Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В новый год – с новым законом!

Камчатский край - вновь в лидерах по добыче рыбы

В новый год – с новым законом!

Несмотря на отличные показатели, 2014-й стал весьма непростым для рыбохозяйственного комплекса Камчатки. Однако после долгих месяцев борьбы с контролирующими органами, жалоб и судебных решений в свет вышел федеральный закон, предусматривающий уведомительный порядок пересечения госграницы рыболовецкими судами.

По итогам 2014 года краевые предприятия Камчатки добыли порядка 890 тыс. тонн рыбопродукции. Это лучший показатель среди всех субъектов страны. Сохранить лидирующие позиции полуострову удалось и по объему привлеченных в береговую переработку инвестиций. Об этом, подводя итоги минувшего года, рассказал зампред краевого Правительства, министр рыбного хозяйства Камчатки Владимир Галицын. По его словам, за последние несколько лет в крае уже реализовано 17 инвестпроектов, 3 из которых – в 2014 году.

«В основном это проекты в области береговой переработки. Общий объем инвестиций в рыбную отрасль на Камчатке в последние годы составил более 13 млрд рублей. Это лучший показатель в Российской Федерации, – сказал Владимир Галицын. – Продолжается реализация двух самых крупных инвестиционных проектов по строительству и модернизации заводов ООО «Восточный берег» и Озерновского РКЗ с объемом вложений 1 млрд и 1,2 млрд рублей соответственно. В очередной раз Камчатка показала лучший результат в России, являясь уже шестой год лидером по объемам вылова в нашей стране. Если в 2013 году освоение составило 873 тыс. тонн (132,5 тыс. тонн только по лососевым видам), то по итогам 2014 года оно составит порядка 890 тыс. тонн (135,5 тыс. тонн по лососю). Надеюсь, что при сохранении достигнутых темпов обновления береговых перерабатывающих предприятий, обновления и модернизаций флота мы сможем сработать эффективнее в следующем году».

Несмотря на хорошие показатели, прошлый год был очень сложным для рыбохозяйственного комплекса Камчатки. Из-за административных барьеров и многомиллионных штрафов за формальные нарушения многим компаниям пришлось думать о выживании. Впрочем, конец года все же внес позитив.

Госдума приняла законопроект, предусматривающий уведомительный порядок неоднократного пересечения госграницы РФ судами в целях торгового мореплавания, в том числе судами, деятельность которых связана с рыболовством.

По мнению Владимира Галицына, для рыбохозяйственного комплекса не только Дальнего Востока, но и всей страны это стало самым знаковым событием. Министр рыбного хозяйства напомнил, что дело с принятием закона сдвинулось с мертвой точки после дней Камчатского края в Совете Федерации. Там камчатская делегация в очередной раз на всю страну заявила о проблемах наших рыбаков. Суммы штрафов и убытков шокировали даже самых сдержанных сенаторов. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко тогда заверила губернатора в скорейшем решении проблемы. Вопреки расхожим мнениям, принятие закона оказалось не за горами. Уже в преддверии масштабной минтаевой путины многие промышленники облегченно вздохнули.

Автором законопроекта выступили депутат Госдумы Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Поправку в 19-ю часть 9-й статьи закона «О государственной границе Российской Федерации» ждали давно.

«Упрощение данной процедуры позволит серьезно повысить экономический эффект от хозяйственной деятельности рыбаков, – заявила депутат Госдумы Ирина Яровая. – Сегодня нелепо выглядит ситуация, когда судно должно прервать промысел и вернуться в порт, чтобы выгрузить рыбу. Сделать это невозможно, вследствие чего компании несут огромные дополнительные финансовые затраты. Более того, сегодняшняя ситуация ставит в ранг правонарушителей добросовестные рыбодобывающие компании.

Крик души камчатских рыбаков был услышан в Москве, и началась-таки работа над ошибками, которые стоили инфаркта отрасли, больно ударили по бюджету края, дали в руки пограничников мощное орудие по выбиванию денежных штрафов».

Ощутимый пресс контролирующих органов рыбаки почувствовали, когда появилось на свет скандально известное постановление Правительства РФ № 560 «О получении разрешения на неоднократное пересечение государственной границы РФ российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе РФ, и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов». Этой «дубиной» камчатские пограничники размахивали еще с 5 сентября 2007 года. Помимо непосредственных взяли на себя функции таможенных, карантинно-санитарных, правоохранительных органов. Положение ухудшилось в разы, когда в прошлом году была принята злополучная поправка, запретившая рыбакам неоднократно пересекать госграницу без разрешения. За однократное нарушение одного парохода все предприятие могли на год лишить права на вылов рыбы. 30 пароходам запретили работать целый год за то, что пограничники по какой-то причине не приняли уведомление, хотя в судовом журнале оно было отмечено. Именно так было с компанией «Народы Севера».

В прошлом году случилось и такое: транспортное судно ОАО «Океанрыбфлот», следуя в порт Петропавловска, попало в ураганный ветер в районе Курил. Капитан принял решение укрыться от шторма за островами. За что наказали судно? Спасение экипажа – прямая обязанность капитана, его долг по уставу и по совести. Тем не менее «Океанрыбфлот» вместе с капитаном исписали на объяснительные не один десяток листов, отвечая на вопрос: «А кто вам разрешил пересекать границу?»

На суда рыбопромышленника Александра Литвиненко было оформлено 68 (!) протоколов о незаконном пересечении госграницы. 

Рыбопромышленники встретили законопроект одобрительно. Генеральный директор ООО «Тымлатский рыбокомбинат» Александр Литвиненко считает «положительным, что проектом федерального закона предлагается установить единые требования к пересекающим государственную границу судам, осуществляющим рыболовство в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе, и иным российским судам, осуществляющим плавание между портами или морскими терминалами страны».

«Это может быть достойно оценено всем рыбацким сообществом только в том случае, если будет предусматриваться упрощенный порядок пересечения государственной границы путем простого уведомления пограничных органов, - сказал он. - Нам, рыбакам Дальнего Востока, не нужен аналог действующего сейчас постановления Правительства РФ № 560, только усложняющий ситуацию. Не нужны очередные правила, предусматривающие разрешительный порядок».

По его словам, «позиция, озвученная президентом В.В. Путиным в своем обращении к Федеральному Собранию, должна исключать создание дополнительных барьеров для бизнеса. В этой связи я искренне надеюсь, что законодательные органы создадут для рыбаков нормальные, упрощенные условия для работы российских рыболовных судов». Устранение существующего барьера будет способствовать решению ряда задач по обеспечению продовольственной безопасности населения РФ и защитит позиции российских товаропроизводителей на рыбных рынках.

Подобного мнения придерживается и директор ООО «Карго-Пасифик» Евгений Ефименко.

«Наша фирма оказывает услуги по перевозке мороженой рыбы. По пути следования с Камчатки во Владивосток транспортные рефрежераторы волей-неволей пересекают госграницу 4 раза. Пограничники упорно рассказывают, что мы являемся рыбаками и, уходя на Владивосток, должны либо закрывать границу в обычном порядке, либо пользоваться 560-м постановлением. Но чтобы это сделать, необходимо быть владельцем квот, у транспортного рефрежератора, как известно, квот нет. «Закрыться» в обычном порядке и уйти в столицу Приморья тоже не представляется возможным: везем российскую рыбу на российский же рынок. Пограничники говорят: «Если вы заявили уход за границу, будьте любезны – заплатите за груз таможенную пошлину». Рыбак, которому оказывается услуга, отвечает: «Не хочу платить, я везу рыбу из России в Россию». И он прав.

Для иных судов, к примеру контейнеровозов, предусмотрен уведомительный порядок. Идешь по морю, при пересечении границы капитан отправил пограничникам телеграмму, и его действия законны. Таким, как транспортный рефрежератор, пограничники доказали в суде, что они рыбаки, даже если не ловят рыбу. А для этой категории предусмотрен заявительный порядок. За период, пока длилась эта чехарда, пограничники «нарисовали» нам штрафов миллионов на девять. (Причем в отношении фирмы возбуждены дела, семь протоколов об административных нарушениях от 31 декабря 2013 г. по событиям ноября 2013 года. Будто пограничники по-стахановски выполняли и перевыполняли план в канун Нового года. – Прим. авт.)», - пояснил он свою позицию.

«От известия о принятии поправки у меня только положительные эмоции – отпадет серьезная проблема для рыбаков, транспортников... Местная власть много сделала, чтобы изменить ситуацию, министр рыбного хозяйства края Владимир Галицын куда только не писал, кого только не дергал. Зато федеральной власти потребовалось немало времени, чтобы внести изменения в несправедливый и неправильный закон», - подытожил Евгений Ефименко.

Опубликовано в газете "Рыбак Камчатки".

EastRussia.ru - информационный партнер издания.