Якорь для белого парохода
Владивосток претендует на статус одного из главных городов Юго-Восточной Азии, посещаемых круизными лайнерами. Но для исполнения заветной мечты стать Меккой круизного туризма в регионе городу предстоит изрядно потрудиться в части продвижения своей привлекательности в глазах иностранцев.
Редкие заходы
Утро 18 марта. Амурский залив тусклым зеркалом лоснится под светло-серым туманным небом. К причалу Морского вокзала Владивостока подходит огромный белый лайнер c изумрудной надписью на борту - «Artania» («Артания»).
Все шесть палуб плавучего небоскреба густо усеяны - словно плитки сахара муравьями — сотнями фигурок пассажиров. Всего их на борту «Артании» - 1200 человек, в основном, немцы (судно принадлежит германской компании-туроператору Phoenix Reisen). Счастливчики смогли порадовать себя 19-дневным круизом из Тайваня в Гонконг с заходом в порты Японии, России, Республики Корея и Китая. Пребывание в каждом порту - не более 10 часов.
С самого лайнера, очевидно, открывалась такая картина: на приближающемся причале, возле относительно невысокого здания морского терминала (едва ли превышает уровень мостика самой «Артании» пестреет довольно-таки внушительная группа людей — рядом с ними автобусы, машины, какие-то лотки...
Среди встречающих особняком «официальных товарищи» - представители мэрии Владивостока и администрации Приморского края, ответственные за сферу туризма. Их лица излучают улыбки. Чиновники рады, что в «нашу гавань» заходят корабли и желают, чтобы это происходило как можно чаще.
Именно усилиями местных чиновников от туризма на не очень просторной предпричальной площадке выстроено два десятка экскурсионных автобусов. Здесь же уместилась небольшая шеренга русских красавиц в национальных костюмах с традиционным хлебом-солью, торговцы-лоточники сувенирами, пикеты экскурсоводов и сотрудники краевого туристско-информационного центра. Нарядно одетые девушки готовятся вручить им карты Владивостока и туристические буклеты с подробной информацией о городе и крае.
Год от года алгоритм встреч - так называемая welcom-церемония — совершенствуется. Например, девушки с картами-буклетами и экскурсоводы возле трапа — новинка-2016. Но процесс совершенствования тянется уже довольно-таки долго. Так, Владивосток утратил (указом президента РФ Бориса Ельцина) статус «закрытого порта» еще четверть века назад, в 1991 году. С тех пор город посетили около ста круизных лайнера с иностранными туристами на борту — в год не более шести судозаходов. Для сравнения, в тот же тихоокеанский город США - Сан-Франциско (с которым любят сравнивать Владивосток еще с советских времен) только ежегодно заходит около 80-ти круизных лайнеров, а в южно-корейский Пусан — около 135-ти.
Причины столь редких судозаходов в тихоокеанский форпост России сводятся, как можно догадаться, к пресловутой отечественной недоцивилизованности в плане комфорта: затянутая процедура погранично-таможенного контроля (может длиться несколько часов, а там уж и отчаливать пора), неразвитая инфраструктура для лиц с ограниченными возможностями, определенный дефицит парковочных мест для туристических автобусов, весьма скудное число общественных туалетов в центре города, не очень удобная навигация (таблички и указатели на английском языке есть далеко не везде даже в центре города), и конечно же — отсутствие внятной информации о городских достопримечательностях и интересных событиях.
Как заметила в беседе с корр. «ER» Ольга Кудрявцева, руководитель Приморского регионального отделения Союза туроператоров России: «Подойдет лайнер к причалу. Часть пассажиров погрузится в экскурсионные автобусы и отправятся знакомиться с достопримечательностями города. С большой вероятностью — попадут в полутора-двухчасовую пробку. Кто-то захочет прогуляться по городу пешком, но от избытка предложений пеших экскурсий наш город не страдает. Иностранцы, по сути, предоставлены сами себе... Никакой системной навигации по достопримечательностям, интересным событиям в городе у нас нет. Преимущественно лишь торговля сувенирным ширпотребом...»
Событие событию рознь
Что касается событийной составляющей, то примерно за неделю до прихода «Артании» во Владивостоке разгорелась бурная дискуссия: что нужно сделать для того, чтобы превратить главный порт Приморья в город, привлекательный для захода круизных лайнеров. А шире — в город, привлекательный для туризма вообще, как въездного так и внутреннего.
Дискуссия проходила в рамках круглого стола, организованного краевым отделением Торгово-промышленной палаты, Приморской государственной картинной галереей и региональном Туристско-информационном центром (структура, созданная недавно под эгидой краевого департамента по туризму). Участвовавшие в круглом столе представители турбизнеса посетовали, что городу, среди прочего, не хватает календаря интересных событий, которые могли бы привлечь иностранных круизных операторов.
Перечень из 35 мероприятий, что подготовили аккурат к «круглому столу» сотрудники краевого Туристско-информационного центра («Календарь лучших событийных мероприятий в области культуры, спорта, народных традиций и промыслов...» на 2016 год) профи от туризма дружно раскритиковали.
«В календарь включено много мероприятий, носящих специфический характер. Они вряд ли заинтересуют иностранцев, сошедших с борта лайнера на нашу землю всего на несколько часов. Например - «Десятый международный форум «Природа без границ», или форум по морскому туризму на базе одного из вузов. А значительное число событий вообще проходят за сотни километров от Владивостока (фестиваль «Ханкайские зори» вблизи озера Ханка, к примеру)», - недоумевала на «круглом столе» Ирина Кушнарёва, исполнительный директор НП «Туристское объединение международной интеграции «Окно в Евразию». По ее мнению достаточно оставить в календаре всего несколько событий, но действительно интересных и отражающих неповторимый дух города и края. К примеру, «День тигра», или кинофестиваль «Меридианы Тихого». И сконцентрировать на них всю мощь маркетинговых усилий.
Директор ООО «Владивостокский Морской Терминал» Валерий Нагорный призвал всех в ближайшие месяцы сформировать на основе отредактированного событийного календаря линейку убедительных турпродуктов (интересных для посещения мест и событий), где бы Владивосток фигурировал как привлекательный порт для круизных компаний-операторов.
«На этом рынке решение заходить в тот или иной порт принимается исходя из того, что могут увидеть пассажиры в этом порту. Поэтому сегодня целиком и полностью необходимо сконцентрироваться на подготовке предложений и технологии их доведения до целевой аудитории. Иными словами подготовить саму презентацию продуктов и медиаплан по доведению ее до целевой аудитории — круизных компаний, работающих на тихоокеанском направлении», - заключил
Валерий Нагорный. Он также справедливо заметил, что само по себе прибытие красивого лайнера, его торжественная встреча, проводы, лицезрение чужестарных гостей и возможное общение с ними - событие, работающее на имидж города, привлекающее сюда «внутренних» туристов из других регионов России.
Еще одна проблема, выявленная на «круглом столе» и непосредственно связанная уже с финансовым аспектом - отсутствие внятного заказчика у мероприятий, стимулирующих развитие круизного туризма. Да, в краевом и городском бюджетах на встречу тех же лайнеров выделяются средства в рамках всей статьи расходов на туризм. Но с другой, мэрия Владивостока считает не совсем справедливым только за счет бюджетных средств устраивать welcom-церемонии.
«Коммерческую выгоду от продажи иностранцам своей продукции получают определенные торговые и турфирмы (в случае организации экскурсий по городу). Но нести расходы по финансированию welcom-церемоний не торопятся. Многие уже привыкли, что эти расходы берет на себя город. Я бы предложил ограничить участие городских властей в этом процессе только началом и концом круизного сезона. А остальные расходы пусть возьмут на себя заинтересованные бизнесмены», - предложил начальник управления международных отношений и туризма администрации Владивостока Алексей Кушнир.
Итогом «круглого стола» по событийному туризму стало решение сформировать экспертную группу из представителей турбизнеса, регионального Информационно-туристского центра, Приморской государственной картинной галереи и поручить ей в тесном взаимодействии с профильным комитетом краевой торгово-промышленной палаты, соответствующими подразделениями городской и краевой администраций — подготовить конкретные предложения по развитию событийного туризма в крае, .
Эти предложения будут презентованы на Втором Тихоокеанском туристском форуме, который пройдет во Владивостоке в мае этого года - в рамках секции «Круизный туризм». На форум приглашены многие круизные компании, работающие на тихоокеанском направлении. По словам директора департамента туризма Приморского края Константина Шестакова, в результате презентации им «нашего туристского событийного продукта Приморский край должен стать не только одним из самых ярких мест притяжения круизного туризма, но и точкой начала круизных маршрутов, в первую очередь для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Их жители воспринимают наше Приморье как уникальный регион «с европейской душой», разместившийся в Азии».
Справка
До конца года Владивосток должны посетить еще четыре круизных лайнера: Nippon Maru, Costa Victoria, Sun Princess и Pacific Venus. В мае в мае, июле и октябре, соответственно. К их приходу должны уже в полной мере заработать такие проекты по продвижению города, как: «Гостеприимное Приморье» и «7 чудес Приморского края» (оба — результат совместной работы краевого краевого отделения Торгово-промышленной палаты и регионального Туристско-информационного центра). Первый подразумевает размещение знаков туристической навигации в центре Владивостока и по краю, а второй представляет собой единую информационную базу туристических ресурсов Приморья. Возможности города по приему пассажирских судов пока ограничиваются одним морским терминалом. Но его технические параметры позволяют единовременно принимать судно с осадкой до 8,6 м и длиной до 380 м, то есть фактически любой самый крупный пассажирский лайнер, какой сегодня есть в мире. Дополнительное достоинство Владивостокского терминала — его непосредственная близость к исторической части города, где находятся Железнодорожной вокзал (начало/конец Транссибирской магистрали), спускающийся к морю «Владивостокский Арбат», архитектурные памятники царской и советской эпох и т.д. Впрочем, в связи с тем, что круизный рынок Тихоокеанской Азии весьма впечатляющий по своим объемам (примерно 1000 круизов в год длительностью 2-6 дней, в 2015 году было перевезено в порядка 2 млн пассажиров на 52 судах 26 круизных брендов) и имеет тенденцию к росту — то в перспективе рассматривается строительство еще одного пассажирского терминала во Владивостоке — в акватории острова Русский.
Эдуард Попов