Поделиться
Остров Матуа как новый восточный форпост
Поделиться

Зачем России новая военная база на Курилах?

Изменение в 2014 году статуса Охотского моря на "внутреннее" и передача 52 тысяч квадратных километров ранее международных вод под юрисдикцию Российской Федерации заставили по-новому взглянуть на оборону восточных рубежей. Чтобы гарантировать безопасность акватории Охотского моря и значительной части восточного побережья России, необходимо было построить полноценную военную базу на одном из островов Курильской гряды. Выбор Матуа был очевиден. В мае–июне Министерство обороны РФ совместно с Российским географическим обществом организовали экспедицию для изучения острова.

Тайны острова Матуа

Во времена Второй мировой войны остров Матуа был одним из мощнейших укрепрайонов Японии. На маленьком острове базировались значительные воинские соединения, была обустроена вся необходимая инфраструктура и спланирована эшелонированная система обороны. К счастью, успех Курильской десантной операции заставил японцев сдать остров без боя. В сравнении с менее укрепленными Парамуширом и Шумшу, Матуа был настоящей крепостью, и в случае штурма советские войска понесли бы серьезные потери.  

До сих пор доподлинно неизвестно, что именно так усердно охраняли японцы, однако даже малая часть изученных укреплений поражает воображение. Мощные фортификационные сооружения, подземные бункеры с бетонными стенами в один метр, крупнокалиберные орудия и масса техники. Военный аэродром с тремя взлетными полосами, которые, возможно, подогревались термальными источниками...

По разным версиям, на Матуа японцы могли обустроить секретную перевалочную базу подводного флота, сверхсекретную научную лаборатория или даже хранилище для ценностей империи. Что конкретно - узнать только предстоит, а в 1945 году советские войска застали на острове только стройбатовцев, в задачи которых входила консервация объекта. По словам Евгения Верещаги, руководителя регулярной Камчатско-Курильской экспедиции, остров совершенно очевидно был подготовлен японским гарнизоном к сдаче советским войскам. Все самое ценное, вероятно, было сожжено, взорвано или утоплено в океане. Но, возможно, что-то осталось внутри острова – были найдены подземные коммуникации, не просто вырубленные в базальте, но и отделанные деревом.

Экспедиция Российского географического общества и Минобороны приступила к изучению острова совсем недавно, но вопросов у исследователей все еще больше, чем ответов. Изучена только небольшая прибрежная часть острова, а основные открытия – впереди.

 

Рекогносцировка

По словам заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Андрея Рябухина, перед экспедицией поставлена задача изучить инфраструктуру, которая существовала на острове и возможности ее применения и использования в сегодняшних условиях. Второе — инженерная, радиохимическая и бактериологическая разведка местности.

Всего за месяц работы на Матуа (экспедиция вышла из Владивостока 7 мая и прибыла на остров 14 мая) участниками экспедиции проделана гигантская работа. Так, завершено обследование прибрежных и равнинных частей острова Матуа. Всего исследовано 97 объектов инфраструктуры острова. Это расположенные в прибрежной и равнинной части бункеры, наблюдательные пункты, дальномерные посты, артиллерийские и пулеметные доты. В частности, если говорить о дотах, то к настоящему времени обследовано 50 из 86 артиллерийских и пулеметных дотов.

Завершены поисковые исследования побережья бухты Айну на острове Матуа. Во время Второй мировой войны здесь располагалась 127-миллиметровая батарея универсальных орудий на шести позициях, девять пулеметных и артиллерийских дотов, которые действовали в составе батальонного пункта обороны японского гарнизона. В результате детального обследования составлены подробные схемы подземных и наземных фортификационных сооружений, а также района обороны в целом. По мнению участников военно-исторической экспедиции, по этим данным возможно вскрыть замысел командования японского гарнизона по ведению оборонительных боевых действий. Военно-историческим составом экспедиции также проанализировано состояние насосных, дизельных, бурильных станций, резервуары для хранения воды и топлива. Каждый объект был описан, составлен план привязки к местности. Некоторые сооружения, возможно, в перспективе будут использоваться, с учетом модернизации и современных технологий. Первым таким объектом, который уже в скором времени войдет в строй, будет бетонная взлетная полоса японского аэродрома.

Помимо этого частично проведена рекогносцировка острова – проведено исследование юго-восточной части острова по оценке современного ландшафта. Изучено происхождение низменных поверхностей и возвышенностей до 200 метров. Проведены земляные работы по зачистке серии береговых обрывов высотой до 30 метров, закладка опорных разрезов (бурение шурфов) глубиной до 4 метров для определения возраста острова. Общая протяженность маршрута исследований составила около 300 километров. Обнаружены древние лавы и коры выветривания, возраст которых, по мнению ученых, составляет не менее нескольких десятков тысяч лет. Также научно-изыскательскими группами определено, что остров Матуа за время своего существования подвергался воздействию не менее 30 цунами.

Работа экспедиции продолжается и сегодня. Детально исследуются фортификационные сооружения, ведется расчистка подземных коммуникаций. Уже в скором времени – после подготовки прибрежного участка острова для подхода большого десантного корабля – на остров сможет прийти дополнительная техника. Однако близкого завершения экспедиции ждать не следует – по словам представителей Минобороны, работать экспедиции на острове – не один год.


Ключ к Охотскому морю

Официальная экспедиция пока ответов на загадки и тайны Матуа не дает. Не найдено ничего сенсационного: ни подземных бункеров, ни лабораторий, ни оружия. Как бы то ни было, главной ценностью является сам остров и его уникальное географическое положение. Матуа расположен примерно в середине Курильской гряды рядом с проливом Крузенштерна. Эту точку можно назвать замком на воротах в Охотское море. Контролируя проливы между островами, можно не только гарантировать безопасность внутренних вод, но и обеспечить беспрепятственный выход собственного флота в Тихий океан. В то же время остров можно рассматривать и как опорную точку для стратегической авиации.

По мнению ряда экспертов, "Имеет смысл только военно-морская составляющая экспедиции, – считает доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов. – И в рамках неё, прежде всего, нужно привести в порядок инфраструктуру острова и полностью восстановить его для нужд современных российских вооруженных сил. В перспективе данный остров представляется как остановочный пункт. Но не столько флота, сколько авиации. Так как в настоящее время на Курильских островах наиболее остро стоит вопрос развития авиационного сообщения - потому что сейчас все авиационные суда, добравшись с материка на Курильские острова, вынуждены практически сразу разворачиваться и лететь обратно – по той простой причине, что у них заканчивается топливо. Появление аэродрома на Матуа видится очень перспективным в связи с необходимостью укрепления военного положения России на юге Дальнего Востока".

По словам эксперта, экспедиция нужна в том числе для публичного “прикрытия” строительства объектов современной военной инфраструктуры. “Для воплощения в жизнь военно-морской составляющей развития острова необходимо, чтобы она была и в некоторой степени научной, включая себя, к примеру, проведение специалистами таких научных исследований, как изучение околоостровных течений и геологии острова. Вдовесок они могли бы попробовать раскрыть тайны Матуа. – говорит Владимир Горлов.

При этом опрошенные EastRussia эксперты полагают, что в военных целях инфраструктура на острове начнет использоваться уже в самом ближайшем будущем. "Скорее всего, результаты военно-морской составляющей экспедиции, к которым она придет к концу года, потребуют уточнения некоторых деталей, но на их основе уже возможно будет принятие какого-либо окончательного решения о создании базы Матуа как оборонительной точки на российских рубежах", – заключил ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Виктор Павлятенко.

“Вспомним, как два года назад молниеносно была развернута морская база в Арктике, на острове Котельном. Подход кораблей – развертка аэродрома – прием воздушных судов – еще подход кораблей – зимовка гарнизона – и процесс пошел, – приводит пример другой собеседник EastRussia. – В отношении Матуа, вероятно, решение уже принято – так что в ближайшее время страна увидит много впечатляющих репортажей о развитии военной инфраструктуры на дальневосточном острове”.



Справка: Остров Матуа

Матуа — остров средней группы Большой гряды Курильских островов. Административно входит в Северо-Курильский городской округ Сахалинской области. Необитаем. Площадь — 52 км², длина с северо-запада на юго-восток около 11 км, ширина 6,4 км. На острове находится действующий вулкан Сарычева высотой 1446 м, небольшой ручей Хесупо с пригодной для питья водой. Покрыт кустарником и стлаником. В ложбинах — заросли кустарниковой ольхи. Водятся лисицы и мелкие грызуны. Лежбища сивучей. В окрестностях водится кольчатая нерпа. Гнездятся кайры, бакланы, чайки. Отделен проливом Головнина от острова Райкоке, расположенного в 18 км севернее; проливом Надежды — от острова Расшуа, расположенного в 28 км юго-западнее. Для острова характерен аномально холодный климат Северных Курил, с большим количеством осадков, облачностью, частыми туманами и сильными ветрами.

Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов