Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Amursky writer Yevgeny Goncharov on the history of the East of Russia and resettlement campaigns - EastRussia | News Amur Region

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

In the light genre of serious

Amursky writer Yevgeny Goncharov on the history of the east of Russia and resettlement campaigns

Eugene Goncharov writes his stories and stories, drawing topics from local border realities. His literary heroes do not carry in themselves anything heroic, they are often even negative characters, and yet they are somewhat sympathetic to the reader. The heroic pathos in these works is replaced by irony, historical facts can be woven into fantastic stories. So a journalist with 20-year experience, a researcher of the east of Russia and China through mass literature tries to convey to the reading public the uniqueness and color of the native land, to make it more understandable for the Russian citizen. Details - in the material from the series "Unsuccessful" on EastRussia.

In the light genre of serious
Photo: Marina Redkina
"I do not condemn those who left or are going to leave." Each such case is individual. It's just that at some point, life circumstances are shaping up, "says writer Eugene Goncharov, an EastRussia interlocutor. - Far Easterners do not approach to conscious age with the idea of ​​necessarily leaving these regions. Nevertheless, this trend has been and remains. This can not be denied. All have individual reasons, but the general vector of the direction of movement is traced - more leave than come.

Many friends and acquaintances of Goncharova moved to permanent residence in other regions and countries. One of his daughters lives in St. Petersburg, the other on the island of Guam. The writer himself spent three years in China.

- Just like 50 years ago, and today, the state conducts various resettlement campaigns. Then it was called the raising of virgin soil, today it is called the Far Eastern hectare. Then there was a stimulus for the migrant - lifting, now - free land. I’m not going to talk about the events of half a century ago, because I didn’t see it myself, but from the very beginning something went wrong with the Far Eastern hectare. A hectare of land in an uninhabited area is akin to a hectare on the moon. So it was with the return of compatriots, and with the adoption of Ukrainian refugees. One gets the impression that people in the capital's offices take away our writer's bread - a sort of Moscow ring-fiction.

The Far East, especially its north - a territory that will never be a priority for a person when choosing a permanent residence, Yevgeny Goncharov is sure. There are natural migration processes. Many northerners tend to move south, because there is elementary warmer, and therefore more comfortable to live. Here, for obvious reasons, there are fewer opportunities to find work for the soul and with a decent salary than in cities with a million population.

- "The fish is looking for deeper, and man - where is better" - so nature is arranged. Our Far Eastern living conditions do not meet the demands of a man of the 21st century, and they are unlikely to answer in the foreseeable future. Always from the villages they try to move to the regional center, from there to the capital of the region, and then on. As a variant of attracting the population to our region - living in the south of the Amur and Primorye with shift work in the taiga and in the north. For some time to suffer mosquitoes and frosts for a decent reward, and then with pleasure to return to a comfortable environment.

The opportunity to leave Blagoveshchensk was with Yevgeny Goncharov more than once, the writer admits. But always at the last moment something stopped.

- In my youth I drove in both directions the conductor of the car on the Vladivostok-Kharkov train. And with the intersection of every time zone observed changes in people. The Far Eastern, Transbaikalian, Oriental, Central and Western Siberians, Urals, Volzhans are like separate ethnic groups of the Russian people. I will not say which of them is better, but they are all slightly different. You meet in Moscow a resident of Khabarovsk, Vladivostok, Magadan - and you feel some kind of kinship of souls, - he shares.

Due to many geographic and economic reasons, the Far East differs significantly from other regions of the country. So it was 150 years ago, so it is now. The story of the writer's family Goncharov is an additional confirmation.

- I am a native Far East already in the fourth generation - the great-grandson of the gold miner, the grandson of the smuggler, the son of a railwayman. My grandmother on the maternal line lived with her husband in the village of Andreevka, Ivanovo district. After the tragic death of his grandfather, to feed the children's gang, she moved to Blagoveshchensk. My mother (then a ten-year-old girl Zoya Fisenko) with her younger sister walked from the village of Andreevka to Blagoveshchensk. It's six dozen kilometers. In the regional center even then it was easier to find earnings, rather than in the village. In Soviet times, as today, Westerners were recruited to relocate to us. So here was my father Peter Goncharov, born under Lugansk. In the ranks of the Red Army, he was in the Far East, and he stayed here. In Belogorsk (the former Kuybyshevka-East), the village shepherd received the profession of an assistant machinist, then he was transferred to Blagoveshchensk. Here, in the maternity home with a view of China, I was born.



