Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Увязли в болоте?

Как выглядит остров Большой Уссурийский из окна автомобиля и самолета

Если вам особенно повезет, и вы будете вылетать из аэропорта Хабаровска в ясную погоду при южном ветре – вы сможете разом увидеть из окна самолета несколько новых экономических «брендов» региона. Вот площадка «Авангард» будущего ТОР Хабаровск, она сразу заметна благодаря своим ветрогенераторам. Вот идеально ухоженный и чистый центр города Хабаровска. И вот, сразу за рекой – Большой Уссурийский остров.

Увязли в болоте?

Из окна самолета видно все очень подробно. Вот наш мост, а вон, на горизонте – китайский. Вот пагода – самая высокая постройка на острове, ее видно отовсюду. Вот дамба, которая отделяет центральную российскую часть острова от окружающих болот. По дамбе идет дорога. На нашей стороне есть несколько возделанных участков земли. Там, кстати, коровники – вроде как проживает 500 голов крупного рогатого скота. Дамба, кстати, на острове уникальная – за счет системы каналов она позволяла в бытность здесь совхоза очень четко и дозированно орошать поля.

Граница между Россией и Китаем с самолета не просматривается. Яркой полосой видна китайская дорога, ведущая вдоль границы к пагоде. Видимо, она получше качеством, чем убитая гравийка по гребню дамбы с российской стороны. Эти две дороги между собой не соединены, погранперехода нет. Но он должен появиться – в этой точке он очень логичен.

Вопрос о формировании погранперехода, по сути, уже решен. Он точно будет – но каким? Может быть только для людей, а может – для людей и грузов. Китайская сторона убеждает, что надо идти по второму – более широкому сценарию: пускать и людей, и грузы. С российской стороны в документах и публикациях СМИ заявляется об исключительно пассажирском пункте пропуска. Обоснованной логики, почему нельзя тут пустить грузы, автору не встречалось. Зато встречалось, что, якобы, такая позиция «наверху», поэтому так и должно быть.

IMG_4311.jpg

При этом, как сообщает «Ъ-Дальний Восток» со ссылкой на Минвостокразвития, концепция развития острова Большой Уссурийский согласована с 14 федеральными органами исполнительной власти и почти готова для внесения в правительство. Документ предусматривает «три ключевых аспекта: создание пассажирского пункта пропуска, строительство системы гидротехнических сооружений, которые окольцуют остров дамбой и защитят от наводнений, и особый режим пребывания иностранных граждан».

В рамках такого подхода ожидается, что на острове появится некий туристско-рекреационный кластер, ориентированный на визитеров из России и Китая. При этом китайских туристов будут пускать на российскую часть острова, но не далее – в районе моста через Амурскую протоку будет установлен пост, дальше которого гость из Поднебесной не пройдет.

По некоторым данным, парк водно-болотных угодий, который уже сейчас действует на китайской стороне острова, уже сегодня привлекает до 1 тыс. туристов в день. К сожалению, этой тысячи человек самолета не видно. Единственное, что можно сказать – что «водно-болотные угодья», которые в изобилии присутствуют и на российской части острова, не сильно привлекают туристов-россиян. За время поездки через весь остров на автомобиле отдыхающих и рыбаков нам встретилось лишь полтора десятка.