Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Spirited Away by Coronavirus: Far Eastern Federal District risks being left without workers

Due to the closure of borders at the construction and agricultural facilities of the Far East there will be no one to work

The quotas for attracting foreign workers allocated to the Russian regions have been canceled due to the spread of the coronavirus; entry to foreign citizens from any country for employment is limited. Because of this, the implementation of many investment projects in the Far East was in jeopardy, and there will simply be no one to work at construction and agricultural facilities with the onset of an active period of activity.

Spirited Away by Coronavirus: Far Eastern Federal District risks being left without workers
Photo: pixabay.com

Remnants of the Middle Kingdom

Significant losses in terms of labor migrants began two years ago, with the imposition of sanctions on the DPRK - in the Far Eastern Federal District a significant flow of North Korean workers, who traditionally worked in construction and in the fields, gradually “disappeared”. In February this year, with the development of coronavirus, Chinese workers were completely banned from entering.

In different regions of the Far East, the situation is different, moreover, it is easy to notice that the Chinese and Koreans are especially not enough for infrastructure projects - such as those announced by the president of reconstruction and construction of 40 airfields in the Far Eastern Federal District.

The Agency for Employment and Migration Policy of the Kamchatka Territory noted that, despite the low level of registered unemployment (1,5%), in some sectors of the economy there is a shortage of local labor resources, and the attraction of foreign workers remains inevitable, mainly to vacancies, which have difficult working conditions and are unattractive for the local population. In 2019, 2 foreigners arrived on the peninsula for the purpose of work. The quota of the region for attracting foreign workers was 762 people, most of the places were allocated for two investment projects: the construction of a hotel in Petropavlovsk-Kamchatsky and the airport complex in Yelizovo. Moreover, in connection with the restrictions on entry, it was the Chinese who did not have any problems - annually they come to work in the region no more than 637.

But in Buryatia this year it was planned to hire 901 Chinese - 83% accounted for by builders. Moreover, according to local officials, the restriction of entry for foreign workers does not have a significant impact on the labor market of the republic, because the share of such workers in the structure of employees is only 2,2%.

In the Magadan Region in 2020, a quota for workers from the PRC was allocated in the amount of 469 people. Who should replace them in a small region with a population of 140 thousand, despite the fact that employers as a whole lack almost three thousand people, it was difficult for the Ministry of Labor to explain. Employers of the Chukotka Autonomous Region, in principle, do not involve citizens of the PRC in their labor activity.

At the beginning of the year, 11 thousand Chinese worked in the Primorsky Territory. There are many projects for which foreign workers are attracted out of quotas, according to the decisions of the supervisory boards of the territories of priority development. New large production complexes are being built in the Nadezhdinskaya, Mikhailovskaya TOP. 900 Chinese people work in the Big Stone TOP at the construction of the Zvezda shipyard. In addition to construction, many people in the PRC are engaged in trade, agriculture, catering, the services sector, and the tourist industry.

THREAT TO INVESTMENT CLIMATE

Now many projects have stopped, and resource owners can curtail them.

“The main activity that we carry out is animal husbandry and dairy production. Chinese experts came to exchange experiences, about 70 people in previous years, ”says Artur Vzdykhanko, head of the joint Chinese-Russian agricultural enterprise from the EAO.

According to him, the closure of the borders affected the enterprise quite strongly. There were plans for the construction of a livestock complex and a dairy plant, and the cultivation of oats and barley. Until 2025, it was planned to reach full capacity, but had to stop. The current work is going on as before, and development plans are shifted by a year.

“While we are working without the help of Chinese experts. Ways to resolve the personnel issue are being resolved; local residents will be able to replace Chinese workers this year. Equipment, materials, seeds - all this is there. But we cannot realize development and our future plans without citizens of the PRC. It is difficult to invest money from Chinese investors: in technology, in the exchange of experience. Chinese specialists should be in place and regulate processes on their part, ”says Arthur Vzdykhanko.

However, the authorities often find themselves in a difficult situation: both investors and foreign workers. According to the head of the sales department of Agrofresh LLC Sergey Yurchenko, Chinese citizens who worked in the Far East but left for China will not be able to return to Russia. However, those whose visas were drawing to a close, the regional authorities allowed them to be extended so that people could stay and not be tried to extradite them.