With age, Yevgeny Goncharov's interest in local history was awakened. Forgotten and unappreciated, in his opinion. For this, the writer examines historical documents and on their basis creates his own works. In the hope that the Far East will appreciate, perhaps, at least a little more.

- As a writer I try to break free to the all-Russian level in order to convey to the widest possible range that we are losing, - reveals Goncharov's maps. - After all, all modern mass culture (and cinema, and commercial literature) is based on historical events framed in more popular forms. I also do this through my fiction. Her, as people who understand, say, easily and simply put in the script. There are a lot of historical documents that very few people will read just for the sake of their entertainment. Notes of R.K. Maaka, M.I. Veniukova, R.K. Bogdanova - how to make them more attractive? Take as the basis of the adventure story, even with elements of fiction. The main thing is not to overdo it so it does not work out.

In the creative bag of Evgeny Goncharov there are both books and publications in various almanacs and thick magazines.

- My collections of stories and stories, it is possible, get lost in the book shaft. Now it is not a problem to publish a book, there would be money. But the publication in the journal "Far East" and in the almanac "Priamurye" - "netlenka", - the writer smiles. - And the Internet is for us, writers, to help. Digital books do not yet constitute a competition for paper, but this will happen very soon.

Now Eugene Goncharov is writing a new work - this is an easy adventure story with elements of fiction. All elements of the fashionable now "action" are taken from the real diary of one of the Russian pioneers of the Amur region.

- Three miles from Blagoveshchensk is a commemorative sign in honor of the Treaty of Aygun, signed by Russia and China 16 (28) May 1858 - the most important fact of Russian history. It was installed in the place where Nikolay Nikolayevich Muravyov's camp tent stood, then not yet Amursky. No first person of the USSR and the Russian Federation visited this monument. Only once in this sacred place Cesarevitch Nicholas visited. I invite Russian President Vladimir Putin and Prime Minister Dmitry Medvedev, instead of another random meeting with fishermen, to come to Blagoveshchensk and lay flowers to this monument. And there, you'll see, and the imitative imitators will follow. Envy - a bad feeling, but we, the Far East, do not understand why spend so much money on holding an annual jam festival in Moscow. Give us a slice of this budget pie for organizing, say, Albazinsky celebrations.

From such seemingly trivialities, the attitude of people to a place develops. And since this land got us so easily - without many years of bloody wars, they don’t really appreciate it, Yevgeny Goncharov speaks about the current attitude towards his small homeland. With the help of his works, he dreams to somehow influence public opinion, changing it in favor of the Far East.
Hydroelectric power stations, deposits of gold and other metals, coal, forest reserves, now also the cosmodrome - all this we now have thanks to NN. Muraviev-Amursky and his companions, as well as thousands of unknown soldiers, Cossacks and peasants-settlers. The Far East still has untouched wildlife in many places - clear rivers, broad steppes and virgin forests. And the theme of preserving this ecological wealth is as important as the historical one.

"We should not take the quantity, but the quality of the settlers," our interlocutor is convinced. - Those who come here consciously and fall in love with our region, will become true Far Easterners. So it's not a pity to pay a lift and give the land for free. And about those who remain here, it will not hurt to take more care.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В легком жанре о серьезном

Амурский писатель Евгений Гончаров об истории востока России и переселенческих кампаниях

Евгений Гончаров пишет свои повести и рассказы, черпая темы из местных приграничных реалий. Его литературные герои не несут в себе ничего героического, зачастую они даже отрицательные персонажи, и все же чем-то симпатичны читателю. Героический пафос в этих произведениях заменен иронией, исторические факты могут быть вплетены в фантастические сюжеты. Так журналист с 20-летним стажем, исследователь востока России и Китая через массовую литературу старается донести до читающей публики уникальность и колорит родного края, сделать его более понятным для российского обывателя. Подробности — в материале из серии «Неуехавшие» на EastRussia.

В легком жанре о серьезном
Фото: Марина Редькина
– Тех, кто уехал отсюда или только собирается, я нисколько не осуждаю. Каждый такой случай индивидуален. Просто в какой-то момент так складываются жизненные обстоятельства, — говорит собеседник EastRussia писатель Евгений Гончаров. — Дальневосточники не подходят к сознательному возрасту с идеей обязательно покинуть эти края. Тем не менее, такая тенденция была и остается. Этого нельзя отрицать. У всех индивидуальные причины, но общий вектор направления движения прослеживается — больше уезжают, нежели приезжают.

Многие друзья и знакомые Гончарова переехали на ПМЖ в другие регионы и страны. Одна его дочь живет в Санкт-Петербурге, другая на острове Гуам. Сам писатель три года прожил в Китае.

– Как 50 лет назад, так и сегодня, государство проводит разные переселенческие кампании. Тогда это называлось поднятием целины, сегодня — дальневосточным гектаром. Тогда для переселенца был стимул — подъемные, сейчас — бесплатная земля. О событиях полувековой давности говорить не буду, поскольку сам не видел, а вот с дальневосточным гектаром, по-моему, с самого начала что-то пошло не так. Гектар земли в необжитом районе сродни гектару на Луне. Так было и с возвращением соотечественников, и с принятием украинских беженцев. Складывается впечатление, что люди в столичных кабинетах отнимают наш писательский хлеб – этакие МКАДовские фантасты.

Дальний Восток, особенно его север — территория, которая никогда не окажется у человека в приоритетных при выборе постоянного места жительства, уверен Евгений Гончаров. Идут естественные процессы миграции. Многие северяне стремятся перебраться на юг, потому что там элементарно теплее, а значит и комфортнее жить. Здесь, по понятным причинам, меньше возможностей найти работу по душе и с достойной зарплатой, чем в городах-миллионниках.

– «Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше» — так устроена природа. Наши дальневосточные условия проживания запросам человека XXI века не отвечают, и вряд ли в обозримом будущем станут отвечать. Всегда из деревень пытаются перебраться в райцентр, оттуда в столицу региона, а потом и дальше. Как вариант привлечения населения в наши края — проживание на юге Приамурья и Приморья с вахтовой работой в тайге и на севере. Некоторое время потерпеть комаров и морозы за приличное вознаграждение, а затем с удовольствием вернуться в комфортную среду.

Возможность уехать из Благовещенска была у Евгения Гончарова не раз, признается писатель. Но всегда в последний момент что-то останавливало.

– В молодости я проехал в оба конца проводником вагона на поезде «Владивосток — Харьков». И с пересечением каждого часового пояса наблюдал изменения в людях. Дальневосточники, забайкальцы, восточные, центральные и западные сибиряки, уральцы, волжане — словно отдельные этносы русского народа. Не скажу, кто из них лучше, но все они чуть-чуть разные. Встречаешь в Москве жителя Хабаровска, Владивостока, Магадана — и ощущаешь какое-то родство душ, — делится он.

В силу многих географических и экономических причин Дальний Восток существенно отличается от других регионов страны. Так было и 150 лет назад, так есть и сейчас. История семьи писателя Гончарова тому дополнительное подтверждение.

– Я коренной дальневосточник уже в четвертом поколении — правнук золотопромышленника, внук контрабандиста, сын железнодорожника. Моя бабушка по материнской линии жила с мужем в селе Андреевка Ивановского района. После трагической смерти деда, чтобы прокормить ораву детей, переехала в Благовещенск. Моя мама (тогда еще десятилетняя девочка Зоя Фисенко) со своей младшей сестренкой прошла пешком от села Андреевка до Благовещенска. Это шесть десятков километров. В областном центре уже тогда было проще найти заработок, нежели в деревне. В советские годы как и сегодня вербовали западных жителей на переселение к нам. Так здесь оказался мой отец Петр Гончаров, родившийся под Луганском. В рядах Красной армии он попал на ДВ, да и остался здесь. В Белогорске (бывшая Куйбышевка-Восточная) деревенский пастух получил профессию помощника машиниста, потом его перевели в Благовещенск. Здесь, в родильном доме с видом на Китай, появился на свет я.

С возрастом у Евгения Гончарова пробудился интерес к местной истории. Забытой и неоцененной, на его взгляд. Для этого писатель исследует исторические документы и на их основе создает свои произведения. В надежде, что ДВ станут ценить, быть может, хотя бы чуточку больше.   

– Как литератор я пытаюсь вырваться на всероссийский уровень, чтобы донести максимально широкому кругу, что мы теряем, — раскрывает карты Гончаров. — Ведь вся современная массовая культура (и кинематограф, и коммерческая литература) зиждется на исторических событиях, обрамленных в более популярные формы. Этим же занимаюсь и я через свою беллетристику. Ее, как говорят люди понимающие, легко и просто переложить в киносценарии. Есть очень много исторических документов, которые мало кто станет читать просто ради своего развлечения. Записки Р.К. Маака, М.И. Венюкова, Р.К. Богданова — как сделать их более привлекательными? Взять за основу приключенческой повести, даже с элементами фантастики. Главное не перестараться, чтобы не получилось пошло.

В творческом багаже Евгения Гончарова есть как книги, так и публикации в различных альманахах и толстых журналах.

– Мои сборники повестей и рассказов, вполне возможно, затеряются в книжном вале. Сейчас издать книгу не проблема, были бы деньги. А вот публикации в журнале «Дальний Восток» и в альманахе «Приамурье» — «нетленка», — улыбается писатель. — И Интернет нам, литераторам, в помощь. Цифровые книги пока еще не составляют конкуренции бумажным, но это очень скоро произойдет.

Сейчас Евгений Гончаров пишет новое произведение — это легкая приключенческая повесть с элементами фантастики. Все элементы модного нынче «экшена» взяты из реального дневника одного из русских первопроходцев Приамурья.

– В трех верстах от Благовещенска стоит памятный знак в честь Айгунского договора, подписанного Россией и Китаем 16 (28) мая 1858 года — важнейшего факта отечественной истории. Установлен он на том месте, где стояла походная палатка Николая Николаевича Муравьева, тогда еще не Амурского. Ни одно первое лицо СССР и РФ не посетило этот памятник. Лишь однажды на этом священном месте побывал цесаревич Николай. Я приглашаю президента России Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева, вместо очередной случайной встречи с рыбаками, приехать в Благовещенск и возложить цветы к этому памятнику. А там, глядишь, и сановные подражатели следом пойдут. Зависть — плохое чувство, но нам, дальневосточникам, не понятно, зачем тратить столько денег на проведение в Москве ежегодного фестиваля варенья. Дайте нам кусочек от этого бюджетного пирога на организацию, скажем, Албазинских празднований.

Из таких, казалось бы, мелочей и складывается отношение людей к какому-то месту. А раз этот край достался нам так легко — без многолетних кровопролитных войн, его особо и не ценят, говорит о сложившемся отношении к своей малой родине Евгений Гончаров. С помощью своих произведений он мечтает хоть как-то повлиять на общественное мнение, изменив его в пользу Дальнего Востока.
Гидроэлектростанции, месторождения золота и других металлов, каменного угля, лесные запасы, теперь еще и космодром — все это мы сегодня имеем благодаря Н.Н. Муравьеву-Амурскому и его сподвижникам, как и тысячам неизвестных солдат, казаков и крестьян-переселенцев. На ДВ еще остается во многих местах нетронутая живая природа — чистые реки, широкие степи и девственные леса. И тема сохранения этого экологического богатства так же важна, как и историческая.

– Надо брать не количеством, а качеством переселенцев, — убежден наш собеседник. — Те, кто приедет сюда осознанно и полюбит наш край, станут настоящими дальневосточниками. Таким не жалко и подъемные выплатить, и бесплатно дать в пользование землю. Да и о тех, кто здесь остается, не помешает больше заботиться.