Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Виктор Сумский: «Сотрудничество в сфере образования – важнейший резерв укрепления отношений со странами АСЕАН»

О предстоящем в рамках ВЭФ Университетском форуме Россия-АСЕАН рассказывает директор Центра АСЕАН при МГИМО МИД России, доктор исторических наук Виктор Сумский

Виктор Сумский:  «Сотрудничество в сфере образования – важнейший резерв укрепления отношений со странами АСЕАН»

– Виктор Владимирович, у России появляется ещё одна площадка для диалога со странами АСЕАН: 1-2 сентября во Владивостоке, в рамках Восточного экономического форума, пройдет Университетский форум Россия-АСЕАН. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой инициативе.

– Инициатива возникла при составлении программы мероприятий в честь 20-летия  диалогового партнерства Россия-АСЕАН, которое мы отмечаем в 2016 году. Не так давно подобный форум проводился по случаю саммита БРИКС в Уфе. Теперь мы пытаемся использовать этот позитивный опыт применительно к партнерству Россия-АСЕАН. На вопрос, зачем мы хотим собрать вместе администраторов сферы образования, деятелей науки, просвещения и культуры, представляющих наши страны, можно дать два ответа. Один из них сводится к тому, что университеты – очень сложные организмы, и обсуждение способов эффективного управления ими, лучших практик, сложившихся в этой сфере, представляет самостоятельный интерес для профессионалов-управленцев. Но очевидно и другое: университеты – хранители огромных массивов знаний, накопленных человечеством, генераторы и распространители новых идей – имеют прямое отношение буквально ко всему, что происходит в современном мире, обладают колоссальным потенциалом анализа и оценок того, куда движется этот мир. От людей, чья жизнь связана с университетами, естественно ожидать квалифицированных прогнозов применительно к самым разным областям человеческой деятельности, нешаблонных рекомендаций о том, как подступиться к решению тех или иных проблем. Если принять во внимание эти вещи, то Университетский саммит Россия-АСЕАН – отличная возможность обсудить, как складывается наше сотрудничество в сферах политики и безопасности, экономики и культуры, и как придать ему качество полноценного стратегического партнерства. Ведь именно такая цель поставлена лидерами РФ и АСЕАН по итогам их саммита, состоявшегося в Сочи в мае текущего года.

Символичен выбор места, где пройдет Форум. Кампус Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ) – новейший и самый благоустроенный университетский городок современной России – воспринимается как наглядное подтверждение ее заинтересованности и в развитии своих восточных территорий, и в укреплении связей с азиатскими соседями, включая АСЕАН.

Наряду с ДВФУ как хозяином ВЭФ, на нем будут широко представлены другие вузы Сибири и Дальнего Востока – как, разумеется, Москвы, Петербурга и иных центров российского высшего образования. Нельзя не отметить, наконец, что разработкой концепции Форума, его организационной подготовкой самым активным образом занимались и занимаются руководство и эксперты МГИМО, ведущего этот проект в тесном партнерстве с ДВФУ.

– Поскольку в Форуме примут участие представители университетов из стран АСЕАН, расскажите, пожалуйста, о состоянии высшего образования в этих странах.

– Известно, что АСЕАН объединяет десять стран, очень отличающихся друг от друга по размерам территорий, с точки зрения уровней экономического развития и политических порядков. Однако, в каждой из них – от миниатюрного Брунея до необъятной Индонезии – есть вузы, получившие признание в регионе, а иногда и за его пределами, благодаря высокому уровню преподавания, интернациональному составу студенчества, прочным международным связям и достойным условиям для ведения научных исследований. Такие университеты, как Чулалонгкорн и Таммасат в Таиланде, как Национальный университет Сингапура, как Атенео де Манила и Университет Филиппин – предметы национальной гордости, олицетворения своих стран не в меньшей степени, чем МГУ или СПбГУ. Но это – далеко не все образовательные учреждения, которыми страны АСЕАН вправе гордиться. Так что во Владивостоке наши ректоры и профессора встретятся с весьма серьезными и авторитетными коллегами из Юго-Восточной Азии, и их дискуссии обещают быть по-настоящему содержательными.

– В каком состоянии находится сегодня сотрудничество России со странами АСЕАН в сфере высшего образования и науки? Как оно выглядит, если сравнивать нас с другими партнерами Ассоциации?

– Скажем так: сегодня число студентов из стран АСЕАН, обучающихся в России, существенно меньше, чем в США, Китае, Японии или Австралии. Тем не менее, довольно очевидно, что Россия по-своему популярна и конкурентоспособна как страна, предоставляющая качественное и сравнительно недорогое образование в области медицины, точных и естественных наук. Мы умеем готовить инженеров самого разного профиля, наши студенты уверенно первенствуют на международных олимпиадах по информатике и программированию, российские традиции и компетенции в дисциплинах, работающих на авиастроение и космонавтику, общеизвестны. Поэтому закономерно, что в медицинских вузах России – причем не только в столице, но и в таких городах, как Волгоград и Нижний Новгород, – вы обязательно встретитесь со студентами из Малайзии, а в МГТУ им. Баумана и Технологическом университете «Станкин» – с учащимися из Мьянмы.

Что касается лидеров по общему количеству студентов, обучающихся в России, то сегодня это Вьетнам, Мьянма и Малайзия: год за годом в наших вузах обучается по нескольку тысяч их представителей. На мой взгляд, предпосылки для выхода на уровень, близкий к этому, имеются в Таиланде и Индонезии. Вопрос о том, что надо сделать для дальнейшего привлечения студентов из стран АСЕАН в Россию, а молодых россиян – в лучшие вузы Юго-Восточной Азии (где, к слову сказать, их могло бы быть больше), обязательно будет обсуждаться на Форуме.

Ни один обзор сотрудничества России и АСЕАН в сфере высшего образования не будет полным без упоминания о вкладе МГИМО в эту работу, и вот почему. В случае МГИМО правомерно говорить не просто о подготовке националных кадров, а о содействии в воспитании национальных элит – политических, деловых, интеллектуальных. Сегодня в списке выпускников нашего Университета – почти четыреста граждан Вьетнама, около сотни граждан Камбоджи, и еще примерно столько же – лаосцев, и во многих случаях это дипломаты, управленцы, партийно-государственные деятели весьма высокого уровня. Среди наших выдающихся выпускников – г-жа Сыенг Ратчави, в недавнем прошлом заместитель генерального секретаря АСЕАН, а ныне заместитель министра иностранных дел Камбоджи. Выпускником МГИМО является Салэмсай Коммасит, возглавивший в этом году внешнеполитическое ведомство Лаосской Народно-Демократийской Республики. Эти примеры побуждают задуматься о том, какие большие возможности для укрепления взаимопонимания и сотрудничества со странами АСЕАН – как, собственно, и с другими внешними партнерами –  возникают благодаря обменам студентами и преподавателями, другим совместным инициативам в сфере образования и науки. Не сомневаюсь, что на Университетском форуме во Владивостоке эта тема будет одной из центральных.