Now the Chinese workers, who did not have time to return to their homeland before the coronavirus, continue to work on the construction sites of the Zvezda SSC. At the same time, residents of the city of Bolshoi Kamen note that workers from the Middle Kingdom began to rarely appear on the streets and in shops.

WITHOUT FAR AND NEARBY

Meanwhile, China has long been not the main source of labor in the Far Eastern Federal District; it is mainly supplied by the CIS countries and the EAEU. In 2017, Uzbekistan and Russia concluded an intergovernmental agreement on organizational recruitment, according to which a draft presidential grant is being implemented in Primorsky Krai to organize the recruitment of specialists necessary for the region’s economy in Uzbekistan.

According to statistics from the Department of Migration of the Ministry of Internal Affairs of the Primorsky Territory, in 2019, 138 people arrived from the CIS in the Primorye Territory, which is 069% more than in 15,7. The majority (2018%) are citizens of Uzbekistan - 77, of which 106 people entered Russia to work. Of the EAEU countries whose citizens enjoy the same rights in employment as the Russians, 221 people have recruited. A lot of visitors from the countries of Southeast Asia.

“Thanks to the advanced technologies mastered at construction sites in Japan, the Republic of Korea, Taiwan, and the Middle East, specialists from Vietnam demonstrate professional growth. Qualified selection of job seekers in special centers has been established, with the subsequent formation of teams, employers are guaranteed to receive professional workers. There is labor surplus India. In 2019, 331 citizens of this country worked in the economy of Primorye, ”said Sergey Pushkarev, head of the Consulting Center for Migration and Interethnic Relations, a non-governmental organization.

According to him, the neighboring Chinese and Koreans, in principle, would be replaced by whom. However, the pandemic dramatically changed the situation. By order of the Russian government of March 16, 2020, the entry of foreign citizens into the country for the purpose of labor activity is temporarily restricted. The registration and issuance of permits for attraction and use, work permits for foreign workers were also suspended.

“Mostly foreigners were engaged in concrete work: Chinese, Vietnamese, North Koreans, Uzbeks,” explains Vladimir Isakov, chairman of the Association of Developers of the Vladivostok City Agglomeration. - Russian teams on casting a "monolith" - zero. The same goes for landscaping, road construction, where, for example, the Armenians worked. All these are risk zones in construction. In other areas, there are no such problems. Install facades, glazing, pull electrics, plumbing, local can. It turns out that the Russians work mainly on jobs that require some kind of qualification. Now construction companies are trying to gradually replace them, importing Uzbeks from Moscow, Udmurtia and so on. Of course, the problem is, because there are few of these people, and even the residents of the CIS will have permission to end sometime. Not the fact that contractors will be able to fulfill their obligations on monolithic facilities. In general, fewer people are building slower. While construction is ongoing, we have not stopped, but problems may soon begin. ”

In principle, in all Far Eastern regions, authorities indicate that work has been organized to replace foreign workers with Russians. It is being conducted, including pointwise, for example, with developers and even for specific enterprises of strategic importance, such as the shipyard Zvezda. The question is, theoretically, given the current level of unemployment, a certain number of vacancies vacated by foreigners can be closed with local resources. But if the seller can be taught in short-term courses, then the welder needs qualifications developed over the years. Sergei Pushkarev believes that there is still a way out of a difficult situation.

“Now no workforce from abroad can come to Russia, those foreigners who were already here remained. The question is very serious - we can remain without labor at all for an indefinite time, ”the scientist notes. “But even when the borders open, the problem will not be solved quickly.” The procedure for registration of foreign labor takes up to two months. Previously issued quotas have been reset, enterprises will have to receive them, issue work permits. Even obtaining a patent in practice takes about a month. ”

According to him, a project is being prepared now, according to which it is proposed to use those foreigners who live in the country, pull them out of the shadows, legalize them in order to survive until the borders are opened.

“There are a lot of foreign citizens in the Far East - from the near abroad, from the same Uzbekistan, many“ visa-free ”are here illegally. We need to extend people's stay, grant patents, work permits and so on, ”said Sergey Pushkarev.

VIRUS WILL ALL RECORD

It is clear that the shortage of personnel is imposed on the whole on an unfavorable world economic background. The economic consequences of the developing situation as a whole are difficult to predict, they may be the most unexpected and unpredictable, said Alexander Efremov, president of the Dobroflot Group of Companies.

“Restrictions on the movement of foreign labor in the country are not the most significant negative impact on enterprises, after the ban two years ago on attracting North Koreans. For our company, foreign labor is not a significant factor in labor productivity; quarantine restrictions imposed on the movement of people across borders affect the business much more seriously. The Far East is very dependent on China for all types of collateral, and any restrictions on its movement greatly impede the development of local enterprises. We cannot invite specialists to set up sophisticated equipment, for repairs. Dobroflot specialists and crew members do not have the right to travel to Asian countries to ensure ship repair, product inspections, or other business contacts. This is the real problem, which inevitably leads to the loss of already low productivity and organization of labor in the Far East, ”the head of the Far Eastern fish processing holding points out,

In his opinion, an increase in costs and prices, a loss of competitiveness of goods and services will inevitably occur. Both within the company and at the level of market interaction, the obligatoriness of counterparties sharply decreases, performance discipline is everything that has been developed and called the business environment for so long. Now everything is written off to the crisis because of the coronavirus.

September 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Унесенные коронавирусом: ДФО рискует остаться без рабочих

Из-за закрытия границ на строительных и сельскохозяйственных объектах Дальнего Востока будут некому работать

Выделенные регионам России квоты на привлечение иностранных работников обнулены из-за распространения коронавируса, въезд зарубежным гражданам из любых стран для осуществления трудовой деятельности ограничен. Из-за этого реализация многих инвестиционных проектов на Дальнем Востоке оказалась под угрозой, а на строительных и сельскохозяйственных объектах с наступлением активного периода деятельности работать будет просто некому.

Унесенные коронавирусом: ДФО рискует остаться без рабочих
Фото: pixabay.com

ОСТАТКИ ПОДНЕБЕСНОЙ

Значимые потери в плане трудовых мигрантов начались еще два года назад, с введением санкций на КНДР — в ДФО постепенно сошел «на нет» значительный поток северокорейских рабочих, традиционно трудившихся в строительстве и на полях. В феврале этого года с развитие коронавируса въезд китайским труженикам вовсе запретили.

В разных регионах Дальнего Востока ситуация различается, притом, несложно заметить, что китайцев и корейцев особенно не хватает на инфраструктурных проектов — таких, как анонсированных президентом реконструкции и строительстве 40 аэродромов в ДФО.

В Агентстве по занятости населения и миграционной политике Камчатского края отметили, что, несмотря на низкий уровень зарегистрированной безработицы (1,5%), в некоторых отраслях экономики наблюдается дефицит местных трудовых ресурсов, и привлечение иностранных работников остается неизбежным, в основном на вакантные места, которые имеют тяжелые условия труда и малопривлекательны для местного населения. В 2019 году на полуостров прибыло с целью работы 2 762 иностранца. Квота края на привлечение иностранной рабсилы составляла 637 человек, большинство мест выделили под два инвестиционных проекта: строительство гостиницы в Петропавловске-Камчатском и аэровокзального комплекса в Елизово. Притом, в связи с ограничениями на въезд именно китайцев проблем не возникло — ежегодно их прибывает на работу в регион не более 15.

Зато в Бурятии в этом году планировали привлечь на работу 901 китайца — 83% приходится на строителей. Притом, как считают местные чиновники, ограничение въезда для иностранных рабочих существенного влияния на рынок труда республики не оказывает, ведь доля таких работников в структуре занятых составляет всего 2,2%.

В Магаданской области в 2020 году выделена квота на рабочих из КНР в количестве 469 человек. Кем их замещать в маленьком регионе с численностью населения 140 тыс., притом, что работодателям в целом не хватает почти трех тыс. человек, в Минтруда области разъяснить затруднились. Работодатели Чукотского автономного округа в принципе не привлекают к трудовой деятельности граждан КНР.

