Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Valentina Matvienko: "It's time to go to the North! .."

The Federation Council highly appreciated the activities of the authorities of the Chukotka Autonomous Okrug

"Who has ever traveled to Chukotka - he will necessarily fall ill with this wonderful edge ... Let's think about how we, within the Federation Council, organize this visit in order to communicate with the residents and see on the spot how Chukotka is living. I give the commission to organize and prepare such a trip! "- in such words, the chairman of the upper chamber of the Russian parliament, Valentina Matvienko, accompanied her report on the results of the Days of Chukotka, which took place in the Federation Council from 23 on 25 October.

Valentina Matvienko: "It's time to go to the North! .."
Photo: Eduard Popov
PROBLEMS AND PRIORITIES
The traditional event (when a particular constituent entity of the Russian Federation, represented by its head, reports to the senators and demonstrates the indicators of the socio-economic life of the region) included meetings of the specialized committees of the Council of the Fed, reports of the Governor of the Chukotka Autonomous Okrug (ChAO) Roman Kopin and the Chairman of the Regional Duma Alexander Maslov, their communication with the press. Well, the cultural component of the event was the performances of the ethnographic Chukchi ensemble and an exhibition dedicated to the region, held, respectively, on the first and second floors of the building of the Federation Council.  
 
As a result, the senators highly appreciated the activities of the current executive and representative authorities of the most remote and coldest Far Eastern region, expressed gratitude to its first persons - Roman Kopin and Alexander Maslov, and also adopted a resolution on the socio-economic development of the Chukotka Autonomous Okrug. The document will be filled with concrete content at the beginning of November this year, when the resolution will be adopted as a whole. But it is already clear that it will spell out ways for the federal center to solve the key social problems of the Polar region: transport accessibility, the outflow of the economically active population, an increased level of alcoholism in comparison with the national average, access of the indigenous peoples of Chukotka to their traditional types of activity: reindeer herding, hunting, marine animal hunting.  
 
"The accelerated development of the northern territories, the development of the Far East - and Chukotka includes the Far Eastern Federal District - today this is the most important strategic priority of the state ... We must pay attention to the Chukotka Autonomous Okrug in the framework of the state program for the accelerated development of the Far East," - stressed Valentina Matvienko.
 
She also pointed to the positive achievements in the field of economy and social life, which have already been achieved with the active participation of the current (since 2008) Governor of the PrJSC Roman Kopin and the Speaker of the Regional Duma Alexander Maslov: an almost double increase over the past six years in the gross regional product for due to the growth of gold mining and other types of subsoil use; implementation of modern transport and energy infrastructure projects - in particular, the construction of the Kolyma-Anadyr highway, the reconstruction of airports for the needs of small (intraregional) aviation, the involvement of regional air carriers to connect Chukotka with other constituent entities of the Russian Federation, the creation of the first floating nuclear power plant (FNPP) "Akademik Lomonosov", designed to become part of the energy bridge "Magadan-Chukotka"; the formation of the priority development area "Beringovsky" and the industrial park "Anadyr", intended for the development of new deposits and the construction of construction enterprises; creation of a favorable business and investment climate in the district through the adoption of a number of relevant regional laws; an increase in funding for the reindeer husbandry industry (in fact, the entire regional agricultural sector is represented in the permafrost zone alone) and bringing the reindeer population to a stable number of about 180 thousand heads; creation of meat processing complexes oriented not only to domestic consumption, but also to export to Sweden and Finland; preserving the cultural identity of the indigenous peoples of the Okrug through the study of the Chukchi language in secondary school and conducting television and radio broadcasting in it; proper fulfillment of social obligations on the part of regional authorities to the population of the District; creation of unique reserves and natural ecological parks in the ChAO.
 
STATE DEBT REDUCES  
On the sidelines of the SovFed, the EastRussia correspondent managed to talk with the governor of Chukotka himself, Roman Kopin. The first question touched on the dynamics of the public debt of the PrJSC. It is no secret that the region's debt burden back in 2014 was very heavy - more than 144% in relation to the sum of all budgetary and extra-budgetary revenues of the region or 13,1 billion rubles.
 
“Today we have managed to reduce the volume of the state debt to 9 billion rubles, which is about a third of the revenues of the regional budget. And our policy is aimed at further reducing this indicator. In particular, due to the growth of the mining industry and its flagship - gold mining. The average annual level we have reached of 27 tons per year (or 10% of gold mining in the country) allows us to do this. In general, over the past ten years we have managed to qualitatively change the structure of regional budget revenues: the share of our own revenues increased 4,6 times, which cannot but have a positive effect on the fulfillment of social obligations to the population of the region, ”said Roman Valentinovich.
 
Just you can not live here ...
 
Judging by the statistics, the regional authorities manage to maintain a stable and demographic situation in the ChAO. People continue to leave here for warmer regions, but at the same time, over the past 12 years, the population has remained stable - slightly more, slightly less than 50 thousand people. According to the governor, “the relatively high birth rate is affecting, it is one of the highest in the country - 13,6 newborns per thousand population”. For example, by the middle of this year, the increase in newborns in Chukotka amounted to 30,8% compared to the same period last year.
 
The governor explains the migration of a part of the adult population from the region by various factors: “Chukotka 2 is a region where you cannot just live like that. You can live here fulfilling a certain mission. For example, he must work out deposits, Or hunt a sea animal. Or fly a plane. Recently, we (the authorities) had to make an unpopular decision - to close the Beringovskaya mine. We were able to arrange some of its former employees within the region, for example, on new projects in gold mining. But someone was given the opportunity to travel outside Chukotka. In general, practice shows that, in general, about 50 thousand people can live and work more or less comfortably in such a difficult climatic region. This is our target demographic indicator today. ”
 
TOP RESIDENTS GROWS 
A kind of indicator of the growth of economic activity in the region is the territory of advanced development (TOR) "Beringovsky". “By the end of 2016, twelve residents were registered in it. And today this figure has doubled - 24. Plus, about 20 applications are under consideration. Both small and large projects apply for participation in the TOP. Mainly related to mining. Anchor residents, established by the Australian company Tigers Realm Coal, have already started shipping coal from the port of Beringovsky. Hundreds of tons of raw materials are sent to China and Japan.
 
The chairman of the Duma of the PJSC Alexander Maslov, as well as the governor Roman Kopin, believes that the mining industry is the locomotive and the main economic basis for fulfilling all social obligations, but in collaboration with other industries and industries. Regional laws that work to create a favorable business climate and attract investors are called upon to stimulate the development of the entire socio-economic spectrum. Speaking to the senators of the Council of the Fed, the speaker of the Chukotka parliament reported: “We have created a regulatory framework in the region that defines the mechanisms for supporting investment activities and guarantees to investors. We also provide support to small and medium-sized businesses within the framework of the regional law providing for preferences for special tax regimes. As a result, 2016 became a record year for the number of entrepreneurs who received financial assistance from the state. "
 
STRATEGY-2030 
Let us recall that the strategy of social and economic development of the PrJSC until 2030 involves the implementation of several large projects in the district, primarily related to subsoil use, modernization of transport and energy infrastructure. These are: the development of deposits in the Bering coal basin, the development of gold and copper deposits of the Baimskaya area in the northwestern part of Chukotka, the creation of an energy bridge between the Chukotka Autonomous Okrug and the Magadan Region on the basis of combining the capacities of the Chaun-Bilibino and Magadan energy systems. 
 
Investments in these projects are attracted and stimulated both at the federal level (special regimes of tax and customs preferences within the Beringovsky ASEZ and the free port of Pevek) and at the district level (regional laws - “On the implementation of certain provisions of the legislation of the Russian Federation in terms of implementing investment projects in the Chukotka Autonomous Okrug "," On some issues of tax regulation in the Chukotka Autonomous Okrug "and a number of others).
March 3: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Валентина Матвиенко: «Пора на Север!..»

Совет Федерации высоко оценил деятельность властей Чукотского автономного округа

«Кто хоть раз съездил на Чукотку — тот обязательно заболеет этим замечательным краем... Давайте подумаем, как нам в рамках Совета Федерации организовать этот визит, чтобы пообщаться с жителями и на месте посмотреть как живет Чукотский край. Даю поручение – организовать и подготовить такую поездку!», – такими словами председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко сопроводила свой доклад по итогам Дней Чукотки, которые проходили в Совете Федерации с 23 по 25 октября.

Валентина Матвиенко: «Пора на Север!..»
Фото: Эдуард Попов
ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ
Традиционное мероприятие (когда тот или иной субъект РФ в лице своего главы отчитывается перед сенаторами и демонстрирует показатели социально-экономической жизни региона) включало заседания профильных комитетов СовФеда, отчеты губернатора Чукотского автономного округа  (ЧАО) Романа Копина и председателя региональной думы Александра Маслова, их общение с прессой. Ну а культурной составляющей события стали выступления этнографического чукотского ансамбля и выставка, посвященная региону, проходившие, соответственно, на первом и втором этажах здания Совета Федерации.  
 
В итоге сенаторы вынесли высокую оценку деятельности нынешней исполнительной и представительной власти самого удаленного и холодного дальневосточного региона, объявили благодарность ее первым лицам – Роману Копину и Александру Маслову, а также приняли за основу постановление по социально-экономическому развитию Чукотского автономного округа. Конкретным содержанием документ наполнится уже в начале ноября текущего года, когда постановление будет принято в целом. Но уже ясно, что в нем будут прописаны пути решения федеральным центром ключевых социальных проблем заполярного края: транспортной доступности, оттока экономически активного населения, повышенного – по сравнению со среднероссийским – уровня алкоголизма, доступа коренных народов Чукотки к традиционным для них видам деятельности: оленеводству, охоте, морскому зверобойному промыслу.  
 
«Ускоренное развитие северных территорий, развитие Дальнего Востока – а Чукотка входит Дальневосточный федеральный округ – сегодня это важнейший стратегический приоритет государства... Мы должны обратить внимание чтобы в рамках государственной программы по ускоренному развитию Дальнего Востока достаточно было уделено внимания именно Чукотскому автономному округу», – подчеркнула Валентина Матвиенко.
 
Она также указала на те позитивные достижения в сфере экономики и социальной жизни, которых уже удалось добиться при активном участии ныне действующего (с 2008 года) губернатора ЧАО Романа Копина и спикера региональной Думы Александра Маслова: увеличение почти вдвое за последние шесть лет валового регионального продукта за счет роста золотодобычи и других видов недропользования; реализация проектов современной транспортной и энергетической инфраструктуры – в частности, строительство  автомобильной дороги Колыма-Анадырь, реконструкция аэропортов для нужд малой (внутрирегиональной) авиации, привлечение региональных авиаперевозчиков для связи Чукотки с другими субъектами РФ, создание на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге первой плавучей атомной электростанции (ПАЭС) «Академик Ломоносов», призванной стать частью энергомоста «Магадан-Чукотка»; формирование территории опережающего развития «Беринговский» и промышленного парка «Анадырь», предназначенных для освоения новых месторождений и возведения строительных предприятий; создание благоприятного делового и инвестиционного климата в округе с помощью принятия ряда соответствующих региональных законов; увеличение финансирования отрасли оленеводства (по сути, только ею в зоне вечной мерзлоты представлен весь региональный агросектор) и доведение поголовья оленей до стабильной численности около 180 тысяч голов; создание мясоперерабатывающих комплексов, ориентированных не только на внутреннее потребление, но и экспорт в Швецию и Финляндию; cохранение культурной идентичности коренных народов Округа через изучение чукотского языка в средней школе и ведения на нем теле- и радиовещания; надлежащее исполнение социальных обязательств со стороны региональных властей перед населением Округа; создание в ЧАО уникальных заповедников и природных экологических парков.
 
ГОСДОЛГ СОКРАЩАЕТСЯ  
В кулуарах СовФеда корреспонденту EastRussia удалось побеседовать и с самим губернатором Чукотки – Романом Копиным. Первый вопрос коснулся динамики объемов госдолга ЧАО. Не секрет, что долговое бремя региона еще в 2014 году было весьма тяжким – более 144% по отношению  к сумме всех бюджетных и внебюджетных доходов региона или 13,1 млрд рублей.
 
«Сегодня нам удалось сократить объем госдолга до 9 млрд рублей – это около трети доходной части регионального бюджета. И наша политика направлена на дальнейшее сокращение этого показателя. В частности за счет роста добывающей отрасли и ее флагмана – золотодобычи. Достигнутый нами среднегодовой уровень 27 тонн в год (или 10% от золотодобычи в стране) вполне позволяет это сделать. В целом, за последние десять лет нам удалось качественно изменить структуру доходов регионального бюджета: доля собственных доходов увеличилась в 4,6 раза, что не может не сказаться положительно на выполнении социальных обязательств перед населением региона», – сообщил Роман Валентинович.
 
Просто жить здесь нельзя...
 
Судя по статистике, удается региональным властям удерживать стабильной и демографическую ситуацию в ЧАО. Люди продолжают уезжать отсюда в более теплые края, но при этом за последние 12 лет численность населения остается  стабильной – чуть больше-чуть меньше 50 тысяч человек. По словам губернатора, «сказывается относительно высокий коэффициент рождаемости, он у нас один из самых высоких в стране – 13,6 новорожденных на тысячу населения». Так, например, к середине текущего года прирост новорожденных на Чукотке составил по отношению к аналогичному периоду прошлого года – 30,8%.
 
Миграцию части взрослого населения из региона губернатор объясняет разными факторами: «Чукотка 2 это регион, где нельзя просто так жить. Ты можешь здесь жить, выполняя определенную миссию. Например, должен отрабатывать месторождения, Или добывать морского зверя. Или управлять самолетом. В последнее время нам (властям) пришлось принять непопулярное решение – закрыть шахту «Беринговская». Часть ее бывших сотрудников мы смогли устроить внутри региона, например, на новых проектах в золотодобыче. Но кому-то дали возможность выехать за пределы Чукотки. В целом, практика показывает, что в целом более-менее комфортно жить и работать в столь сложном в климатическом плане регионе могут около 50 тысяч человек. Сегодня это наш целевой демографический индикатор».
 
ТОР РЕЗИДЕНТАМИ ПРИРАСТАЕТ 
Своеобразным индикатором роста экономической активности в регионе является территория опережающего развития (ТОР) «Беринговский». «По итогам 2016 года в ней было зарегистрировано двенадцать резидентов. А уже сегодня эта цифра удвоилась – 24. Плюс на рассмотрении находятся еще порядка 20 заявок. На участие в ТОР претендуют как малые, так и большие проекты. В основном, имеющие отношение к добыче полезных ископаемых. Якорные резиденты, учрежденные австралийской компанией Tigers Realm Coal, уже начали отгрузку угля из порта Беринговский. Сотни тонн топливного сырья отправляются в Китай и Японию.
 
Председатель Думы ЧАО Александр Маслов, также как и губернатор Роман Копин, считает, что локомотивом и главным экономическим базисом для выполнения всех социальных обязательств выступает горнодобывающая отрасль, но в содружестве с другим производствами и отраслями. А стимулировать развитие всего социально-экономического спектра призваны региональные законы, работающие на создание благоприятного делового климата и привлечение инвесторов. Выступая перед сенаторами СовФеда, спикер чукотского парламента доложил: «У нас в регионе создана нормативная база, которая определяет механизмы поддержки инвестиционной деятельности и гарантии инвесторам. Мы также оказываем поддержку малому и среднему предпринимательству в рамках регионального закона, предусматривающего преференции по специальным режимам налогообложения. В результате 2016 год стал рекордным по количеству предпринимателей – получателей финансовой помощи от государства».
 
СТРАТЕГИЯ–2030 
Напомним, стратегия социально-экономического развития ЧАО до 2030 предполагает реализацию нескольких крупных проектов на территории округа, связанных прежде всего с недропользованием, модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры. Это: освоение месторождений Беринговского каменноугольного бассейна, разработка золотоносных и медных месторождений Баимской площади в северо-западной части Чукотки, создание энергетического моста между ЧАО и Магаданской областью на основе объединения мощностей Чаун-Билибинской и Магаданской энергосистем. 
 
Инвестиции в данные проекты привлекаются и стимулируются как на федеральном уровне (особые режимы налоговых и таможенных преференций в рамках ТОР «Беринговский» и свободного порта Певек), так и на окружном уровне (региональные законы – «О реализации отдельных положений законодательства Российской Федерации в части осуществления инвестиционных проектов на территории Чукотского автономного округа», «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» и ряд других).
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow