Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Carnegie Moscow Center Expert on China's Cities Growth Problems - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Urbanization to headache

Expert of the Carnegie Moscow Center on the problems of the growth of Chinese cities

If China's emphasis on ultra-fast urbanization and infrastructure construction could be justified, China's urban development policy is now destructive. The authorities will have to address urgently the problems of adapting resettled peasants to the city, as well as issues of public discontent due to the growing disparity between migrant workers and indigenous citizens.

Urbanization to headache
Photo: simpalsmedia.com

The scale and pace of Chinese urbanization have no precedents in the history of mankind. If in 1980 year 18,6% of the PRC population lived in cities, then in 2016 this indicator was 56,8%. For comparison: in India, the level of urbanization from 1980 increased from 22,7% to 33,1% of residents.

On estimated McKinsey Global Institute, while maintaining current trends (which, incidentally, is unlikely), the population of cities in China will reach a billion people already by 2030. But if in the early stages of economic development the emphasis on ultra-rapid urbanization and infrastructure construction in the PRC was justified, now the Chinese methods of urban development are becoming dangerous from several points of view.

The Chinese Way of Urbanization

Despite the impressive growth dynamics of the urban population in China, these levels of urbanization are deceptive. They are achieved not only and not so much due to the actual resettlement of villagers to the cities, but because of the peculiarities of Chinese urban planning policy and statistical accounting.

Migrant workers from rural areas who come to the cities for work, are recorded as citizens in the statistics, although they do not have a city registration - hukou (户口). In fact, the proportion of the population with urban registration is much less than the official level of urbanization and is about 33%. Migrant workers living in demountable communal apartments on the outskirts of towns and having a rural residence permit now constitute about 11% of the urbanized population.

A high percentage of urbanization is also achieved through the re-qualification of rural land in urban areas. Rural residents are deprived of their land plots (often forced) and settle on the same land (although sometimes it happens in another province) in multi-storey houses. In this case, they often retain a rural residence permit. Such retrained city dwellers make up about 14,3% of the official urban population.

The so-called new townspeople hardly look like townspeople in the Western sense. Migrant workers, as a rule, do not have city registration and are infringed in civil rights. The propiska system excludes them from the social security networks used by urban residents: first of all, education, health care, social insurance and pensions.

In fact, the life of a significant part of these people is not much different from the life of illegal migrants in other countries. For example, migrants cannot educate their children in urban schools and are forced to leave them in the village under the care of relatives. According to the estimates of the Hong Kong organization China Labour Bulletin, only in 2010, 61 million children were forced to stay in the countryside for months and sometimes not seeing their parents for years.

In the past 20 years, authorities have gradually softened the hukou system, but most of the changes are cosmetic. The integration of migrant workers into the urban social security system is slow. And the average salary of rural migrants is several times lower than the salaries of other urban residents - 2,5 – 3 thousand yuan against 7 – 10 thousand.

City as a speculative asset

The emergence of rural labor migrants in cities, as noted by the head of the consulting company J Capital Ann Stephenson-Young in the book "China Alone", reflects not only the real migration of peasants in search of a better share, but also in many respects the fictitious process of re-registration of rural land in urban areas. This phenomenon is a product of the existing tax system in China.

Until 2015, the regional authorities of the People's Republic of China were prohibited from borrowing or issuing local bonds to cover the budget deficit, and the collected taxes were mainly collected by the central authorities. To finance the budget, regional companies LGFV (Local Government Financing Vehicles) were used. Through them, municipalities sold or mortgaged land, the main resource of replenishment of the budget. The land was sold for construction and infrastructure projects affiliated with regional authorities to developers who easily received loans for their projects in the provincial offices of state-owned banks. As a result, all participants in the scheme turned out to be interested in uncontrolled building and growth of prices for land and real estate.

The scheme of such artificial urbanization is as follows. In a small town with a population of 100-200 thousand inhabitants, the developer lays the bank initially agricultural land received from the regional authorities. The loan is used for construction and payment of monetary compensation to several thousand peasants (which is partially subsidized by the state). The latter are removed from the land they cultivate and are moved to apartments in multi-storey new buildings. New "citizens" pay apartments out of compensation payments, hoping to get work in the management of housing and communal services in new homes, as well as live on rental income from new apartments and shops, and so on.

After the resettlement of the peasants, the developer shows the bank that the first stage of the project is extremely successful, fully sold out and populated. To return money to the regional authorities and make a profit for themselves, the developer proceeds to the second stage of the scheme - convinces the bank to give him a loan for a much more large-scale development, designed for tens or even hundreds of thousands of residents. Rationale - holiday homes for residents from large cities, tourism, domestic demand and so on.



The scheme operates with different variations throughout China. For example, in the city of Ordos in Inner Mongolia, developers offered local cattlemen as a new employment to become rentiers, providing them with several apartments at once (as a result, the average level of ownership in Ordos, as Stevenson-Young wrote, was 10 apartments per family). To hand them over, however, there was no one.

As a result, uncontrolled urbanization and the investment boom of recent years gave rise to the phenomenon of ghost cities in China, which are completely rebuilt, but do not have residents. There is no exact data on vacant cities, but there are approximate evaluation - 49 million vacant apartments as of 2013 year. At this point, perhaps, this figure doubled. The share of vacant residential space in China is significantly higher than in other countries: this figure reaches 22,4% against, for example, 9,4% in Europe.

City without borders

Such a strategy of absorption of rural land by the city leads to an uncontrolled increase in the size of cities. The largest example is the city of central subordination of Chongqing in Sichuan province. Chongqing is now the largest metropolis in China and the world, which, along with Beijing, Shanghai and Tianjin, is on the list of cities of central subordination and has the status of a separate province.

The city absorbed the surrounding countryside in several stages in the 2000 – 2010-s. Originally there was one big city - Chongqing itself. It was surrounded by several smaller towns and rural settlements scattered over an area approximately equal in area to modern Austria. 14 million people lived in nine central districts of Chongqing, around 20 million more outside the city border. By 2015, some rural residents were urbanized according to the scheme described above, the coefficient of urbanization in the region reached 50%, by 2020 year is planned bring it to xnumx%.

Chongqing is difficult to call a city in the classical sense: it is common for urban areas to consider a single labor market in the same space as urban areas. Chongqing (the same applies to Beijing) is no longer a single city, but a whole agglomeration that formally merged, but has separate labor markets (the earlier Japanese example is Tokyo-Yokohama).

The environmental and social costs of such expansion of cities in the destruction of agricultural lands and natural space have long been evident, but do not have a significant impact on the pace of urbanization. Joint study of Asian Development Bank and Tsinghua University notes, that only 1% of the five hundred largest Chinese cities meet the WHO air quality criteria.

Additional negative impact on the environment is the dependence of the PRC on coal energy. In some Chinese cities, including Chongqing, are observed exceptionally high levels of the incidence of asthma and other respiratory diseases.

Destructive urbanization

As a result, the Chinese model of urbanization is an investment project of city authorities, developers and banks, for which the interests of citizens and residents of rural areas are at least secondary. If in the early stages of economic development the emphasis on ultra-rapid urbanization and infrastructure construction could be justified, now the Chinese policy of urban development is destructive. The authorities will have to urgently address the problems of the resettled peasants in the city, as well as issues of public discontent due to the growing disparity between migrant workers from rural areas and indigenous citizens.

Also, the process of urbanization in the PRC is closely related to the problems of bubbles in the real estate market and the growth of the debt of regional authorities due to excessive financing of infrastructure projects. Often, the uncontrolled pursuit of local administrations for increasing urbanization was in fact fraught with the destruction of the agricultural base and enormous environmental costs.

All these problems must inevitably be in the focus of structural economic reforms that Beijing plans to conduct in the next political cycle that began after the October 19th Party Congress. The question is, does the PRC leadership have the political will to solve the urgent internal problems, or will the authorities prefer to flood the problems with money and wait for them to dissolve by themselves.

The material is published on the website of the Carnegie Moscow Center - http://carnegie.ru/commentary/74778.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Урбанизация до головной боли

Эксперт Московского центра Карнеги о проблемах роста городов Китая

Если раньше упор Китая на сверхбыструю урбанизацию и инфраструктурное строительство мог быть оправданным, то сейчас китайская политика развития городов деструктивна. Властям придется срочно решать проблемы адаптации переселенных в города крестьян, а также вопросы общественного недовольства из-за растущего неравенства между рабочими-мигрантами и коренными горожанами.

Урбанизация до головной боли
Фото: simpalsmedia.com

Масштабы и темпы китайской урбанизации не имеют прецедентов в истории человечества. Если в 1980 году 18,6% населения КНР проживало в городах, то в 2016-м этот показатель составлял 56,8%. Для сравнения: в Индии уровень урбанизации с 1980 года вырос с 22,7% до 33,1% жителей.

По оценкам McKinsey Global Institute, при сохранении текущих трендов (что, впрочем, маловероятно) население городов в Китае достигнет миллиарда человек уже к 2030 году. Но если на ранних этапах экономического развития упор на сверхбыструю урбанизацию и инфраструктурное строительство в КНР был оправданным, то сейчас китайские методы развития городов становятся опасными сразу с нескольких точек зрения.

Китайский путь урбанизации

Несмотря на впечатляющую динамику роста городского населения в Китае, указанные уровни урбанизации обманчивы. Они достигаются не только и не столько за счет реального переселения деревенских жителей в города, сколько из-за особенностей китайской политики в области городского планирования и статистического учета.

Рабочие-мигранты из сельской местности, приезжающие в города на заработки, записываются в статистику как горожане, хотя не имеют городской прописки – хукоу (户口). Фактически доля населения, имеющего городскую регистрацию, значительно меньше официального уровня урбанизации и составляет около 33%. Рабочие-мигранты, живущие в съемных коммуналках на окраине городов и имеющие сельскую прописку, составляют сейчас около 11% урбанизированного населения.

Высокий процент урбанизации достигается также за счет переквалификации сельских земель в городские. Сельские жители лишаются своих земельных наделов (часто принудительно) и расселяются на той же земле (хотя иногда бывает, что и в другой провинции) в многоэтажные дома. При этом они чаще всего сохраняют сельскую прописку. Такие переквалифицированные горожане составляют около 14,3% официального городского населения.

Так называемые новые горожане вряд ли похожи на горожан в западном понимании. Рабочие-мигранты, как правило, не имеют городской прописки и ущемлены в гражданских правах. Система прописки исключает их из сетей социального обеспечения, которыми пользуются городские жители: прежде всего это образование, здравоохранение, социальное страхование и пенсионное обеспечение.

Фактически жизнь значительной части этих людей мало чем отличается от жизни нелегальных мигрантов в других странах. Например, мигранты не могут обучать своих детей в городских школах и вынуждены оставлять их в деревне под опекой родственников. По оценке гонконгской организации China Labour Bulletin, только в 2010 году 61 млн детей вынуждены были оставаться в сельской местности, месяцами, а иногда и годами не видя своих родителей.

В последние 20 лет власти постепенно смягчали систему хукоу, но большинство изменений имеют косметический характер. Интеграция рабочих-мигрантов в систему городского социального обеспечения идет медленно. А средняя зарплата сельских мигрантов в разы ниже зарплат других городских жителей – 2,5–3 тысячи юаней против 7–10 тысяч.

Город как спекулятивный актив

Появление сельских трудовых мигрантов в городах, как отмечает глава консалтинговой компании J Capital Энн Стивенсон-Янг в книге «China Аlone», отражает не только реальный переезд крестьян в поисках лучшей доли, но и во многом фиктивный процесс переоформления сельских земель в городские. Это явление – продукт существующей в Китае налоговой системы.

До 2015 года региональным властям КНР было запрещено привлекать займы или выпускать местные облигации для покрытия дефицита бюджета, а собранные налоги в основном доставались центральным властям. Для финансирования бюджета использовались региональные компании LGFV (Local Government Financing Vehicles). Через них муниципалитеты продавали или закладывали землю, основной ресурс пополнения бюджета. Земля продавалась под застройку и инфраструктурные проекты аффилированным с региональными властями девелоперам, которые с легкостью получали кредиты на свои проекты в провинциальных отделениях госбанков. В итоге все участники схемы оказывались заинтересованными в бесконтрольной застройке и росте цен на землю и недвижимость.

Схема такой искусственной урбанизации выглядит следующим образом. В небольшом городе с населением 100–200 тысяч жителей девелопер закладывает банку изначально сельскохозяйственную землю, полученную от региональных властей. Заем используется на строительство и уплату денежной компенсации нескольким тысячам крестьян (что частично субсидируется государством). Последних снимают с обрабатываемой ими земли и переселяют в квартиры в многоэтажных новостройках. Новые «горожане» оплачивают квартиры из компенсационных платежей, надеясь получить работу в управлении ЖКХ в новых домах, а также жить на рентный доход от новых квартир и магазинов, и так далее.

После переселения крестьян девелопер показывает банку, что первый этап проекта исключительно успешен, полностью раскуплен и заселен. Для возврата денег региональным властям и получения прибыли для себя девелопер приступает ко второму этапу схемы – убеждает банк дать ему кредит под куда более масштабную застройку, рассчитанную на десятки или даже сотни тысяч жителей. Обоснование – дома для отдыха для жителей из крупных городов, туризма, внутренний спрос и прочее.

Схема действует с разными вариациями по всему Китаю. Например, в городе Ордосе во Внутренней Монголии девелоперы предлагали местным скотоводам в качестве новой занятости стать рантье, предоставляя им сразу по нескольку квартир (в итоге средний уровень владения в Ордосе, как пишет Стивенсон-Янг, составил 10 квартир на семью). Сдавать их, однако, оказалось некому.

В итоге бесконтрольная урбанизация и инвестиционный бум последних лет породили в Китае феномен городов-призраков, которые полностью отстроены, но не имеют жителей. Точных данных по пустующим городам нет, но существуют приблизительные оценки – 49 млн пустующих квартир по состоянию на 2013 год. На данный момент, возможно, эта цифра удвоилась. Доля пустующих жилых площадей в Китае значительно выше, чем в других странах: этот показатель достигает 22,4% против, например, 9,4% в Европе.

Город без границ

Подобная стратегия поглощения сельских земель городом приводит к бесконтрольному росту размера городов. Самый масштабный пример – город центрального подчинения Чунцин в провинции Сычуань. Чунцин сейчас самый большой мегаполис в Китае и мире, который наряду с Пекином, Шанхаем и Тяньцзинем входит в список городов центрального подчинения и имеет статус отдельной провинции.

Поглощение городом окружающей сельской местности происходило в несколько этапов в 2000–2010-е годы. Изначально существовал один большой город – собственно Чунцин. Его окружали несколько городов поменьше и сельские поселения, разбросанные на территории, приблизительно равной по площади современной Австрии. В девяти центральных районах  Чунцина жило 14 млн человек, за пределами городской границы – еще около 20 млн. К 2015 году часть сельских жителей была урбанизирована по описанной выше схеме, коэффициент урбанизации в регионе достиг 50%, к 2020 году планируется довести его до 70%.

Чунцин сложно назвать городом в классическом понимании: пределами города в урбанистической литературе принято считать единый рынок труда на одном пространстве. Чунцин (то же самое относится и к Пекину) – это уже не единый город, а целая агломерация, формально слившаяся воедино, но имеющая раздельные рынки труда (более ранний японский пример – Токио-Йокогама).

Экологические и социальные издержки подобного расширения городов при уничтожении сельскохозяйственных земель и природного пространства давно очевидны, но не оказывают особого влияния на темпы урбанизации. Совместное исследование Asian Development Bank и университета Цинхуа отмечает, что лишь 1% из пятисот крупнейших китайских городов соответствует критериям качества воздуха ВОЗ.

Дополнительное негативное влияние на экологию оказывает зависимость КНР от угольной энергетики. В некоторых китайских городах, включая Чунцин, наблюдаются исключительно высокие уровни заболеваемости астмой и другими респираторными заболеваниями.

Деструктивная урбанизация

В итоге китайская модель урбанизации представляет собой инвестиционный проект городских властей, девелоперов и банков, для которых интересы горожан и жителей сельской местности по меньшей мере вторичны. Если на ранних этапах экономического развития упор на сверхбыструю урбанизацию и инфраструктурное строительство мог быть оправданным, то сейчас китайская политика развития городов деструктивна. Властям придется срочно решать проблемы адаптации переселенных в города крестьян, а также вопросы общественного недовольства из-за растущего неравенства между рабочими-мигрантами из сельской местности и коренными горожанами.

Также процесс урбанизации в КНР тесно связан с проблемами пузырей на рынке недвижимости и с ростом долга региональных властей за счет избыточного финансирования инфраструктурных проектов. Часто бесконтрольная погоня местных администраций за ростом уровня урбанизации на деле была чревата разрушением сельскохозяйственной базы и огромными экологическими издержками.

Все эти проблемы неизбежно должны оказаться в фокусе структурных экономических реформ, которые Пекин планирует проводить в следующем политическом цикле, начавшемся после октябрьского XIX съезда партии. Вопрос в том, есть ли у руководства КНР политическая воля решать наболевшие внутренние проблемы, или же власти предпочтут заливать проблемы деньгами и ждать, что они рассосутся сами собой.

Материал опубликован на сайте Московского центра Карнеги - http://carnegie.ru/commentary/74778.