Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«В туризм должны прийти крупнейшие инвесторы»

Гендиректор «Корпорации развития Камчатского края» Николай Пегин – о туризме как о катализаторе социально-экономического развития региона

В Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) недавно завершилась обучающая программа «Управленческое мастерство. Развитие региональных команд». Участвовали в ней и представители Камчатки. Итогом работы команды стал комплексный проект развития туризма в регионе. О нём EastRussia беседует с Николаем Пегиным, генеральным директором акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края».

«В туризм должны прийти крупнейшие инвесторы»
– Николай Анатольевич, кто вошел в команду, представляющую Камчатский край на проекте РАНХиГС?
– Акцент сделали на структурах, отвечающих за инвестиционный климат в регионе. В нашу делегацию вошли, в частности, заместитель председателя краевого правительства, курирующий инвестиционную политику, руководитель агентства по привлечению инвестиций, краевые министры экономики и ЖКХ, замминистра строительства, глава Петропавловск-Камчатского городского округа и я – руководитель Корпорации развития региона. Команда, таким образом, представляла основные управленческие институты, призванные создавать благоприятную среду для бизнеса и привлечения инвестиций.

Проект РАНХиГС – это не столько учеба, сколько системный способ повышения управленческой квалификации. Участникам проекта требовалось определить для региона инвестиционное направление, способное решать не только векторные вопросы развития одной отрасли, но и дать мультипликативный эффект, то есть через комплексное развитие края привести к росту внутреннего валового продукта, повышению благосостояния жителей, дать толчок развитию новых производств. Итогом обучающего курса являлась презентация управленческой командой региона подготовленного ей проекта.

– Команда Камчатского края обратила внимание на туризм. Почему? И в чем новизна подхода, ведь о необходимости развития туризма на Камчатке много говорилось и прежде?
– Пожалуй, главное в нашей «контрольной работе» – взгляд на туристическую отрасль не только как на бизнес, занятых в нём компаний, и не как на сектор ответственности только лишь регионального Агентства развития туризма. Мы представили эту отрасль комплексно, как магистральное направление, объединяющее в себе усилия множества структур и людей: регионального правительства, бизнеса, федеральных ведомств, жителей региона. Развитие туризма, по нашему глубокому убеждению, является не частной, «точечной» задачей, а проектом, который в перспективе имеет потенциал локомотива экономики Камчатского края.

– Почему именно туризм должен стать таким магистральным направлением? А, к примеру, не рыбная или горнодобывающая отрасли?
– Сегодня в рыбную промышленность региона, добычу полезных ископаемых на территории края инвестируются десятки миллиардов рублей. Государство создает условия для развития этих отраслей. Инвестируют в них крупные компании, которые и получают прибыли. Перечисленные отрасли эксплуатируют невозобновляемые ресурсы, а потому диапазон развития добычи и морепродуктов, и особенно минеральных ресурсов, углеводородов имеет временные, пространственные и сырьевые рамки, и связаны они с известными издержками – экологическими, социальными и другими.

Туризм на Камчатке пока остается уделом малого бизнеса. Хотя именно туризм, при известных условиях, способен дать мультипликативный толчок развитию края на длительную перспективу. Но, чтобы привлечь в эту отрасль серьезных российских и иностранных инвесторов, требуется масштабная региональная программа действий.

Сегодня в крае многое делается для развития туризма. Особенно позитивные изменения происходят в его инфраструктурной базе. Начал работу новый морской вокзал, строятся гостиницы на деньги инвесторов, краевое правительство вкладывает средства в развитие дорожно-транспортной сети. Но при всех положительных сдвигах приходится признать, что нынешние объемы инвестиций в туризм невелики. Если в рыбную промышленность Камчатки за последние 5 лет вложено более 18 млрд рублей, то в туризм и сопряженные с ним отрасли – 2,5-3 млрд. Целевая региональная программа, консолидирующая усилия всех заинтересованных сторон, способна изменить ситуацию, довести в ближайшие 4 – 5 лет объемы инвестиций до 10 – 12 млрд рублей и увеличить туристический поток до полумиллиона человек в год. А к 2030 году мы рассчитываем принимать более 1,7 млн туристов ежегодно.

Но для этого, повторюсь, в одной связке по единой программе должны работать краевое правительство, бизнес-структуры, федеральные власти.

Принято говорить, что для привлечения туристов нужна инфраструктура – транспорт, вокзалы и аэропорты, гостиницы, рестораны, развлечения и т.д. Но просто создать инфраструктуру – мало. Требуется привлечение крупного бизнеса, готового вкладывать деньги в ее дальнейшее развитие. Соответственно, возникает вопрос и об условиях, на которых таким инвесторам выгодно работать. Эти аспекты надо продумать в комплексе с решением других проблем, с которыми сталкивается Камчатка туристическая. К примеру, я уже неоднократно говорил, что она нуждается не только в современной инфраструктуре, но и в инновационных экскурсионных продуктах, городских рекреационных центрах, легендировании туристических маршрутов, создания нового и продвижении существующего событийного туризма. Неразумно эксплуатировать только природный потенциал Камчатки. Надо научиться создавать и самим точки притяжения туристов.

– Все ли задачи, связанные с этим проектом, можно решить на региональном уровне? В каких случаях без помощи федерального центра не обойтись?
– Камчатский край остается дотационным регионом. Поэтому не все, что мы задумали, сможем быстро и собственными силами реализовать. Речь не только о финансовых ограничениях, но и о законодательных. Вот пример. Камчатка вошла в Свободный порт Владивосток, но электронная виза у нас пока не работает. С 1 января зарубежные гости смогут въезжать по ней на территорию Камчатского края через морской пункт пропуска, а как быть с пассажирами воздушных чартерных и регулярных рейсов? На мой взгляд, в целом механизм электронной визы требует серьезной корректировки. Создается впечатление, что её положительные стороны не компенсируются ограничениями, которые накладываются на тех, кто воспользовался этим способом пересечения границы. Нужно еще раз подумать и найти разумный баланс для электронной визы между вопросами национальной безопасности и удобствами для тех, кто ей воспользовался.  Возникают у нас сложности и с заходом к нам круизных судов. Комплексная программа по развитию туризма позволит выделить существующие проблемы, ускорить их решение, в том числе на федеральном уровне.

– Насколько эффективным стал III Восточный экономический форум, если говорить о решении перечисленных задач?
– Главным результатом ВЭФ для Камчатки стало подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству нового пассажирского терминала в аэропорту Петропавловска-Камчатского между Министерством транспорта РФ, инвестором и Правительством Камчатского края. Победителем конкурса на реализацию проекта и последующее управление воздушной гаванью стала компания «Аэропорты Регионов», входящая в холдинг «Ренова». Понятно, что речь идет не только о вложениях в новое строительство как таковое. Новый аэропорт заставит задуматься о реконструкции других инфраструктурных объектов, изменении транспортных схем, расширении маршрутов внутренних и зарубежных авиаперевозок, а, значит, приведет к увеличению количества гостей.

Если мы надеемся на рост туристического потока к 2030 году до 1,7 млн человек, то понятно, что основная его часть пойдет через аэропорт. Поэтому он должен стать не только воздушными воротами в регион.  Терминал должен обеспечить современный уровень сервиса. Его архитектурное решение обязано отражать национально-культурную специфику Камчатского края. То есть в ходе решения технических задач строительства аэропорта нам предстоит реализовать несколько сложных функциональных концепций. Они найдут отражение в инвестиционном и акционерном соглашениях, которые Корпорация развития Камчатки планирует подписать с «Аэропортами Регионов» до конца осени. В документах предстоит четко прописать ту долю ответственности, которую возьмет на себя каждая из сторон.