Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"In plans - to return"

Why to run an automobile race from Chechnya to Vladivostok, EastRussia

Residents of Chechnya, Igor Kursakov and Ramzan Ildeev this spring went to the rally to Vladivostok. They devoted their trip to the 200 anniversary of the city of Grozny, which is celebrated this fall. In total, taking into account the arrival in different regions, Igor and Ramzan made their way to 28 thousand kilometers. EastRussia managed to "intercept" the travelers when they drove back to Krasnoyarsk on the way back.

"In plans - to return"
Photos: provided by participants of the motor rally
"I WOULD LIKE PEOPLE COME TO US"

In the inter-regional rallies, Igor Kursakov is not a newcomer. He already went on trips from Grozny to Murmansk, to Salekhard, to Tomsk. And in the Far East it's not bad at all: in 1990, he drove cars from Vladivostok. But the current trip, which started early in the morning 20 March, has become the most ambitious.

- I wanted to renew my impressions, once again drive along all the roads I had driven before. But somehow there was no reason, - says Igor Kursakov. - And here the reason is more than weighty: this year we will celebrate the 200th anniversary of Grozny. And I wanted as many people as possible to know about this and come to us. This was the main task of the rally - to invite guests to the City Day and attract tourists to our Chechen Republic. I would like people to learn how we really live and work, and get rid of stereotypes that, unfortunately, still live on.

Igor himself is not a native of Chechnya: he managed to live and work in Western Siberia, and in the suburbs, and in Kaliningrad. His travel companion, Ramzan Ildeev, lived all his life in Chechnya, was born in a mountain village. Igor and Ramzan met by chance, in social networks. Well - word by word - decided to go to the rally. By the way, sotsseti in the adventures of our travelers played a serious role.

- In the run we went to the old, "tired" "Sable". Usual, serial, 2002 year. In its repair, we have invested about 130 thousand, - says Igor Kursakov. - By the way, our customers from Instagram also collected money for buying a car, and for repairing it: our idea caught fire. A local businessman who builds a large camp site in Chechnya also helped with money. Of course, it is also interesting for him that people go to us. It's clear, and we let our own money for the trip.



Through sotsseti and messengers all who were interested, followed the movements of Igor and Ramzan in the country.

- In WhatsApp, for example, a special group was created. We were asked people to which settlement we were approaching, assigned us a meeting place, fed them, determined for the night, acquainted with the city. I did not even expect that such interest in our run will be.

They traveled lightly: except for clothes and a small supply of food, the travelers took 2000 calendars with views of the North Caucasus, maps of the Chechen Republic, catalogs with its sights, souvenirs - and they all gave it away very quickly.

And the route was this: from Grozny to Astrakhan, Volgograd, Tambov, Moscow, then through the cities of the Golden Ring. From there they moved to Nizhny Novgorod, Izhevsk, Naberezhnye Chelny (there was a meeting with the legendary team of KAMAZ-Master, 15-multiple winner of the supermarathon Dakar). Then the way passed through the cities of the Urals, and then through Yamal - to Siberia. Travelers passed Omsk, Tomsk, Krasnoyarsk, Irkutsk, Chita, Khabarovsk, Vladivostok, reached Nakhodka. Now they come back. On the way back they are going to call in to the Crimea, and from there return to Grozny.
 
"JAPANESE" ON THE RUSSIAN ROADS

Igor Kursakov says: the main impression "with a minus sign" from the trip is the completely destroyed, decaying villages and individual agricultural enterprises along the slopes all over Siberia and the Far East: "It shocked me, everything was completely broken, as if there was a war there" .

But for all that, Igor adds, people in the east of the country live normally. Everyone is working. And here, less than anywhere else, there is a dependence on oil prices and exchange rates. For most of the locals, all this "from another life" is an empty phrase.

- And, of course, people here have a special mentality. They are kinder and more reliable. And their mutual assistance is strong. We observed such a situation: on the highway between Vladivostok and Khabarovsk, something happened to the truck. It fell to one side, a load - hundreds of some canisters - fell out of it, - says Kursakov. “And before our very eyes, dozens of people came to the trucker's aid. A timber truck drove up - pulled out the truck. Drivers passing by stopped and helped load these canisters - it is clear to whom as long as time allowed. But at the same time about 15 people worked there. But not everywhere they would stop like that to help a stranger. Yes, we felt it on ourselves. People whom we knew only from social networks (or even completely unfamiliar) met us with laid tables, brought us to spend the night at their home, or ordered good hotels. Such a relationship cannot be bought for money. And in few places you will meet.



Travelers could not restrain themselves from rating the most "killed" roads.

- Here everything is unequivocal. The most dead roads in the country are in Kalmykia and in the Jewish Autonomous Region. Another difficult road from Noyabrsk to Novy Urengoy is the tundra, and some slabs lie. I do not know why she will not be brought to her senses, in general, in the Yamalo-Nenets Autonomous District, the routes are normal, "says Igor Kursakov. - In general, in Siberia and the Far East, with roads, everything is not bad - at least as far as the state of the main roads. Almost everywhere there is a serious overhaul, do it quickly, fly on new sites - directly the soul sings. And after all, not only the road surface is being changed: new overpasses, parking lots, gas stations, motels, cafes are being built. Infrastructure, in general. Against this background, the Jewish autonomous region is striking: if you find yourself on another planet, you have not seen a single grader or an asphalt paver. Well, the result is obvious. And if we talk about intraurban roads, then the most horrible - in Vladivostok and Omsk. And there, and there are pits of 15 centimeters deep - a common thing. And the best roads are in Nakhodka.

You can not be surprised with the right-hand cars of travelers: Igor in 90-e drove them from east to west. But since then, he says, domestic cars have not made much progress in catching up with the "Japanese."

- Honestly, even now I would rather buy a 10-15-year-old Japanese car than a new domestic one. On ours you don't know what detail and at what moment will let you down. And there, a maximum of one minor defect is allowed per car. It sounds trite, but the whole point, as usual, is in the "human factor". As far as I know, a few decades ago a rule appeared in the Toyota concern, which is still in effect now: it compulsorily collects all reviews, and primarily negative ones, about the work of every detail, even the most insignificant one. And engineers, taking into account these comments, are finalizing the cars. On this, the Japanese car industry rose! When we stopped in Nizhny Novgorod, we went to GAZ, where Soboli is produced, and suggested: let's write reviews and impressions in your structural divisions in different regions: how the car behaved in certain conditions, what is missing , and what are the advantages. But we were told: we don't need anything, we are not interested. That is why "Sobol" and "Gazelle" are firewood. Sorry for the drivers. By the way, in the car service in Nakhodka, where we turned, they told us: “You have the second Russian car in the last 25 years with which we have to work,” says Kursakov.
 
HOUSE INSTEAD OF SELFI

And during the trip, the travelers built a two-story house in the Khabarovsk Territory.

- We stopped by one of my friends on social networks - he took a Far Eastern hectare in the village of Kruglikovo. We wanted to see with our own eyes how things really are with these very hectares, otherwise in some media this program is praised, in others it is scolded, - says Igor. - He brought us to his site. We look - he has built a cowshed, and he himself huddles in a trailer. We ask: well, what are you planning with housing? It turned out that he was going to build a house, but someday later, now his hands do not reach. We say: let's build a house for you. He resisted at the beginning: it’s really strange - some people came and wanted to start building. But in the end, in five days, we built for him a two-storey house 4 by 4 meters, with a roof, windows and doors. Only the electrical wiring was not carried out: we had no materials with us. Well, what, Ramzan is a builder, I also have my hands in place.



By the way, another house travelers are going to build on the way back - near Krasnoyarsk. But there the work is more extensive, so it will be necessary to stay for a week.

- Who is on the way to celebrate. Someone is making salfi. And we decided after ourselves to leave something concrete, substantial. The house, I think, is a good memory of the trip, "Kursakov notes.

As for the Far Eastern hectare - as planned, everyone saw with their own eyes, talked with the local people and decided: yes, it's worth taking.

- It is evident that this case has strong state support, and it is very profitable. Yes, at first no one knew how to approach what. So it turned out that hectares were seized, and the real result is visible only in 10-15% of land users, says Kursakov. - But now people are starting to figure out what's what. We went to local bazaars and shops. Yes, with such prices for agricultural products, creating your own farm on free hectares is a highly profitable business! And taking into account those sales markets that China creates, even more so. We have heard from several "hectares" about plans to build tourist centers on this land.

In general, Igor and Ramzan also decided to become owners of Far Eastern hectares and friends and relatives to this cause.

But they plan to return to Siberia and the Far East not only for this. By the way, the second trip this year, Igor Kursakov plans for the fall: 5 October in Chechnya will celebrate the 200 anniversary of Grozny - after that a new journey will begin.

- I want tourism to develop in Chechnya. And I will go to motor rallies around the country again and again - I will continue to drive until I achieve that at least one tenth of the number of tourists who visit Lake Baikal come to Chechnya. In general, I want a million people to come to our republic every year. But for this, people need to talk about it. We were on the road and told - to those who were thrown along the way. Many wanted to come to us. And one has already arrived even! So it was not in vain.
September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«В планах – вернуться»

Зачем совершать автопробег из Чечни во Владивосток, разбиралось EastRussia

Жители Чечни Игорь Курсаков и Рамзан Ильдеев этой весной отправились в автопробег до Владивостока. Свое путешествие они посвятили 200-летию города Грозного, которое отмечается этой осенью. В общей сложности, с учетом заезда в разные регионы, Игорь и Рамзан проделали путь в 28 тысяч километров. EastRussia удалось «перехватить» путешественников, когда они на обратном пути заехали в Красноярск.

«В планах – вернуться»
Фото: предоставлены участниками автопробега
«ХОЧУ, ЧТОБЫ К НАМ ПРИЕХАЛИ ЛЮДИ»

В межрегиональных автопробегах Игорь Курсаков не новичок. Он уже отправлялся в поездки из Грозного в Мурманск, в Салехард, в Томск. И на Дальнем Востоке ориентируется неплохо: в 1990-е он перегонял из Владивостока автомобили. Но нынешняя поездка, которая стартовала рано утром 20 марта, стала самой масштабной.

– Мне хотелось обновить впечатления, еще раз проехать по всем тем дорогам, по которым ездил прежде. Но всё как-то повода не было, –  рассказывает Игорь Курсаков. – А тут повод более чем веский: в этом году будем отмечать 200-летие Грозного. И мне захотелось, чтобы как можно больше людей узнали об этом и приехали к нам. Это и было главной задачей автопробега – позвать гостей на День города и привлечь туристов к нам в Чеченскую Республику. Хочется, чтобы люди узнали, как мы на самом деле живем и работаем, и избавились от стереотипов, которые, к сожалению, живут до сих пор.

Сам Игорь не коренной житель Чечни: он успел пожить и поработать и в Западной Сибири, и в Подмосковье, и в Калининграде. Его товарищ по поездке Рамзан Ильдеев всю жизнь прожил в Чечне, родился в горном селении. Игорь и Рамзан познакомились случайно, в соцсетях. Ну и – слово за слово – решили отправиться в автопробег. Кстати, соцсети в приключениях наших путешественников сыграли серьезную роль.

– В пробег мы отправились на старом, «уставшем» «Соболе». Обычном, серийном, 2002 года. В его ремонт мы вложили порядка 130 тысяч, - говорит Игорь Курсаков. – К слову, деньги и на покупку автомобиля, и на его ремонт нам собрали наши подписчики из Instagram: загорелись нашей идеей. Помог деньгами и один местный бизнесмен, который строит в Чечне большую турбазу – ему, конечно, тоже интересно, чтобы люди к нам поехали. Понятно, и свои собственные деньги мы на поездку пустили.



Через соцсети и мессенджеры все, кому было интересно, отслеживали перемещения Игоря и Рамзана по стране.

– В WhatsApp, например, была создана специальная группа. Нас люди спрашивали, к какому населенному пункту мы подъезжаем, назначали нам место встречи, кормили, определяли на ночлег, знакомили с городом. Я даже не ожидал, что такой интерес к нашему пробегу будет.

Ехали налегке: кроме одежды и небольшого запаса продуктов путешественники взяли с собой 2000 календарей с видами Северного Кавказа, карты Чеченской Республики, каталоги с ее достопримечательностями, сувениры – и все это очень быстро раздарили.

А маршрут был таким: из Грозного в Астрахань, Волгоград, Тамбов, Москву, затем по городам «Золотого кольца». Оттуда двинулись в Нижний Новгород, Ижевск, Набережные Челны (там была встреча с легендарной командой «КАМАЗ-Мастер», 15-кратной победительницей супермарафона «Дакар»). Дальше путь прошел по городам Урала, а затем через Ямал – в Сибирь. Путешественники проехали Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Читу, Хабаровск, Владивосток, добрались до Находки. Сейчас они возвращаются. На обратном пути собираются заехать еще и в Крым, а уже оттуда – вернуться в Грозный.
 
«ЯПОНЦЫ» НА РУССКИХ ДОРОГАХ

Игорь Курсаков рассказывает: главное впечатление «со знаком минус» от поездки – сплошь разрушенные, пришедшие в упадок деревни и отдельные сельхозпредприятия вдоль трасс на всем протяжении Сибири и Дальнего Востока: «Меня это просто потрясло, все поголовно разбито, как будто там война была».

Но при всем том, добавляет Игорь, люди на востоке страны живут нормально. Все работают. И здесь меньше, чем где бы то ни было, ощущается зависимость от цен на нефть и курса валют. Для большинства местных все это «из другой жизни» – пустой звук.

– Ну и, конечно, здесь у людей менталитет особый. Они добрее и надежнее. И взаимовыручка у них сильна. Мы такую ситуацию наблюдали: на трассе между Владивостоком и Хабаровском что-то с фурой случилось. Завалилась набок, груз – сотни каких-то канистр – из нее посыпался, – рассказывает Курсаков. – И на наших глазах десятки людей пришли дальнобойщику на помощь. Подъехал лесовоз – вытянул фуру. Водители, проезжавшие мимо, останавливались, помогали эти канистры грузить – кому насколько время позволяло, понятно. Но одновременно человек 15 там работали. А ведь далеко не везде вот так остановились бы, чтобы чужому человеку помочь. Да мы и на себе это ощутили. Люди, которых мы знали только по соцсетям (а то и вовсе незнакомые), нас встречали с накрытыми столами, приводили ночевать к себе домой или заказывали хорошие гостиницы. Такие отношения за деньги не купишь. И мало где встретишь.



Не могли путешественники удержаться и от того, чтобы составить рейтинг самых «убитых» дорог.

– Тут все однозначно. Самые убитые дороги в стране – в Калмыкии и в Еврейской автономной области. Еще трудная дорога от Ноябрьска до Нового Уренгоя – там тундра, и какие-то плиты лежат. Не знаю, почему ее до ума не доведут, в целом-то в ЯНАО трассы нормальные, - говорит Игорь Курсаков. - В целом в Сибири и на Дальнем Востоке с дорогами все неплохо - по крайней мере, что касается состояния главных трасс. Практически всюду идет серьезный капремонт, делают его быстро, летишь по новым участкам – прямо душа поет. И ведь не только дорожное покрытие меняют: строят новые эстакады, стоянки, заправки, мотели, кафе. Инфраструктуру, в общем. Еврейская автономная область на этом фоне прямо поражает: там будто на другую планету попадаешь – за все время не увидели ни одного грейдера, ни одного асфальтоукладчика. Ну и результат налицо. А если говорить о внутригородских дорогах, то самые кошмарные – во Владивостоке и в Омске. И там, и там ямы по 15 сантиметров глубиной – обычное дело. А самые лучшие дороги – в Находке.

Праворульными автомобилями путешественников не удивишь: Игорь в 90-е их перегонял с востока на запад. Но с тех пор, говорит он, отечественные машины не особо продвинулись в том, чтобы догнать «японцев».

– Честно сказать, я и сейчас лучше куплю 10-15-летнюю японскую машину, чем новую отечественную. На наших не знаешь, какая деталь и в какой момент тебя подведет. А там на один автомобиль допускается наличие максимум одного незначительного дефекта. Банально прозвучит, но все дело, как обычно, в «человеческом факторе». Насколько я знаю, в концерне Toyota несколько десятилетий назад появилось правило, которое действует и сейчас: там в обязательном порядке собирают все отзывы, и в первую очередь как раз негативные, о работе каждой детали, вплоть до самой вроде бы незначительной. И инженеры с учетом этих замечаний дорабатывают автомобили. На этом японский автопром и поднялся! Мы же, когда заезжали в Нижний Новгород, зашли на ГАЗ, где производят «Соболи», и предложили: давайте мы будем писать отзывы и впечатления в ваших структурных подразделениях в разных регионах: как машина себя повела в тех или иных условиях, чего не хватает, а в чем есть плюсы. Но нам ответили: ничего не надо, нам это неинтересно. Вот потому «Соболь» и «ГАЗель» – дрова. Водителей жалко. Кстати, в автосервисе в Находке, куда мы обратились, нам заявили: «У вас – вторая за последние 25 лет российская машина, с которой нам приходится работать», – рассказывает Курсаков.
 
ДОМ ВМЕСТО СЕЛФИ

А еще во время поездки путешественники построили двухэтажный дом в Хабаровском крае.

– Мы заехали к одному из моих знакомых по соцсетям – он взял дальневосточный гектар в деревне Кругликово. Нам хотелось своими глазами посмотреть – как реально обстоят дела с этими самыми гектарами, а то в одних СМИ эту программу нахваливают, в других ругают, – рассказывает Игорь. – Он нас привез к себе на участок. Смотрим – коровник у него построен, а сам он в вагончике ютится. Спрашиваем: ну а с жильем что планируешь? Оказалось, собирается дом строить, но когда-нибудь потом, сейчас руки не доходят. Мы говорим: а давай мы тебе дом построим. Он поупирался вначале: действительно странно – какие-то люди приехали и строительство хотят развести. Но в итоге мы ему за пять дней построили двухэтажный дом 4 на 4 метра, с крышей, окнами-дверями. Только электропроводку не провели: у нас с собой материалов не было. Ну а что, Рамзан – строитель, у меня тоже руки на месте.



Кстати, еще один дом путешественники собираются построить на обратном пути - под Красноярском. Но там работы помасштабнее, так что на неделю придется задержаться.

– Кто как в поездках отмечается. Кто-то селфи делает. А мы решили после себя что-то конкретное оставить, существенное. Дом, считаю, хорошая память о путешествии, – замечает Курсаков.

Что же касается дальневосточного гектара – как и планировали, своими глазами все увидели, с местными поговорили и решили: да, брать стоит.

– Видно, что у этого дела мощная государственная поддержка, и оно очень выгодное. Да, поначалу никто не знал, как к чему подступиться. Вот и получилось, что гектаров понахватали, а реальный результат виден только у 10-15% землепользователей, – говорит Курсаков. – Но сейчас люди начинают разбираться, что к чему. Мы походили по местным базарам, магазинам. Да при таких ценах на сельхозпродукцию создавать свое хозяйство на бесплатных гектарах – это же высокорентабельный бизнес! А уж с учетом тех рынков сбыта, которые создает Китай, тем более. Слышали мы от нескольких «гектарщиков» и о планах по строительству турбаз на этой земле.

В общем, Игорь и Рамзан тоже решили стать владельцами дальневосточных гектаров и друзей и родственников к этому делу привлечь.

Но в Сибирь и на Дальний Восток они планируют вернуться не только за этим. Кстати, вторую поездку в этом году Игорь Курсаков планирует на осень: 5 октября в Чечне отпразднуют 200-летие Грозного – после этого и начнется новое путешествие.

– Я хочу, чтобы в Чечне развивался туризм. И в автопробеги по стране я поеду еще и еще раз – буду ездить до тех пор, пока не добьюсь, чтобы в Чечню приезжала хотя бы десятая часть от того числа туристов, которые каждый год бывают на Байкале. Вообще, хочу, чтобы миллион человек каждый год приезжал в нашу республику. Но для этого людям надо рассказывать о ней. Мы в дороге и рассказывали – тем, кого подбрасывали по пути. Многие захотели к нам приехать. А один уже и приехал даже! Так что съездили не зря.