В Приморском крае в начале года работало 11 тыс. китайцев. Там много проектов, на которые иностранная рабсила привлекается вне квот, по решениям наблюдательных советов территорий опережающего развития. Новые большие производственные комплексы строят в Надеждинской, Михайловской ТОР. В ТОР «Большой Камень» на возведении судоверфи «Звезда» трудятся 900 китайцев. Помимо строительства, немало жители КНР заняты в торговле, сельском хозяйстве, общепите, сфере услуг, турбизнесе.

 

УГРОЗА ИНВЕСТКЛИМАТУ

Сейчас многие проекты остановились, и собственники ресурсов могут их свернуть.

«Основной вид деятельности, которую мы осуществляем — животноводство и производство молочной продукции. Китайские специалисты приезжали для обмена опытом, около 70 человек в предыдущие годы», — рассказывает руководитель совместного китайско-русского сельхозпредприятия из ЕАО Артур Вздыханько.

По его словам, закрытие границ повлияло на предприятие достаточно сильно. Были планы на строительство животноводческого комплекса и молочного завода, выращивание овса и ячменя. До 2025 года планировалось выйти на проектную мощность, но пришлось приостановиться. Текущая работа идет в прежнем режиме, а планы по развитию смещаются на год.

«Пока работаем без помощи китайских специалистов. Пути решения кадрового вопроса решаются, местные жители в этом году смогут заменить китайских рабочих. Техника, материалы, семена — все это есть. Но вот развитие и наши дальнейшие планы без граждан КНР реализовать не сможем. Сложно с вложением денег от китайских инвесторов: по технологиям, по обмену опытом. Китайские специалисты должны находиться на месте и регулировать процессы со своей стороны», — отмечает Артур Вздыханько.

Впрочем, власти зачастую входят в трудное положение: как инвесторов, так и иностранных рабочих. Как сообщил руководитель отдела продаж ООО «Агрофреш» Сергей Юрченко, китайские граждане, которые работали на Дальнем Востоке, но уехали в КНР, вернуться в Россию пока не смогут. Однако тем, у кого визы подходили к концу, региональные власти разрешили их продлить, чтобы люди могли остаться и их не пытались экстрадировать.

Сейчас китайские рабочие, не успевшие вернуться на родину до коронавируса, продолжают работать на стройках ССК «Звезда». При этом жители города Большой Камень отмечают, что рабочие из Поднебесной стали крайне редко появляться на улицах и в магазинах.

 

БЕЗ ДАЛЬНИХ И БЛИЖНИХ

Между тем, Китай — давно не основной источник рабочей силы в ДФО, ее поставляют преимущественно страны СНГ и ЕАЭС. Узбекистан и Россия в 2017 году заключили межправительственное соглашение об оргнаборе, в соответствии с которым в Приморском крае реализуется проект президентского гранта по организованному набору необходимых экономике региона специалистов в Узбекистане.

По статистике управления по вопросам миграции УМВД по Приморскому краю, в 2019 году из СНГ прибыло в Приморье 138 069 человека — на15,7% больше, чем в 2018-м. Большую часть (77%) составляют граждане Узбекистана — 106 221, из которых 95 648 человек въехали в Россию с целью осуществления трудовой деятельности. Из стран ЕАЭС, граждане которых пользуются такими же правами при трудоустройстве, как россияне, набралось 9 065 человек. Немало приезжих из стран Юго-Восточной Азии.

«Благодаря освоенным передовым технологиям на строительных объектах Японии, Республике Корея, Тайване, в странах Ближнего Востока, демонстрирует профессиональный рост специалисты из Вьетнама. Налажен квалификационный отбор соискателей рабочих мест в специальных центрах, с последующим формированием бригад, работодатели гарантировано получают профессиональных работников. Есть трудоизбыточная Индия. В 2019 году в экономике Приморья трудился 331 гражданин этой страны», — рассказал руководитель ПРОО «Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений» Сергей Пушкарев.

По его словам, ближних китайцев и корейцев, в принципе, было бы кем заменить. Однако ситуацию резко изменила пандемия. По распоряжению правительства России от 16 марта 2020 года временно ограничен въезд в страну иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности. Также приостановлено оформление и выдача разрешений на привлечение и использование, разрешений на работу для иностранных работников.

