Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Prospects for the development of transport infrastructure and logistics in the Far East - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Transport as a pledge of development

The emergence of Russia as a transit power connecting the East and the West is inevitable: the most profitable transport routes pass through Russian territory, and the volume of freight traffic increases every year

Transport as a pledge of development
The ability to provide transport and logistics opportunities to foreign companies is a serious challenge for the domestic industry, which, however, opens great prospects for the development of the whole country and the Far East in particular.

The proximity to the countries of the Asia-Pacific region and China, one of the main foreign trade partners of Russia, gives the Far East unique logistical advantages. Due to its geographic location, the Far East traditionally plays the role of a transit region in Russia, and also gradually increases its own exports. However, at the moment, not all of its capabilities are used due to insufficiently developed transport infrastructure. At the same time, over the past few years in the Far East, if not a logistic boom, then there has been a significant increase in the number of projects related to the development of transport and warehouse logistics. This regime is facilitated by the regimes of the territories of advanced development, free ports, as well as other projects initiated by the federal center and regional authorities.

The freight turnover statistics of Far Eastern ports and railways clearly demonstrate the important and growing role of the macro-region in the all-Russian logistic flow. Now the Far Eastern Railway accounts for 36% of export cargo from the entire railway network of the country, whereas 10 years ago this figure was equal to 22%. In the first half of 2016 of the year, loading at Far Eastern Railways amounted to 23,8 mln. Tons, which is 2,4% lower than the same period last year, and corresponds to the all-Russian trends. However, the turnover of the Far Eastern Railways in the first half of the year nevertheless increased - up to 95,3 billion tariff ton-km (+ 6% compared to the same period), cargo turnover taking into account the empty carriage mileage - up to 124,7 billion ton-km (+ 6%) .

The freight turnover of the ports of the Far-Eastern basin shows good dynamics, which is about 26,37% of the total cargo turnover of Russian ports. According to the results of the first half of the year, the ports of the Far East showed an increase in cargo turnover by 2016% to 9,5 million tons, of which the dry cargo handling volume amounted to 90,88 million tons (+ 53,7%), liquid cargo - 15 million tons (+ 37,1 %). At the same time, all the main ports of the Far Eastern Basin show an increase in transshipment. The largest volume of cargo turnover was recorded at the port Vostochny in Primorye (2,3 million tons, increase + 33%), followed by Vanino in Khabarovsk Territory (2,9 million tons + 15,2%) and two more ports of Primorye - Nakhodka (13,9 mln. + 11,8%) and Vladivostok (15,7 million tons, + 6,9%). A special role in the Far East is played by the Kozmino terminal (part of the Vostochny Port), which became the most important oil export port on the Pacific coast of Russia, at the end point of the Eastern Siberia-Pacific Ocean oil pipeline. Through this port, the Chinese side continues to carry out the bulk of Russian oil purchases. At the same time, many ports are being modernized, which will increase their throughput and increase cargo turnover.

The most important priority in the development of transport infrastructure at the moment is the establishment of communication between the territories of the Far East and northeast China.

The most important and ambitious project was the creation of international transport corridors "Primorye-1" and "Primorye-2". The corridor "Primorje-1" connects Chinese Harbin, the capital of Heilongjiang Province with Russian ports Vladivostok, Nakhodka and Vostochny in the Primorsky Territory. "Primorye-2" is a route from the border town of China to Hunchun to the nearby Russian ports Posiet and Zarubino. The project requires serious modernization of the port of Zarubino, in connection with which the group "Sum" of the "Bolshoy Zarubino" project began, in which an investment of more than 200 billion rubles is planned. It is assumed that Zarubino will be used for the transit of goods from the northeastern provinces to the eastern and southern regions of China.

The construction of transport corridors will allow Primorsky Krai and the Far East as a whole to gain competitive advantages in the market of international transit traffic, and also contribute to the development of domestic transportation. It is assumed that by 2030 the cargo turnover of the Primorie-1 and Primorje-2 corridors can reach 45 million tons, of which 23 million tons are grain, soybean, corn, and the remaining 22 million tons are containers. In addition, the federal authorities came up with the idea of ​​building a hyper-high-speed transport system Hyperloop between the port of Zarubino and the border of China. Recently, the Ministry of Transport of China supported this idea, so the emergence of "hyper-pipelines" in the "Primorye-2" seems a realistic project that will further increase the efficiency of the transport corridor.

Another important infrastructure project, which finally entered the implementation phase, is the construction of bridge crossings over the Amur River between Russia and China. One of them will connect the city of Tongjiang in the Chinese province of Heilongjiang and the Russian port of Nizhneleninsk in the Jewish Autonomous Region. At the same time, China has already built its part of the bridge, and the Russian side plans to complete its erection by the beginning of the summer of 2018. This bridge is necessary for export deliveries of iron ore concentrate from the Kimkano-Sutarsky ore mining and processing enterprise, the largest mining enterprise of the EAO, which will reach its full capacity in the coming years. In the Amur region, a project of an automobile bridge is being implemented, which will connect Blagoveshchensk and Heihe in China. For the first time this project was talked about in 2011, but only recently a concession agreement was signed, according to which the bridge should be built in three years - up to 2019 year. The construction of this bridge contributes to strengthening trade and economic ties between the border areas, as well as the development of tourism, which the Amur region intends to stake on.



Separately it is worth noting the development of the Northern Sea Route. Every year, the freight through the NSR increases, and if in 2013 the freight turnover was 2,6 million tons, then in 2015 year it doubled to 5,43 million tons. The main advantage of the NSR is a considerable time saving compared, for example, with the popular route Shanghai-Rotterdam.

Although the NSR, due to the difficult climatic conditions, can hardly compete with the Suez Canal and attract a large number of foreign companies, this route has many advantages for domestic transportation - from short delivery times to supplying remote northern territories and the development of the Arctic as a whole, to which in recent years has placed a special stake on the Russian government. The federal authorities, together with think tanks, are preparing a concept for the development of the NSR, which will be presented at the Eastern Economic Forum this year.

Thus, the SMP is another important logistic vector of the Far East, which accounts for the least developed and used half of it. However, the existing development plans of the eastern part of the Northern Sea Route and, in particular, the transformation of Petropavlovsk-Kamchatsky into a powerful port complex, which is the eastern gateway of the Northern Sea Route, can change this situation.

In turn, the development of warehouse logistics contributes to the use of the mechanisms of free ports and territories of advanced development. Special attention should be paid to the introduction of a new for Russia regime of free ports, which are designed to create favorable financial opportunities for investors operating in the most important seaports of the Far East.

Of the 52 companies that became residents of the Free Port of Vladivostok, 18% focused on logistics projects. This indicator is significant, although within the framework of the port-franco the share of logistics enterprises could be higher (projects in the industrial sector are still more popular and amount to 39% of all residents). Separately, it is worth highlighting the largest project - Aviapolis Yankovsky (investments - 1 billion rubles), which has an area of ​​storage space more than 92 ha.

Primorsky Krai remains the leader in the development of warehouse infrastructure in the macroregion. However, the current spread of the port-free regime to the ports of Vanino in the Khabarovsk Territory, Korsakov in the Sakhalin Region, Petropavlovsk-Kamchatsky in the Kamchatka Territory and Pevek in Chukotka contributes to the further development of the logistics system of the Far East and attracting investment in the respective ports. Thereby, a core network of free ports is formed, capturing almost all the coastal regions of the Far East. So far from these ports, the port of Vanino has the greatest potential, for which 15 residents are already interested, offering a total investment of 70 billion rubles. Recall that Vanino is also the end point of the Baikal-Amur Mainline; in this port complex, new terminals are being built, intended mainly for the export of Yakut coal.

Quite a lot of logistics projects are being implemented within the territories of advanced development, where the leader is Nadezhdinskaya TOP in Primorsky Krai, which has transport and logistics specialization. In this TOP will be built multimodal transport and logistics complex, related to the corridor "Primorye-1". One of the projects of this TOR is the construction of a transport and logistics complex "South Primorsky Terminal" (total investment - 8,5 billion rubles), which is planned to be developed in a dry port format. Transport and logistics specialization also has a TOP "Khabarovsk", where the project of the industrial and logistic park "Avangard" with a total area of ​​51,7 ha will be realized.

Thus, the logistics sphere in the Far East is currently on the rise and at the same time is developing in two directions - transport and storage. The implementation of logistics projects will be one of the drivers of the economy of the Far East, promoting closer integration of Russia with China and other countries of the Asia-Pacific region. The creation of transport corridors and cross-border bridges, as well as warehouse infrastructure, makes it possible in fact to create a single economic space in northeastern China and in the southern part of the Russian Far East. The main logistics hub at the moment is the Primorsky Territory, however, in the conditions of implementing projects of free ports and territories of priority development, other regions also have the potential, especially in the Khabarovsk Territory. Taking into account all announced initiatives, the Far East has a chance to become the largest transport and logistics hub of the country.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Транспорт как залог развития

Становление России как транзитной державы, соединяющей Восток и Запад, неизбежно: наиболее выгодные транспортные пути проходят по российской территории, а объем грузоперевозок с каждым годом только возрастает

Транспорт как залог развития
Способность обеспечить транспортные и логистические возможности иностранным компаниям – серьезный вызов для отечественной промышленности, который, впрочем, открывает большие перспективы для развития всей страны и Дальнего Востока в частности.

Близость к странам АТР и Китаю, одному из главных внешнеторговых партнеров России, дает Дальнему Востоку уникальные логистические преимущества. В силу своего географического положения Дальний Восток традиционно играет в России роль транзитного региона, а также постепенно наращивает обороты собственного экспорта. Однако на данный момент далеко не всего его возможности используются в силу недостаточно развитой транспортной инфраструктуры. В то же время, за последние несколько лет на Дальнем Востоке наблюдается если не логистический бум, то определенно значительный рост числа проектов, связанных с развитием транспортной и складской логистики. Этому процессу содействуют режимы территорий опережающего развития, свободных портов, а также другие проекты, инициируемые федеральным центром и региональными властями.

Статистика грузооборота дальневосточных портов и железной дороги наглядно демонстрирует важную и растущую роль макрорегиона в общероссийском логистическом потоке. Сейчас на Дальневосточную железную дорогу приходится 36% экспортных грузов от всей железнодорожной сети страны, тогда как 10 лет назад этот показатель был равен 22%. По итогам первого полугодия 2016 года, погрузка на ДВЖД составила 23,8 млн. тонн, что на 2,4% ниже показателя аналогичного периода прошлого года, и соответствует общероссийским трендам. Однако грузооборот ДВЖД в первом полугодии все-таки вырос - до 95,3 млрд. тарифных тонно-км (+6% к показателям аналогичного периода), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии - до 124,7 млрд. тонно-км (+6%).

Хорошую динамику демонстрирует грузооборот портов Дальневосточного бассейна, который составляет около 26,37% от общего грузооборота портов России. По итогам первого полугодия 2016 года, порты Дальнего Востока показали рост грузооборота на 9,5% - до 90,88 млн. тонн, из них объем перевалки сухих грузов составил 53,7 млн. тонн (+15%), наливных грузов - 37,1 млн. тонн (+2,3%). При этом все основные порты Дальневосточного бассейна демонстрируют прирост перевалки. Самый большой объем грузооборота зафиксирован у порта Восточный в Приморье (33 млн. тонн; прирост +2,9%), далее следуют порт Ванино в Хабаровском крае (15,2 млн. тонн; +13,9%) и еще два порта Приморья - Находка (11,8 млн. тонн; +15,7%) и Владивосток (6,9 млн. тонн; +13,1%). Особую роль на Дальнем Востоке играет терминал Козьмино (входящий в состав порта Восточный), ставший важнейшим нефтеэкспортным портом на тихоокеанском побережье России, в конечной точке нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Через этот порт китайская сторона продолжает осуществлять основную часть закупок российской нефти. При этом осуществляется процесс модернизации многих портов, что позволит увеличить их пропускную способность и нарастить грузооборот.

Важнейшим приоритетом в развитии транспортной инфраструктуры на данный момент является налаживание сообщения между территориями Дальнего Востока и северо-востоком Китая.

Самым главным и амбициозным проектом стало создание международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Коридор «Приморье-1» связывает китайский Харбин, столицу провинции Хэйлунцзян с российскими портами Владивосток, Находка и Восточный в Приморском крае. «Приморье-2» представляет собой маршрут от приграничного китайского города Хуньчунь до расположенных неподалеку российских портов Посьет и Зарубино. Проект требует серьезной модернизации порта Зарубино, в связи с чем началась реализация группой «Сумма» проекта «Большое Зарубино», в который планируются инвестиции в размере более 200 млрд. рублей. Предполагается, что Зарубино будет использоваться для транзита грузов из северо-восточных провинций в восточные и южные районы Китая.

Строительство транспортных коридоров позволит Приморскому краю и Дальнему Востоку в целом получить конкурентные преимущества на рынке международных транзитных перевозок, а также способствует развитию внутрироссийских перевозок. Предполагается, что к 2030 году грузооборот коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» может достигнуть 45 млн. тонн, из которых 23 млн. тонн - это зерно, соя, кукуруза, а оставшиеся 22 млн. тонн - контейнеры. Кроме того, федеральные власти выступили с идеей строительства сверхскоростной транспортной системы Hyperloop между портом Зарубино и границей КНР. Недавно министерство транспорта Китая поддержало эту идею, поэтому появление «гиперпетли» в рамках «Приморья-2» представляется реалистичным проектом, который позволит еще больше увеличить эффективность транспортного коридора.

Другой важный инфраструктурный проект, вступивший, наконец, в стадию реализации - это строительство мостовых переходов через реку Амур между Россией и Китаем. Один из них соединит город Тунцзян в китайской провинции Хэйлунцзян и российский порт Нижнеленинское в Еврейской автономной области. При этом Китай уже построил свою часть моста, а российская сторона планирует завершить его возведение к началу лета 2018 года. Этот мост необходим для экспортных поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината, самого крупного горнодобывающего предприятия ЕАО, которое в ближайшие годы выйдет на проектную мощность. В Амурской области реализуется проект автомобильного моста, который соединит Благовещенск и Хэйхэ в Китае. Впервые об этом проекте заговорили в 2011 году, но лишь недавно был подписан концессионный договор, согласно которому мост должен быть построен за три года - до 2019 года. Строительство этого моста способствует укреплению торговых и экономических связей приграничных территорий, а также развитию туризма, на который намерена делать ставку Амурская область.

Отдельно стоит отметить развитие Северного морского пути. Ежегодно грузопоток по СМП возрастает, и если в 2013 году грузооборот составлял 2,6 млн. тонн, то в 2015 году удвоился до 5,43 млн. тонн. Главное преимущество СМП заключается в значительной экономии времени по сравнению, например, с популярным маршрутом Шанхай-Роттердам.

Хотя СМП, в силу непростых климатических условий, едва ли сможет конкурировать с Суэцким каналом и привлечь большое число иностранных компаний, данный маршрут обладает множеством преимуществ для отечественных перевозок – начиная со сжатых сроков доставки и заканчивая снабжением удаленных северных территорий и развитием Арктики в целом, на которое в последние годы делает особую ставку российское правительство. Федеральные власти совместно с аналитическими центрами готовят концепцию развития СМП, которая будет представлена на Восточном экономическом форуме в этом году.

Таким образом, СМП – это еще один важный логистический вектор Дальнего Востока, на который приходится пока наименее развитая и используемая его половина. Однако существующие планы развития восточной части СМП и, в частности, превращения Петропавловска-Камчатского в мощный портовый комплекс, являющийся восточными воротами СМП, способны изменить эту ситуацию.

В свою очередь развитию складской логистики способствует использование механизмов свободных портов и территорий опережающего развития. Особого внимания заслуживает внедрение нового для России режима свободных портов, которые призваны создать благоприятные финансовые возможности для инвесторов, работающих в важнейших морских портах Дальнего Востока.

Из 52 компаний, ставших резидентами Свободного порта Владивосток, 18% сосредоточились на логистических проектах. Данный показатель является значимым, хотя в рамках порто-франко доля логистических предприятий могла быть и выше (проекты в промышленной сфере пока являются более популярными и составляют 39% от всех резидентов). Отдельно стоит выделить самый крупный проект - «Авиаполис Янковский» (инвестиции – 1 млрд. рублей), имеющий площадь складских помещений более 92 га.

Приморский край остается лидером по развитию складской инфраструктуры в макрорегионе. Однако происходящее сейчас распространение режима порто-франко на порты Ванино в Хабаровском крае, Корсаков в Сахалинской области, Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае и Певек на Чукотке способствует дальнейшему развитию логистической системы Дальнего Востока и привлечению инвестиций в соответствующие порты. Тем самым формируется опорная сеть свободных портов, захватывающая почти все прибрежные регионы Дальнего Востока. Пока из этих портов наибольший потенциал имеет порт Ванино, которым уже заинтересовались 15 резидентов, предлагающих общий объем инвестиций в размере 70 млрд. рублей. Напомним, что Ванино является и конечной точкой Байкало-Амурской магистрали, в этом портовом комплексе идет строительство новых терминалов, предназначенных, главным образом, для экспорта якутского угля.  

Достаточно много логистических проектов реализуется и в рамках территорий опережающего развития, где лидером является ТОР «Надеждинская» в Приморском крае, имеющая транспортно-логистическую специализацию. В этой ТОР будет построен мультимодальный транспортно-логистический комплекс, относящийся к коридору «Приморье-1». Одним из проектов данной ТОР является возведение транспортно-логистического комплекса «Южный приморский терминал» (общий объем инвестиций - 8,5 млрд. рублей), который планируется развивать в формате сухого порта. Транспортно-логистическую специализацию имеет также ТОР «Хабаровск», где будет реализован проект промышленно-логистического парка «Авангард» общей площадью 51,7 га.

Таким образом, логистическая сфера на Дальнем Востоке на данный момент находится на подъеме и одновременно развивается по двум направлениям – транспортному и складскому. Реализация логистических проектов станет одним из драйверов экономики Дальнего Востока, способствуя более тесной интеграции России с Китаем и другими странами АТР. Создание транспортных коридоров и трансграничных мостов, а также складской инфраструктуры позволяет создать по факту единое экономическое пространство на северо-востоке Китая и в южной части российского Дальнего Востока. Основным логистическим узлом на данный момент является Приморский край, однако в условиях реализации проектов свободных портов и территорий опережающего развития потенциал есть и у других регионов, особенно у Хабаровского края. С учетом всех заявленных инициатив у Дальнего Востока имеется шанс стать крупнейшим транспортно-логистическим узлом страны