Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"In Moscow, we are talking with you" pn-se "- and this is very intimate!"

Film director Roman Ovseichuk about the Far Eastern memes, cultural codes and the struggle with the complex of the Khabarovsk provincial

Roman - chief editor of the producer company "Profi", ex-TV. In an informal conversation with East Russia, the indigenous Khabarovsk told about his attempts to become a Muscovite, the adaptation of the love of local celebrities to his city, the festival of feature films and torn templates. For you - the traditional rubric "Unsuccessful".

"In Moscow, we are talking with you" pn-se "- and this is very intimate!"
Photo: Elena Vertyankina

Hobbies, back and forth

- I traveled all over Russia and I have something to compare with. In Khabarovsk, I worked as a sports journalist. My work was connected with regular business trips, teams often took me with them to any competitions. I was abroad a little, but it also happened. Then I moved to Moscow to prove something to someone. Yourself, colleagues, wife then. And then my last wife, having lived in Moscow for 5 years, dispersed. I was in prostration, my mind was shaking, I did not understand how to proceed. The habitual way of life was disrupted. I went to Kiev, where I lived 2-3 months. And something began to tear off the roof. And the goals just do not arise, I did not understand what to do, and why do I wake up in the morning. I began to call Khabarovsk. Took my colleague Alla Jan-Sha, with whom we worked before I left together, and asked - is there a job? She said yes, there is. It was necessary to make a series of programs about small stars of big sports, about children. And this project was calculated until the end of 2011. In February 2011 I came here, and throughout this year I expected that I will live a year in Khabarovsk, I will do this project, I will bring my brains in order - and go home to Moscow. Then I was home to Moscow. But the closer December was, the more often I thought: what, in fact, should I do there?

All the time, while I was living in Moscow, despite the fact that friends appeared, friends and even some of my relatives lived there, anyway - no matter how I integrated into this city, but I was in Moscow as a removable apartment, you know. And the boys with whom I was friends, they knew the capital's yards since childhood, they went to some school with an 4-digit number, and naturally felt themselves at home in the capital. And if you are a visitor, then you seem to be living, and she seems to be yours, you've rebuilt everything under yourself, you've made all the master's furniture, but you understand that she, this conditional apartment, is still removable. Roughly speaking, you decide not to smoke in a hut or on a balcony, but the owner. And the same feelings I have in general from Moscow.

As for some large-scale things, then yes, there is more money. Roughly speaking, if I make a film with a budget of 100 thousand rubles or half a million here, then there I, doing such work, earn five times more. And in my films there are very different heroes. Here I have Lena Vertyankina, and there I will talk with a dude who is known by the whole country or half of Europe. But this is the scenery, the essence is the same - I still interview you, and you - me. And by and large, it seems to be such a childish thing when you tremble from the fact that you are interviewing a star whose poster hung over your bed as a child. Yes, it looks different, but the essence is the same as in Moscow, in Khabarovsk. You, the root of your life is the same. You still go to work, come home from work, raise children, make your living. And, in my opinion, these are my personal feelings (and I am not trying to convert anyone), - if in essence they are one and the same, then what difference does it make where? Rule Dosi: if there is no difference, why pay more? Yes, in Moscow there are more opportunities, but there I spend more. This is the mercantile side of the issue, which is also important. Our regional specifics, that you are forced to be a screenwriter, a director, a sound designer, and a producer, otherwise the fees are small.


Europe ≡ Asia

Roma and fish.jpg

There are professions and activities that are very difficult to implement in the Far East. I apologize, but again everything depends on finance. Here, the number of people is less, respectively, in the language of marketing and economics (I am a graduate of the Department of Economics and Management of DWGAs, I'm used to think in such categories too), we уthe market, and the amount of money supply that rotates here, is also smaller. Some financial-intensive industries, the same cinema, a big show business, are unprofitable to develop here, they still will not be of such scale as in Moscow and St. Petersburg. It is very difficult to realize these things here, although people try. Take Vladivostok, there are some musical groups, for example, "Marlins" or "Starcardigan ". TOOf course, they do not have the same popularity as Ivan Dorn, but, nevertheless, they are touring Russia. In Khabarovsk there is a team of "Starkillers »that drives tours around the country. It's easier now than it was 20 years ago, but you still need to have, excuse me, stone forehead and steel ass. And it is difficult to deal with these areas here, and therefore it is more logical to go somewhere in the center and be realized there.

But I'm surprised when the guys-officials, accountants, office workers move there! Listen, I saw a bunch of people who moved from Khabarovsk and other cities of the country to Moscow. And their life really did not differ from what they had in Khabarovsk. So, they sit with 9 to 18 in the office, in the evening they have fun and watch TV, at the weekend they go out with their whole family - here in Sambury, there in Auchan. And on the weekend they go here for the river to Fuyuan, and there to Krakow, Poland. Well, yes, of course, it's closer to Europe, but here is Asia, which is also interesting! And from Moscow they also drive here to see Asia. What prevents us sometimes to travel to Europe? In my opinion, Europe and Asia are equally interesting, they are just closer to Europe, to us - Asia, well, you hasten it, there really is something to see. And at a price acceptable. China, Thailand, Singapore, Vietnam, both Korea, Taiwan. I'm not saying that Europe is bad, but after all, Asia is not worse, I would put a sign between them, not equality, but identity. And I'm not saying that living in St. Petersburg or Moscow is bad and you do not have to move there. These are great cities, but each has its own. I love Moscow very much, and as long as I lived there, I considered it my own. But, again, as long as I live here, I do not understand what is the fundamental difference. If you do not take the scenery and all the tinsel that Van Dam plays there, like in the song that Posner or somebody else lives there, if that's not the point to take it, then, listen, it's the same thing.

If we talk about some rabid patriotism, then in Khabarovsk I like everything. Since I - you can not believe it now - is an introvert. I don’t like a lot of people around me, I don’t like to speak in public, I’m talking quietly to you now, and it’s funny that there’s nobody besides us. I can broadcast to the camera, to broadcast, but at the same time I feel discomfort. My way of life, and how things are going with me - I cross my fingers, even though I am not a superstitious person. This is exactly what I want, I want to live in exactly this mode. The seventh year of my second life in Khabarovsk is running out, I live as I like. I have three children, the youngest is now 1,3. Plus, on the Sport FM-Khabarovsk radio station, I’ve a weekly sports show, Talking Me Games, with my godfather Vladimir Lozov.


Same-stranger

Foto3.jpg

The cultural environment and cultural codes in Moscow and in St. Petersburg, in Europe, pop, public. And this encoding is "your-stranger". There is a man walking between the case, mentioning some toponym: "You know, there's on Dobryninskaya or in Sokolniki ...". But these are common toponyms, they are for everyone. And when we meet with you somewhere in a foreign land and discuss how we miss the smell of a pie-ho on a cold October morning, only we understand each other! And this is an intimate process, our little community. When I see my man, as you know, the prisoners were determined by their nails after each other, and we recognize ourselves according to our memories of the Far East. The kitchen, again, its own.

It's funny when he lived in Moscow, the feeling of patriotism manifested itself in small things. One day I invited my Moscow friends to dinner with me and said that my father had given me a fern, about five kilograms. I have soaked it, I fry it with pork, I tell the boys, take a bottle, come, today I will have exclusively Far Eastern cuisine, I'll treat you to a fried fern with pork, I'll cook potatoes. They say - oh, fern, the main dish, and how does it stick out? They thought that this is some kind of Far Eastern drug, which we use and bastard! That is, they do not even imagine that the fern can be eaten. But when you feed, they become fans of the fern.

I am now leaving the food theme more, because it is close to me, and besides, I haven’t had dinner today (laughs). In the west, people drink a foamy drink with roach and ram. Nothing is more disgusting than vobla and ramming can not be, they stink of a river, stink of swamp, they are inconveniently disassembled, it's terrible! I treated my Moscow friends again, again referred to me by relatives of the Sakhalin cat smelt. They swallowed this vobla - I swear - they never ate again! She became disgusted with them, they realized that they needed to eat. And coho, of course, treated, backs.

In the Far East, we do not even have any specific words, so many things, which in principle do not exist in the west. This, for example, wild garlic, fern. In the west, all speak red caviar and red fish, and we just have fish and just caviar. In Moscow, a dialogue is possible: -I told the parents of the caviar. "And red or black?" We, in the Far East, if we want to say - black caviar, we say - black caviar, and if we are talking just caviar, then by default we mean red. To learn the Far East in the west you can use toponyms related to cities. Any Fifth pad in Khabarovsk, Churkin in Vladivostok, Bricks in Petropavlovsk-Kamchatsky. In the dictionary we have the epithet "coyly", but in Moscow they do not say so. Then - a trip to the sea. We when we speak Thailand - we mean Thailand, we do not speak, when we go to Thailand, that we went to the sea. And when we talk at sea, we always mean Japanese, because no one will go to Okhotsk to rest. Much is connected with China, hence the lexicon: chifanka, kunya, pomogayka. You can remember about the criminal encoding, all of these our authorities, such as Crab, Jem, it's also our memes.




Project "Alley": show me your Khabarovsk

I will tell about my film projects. Initially, in 2015, our studio received an order for a program about the city, which is democratic and interesting for ourselves, without praise songs. We had the name "Alley". The first season of “Alley” was released on the money of the municipality of Khabarovsk in 2015, the second season was financed by Dal-TV broadcaster.

It is very difficult to describe in words why you love your city. And I love. When you ask, and for what, you understand that in no sense this feeling, no matter if it is to the city, to the woman, you cannot describe. Just love because you love. But still interesting to dig, but for what? I thought: how can one show Khabarovsk’s love for Khabarovsk? And he began to look for a form. And I came up with this: everyone has their own city. Only among the officials, unfortunately, it is the same, some kind of card postcard a couple of places. And, you know what is the saddest thing in these postcard areas? They are not associated with anything, except that the bridge with the five thousandth note. It's a shame that there are a lot of luxurious objects, but in themselves they are not interesting and do not carry any load, be it a monument or some kind of building. Even the most beautiful - it is meaningless. But as soon as you have a story connected with this place personally, it immediately makes sense! Even if this is my story, and I am telling it to you, this place also starts to be connected with something to you.

Total 20 releases of our almanac, respectively, about 20-ti heroes. I asked everyone: why is it worth living here? In general, the main idea was - not why they did not leave, but why they remained. For “Avenue”, I took relatively well-known Khabarovsk, speaking, media, so that they were interesting to the viewer. The very first hero was Yura Savochkin with a boutique “Ikra”, who was making a revolution in the field of branding in Khabarovsk, now Yuri, by the way, lives in Workers' Town. Also, Sergei Hvolynsky, the chief editor of the Khabarovsk Space, so he left, by the way. They did it with big Max, who sings, Ivan Verbitsky, the leader, our star, KVN-shchik, the former. Jan Jan-Sha was as an artist, was Roman Avilov with Emilia Khmelenko, the creators of the "Braindo" sect. Alexey Chechelev was, the head of the press service of the hockey club "Amur", also the most stark film with him turned out. I had the conductor of the military band Taras Yurichin, who plays Lady Gaga and all sorts of innovations at the Amur Waves festival. Here he showed me Khabarovsk musical, the way Khabarovsk sounds. That is, different heroes showed how Khabarovsk sings, how Khabarovsk sounds, how Khabarovsk smells, and so on. And none of them had a provincial complex. Usually, when a person tries to tell about his city on the periphery, he says: "Yes, it’s not worse than in Moscow, but it’s better than in Moscow." And for each of my heroes, Khabarovsk is good in itself. But in the movie as it happens? There is money - there is a movie, there is no money - there is no movie. Now there is no money at the “Alley”, but if we find them, then the third season will be and I even have ideas on this.


"We climbed to the Far East"

Festival Return Point5.jpg

Another one of our projects is called the "Return Point". He is talking about the Far East. This is a festival of amateur-based amateur films, which we are conducting this year for the third time. How did he think? Movies, reports, all this was already, and we decided to try the genre of feature films. Take as a basis the real history, if necessary, for greater interest in bringing something of its own. We thought: but let the people who live in Khabarovsk and consider that they can make a movie, we will offer to record their stories. Business smelled of some serious event. Film Festival! Chudnenko. In 2015, there were five films with a story about how a person left, and then something attracted him back here, and he stayed. That is, we tell you at what point the return occurred.

At the second festival in 2016 year were just real stories that occurred in Khabarovsk. We learned that amateur cinema in general is very actively filmed in the Far East. And this season we decided to aim at the Far East, applied for a presidential grant, which are distributed every year. We were given 2 million rubles. We climbed to the Far East. In the finals we will have two competitive programs, these are films that were filmed specially for the festival, and films shot in 2015-2017 years, suitable for the topic. Now we have 11 films in the finals. Geography: Khabarovsk, Komsomolsk-on-Amur, Magadan, Yakutsk, Vladivostok, Spassk-Dalniy, district named after Polina Osipenko of the Khabarovsk Territory, the village of Palana in the Kamchatka Territory, etc. Theme "Real and completely unrealistic stories that happened or could happen only in the Far East". Actors, directors, videographers, editors, screenwriters are all non-professionals, this is the main criterion for passing to the "Return Point". Our participants are students, Yakut peasants, children from the camp "Sozvezdie", extreme motorcyclists, office managers, railwaymen, that's what theaters are. Films for the most part are extra-genre, conditionally speaking, arthouse. This season there are two attempts to shoot comedies.

More than half of the films we screened at the stage of synopsis. Of course, we do not take them all. Personally, I really liked the seaside stories. For example, one comedy from Vladivostok residents "What the cars are silent about." The story of how a man went crazy and started to hear his car. He was frightened, went to the psychotherapists, changed the car, bought a new car, and talked with him again. The trick was that only Japanese cars spoke to him and only in Russian. As a result, he buys Moskvich old Soviet dug, and he does not talk to him ... And what was in the end, I will not spoil - look at the festival. And also the girls from Primorye came up with the film "Dolphin and the Mermaid." The plot is as follows: Vladivostok girl brought her boyfriend, who is from Moscow, to get acquainted with his parents. Before acquaintance with her father, she drives her chosen one through the "Primorsko-Russian dictionary". For example, where we say "vichotka", in the west they say "bast". The guy learned the exam, came to visit, very worried. His father begins to regale him with all sorts of seaside delicacies: Chinese vodka with a snake, choko-pai, mega hot Chinese noodles and Korean cabbage kim-chi and so on. The young man needs to pass this test, but he fails it, and the father turns the daughter's boyfriend into a crab. The girl says: "Daddy, well, let's not be so strict towards my fiancés, I will never marry like that!" Opens the refrigerator, and there are already a bunch of crabs. Khabarovsk is rather weak this year. The story of Polina Osipenko is based on real events. She's talking about a dog that was left alone on the Shantars, she survived, ate berries, hunted, and eventually she was taken home. I was struck by performing skills from the Yakuts. Even among fans there is an approach at a high level. They have guys who shoot a feature film, they then roll it in local cinemas and even go on a plus. But we do not take such people to the festival, but only amateurs, but their fans are noticeably stronger than ours.

All bearers of the diagnosis “short cinema of the brain” and just cinema lovers are invited to the Far East festival of fiction amateur cinema "Return Point"-2017 28-30 September in Sovkino, Khabarovsk.

Admission to all events is free.

Finally I will add: our festival is not about cinema at all. The formula is tricky and simple at the same time: if we make a movie, then we live here, and it's interesting, so interesting that you can even shoot about this movie, you know? I made a choice. I walk through this land and everything is mine: every wall, every blade of grass and every building knows me. Live where you kayfovo, friends.

August 8: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«В Москве мы с тобой говорим «пян-се» – и это очень интимно!»

Кинорежиссер Роман Овсейчук о дальневосточных мемах, культурных кодах и борьбе с комплексом хабаровского провинциала

Роман - шеф-редактор продюсерской компании «Профи», экс-телевизионщик. В неформальной беседе с East Russia коренной хабаровчанин рассказал о своих попытках стать москвичём, экранизации любви местных знаменитостей к своему городу, фестивале игрового кино и порванных шаблонах. Для вас - традиционная рубрика «Неуехавшие».

«В Москве мы с тобой говорим «пян-се» – и это очень интимно!»
Фото: Елена Вертянкина

Хобби, туда и обратно

– Я исколесил всю Россию и мне есть с чем сравнивать. В Хабаровске я работал спортивным журналистом. Моя работа была связана с постоянными командировками, команды часто брали меня с собой на всякие соревнования. Заграницей я был немного, но тоже случалось. Потом я переехал в Москву, чтобы кому-то что-то доказать. Себе, коллегам, жене тогдашней. А потом мы с моей прошлой женой, прожив в Москве 5 лет, разошлись. Я пребывал в прострации, мозги были взболтаны, я не понимал, как действовать дальше. Привычный уклад жизни нарушился. Я поехал в Киев, там пожил 2-3 месяца. И что-то у меня стало отрывать крышу. А цели же просто так не возникают, я вообще не понимал, что делать, и зачем я вообще просыпаюсь по утрам. Я стал звонить в Хабаровск. Набрал мою коллегу Аллу Джан-Ша, с которой мы работали до моего отъезда вместе, и спросил – есть работа? Она сказала – да, есть. Нужно было сделать цикл передач про маленьких звезд большого спорта, про детей. И этот проект был рассчитан до конца 2011-го. В феврале 2011 я сюда приехал, и в течение всего этого года рассчитывал, что я год проживу в Хабаровске, проект этот сделаю, мозги в порядок приведу – и домой, в Москву. Тогда домой для меня было именно в Москву. Но чем ближе был декабрь, чем чаще мелькала у меня мысль: а что, собственно, мне там делать?

Всё время, пока я жил в Москве, несмотря на то, что появились друзья, приятели-знакомые и даже какая-то часть родни там жила, всё равно – как бы я не интегрировался в этот город, но я был в Москве как на съемной квартире, знаешь. А пацаны, с которыми я дружил, они знали столичные дворы с детства, они ходили в какую-нибудь школу с 4-х значным номером, и, естественно, чувствовали себя в столице как дома. А если ты приезжий, то ты, вроде как, живешь, и она вроде бы твоя, ты всё под себя перестроил, всю хозяйскую мебель вынес, но ты понимаешь, что она, эта условная квартира, всё равно съемная. Грубо говоря, курить в хате или на балконе решаешь не ты, а хозяин. И те же ощущения у меня в целом от Москвы. 

Что касается каких-то масштабных вещей, то да, там больше денег. Грубо говоря, если я здесь снимаю фильм с бюджетом 100 тысяч рублей или полмиллиона, то там я, делая подобную работу, зарабатываю в пять раз больше. И в моих фильмах совсем другие герои. Здесь у меня Лена Вертянкина, а там я буду говорить с чуваком, которого знает вся страна или пол-Европы. Но это же декорации, суть-то одна и та же – я все равно беру интервью у тебя, а ты – у меня. И по большому счету, это, кажется, детская такая штука, когда ты трепещешь от того, что ты берешь интервью у звезды, постер которой в детстве висел у тебя над кроватью. Да, выглядит это иначе, но суть одна и та же, что в Москве, что в Хабаровске. Ты, корень твоей жизни один и тот же. Ты все равно ходишь на работу, приходишь с работы, растишь детей, обустраиваешь быт. И, на мой взгляд, это личные мои ощущения (и я никого не пытаюсь обратить в свою веру), - если в сути это одно и то же, то какая разница, где? Правило Доси: если нет разницы, зачем платить больше? Да, в Москве больше возможностей, но там я и трачу больше. Это меркантильная сторона вопроса, которая тоже важна. Специфика наша региональная, что тут ты вынужден быть и сценаристом, и режиссером, и саунд-дизайнером, и продюсером, а иначе гонорары маленькие.


Европа ≡ Азия

Рома и рыба.jpg

Есть профессии и направления деятельности, которые на Дальнем Востоке реализовать очень сложно. Я прошу прощения, но опять всё упирается в финансы. Здесь количество людей меньше, соответственно, на языке маркетинга и экономики (я выпускник факультета экономики и управления ДВААГС, привык мыслить и такими категориями тоже), у нас уже рынок, и количество денежной массы, которая здесь вращается, тоже меньше. Некоторые финансовоёмкие отрасли, тот же кинематограф, большой шоу бизнес, здесь развивать невыгодно, они всё равно не будут таких масштабов, как в Москве и Петербурге. Вот в этих вещах здесь реализовываться очень сложно, хотя люди и пытаются. Возьмем Владивосток, там какие-нибудь музыкальные группы, например, «Марлины» или «Starcardigan». Конечно, у них нет такой популярности, как у Ивана Дорна, но, тем не менее, они гастролируют по России. В Хабаровске есть команда «Starkillers», которая гоняет в туры по стране. Сейчас проще, чем было лет 20 назад, но все равно нужно иметь, простите, каменный лоб и стальную задницу. И заниматься этими направлениями здесь тяжело, и поэтому логичнее уехать куда-то в центр и реализоваться там.

Но меня удивляет, когда туда переезжают ребята-чиновники, бухгалтеры, офисные работники! Слушай, я видел кучу народу, которые перебрались из Хабаровска и других городов страны в Москву. И вот их жизнь действительно ничем не отличалась от того, что они имели в Хабаровске. Вот, значит, сидят они с 9 до 18 в офисе, вечером развлекаются и смотрят телик, по выходным они всей семьей выходят – здесь в Самбери, там в Ашан. А на выходные они едут здесь за речку в Фуюань, а там в Краков, Польшу. Ну да, конечно, в Европу там ближе, но тут Азия, а это тоже интересно! И из Москвы также гоняют сюда, чтобы посмотреть Азию. Что мешает нам иногда ездить в Европу? На мой взгляд, Европа и Азия одинаково интересны, просто им ближе Европа, нам – Азия, ну окучивайте вы её, там реально есть, что посмотреть. И по цене приемлемо. Китай, Таиланд, Сингапур, Вьетнам, обе Кореи, Тайвань. Я не говорю, что Европа это плохо, но ведь и Азия не хуже, я бы поставил между ними знак даже не равенства, а тождества. И я не утверждаю, что жить в Санкт-Петербурге или Москве плохо и не надо туда переезжать. Это классные города, но каждому своё. Москву очень люблю, и пока я там жил, я считал её своей. Но, опять же, пока я живу здесь, я не понимаю, в чем принципиальная разница. Если не брать декорации и всю мишуру, что там играет Ван Дам, как в песне, что там живет Познер или кто-нибудь еще, если вот этот вот аспект не брать, то, слушайте, это одно и то же.

Если говорить о каком-то оголтелом патриотизме, то в Хабаровске мне всё нравится. Так как я – вы можете сейчас не поверить – интроверт. Я не люблю большого количества людей вокруг себя, я не люблю публично выступать, вот сейчас спокойно с тобой разговариваю, и прикольно, что кроме нас никого нет. Я могу вещать на камеру, вести передачу, но я при этом я испытываю дискомфорт. Мой образ жизни, и как всё складывается у меня – я скрещиваю пальцы, хоть я человек не суеверный. Это именно то, что я хочу, я хочу жить именно в таком режиме. Седьмой год моей второй жизни в Хабаровске на исходе, я живу, как мне хочется. У меня трое детей, самому младшему сейчас 1,3. Плюс я на радиостанции "Спорт FM-Хабаровск" еженедельно веду с кумом Владимиром Лозовым часовое спортивное шоу «Разговор мне игры».


Свой-чужой

Фото3.jpg

Культурная среда и культурные коды в Москве и в Петербурге, в Европе, попсовые, общедоступные. И вот эта кодировка «свой-чужой». Ходит человек и между делом рассказывает, упоминая какой-нибудь топоним: «Знаешь, вот там на Добрынинской или в Сокольниках…». Но это общие топонимы, они для всех. А когда мы с тобой где-нибудь на чужбине встречаемся и обсуждаем, как мы скучаем по запаху пян-се холодным октябрьским утром, друг друга понимаем только мы! И это интимный процесс, наше маленькое комьюнити. Когда я вижу своего человека, как знаешь, раньше зэки по наколкам друг друга определяли, а мы по нашим мемам дальневосточным узнаемся. Кухня, опять же, своя.

Забавно, когда жил в Москве, чувство патриотизма проявлялось в мелочах. Однажды я пригласил своих московских друзей на ужин к себе и сказал, что батя передал папоротник–орляк, килограммов пять. Я его вымочил, жарю со свининой, говорю пацанам, берите бутылочку, приходите, сегодня у меня будет исключительно дальневосточная кухня, я вас угощу жареным папоротником со свининой, картошечки сварю. Они говорят – о, папоротник, главное блюдо, а как он торкает? Они подумали, что это какой-то дальневосточный наркотик, который мы употребляем и балдеем! То есть они даже не представляют, что папоротник можно есть. Зато, когда накормишь, они становятся фанатами папоротника.

Я сейчас больше ухожу в пищевую тему, потому что она мне близка, к тому же я сегодня еще не обедал (смеётся). На западе люди пьют пенный напиток с воблой и таранью. Ничего противнее, чем вобла и тарань быть не может, они воняют речкой, воняют болотом, они неудобно разделывается, это ужас! Я угощал своих московских друзей опять же переданной мне родственниками сахалинской корюшкой-зубаткой. Они эту свою воблу – клянусь – больше никогда не ели! Она им стала противна, они поняли, что нужно кушать. И кижучем, конечно,  угощал, спинками.

У нас на Дальнем Востоке даже ни сколько какие-то специфические слова, столько вещи, которых в принципе нет на западе. Это, например, черемша, папоротник. На западе все говорят красная икра и красная рыба, а у нас просто рыба и просто икра. В Москве возможен диалог: -Мне родители икры передали. – А красной или черной? У нас, на Дальнем Востоке, если мы хотим сказать - черная икра, мы говорим - черная икра, а если мы говорим просто икра, то уже по умолчанию имеем ввиду красную. Узнать дальневосточника на западе можно по топонимам, относящимся к городам. Какая-нибудь Пятая площадка в Хабаровске, Чуркин во Владивостоке, Кирпичики в Петропавловске-Камчатском. В словаре у нас эпитет «уматно», а в Москве так не говорят. Потом – поездка на море. Мы же когда говорим Тайланд – то имеем в виду Тайланд, мы же не говорим, когда едем в Тайланд, что поехали на море. А когда говорим на море, подразумеваем всегда Японское, потому что на Охотское отдыхать никто не поедет. Многое у нас связано с Китаем, отсюда и лексика: чифанька, куня, помогайка. Можно вспомнить про криминальную кодировку, все эти наши авторитеты, такие как Краб, Джем, это ведь тоже наши мемы.  


Проект «Аллеи»: покажи мне свой Хабаровск

Расскажу о своих кинопроектах. Изначально в 2015 году нашей студии поступил заказ на программу о городе, демократичную и нам самим интересную, чтобы без хвалебных песен. У нас родилось название «Аллеи». Первый сезон «Аллей» вышел на деньги муниципалитета Хабаровска в 2015 году, второй сезон финансировала телекомпания Даль-ТВ.

Очень сложно описать словами, почему ты любишь свой город. А я люблю. Когда спрашиваешь, а за что, то понимаешь, что никакими смыслами это чувство, не важно, к городу ли, к женщине ли, не опишешь. Просто любишь потому, что любишь. Но всё-таки интересно покопаться, а за что? Я думал: а каким образом можно показать любовь хабаровчан к Хабаровску? И стал искать форму. И придумалась мне такая: город же у каждого свой. Только у чиновников, к сожалению, он одинаковый, какие-то открыточные пару мест. И, знаешь, что самое печальное в этих открыточных местах? Они ни с чем не ассоциируются, разве что мост с пятитысячной купюрой. Обидно то, что есть куча шикарных объектов, но сами по себе они не интересны и никакой нагрузки не несут, будь это памятник или какое-то здание. Даже самое красивое - оно бессмысленно. Но как только у тебя лично с этим местом связывается какая-то история, оно сразу обретает смысл! Даже если это моя история, и я её тебе рассказываю, у тебя это место тоже начинает быть с чем-то связано.

Всего вышло 20 выпусков нашего альманаха, соответственно, про 20-ти героев. Я спрашивал каждого: почему здесь стоит жить? Вообще главная мысль была - не почему они не уехали, а почему остались. Для «Аллей» я брал относительно известных хабаровчан, говорящих, медийных, чтобы они были интересны зрителю. Самый первый герой был Юра Савочкин с бутиком «Ikra», который делал революцию в сфере брендинга в Хабаровске, сейчас Юрий, кстати, живёт в Рабочем городке. Еще – Сергей Хволынский, главный редактор «Пространства Хабаровск», вот он уехал, кстати. Делали с большим Максом, который поет, Иваном Вербицким, ведущим, звездой нашей, КВН-щиком бывшим. Яна Джан-Ша была как художник, был Роман Авилов с Эмилией Хмелёнко, создателями секты "Braindo". Алексей Чечелев был, руководитель пресс-службы хоккейного клуба «Амур», тоже клевейший фильм с ним получился. У меня был дирижер военного оркестра Тарас Юричин, который на фестивале «Амурские волны» играет Леди Гагу и всякие новшества год от года. Вот он показывал мне Хабаровск музыкальный, то, как звучит Хабаровск. То есть разные герои показывали, как поет Хабаровск, как звучит Хабаровск, как пахнет Хабаровск и так далее. И ни у кого из них не было комплекса провинциала. Обычно, когда человек пытается рассказать про свой город на периферии, он говорит: "Да тут не хуже, чем в Москве, да тут лучше, чем в Москве". А для каждого из моих героев Хабаровск сам по себе хорош. Но в кино как бывает? Есть деньги – есть кино, нет денег – нет кино. Сейчас на «Аллеи» денег нет, но если мы их найдем, то третий сезон будет и у меня даже есть по этому поводу задумки.


«Мы полезли на Дальний Восток»

Фестиваль Точка возврата5.jpg

Еще один наш проект называется «Точка возврата». Он о Дальнем Востоке. Это фестиваль игрового любительского кино, который в этом году мы проводим в третий раз. Как он задумывался? Фильмы, репортажи, всё это уже было, и мы решили попробовать жанр художественного кино. Взять за основу реальную историю, если необходимо, для большей интересности привнести что-то своё. Мы подумали: а давайте людям, которые в Хабаровске живут и считают, что они могут снимать кино, предложим запечатлеть свои истории. Дело запахло каким-то серьезным мероприятием. Кинофестиваль! Чудненько. В 2015 году было пять фильмов с историей о том, как человек уехал, а потом его что-то сюда притянуло обратно, и он остался. То есть, мы рассказываем, в какой точке произошло возвращение.

На второй фестиваль в 2016 году были просто реальные истории, которые произошли в Хабаровске. Мы узнали, что любительское кино вообще очень активно снимают на Дальнем Востоке. И в этом сезоне мы решили замахнуться на Дальний Восток, подали заявку на президентский грант, которые раздаются каждый год. Нам дали 2 миллиона рублей. Мы полезли на Дальний Восток. В финале у нас будет две конкурсных программы, это фильмы, которые сняты специально к фестивалю, и фильмы, снятые в 2015-2017 годах, подходящие по теме. Сейчас у нас в финале 11 фильмов. География: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Якутск, Владивосток, Спасск-Дальний, район им.Полины Осипенко Хабаровского края, пос.Палана Камчатского края и т.д. Тема «Реальные и совершенно нереальные истории, которые произошли или могли бы произойти только на Дальнем Востоке». Актеры, режиссеры, видеооператоры, монтажеры, сценаристы – всё непрофессионалы, это основной критерий прохождения на «Точку возврата». Наши участники это студенты, якутские крестьяне, дети из лагеря «Созвездие», экстремальные мотоциклисты, офис-менеджеры, железнодорожники, вот разве что театралы есть. Фильмы по большей части внежанровые, условно говоря, артхаус. В этом сезоне есть две попытки снять комедии.

Больше половины фильмов мы отсеяли еще на стадии синопсисов. Всех подряд, конечно, не берём. Лично мне очень понравились приморские истории. Например, одна комедия от владивостокчан «О чем молчат автомобили». История о том, как человек сошел с ума и начал слышать свою машину. Он испугался, ходил к психотерапевтам, менял авто, покупал новое, а с ним опять разговаривали. Прикол был в том, что с ним говорили только японские машины и только на русском языке. В итоге он покупает Москвич старый советский раздолбанный, и он с ним не разговаривает… А что было в конце, не буду спойлить – смотрите на фестивале. И также девчонки из Приморья придумали фильм «Дельфин и русалка». Сюжет такой: владивостокская девчонка привела своего парня, который из Москвы, знакомиться с родителями. Перед тем, как знакомить с отцом, она прогоняет своего избранника по «приморско-русскому словарю». Например, где мы говорим «вихотка», на западе говорят «мочалка». Парень выучил экзамен, пришел в гости, очень волнуется. Отец начинает его потчевать всякими приморскими вкусностями: китайской водкой со змеей, чоко-паем, мега острой китайской лапшой и корейской капустой ким-чи и так далее. Юноше нужно выдержать это испытание, но он проваливает его, и отец превращает ухажера дочери в краба. Девушка говорит: "Папа, ну давай ты будешь не таким строгим к моим женихам, я же так никогда замуж не выйду!" Открывает холодильник, а там уже куча таких крабов. Хабаровск слабоват в этом году. История из Полины Осипенко снята на основе реальных событий. Она про собаку, которую оставили одну на Шантарах, она выживала, ела ягоды, охотилась, и в итоге её забрали домой. Поразило исполнительское мастерство от якутов. Даже у любителей там подход на высоком уровне. У них есть ребята, которые снимают игровое кино, они его прокатывают потом в местных кинотеатрах и даже выходят в плюс. Но таких мы на фестиваль не берем, а только любителей, но и их любители заметно сильнее наших.

Всех носителей диагноза «короткометражное кино головного мозга» и просто любителей кинематографа приглашаем на Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино "Точка возврата"-2017 28-30 сентября в Совкино, Хабаровск.

Вход на все мероприятия свободный.

Напоследок добавлю: фестиваль наш не про кино вовсе. Формула хитрая и простая одновременно: если мы делаем кино, то мы тут живём, и это интересно, настолько интересно, что про это кино даже можно снимать, понимаешь? Я сделал выбор. Я хожу по этой земле и всё здесь моё: каждая стенка, каждая травинка и каждое здание меня знает. Живите там, где вам кайфово, друзья.