремилась к фарватеру. Теперь по обе стороны майны сидят десятки рыбаков в надежде на богатый улов.



Многие из них выехали на лед на машинах, а вот это уже опасно: 24 февраля, к примеру, в Татарском проливе, в 80 километрах от побережья произошло землетрясение, и метровая волна пошла к берегу, ломая лед в заливе: в сети есть видео, как рыбаки в ужасе бегут к берегу, бросив свои машины.

Впрочем, до бухты Окоча волна не дошла и метровый лед здесь сохранил свою прочность. Правда, и рыбы здесь мало. Когда организаторы поняли, что корюшки на «Серебряной корюшке» может и вовсе не оказаться, число номинаций для участников увеличили: тут вам и «Самая первая пойманная рыба» наряду с «Самой последней», и «Самая маленькая» с «Самой большой», «Самый большой улов по количеству пойманного» и «Самый разнообразный улов». Отдельно учитывается, кто больше всего поймал именно корюшки. В этом году их было аж две штуки, отличилась команда «Маяк», представляющая войсковую часть гидрографической службы Тихоокеанского флота. Они же победили в номинации «Видовое разнообразие»: на их крючки попалась не только корюшка, но и вьюн, и бельдюга. 



В каждой команде по два человека. Кто-то друзья по рыбалке, кто-то соседи, кто-то – от предприятия: их еще есть немного на побережье, хотя от былого величия, конечно же, не осталось. 



А ведь когда-то в Советской Гавани базировались БАТМы (большой автономный траулер морозильный). По сути, это такие большие плавучие заводы, которые уходили в море на несколько месяцев и без заходов в порт производили уже готовую продукцию в красивой упаковке: кальмар, краб, гребешок, рыба.

На суше (вернее, на льду, но в отдалении от лунок) в это время проходят другие конкурсы. Один из самых любимых - конкурс «Мисс Серебряная корюшка». Сразу видно, что участницы к нему готовятся основательно: костюмы, музыкальное сопровождение, мини постановки.



Тут же проходит кулинарный конкурс. «Это стало уже традицией – готовиться заранее. Это касается и конкурса рыбных блюд – вы увидите, какие там кулинарные шедевры, которые резать-то жалко, это ведь произведения искусства, не только кулинарного, но и малых архитектурных форм. Конечно же, такие динамические и напряженные конкурсы, как скоростное бурение льда, футбол на льду», - рассказывает Александр Лукьянченко.



Фотограф-блогер Александр Колбин из Хабаровска (тот самый, что делал в Хабаровске на льду Амура выставку «Наречие»), решил попробовать свои силы в конкурсе бурения на скорость. Технику познавал ночью на Амуре за несколько дней до поездки в Советскую Гавань: фотографии тогда получились классные, а вот лунки – не очень.


Фото: https://www.instagram.com/fotokolbin/

В бухте Окоча лед метровой толщины и более плотный, чем на Амуре, поэтому тренировка не помогла и бур у Александра так и остался сухим.



Зато родился классный «мем». Дело в том, что из-за непогоды было приостановлено движение пассажирских автобусов и один из участников хабаровской команды «Кореша» Алексей Жвалик не смог приехать. Тогда ему на замену и вышел Александр Колбин. Бейджик участника менять не стали и Колбин, хватаясь за бур, выдавал боевой клич: «Я – Жвалик!». Рыбу Колбин, кстати, тоже не поймал. 
«Обычную удочку с крючком и червяком держал в руках, блесну кидал на горных реках, на сплавах, а подледную удочку не держал», - поделился Александр Колбин.


Метровый лед быстрее всех пробурил Алексей Алейников из Ванино, на это ему понадобилось всего лишь 22 секунды. 


На первом месте по скорости бурения - Алексей Алейников

Результаты «Серебряной корюшки» образца 2021 года, как и в целом нынешнюю рыбалку обсуждаем в общественной бане, что на улице с несколько странным названием «Памяти 15-ти погибших партизан». Вернее, обсуждают местные жители – завсегдатаи бани. А мы лишь слушаем, да запоминаем (кстати, годный лайфхак – хотите узнать, чем реально живет город, в который вы приехали – идите в общественную баню). Разговоры в сравнении с прошлыми годом не сильно поменялись: рыбы, а значит, и работы все меньше. И это вовсе не из серии «раньше деревья были больше» - местное разливное мы закусываем рыбой, хоть и выловленной в дальневосточных морях, но переработанной в продукцию в соседнем Китае.

Чтобы удостовериться (или наоборот – опровергнуть данную теорию) на следующий день идем в местный аналог «Океана» (помните такие магазины по всей стране, где можно было купить практически любую рыбу и морепродукты и которые теперь безуспешно пытаются воссоздать хотя бы в прибрежных регионах?). На прилавке видовое разнообразие, но цены не отличаются от «речного» Хабаровска: палтус синекорый – 870 р/кг, навага – 120 р/кг, минтай по 145, камбала по 150, корюшка – 475.

В магазине замечаем плакат «Нет углю!». В Советской Гавани с волнением относятся к планам по строительству угольного терминала. Опыт соседнего Ванино показывает, что от угольной пыли избавиться не получится, несмотря на все заверения свыше. «Будет уголь – не будет корюшки», - коротко резюмирует продавщица.

В 2013 и 2019 годах «Серебряная корюшка» становилась финалистом регионального конкурса Национальной премии Russian Event Awards. И это говорит о высоком потенциале мероприятия. Правда, пока не очень-то реализованном. Но по мнению специалистов для этого есть все необходимое. Разговорились с Татьяной Яковенко, директором туристической компании «Дальгео Турс» из Хабаровска, которую встретили на льду Окочи. Из-за затянувшейся пандемии им теперь приходится переключаться с въездного туризма («Дальгео Турс» всегда специализировалась на интуристах, приезжающих на Дальний Восток из стран АТР) на внутренний, вот и высматривают интересные места и события.

«Прекрасный фестиваль, отлично организованный. Причем интересен как для старшего, так и младшего поколения. Имеет хорошую перспективу для развития внутреннего туризма. Было бы неплохо организовать чартерные выезды из Хабаровска и других городов Дальнего Востока», - рассказала Татьяна Яковенко.
Эти лавры не дают спокойно спать соседям – в Ванинском районе, что находится через бухту, решили «перетянуть одеяло на себя»: три года назад организовали конкурс «Лед Тумнина» (Тумнин – красивая нерестовая река, которая впадает в Татарский пролив). В этом году назначили дату проведения в один день с «Серебряной корюшкой» и при этом пошли на маленькую хитрость: заявить о своем желании стать участником «Льда Тумнина» можно за час до начала соревнований, в то время как на заявки на «Серебряную корюшку» прекратили принимать 27 февраля.

У Ванино и Советской Гавани давнее противостояние. Это как спор между Хабаровском и Владивостоком. Ванино называют «морскими воротами Хабаровского края» и именно отсюда идут паромы с поездами и машинами на Сахалин, но при этом главный «бичевоз» Дальнего Востока – поезд №351/352 идет до Советской Гавани. Именно в Советской Гавани строят ТЭЦ и вообще, Советская Гавань - город, а Ванино - поселок.



30 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика