Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Big investors should come to tourism"

Director General of the Corporation for Development of the Kamchatka Territory Nikolai Pegin - about tourism as a catalyst for the socio-economic development of the region

The Russian Academy of National Economy (RASHiGS) recently completed a training program "Managerial Excellence. Development of regional teams. " Participated in it and the representatives of Kamchatka. The result of the team's work was a comprehensive tourism development project in the region. About it EastRussia talks with Nikolai Pegin, general director of the joint-stock company "Development Corporation of the Kamchatka Krai".

"Big investors should come to tourism"
- Nikolai Anatolevich, who entered the team representing the Kamchatka Territory on the project RANHiGS?
- The emphasis was made on the structures responsible for the investment climate in the region. Our delegation included, in particular, the deputy chairman of the regional government, who oversees the investment policy, the head of the investment attraction agency, the regional ministers of economy and housing and communal services, the deputy construction minister, the head of the Petropavlovsk-Kamchatsky urban district, and I am the head of the Regional Development Corporation. The team, thus, represented the main management institutions, designed to create a favorable environment for business and attract investment.

The project of the Russian Academy of Science is not so much study as a systematic way to improve managerial skills. The participants of the project were required to determine the investment direction for the region that could solve not only the vector issues of the development of one industry but also provide a multiplier effect, that is, through the integrated development of the region, lead to an increase in the gross domestic product, increase the welfare of residents, and give impetus to the development of new industries. The result of the training course was the presentation of the project prepared by the regional management team.

- The Kamchatka Krai team paid attention to tourism. Why? And what is the novelty of the approach, because the need for tourism development in Kamchatka has been much spoken about before?
- Perhaps, the main thing in our "control work" is a look at the tourism industry not only as a business of the companies involved in it, and not as a sector of responsibility of only the regional Agency for Tourism Development. We presented this industry in a complex way, as a main line, combining the efforts of many structures and people: the regional government, business, federal agencies, residents of the region. The development of tourism, in our deep conviction, is not a private, "point" task, but a project that in the future has the potential of the locomotive of the economy of the Kamchatka Territory.

- Why should tourism become such a mainstream direction? And, for example, not the fishing or mining industry?
- Today, tens of billions of rubles are being invested in the fishing industry of the region, mining of minerals in the territory of the region. The state creates conditions for the development of these industries. Invest in them are large companies that make a profit. The listed industries exploit non-renewable resources, and therefore the range of development of production and seafood, especially mineral resources, hydrocarbons has a temporary, spatial and raw materials framework, and they are associated with certain costs - environmental, social and others.

Tourism in Kamchatka is still a lot of small business. Although tourism, under certain conditions, is capable of giving a multiplicative impetus to the development of the region for a long-term perspective. But in order to attract serious Russian and foreign investors into this industry, a large-scale regional action program is required.

Today much is being done in the province for the development of tourism. Especially positive changes occur in its infrastructure. The new sea terminal has started its work, hotels are being built with investors' money, the regional government invests in the development of the road transport network. But with all the positive shifts we have to admit that the current volumes of investment in tourism are not large. If more than 5 billion rubles have been invested in the fishing industry of Kamchatka for the last 18 years, then in tourism and related industries it is 2,5-3 billion. The target regional program, consolidating the efforts of all interested parties, is able to change the situation, to bring the next 4 - 5 years the volume of investments to 10 - 12 billion rubles and increase the tourist flow to half a million people a year. And by 2030 we expect to receive more than 1,7 million tourists annually.

But for this, I repeat, in the same bundle, according to a single program, the regional government, business structures, and federal authorities should work.



It is customary to say that in order to attract tourists, we need infrastructure - transport, stations and airports, hotels, restaurants, entertainment, etc. But just creating an infrastructure is not enough. It requires attracting a large business, ready to invest in its further development. Accordingly, the question arises as to the conditions under which it is profitable for such investors to work. These aspects should be considered in conjunction with the solution of other problems that Kamchatka tourist is facing. For example, I have repeatedly said that it needs not only modern infrastructure, but also innovative excursion products, urban recreational centers, the legend of tourist routes, the creation of new ones and the promotion of existing event tourism. It is unreasonable to exploit only the natural potential of Kamchatka. We must learn how to create the points of attraction for tourists.

- Can all tasks related to this project be solved at the regional level? In which cases without the help of the federal center can not do?
- The Kamchatka region remains a subsidized region. Therefore, not everything that we have conceived can be realized quickly and with our own efforts. It's not just about financial constraints, but about legislative ones. Here is an example. Kamchatka entered the Freeport of Vladivostok, but we still do not have an electronic visa. Since 1 January, foreign visitors will be able to enter it through the border crossing point to the territory of Kamchatka Krai, and what about passengers on air charter and regular flights? In my opinion, in general, the mechanism of an electronic visa requires a serious adjustment. It seems that its positive sides are not compensated by the restrictions imposed on those who used this way of crossing the border. We need to think again and find a reasonable balance for an electronic visa between national security issues and the amenities for those who have used it. We also have difficulties with calling cruise ships. A comprehensive program for the development of tourism will highlight the existing problems, accelerate their solution, including at the federal level.

- How effective was the Third Eastern Economic Forum, if we talk about solving these problems?
- The main result of the WEF for Kamchatka was the signing of a trilateral agreement on cooperation in the framework of the investment project for the construction of a new passenger terminal at the Petropavlovsk-Kamchatsky airport between the Ministry of Transport of the Russian Federation, the investor and the Government of the Kamchatka Territory. The winner of the competition for the implementation of the project and the subsequent management of the air harbor was the company “Airports of the Regions”, part of the Renova holding. It is clear that this is not only about investments in new construction as such. The new airport will make us think about the reconstruction of other infrastructure facilities, change of transport schemes, expansion of domestic and foreign flights, and, therefore, will lead to an increase in the number of guests.

If we hope for the growth of the tourist flow to 2030 year to 1,7 million people, it is clear that the bulk of it will go through the airport. Therefore, it should not only become an air gateway to the region. The terminal must provide a modern level of service. Its architectural solution must reflect the national and cultural specifics of the Kamchatka Territory. That is, in the course of solving technical problems of airport construction, we will have to implement several complex functional concepts. They will be reflected in the investment and shareholder agreements that the Development Corporation of Kamchatka plans to sign with the "Airports of the Regions" until the end of autumn. In the documents it is necessary to clearly state the share of responsibility that each of the parties will undertake.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«В туризм должны прийти крупнейшие инвесторы»

Гендиректор «Корпорации развития Камчатского края» Николай Пегин – о туризме как о катализаторе социально-экономического развития региона

В Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) недавно завершилась обучающая программа «Управленческое мастерство. Развитие региональных команд». Участвовали в ней и представители Камчатки. Итогом работы команды стал комплексный проект развития туризма в регионе. О нём EastRussia беседует с Николаем Пегиным, генеральным директором акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края».

«В туризм должны прийти крупнейшие инвесторы»
– Николай Анатольевич, кто вошел в команду, представляющую Камчатский край на проекте РАНХиГС?
– Акцент сделали на структурах, отвечающих за инвестиционный климат в регионе. В нашу делегацию вошли, в частности, заместитель председателя краевого правительства, курирующий инвестиционную политику, руководитель агентства по привлечению инвестиций, краевые министры экономики и ЖКХ, замминистра строительства, глава Петропавловск-Камчатского городского округа и я – руководитель Корпорации развития региона. Команда, таким образом, представляла основные управленческие институты, призванные создавать благоприятную среду для бизнеса и привлечения инвестиций.

Проект РАНХиГС – это не столько учеба, сколько системный способ повышения управленческой квалификации. Участникам проекта требовалось определить для региона инвестиционное направление, способное решать не только векторные вопросы развития одной отрасли, но и дать мультипликативный эффект, то есть через комплексное развитие края привести к росту внутреннего валового продукта, повышению благосостояния жителей, дать толчок развитию новых производств. Итогом обучающего курса являлась презентация управленческой командой региона подготовленного ей проекта.

– Команда Камчатского края обратила внимание на туризм. Почему? И в чем новизна подхода, ведь о необходимости развития туризма на Камчатке много говорилось и прежде?
– Пожалуй, главное в нашей «контрольной работе» – взгляд на туристическую отрасль не только как на бизнес, занятых в нём компаний, и не как на сектор ответственности только лишь регионального Агентства развития туризма. Мы представили эту отрасль комплексно, как магистральное направление, объединяющее в себе усилия множества структур и людей: регионального правительства, бизнеса, федеральных ведомств, жителей региона. Развитие туризма, по нашему глубокому убеждению, является не частной, «точечной» задачей, а проектом, который в перспективе имеет потенциал локомотива экономики Камчатского края.

– Почему именно туризм должен стать таким магистральным направлением? А, к примеру, не рыбная или горнодобывающая отрасли?
– Сегодня в рыбную промышленность региона, добычу полезных ископаемых на территории края инвестируются десятки миллиардов рублей. Государство создает условия для развития этих отраслей. Инвестируют в них крупные компании, которые и получают прибыли. Перечисленные отрасли эксплуатируют невозобновляемые ресурсы, а потому диапазон развития добычи и морепродуктов, и особенно минеральных ресурсов, углеводородов имеет временные, пространственные и сырьевые рамки, и связаны они с известными издержками – экологическими, социальными и другими.

Туризм на Камчатке пока остается уделом малого бизнеса. Хотя именно туризм, при известных условиях, способен дать мультипликативный толчок развитию края на длительную перспективу. Но, чтобы привлечь в эту отрасль серьезных российских и иностранных инвесторов, требуется масштабная региональная программа действий.

Сегодня в крае многое делается для развития туризма. Особенно позитивные изменения происходят в его инфраструктурной базе. Начал работу новый морской вокзал, строятся гостиницы на деньги инвесторов, краевое правительство вкладывает средства в развитие дорожно-транспортной сети. Но при всех положительных сдвигах приходится признать, что нынешние объемы инвестиций в туризм невелики. Если в рыбную промышленность Камчатки за последние 5 лет вложено более 18 млрд рублей, то в туризм и сопряженные с ним отрасли – 2,5-3 млрд. Целевая региональная программа, консолидирующая усилия всех заинтересованных сторон, способна изменить ситуацию, довести в ближайшие 4 – 5 лет объемы инвестиций до 10 – 12 млрд рублей и увеличить туристический поток до полумиллиона человек в год. А к 2030 году мы рассчитываем принимать более 1,7 млн туристов ежегодно.

Но для этого, повторюсь, в одной связке по единой программе должны работать краевое правительство, бизнес-структуры, федеральные власти.

Принято говорить, что для привлечения туристов нужна инфраструктура – транспорт, вокзалы и аэропорты, гостиницы, рестораны, развлечения и т.д. Но просто создать инфраструктуру – мало. Требуется привлечение крупного бизнеса, готового вкладывать деньги в ее дальнейшее развитие. Соответственно, возникает вопрос и об условиях, на которых таким инвесторам выгодно работать. Эти аспекты надо продумать в комплексе с решением других проблем, с которыми сталкивается Камчатка туристическая. К примеру, я уже неоднократно говорил, что она нуждается не только в современной инфраструктуре, но и в инновационных экскурсионных продуктах, городских рекреационных центрах, легендировании туристических маршрутов, создания нового и продвижении существующего событийного туризма. Неразумно эксплуатировать только природный потенциал Камчатки. Надо научиться создавать и самим точки притяжения туристов.

– Все ли задачи, связанные с этим проектом, можно решить на региональном уровне? В каких случаях без помощи федерального центра не обойтись?
– Камчатский край остается дотационным регионом. Поэтому не все, что мы задумали, сможем быстро и собственными силами реализовать. Речь не только о финансовых ограничениях, но и о законодательных. Вот пример. Камчатка вошла в Свободный порт Владивосток, но электронная виза у нас пока не работает. С 1 января зарубежные гости смогут въезжать по ней на территорию Камчатского края через морской пункт пропуска, а как быть с пассажирами воздушных чартерных и регулярных рейсов? На мой взгляд, в целом механизм электронной визы требует серьезной корректировки. Создается впечатление, что её положительные стороны не компенсируются ограничениями, которые накладываются на тех, кто воспользовался этим способом пересечения границы. Нужно еще раз подумать и найти разумный баланс для электронной визы между вопросами национальной безопасности и удобствами для тех, кто ей воспользовался.  Возникают у нас сложности и с заходом к нам круизных судов. Комплексная программа по развитию туризма позволит выделить существующие проблемы, ускорить их решение, в том числе на федеральном уровне.

– Насколько эффективным стал III Восточный экономический форум, если говорить о решении перечисленных задач?
– Главным результатом ВЭФ для Камчатки стало подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству нового пассажирского терминала в аэропорту Петропавловска-Камчатского между Министерством транспорта РФ, инвестором и Правительством Камчатского края. Победителем конкурса на реализацию проекта и последующее управление воздушной гаванью стала компания «Аэропорты Регионов», входящая в холдинг «Ренова». Понятно, что речь идет не только о вложениях в новое строительство как таковое. Новый аэропорт заставит задуматься о реконструкции других инфраструктурных объектов, изменении транспортных схем, расширении маршрутов внутренних и зарубежных авиаперевозок, а, значит, приведет к увеличению количества гостей.

Если мы надеемся на рост туристического потока к 2030 году до 1,7 млн человек, то понятно, что основная его часть пойдет через аэропорт. Поэтому он должен стать не только воздушными воротами в регион.  Терминал должен обеспечить современный уровень сервиса. Его архитектурное решение обязано отражать национально-культурную специфику Камчатского края. То есть в ходе решения технических задач строительства аэропорта нам предстоит реализовать несколько сложных функциональных концепций. Они найдут отражение в инвестиционном и акционерном соглашениях, которые Корпорация развития Камчатки планирует подписать с «Аэропортами Регионов» до конца осени. В документах предстоит четко прописать ту долю ответственности, которую возьмет на себя каждая из сторон.