«На бетонных работах были заняты в основном иностранцы: китайцы, вьетнамцы, северокорейцы, узбеки, — объясняет председатель Ассоциации "Застройщики Владивостокской городской агломерации" Владимир Исаков. — Русских бригад на литье "монолита" — ноль. То же самое по благоустройству, строительству дорог, где работали, к примеру, армяне. Все это зоны риска в строительстве. По другим направлениям подобных проблем нет. Устанавливать фасады, остекление, тянуть электрику, сантехнику, могут местные. Получается, русские работают в основном на работах, требующих какой-то квалификации. Сейчас строительные компании пытаются постепенно производить замещение, завозят узбеков из Москвы, Удмуртии и так далее. Конечно, проблема, поскольку этих людей немного, да и у жителей СНГ разрешения когда-то закончатся. Не факт, что подрядчики смогут выполнить свои обязательства по монолитным объектам. В целом стало меньше людей, медленнее строят. Пока стройки ведутся, не остановились, но скоро могут начаться проблемы».   

В принципе, во всех дальневосточных регионах власти указывают, что организована работа по замещению иностранных работников россиянами. Ведется она, в том числе, и точечно — например, с застройщиками и даже для конкретных предприятий стратегического значения, таких, как верфь «Звезда». Вопрос в том, что теоретически, при имеющемся уровне безработицы, какое-то количество вакансий, освобожденных иностранцами, местными ресурсами закрыть можно. Но если на продавца можно выучить на кратковременных курсах, то сварщику требуется квалификация, нарабатываемая годами. Сергей Пушкарев считает, что выход из сложной ситуации все же есть.

«Сейчас никакая рабочая сила из-за границы не может приехать в Россию, остались те иностранцы, которые здесь уже были. Вопрос стоит очень серьезно — мы можем остаться вообще без рабочей силы на неопределенное время, — отмечает ученый. — Но ведь даже, когда границы откроются, проблема не решится быстро. Процедура оформления иностранной рабочей силы занимает до двух месяцев. Ранее выданные квоты обнулены, предприятия должны будут их получить, оформить разрешения на работу. Даже получение патента на практике требует около месяца».

По его словам, сейчас готовится проект, по которому предлагается использовать тех иностранцев, которые живут в стране, вытаскивать их из тени, легализовать, чтобы выжить до открытия границ.

«Очень много иностранных граждан на Дальнем Востоке — из ближнего зарубежья, из того же Узбекистана, многие "безвизовики" находятся здесь нелегально. Надо продлить людям пребывание, выдать патенты, разрешения на работу и так далее», — отмечает Сергей Пушкарев.

 

ВИРУС ВСЕ СПИШЕТ

Понятно, что дефицит кадров накладывается в целом на неблагоприятный мировой экономический фон. Экономические последствия развивающейся ситуации в целом сложно предсказать, они могут быть самыми неожиданными и непредсказуемыми, считает президент ГК «Доброфлот» Александр Ефремов.

«Ограничения перемещения в стране иностранной рабочей силы — еще не самое значительное негативное влияние на предприятия, после запрета два года назад на привлечение северокорейцев. Для нашей компании иностранная рабочая сила не является значимым фактором производительности труда, намного более серьезно влияют на бизнес карантинные ограничения, введенные на перемещение людей через границы. Дальний Восток очень сильно по всем видам обеспечения зависит от Китая, и любые ограничения перемещения очень сильно задерживают развитие местных предприятий. Мы не можем пригласить специалистов на наладку сложного оборудования, на ремонты. Специалисты "Доброфлота" и члены экипажа не имеют права выехать в азиатские страны для обеспечения ремонта судов, проведения инспекций продукции, для других деловых контактов. Вот реальная проблема, которая неизбежно ведёт к потере и без того низкой производительности и организованности труда на Дальнем Востоке», — указывает руководитель дальневосточного рыбообрабатывающего холдинга,

По его мнению, неизбежно произойдет рост себестоимости и цен, потеря конкурентоспособности товаров и услуг. Как внутри компании, так на уровне рыночного взаимодействия резко падает обязательность контрагентов, исполнительская дисциплина — все, что так долго нарабатывалось и называлось деловой средой. Теперь все списывается на кризис из-за коронавируса.

24 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика