Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Vyacheslav Shport: Our strategy is to present intellectual potential

Governor of the Khabarovsk Territory on what the region will enter the Eastern Economic Forum

Has the Eastern Economic Forum become a truly effective platform that expands the regions' opportunities to attract investment, what are representatives of large business looking for at such events and what unique conditions the Khabarovsk Territory can offer them - says Governor Vyacheslav Shport.

Vyacheslav Shport: Our strategy is to present intellectual potential

- A year has passed since the previous Eastern Economic Forum. Any results on the implementation of the agreements reached at it can already be summed up?

- The first WEF, on the one hand, turned out to be very fruitful on the signed protocols of intentions and agreements. On the other hand, it was nevertheless an introduction for investors. For many projects that were first voiced at the WEF, we are already working actively. For example, for a sugar factory, an investor project from Thailand. A year ago they said that such a project would be interesting, we signed an agreement, today a very thorough study of the matter is underway. We met with representatives of the company in Singapore, and they intend to come to the second WEF with a ready design solution, and we have already designated the land that is ready to be supplied to the plant. Here is a concrete example of a project with decent investments - $ 200 million at the first stage, when sugar production will be created, and on the second it is supposed to switch already to sugar derivatives, and this is a completely new level.

- Has something changed in the sphere of the accelerated development of the Far East in this year?

- There is a very important for us - if the Freeport of Vladivostok was sounded at the first forum, now there is already a Free Port of Vanino. During this time, we managed to put forward a proposal and make its justification, protect and receive approval from the Russian president. This year, at the forum, we will present what areas can be developed in the Vanino region.

- Are there any other new sites and projects the region will present?

- We will focus on promoting the intellectual potential of the region. Investors this year offered Minvostokrazvitiya from the Khabarovsk Territory 23 project, of them selected for presentation on the fields of the forum seven. Within the framework of the business program of the WEF, our steps will be discussed on the development of a wide range of areas: the timber industry complex, the tourism infrastructure of the Far East, logistics, industrial clusters - everything related to innovation, production, development of advanced development areas. The second part is, like last year, the "Street of the Far East", where we will, of course, show a lot, including the lives of our indigenous small peoples. But, based on the experience of the previous forum, we will try to build a more specific exposition.

"What's in it?"

- Let us imagine, for example, the Komsomolsk-on-Amur aircraft factory - the leader of the aircraft industry - through such an innovation as the assembly place of the assembler-riveter. There, we will provide an opportunity for any guest of the forum to go to the workbench and collect from the blanks the model of the Sukhoi SuperJet-100 aircraft - rivet in a quick way and take it with you. Such things are, firstly, a good way to acquaint people closer to the Khabarovsk Territory, and secondly, the ability to keep something in their hands as a souvenir. We will also present the most modern technologies in an interactive form, present know-how - we will build the assembly of one of the most complex nodes for an aircraft on screens. This is generally a new topic, nobody has ever imagined it, it seems to me that it will be interesting.

- That is, the bet is also made on external effects?

- Our pavilion is built in the form of a cube. He embodies the idea of ​​intellectual production, he derived various mathematical formulas used in the design of aircraft. Our strategy is precisely this: everyone should see that people with intellect live in Khabarovsk. At us the edge not that to come, "hole in the earth" to drill and pump oil. We give a signal: let's build production. The first thing people ask, coming from projects of production is not even the allocation of land, the land is itself. They have a question: "Do you have cadres and where to cook them?". At us all this system of preparation and retraining of shots works, and when the investor sees it, further the concrete conversation further begins.

- And what else, besides airplanes, can the Khabarovsk krai surprise?

- There will be another exhibit - in natural, so to speak, value. The first ship of the project A-45-2 built at Khabarovsk shipyard, which was ordered by the government of the Khabarovsk Territory, we put up on the roadstead of the Russian Island. It's unlikely that anyone else has done something like this in recent years in the country, and it is unlikely that any of the subjects of the Far East will be able to imagine such a thing. This is a natural example of the success of our shipbuilding, and it will show that our region is "imprisoned" for production in any high-tech industries. The meaning of all our exhibits, both real and virtual, will be this. My position is unchanged: the main thing is the person and his intellect, which can be used to improve life. If there is no intelligence, you can, say, run around the exhibition with a shovel, but you will not prove anything to anyone. And we will show that our citizens know how to create a highly intelligent product.

- Is it planned to sign new agreements on cooperation or implementation of specific investment projects?

"There will be at least four of them" ironically "- so many projects are already on my table. Maybe it will be more. But the task of chasing someone and signing five or fifteen is not. Negotiations with various potential investors and partners are underway. The agreements will concern personnel training, support for small exporters of Khabarovsk Krai, we also plan to sign agreements with Sberbank and RAO "Energy Systems of the East". As for the projects, we will represent seven in detail - they were selected. But we will, of course, talk about all that can be realized in the territory of the Khabarovsk Territory. The forum is a platform where everyone should show opportunities and features to the maximum. The more quality will be demonstrated, how we support and protect investments, the more likely that investors will come.

- And where does the region call them first?

- For example, to the Free Port of Vanino. We can show what preferential conditions are created there, and investors themselves have to decide what they can do there. There are already projects for transshipment of coal, grain, development of ship repair, but this potential of Vanino is far from being exhausted. We will present another new platform at the forum - the priority development area in Nikolaevsk-on-Amur. It has not yet been created, not approved, but the idea is approved, there are already a couple of investors - we will look for more. The region there is, of course, remote, but very promising.

- Have any new ideas appeared in the current territories of advanced development? 

- A lot of work continues on those TOR sites that fall into the category of greenfield, that is, without any infrastructure. To bring gas, water, electricity there - these are obligations assumed by the state, it’s understandable with them. But in the process of interaction with investors, we are faced with such a moment: not all of them are ready to independently build production buildings, although they want to invest in the production itself. Therefore, there is an idea to create an industrial park at one of these sites, and to build corps in it for the needs of specific investors. I think this will shift the process of attracting investors - ready-made platforms, where it is enough just to bring the equipment, will start to take faster. By the way, a comparison of the Parus site with the Amurlitmash platform, on which even the old production buildings were, prompted us to this, but it is also psychologically and economically easier for the business to enter. Life shows that not every investor needs a platform in the "open field".

- What else does a large foreign investor need to come to the Khabarovsk Territory, besides benefits, personnel and land with infrastructure?

- I met a lot of foreigners. Even when I worked as a State Duma deputy, I interacted, for example, with investors who were building an oil terminal in De-Kastri under a production sharing agreement. They were afraid that they would simply invest their money and be stolen. There were such examples, but the time was so hard then. Then they were worried about the fact that we simply would not technically be able to take part in the project, because we provided the documentation for the platform for the Amur shipyard, where all the calculations were in inches. And our production, as you know, works in millimeters. And the inch is not exactly translated into the metric system - there is an integer and a bunch of digits after the decimal point. They said you can't. And we were able to translate all the documentation and build the platform. Today, of course, there are no such fears. All investors say that we have a good investment climate in the Far East, and this is an achievement of the last few years. But the relevance of personnel issues is undoubted, and today we are restructuring the entire system of personnel training, we will introduce new specialties, change training programs - specifically for specific investment projects.

- One of the sessions of the forum will be devoted to another point of growth - development of the city of Komsomolsk-on-Amur. What are we talking about?

- This is the instruction of President Vladimir Putin, implemented in April through the adoption of a special resolution of the Russian government on the comprehensive development of the city. We will present 27 development projects in this section of the forum. This year we are already completing the construction of three facilities, including the reconstruction of the drama theater and a new water intake. In the next, construction of 11 more is planned. We will show all the attractive infrastructural things - for example, a sports complex. Plus, Epsilon-2 will show what production it plans to place on the Komsomolsk priority development site. This will be a whole separate story, tied to the work that has been done following the results of the President's last message to the Federal Assembly. Of course, she has not yet had any material results - the idea was voiced only at the end of last year, and was embodied in a government-level document in the spring. But projects are already being prepared, estimates are being considered. The main work on the construction plan will begin next year. At the EEF, we can show so far only a presentation of the development of the infrastructure of Komsomolsk-on-Amur in the format “was - is - is”: what is already being done, what effect we expect to get.

- In which sessions of the forum to discuss the development of the Far East will the delegation of the Khabarovsk Territory participate?

- We will participate in all sessions and all roundtables - the region was declared everywhere. But we not only intend to discuss. Together with the company "TekhnoNIKOL" right at the forum we will solemnly open a new factory, already built on the site of the territory of advanced development "Khabarovsk" - this will be a spectacular moment. We have the only ones in the Far East already have existing food production in the territory of advanced development - a greenhouse complex of the Russian-Japanese company JGC Evergreen. Let us also show it. In general, we have a lot of projects in the region, in all industries there are successful examples that you can attract.

- The last WEF was a bit chaotic, many investors came to it just to look around. Now it is noticeable that people are already driving purposefully, knowing what to ask and what to offer?

- Last year, and this is no secret, many foreign investors could not get to the forum at all, although they really wanted it. Negotiations are underway today between entrepreneurs, potential investors and authorities of all levels in order to sign documents at the second EEF. With the Sutech sugar project, which I have already mentioned, for example, everything is exactly like that. The process is lively, agreements are underway. People, knowing in advance what and who will be at the forum, have the opportunity to hold negotiations the day before, to determine who plans to meet with whom. But here, after all, there is no such technology to bring together the initiator of the project and his potential partner with a hundred percent certainty. For example, I have traveled all the world's leading air shows in my life - more than once each. I even visited Australia and Chile, not to mention the leading venues. There is never such a thing that, coming to such events, their participants already know everything in advance. Everywhere there is some kind of fuss, and people meet right along the way, learn something unexpected and new for themselves, communicate. And if it was possible to build everything according to the agreements reached in advance, then the forums would probably not be needed: we met in the office, signed the contract, and went to work.

- It turns out that the element of novelty is essential for the success of the forum?

- I can give an example. Once, on one of the air shows, we, the delegation from Komsomolsk-on-Amur, brought samples of cartridges. The products of our patron factory "Vympel" from the neighboring city of Amursk. They themselves could not go, but I suggested to them: prepare your exhibits, we will place them on our stands - in Farnborough, in Le Bourget. And what happened? Our planes stand, and ammunition is next. And all at once went to grab for the cartridges, because to airplanes, of course, on airshows have long been accustomed. As a result, the factory supplies cartridges to the United States. And it all began with a presentation at the salon. Then they exchanged coordinates, held meetings, and the work went off. This is how the meetings should ideally end on the discussion platforms.

November 25: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вячеслав Шпорт: Наша стратегия — представить интеллектуальный потенциал

Губернатор Хабаровского края о том, с чем регион выйдет на Восточный экономический форум

Стал ли Восточный экономический форум по-настоящему эффективной площадкой, расширяющей возможности регионов по привлечению инвестиций, что ищут на подобных мероприятиях представители крупного бизнеса и какие уникальные условия может предложить им Хабаровский край – рассказывает губернатор Вячеслав Шпорт.

Вячеслав Шпорт: Наша стратегия — представить интеллектуальный потенциал

С момента проведения предыдущего Восточного экономического форума прошел год. Какие-то итоги по реализации достигнутых на нем договоренностей уже можно подвести?

– Первый ВЭФ, с одной стороны, оказался очень результативным по подписанным протоколам о намерениях и соглашениям. С другой стороны, он был все-таки ознакомительным для инвесторов. По многим проектам, которые впервые прозвучали на ВЭФ, мы уже активно работаем. Например, по сахарному заводу, проекту инвестора из Таиланда. Год назад они проговорили, что такой проект был бы интересен, мы подписали соглашение, сегодня идет очень глубокая проработка вопроса. Мы встречались с представителями компании в Сингапуре, и на второй ВЭФ они намерены приехать уже с готовым проектным решением, а мы уже обозначили землю, которую готовы предоставить под завод. Вот конкретный пример проекта с приличными вложениями – $200 млн на первом этапе, когда будет создано сахарное производство, а на втором предполагается переходить уже к производным от сахара, а это совершенно новый уровень.

– В сфере ускоренного развития Дальнего Востока что-то изменилось за этот год?

– Есть очень важное для нас – если на первом форуме прозвучал Свободный порт Владивосток, то сейчас есть уже и Свободный порт Ванино. За это время мы успели выдвинуть предложение и сделать его обоснование, защитить и получить одобрение от президента России. В этом году на форуме мы представим, какие направления можно развивать в Ванинском районе.

– Какие-то еще новые площадки и проекты регион представит?

– Мы сделаем упор на продвижение интеллектуального потенциала края. Инвесторы в этом году предложили Минвостокразвития от Хабаровского края 23 проекта, из них отобрано для представления на полях форума семь. В рамках деловой программы ВЭФ будут обсуждаться наши шаги по развитию самых разных сфер: лесопромышленного комплекса, туристической инфраструктуры Дальнего Востока, логистики, промышленных кластеров – всего, что связано с инновациями, производствами, освоением территорий опережающего развития. Вторая часть – это, как и в прошлом году, «Улица Дальнего Востока», где мы покажем, конечно, многое, в том числе жизнь наших коренных малочисленных народов. Но, исходя из опыта прошлого форума, постараемся выстроить более конкретную экспозицию.

– Что в нее войдет?

– Представим, например, Комсомольский-на-Амуре авиазавод – лидера авиастроения – через такую новацию, как сборочное место сборщика-клепальщика. Там мы предоставим возможность любому гостю форума подойти к верстаку и собрать из заготовок модель самолета Sukhoi SuperJet-100 – склепать по-быстрому и забрать с собой. Такие вещи, во-первых, хороший способ познакомить людей поближе с Хабаровским краем, а во-вторых, возможность оставить что-то в руках на память. Также в интерактивном виде представим самые современные технологии, настоящее ноу-хау — сборку одного сложнейшего узла для самолета выведем на экраны. Это вообще новая тема, ее никогда никто не представлял, мне кажется, будет интересно.

– То есть ставка делается и на внешние эффекты?

– Наш павильон выстроен в форме куба. Он воплощает идею интеллектуального производства, на него выведены разные математические формулы, используемые при проектировании летательных аппаратов. У нас стратегия именно в этом – все должны видеть, что в Хабаровске живут люди с интеллектом. У нас край-то не тот, чтобы прийти, «дырку в земле» пробурить и качать нефть. Мы даем сигнал: давайте построим производство. Первое, что спрашивают люди, приходящие с проектами производства – это даже не выделение земли, земля – это само собой. У них вопрос: «Есть ли у вас кадры и где их готовить?». У нас вся эта система подготовки и переподготовки кадров работает, и когда инвестор это видит, то дальше начинается уже конкретный разговор.

– А чем еще, кроме самолетов, может удивить Хабаровский край?

– Будет еще один экспонат – в натуральную, так сказать, величину. Первое построенное на Хабаровском судостроительном заводе судно проекта А-45-2, которое заказывало правительство Хабаровского края, мы выставляем на рейде острова Русский. Вряд ли кто-то еще что-то подобное в последние годы делал в стране, и вряд ли кто-то из субъектов Дальнего Востока сможет подобное представить. Это натуральный образец успехов нашего судостроения, и это покажет, что наш край «заточен» под производство в любых наукоемких отраслях. Смысл всех наших экспонатов, и реальных, и виртуальных, будет заключаться именно в этом. Моя позиция неизменна: главное – человек и его интеллект, который можно использовать для улучшения жизни. Если интеллекта нет, можно сколько угодно, скажем, с лопатой бегать по выставке, но никому ты ничего не докажешь. А мы будем показывать, что наши граждане умеют создавать высокоинтеллектуальный продукт.

– Запланировано ли подписание новых соглашений о сотрудничестве или реализации каких-то конкретных инвестпроектов?

– Их «железно» будет как минимум четыре — столько проектов уже лежит у меня на столе. Может, получится и больше. Но задачи гнаться за кем-то и подписать пять или пятнадцать – нет. Переговоры с различными потенциальными инвесторами и партнерами идут. Соглашения будут касаться кадровой подготовки, поддержки малых экспортеров Хабаровского края, планируем подписать также соглашения со Сбербанком и РАО «Энергетические системы Востока». Что касается проектов, детально представлять будем семь — они прошли отбор. Но говорить будем, разумеется, обо всех, которые могут быть реализованы на территории Хабаровского края. Форум — это площадка, где каждый должен показать возможности и особенности по максимуму. Чем качественнее будет продемонстрировано, как мы поддерживаем и защищаем инвестиции, тем больше вероятность, что инвесторы придут.

– А куда край зовет их в первую очередь?

– Например, в Свободный порт Ванино. Мы можем показать, какие льготные условия там создаются, а инвесторы уже сами должны определяться, чем там можно заняться. Там уже есть проекты по перевалке угля, зерна, развитию судоремонта, но этим потенциал Ванино далеко не исчерпывается. Будем представлять на форуме еще одну новую площадку –  территорию опережающего развития в Николаевске-на-Амуре. Она еще не создана, не утверждена, но одобрение идее есть, есть уже пара инвесторов – будем искать еще. Район там, конечно, отдаленный, но очень перспективный.

– По действующим территориям опережающего развития какие-то новые задумки за год появились? 

– Большая работа продолжается по тем площадкам ТОР, которые относятся к категории greenfield, то есть без какой-либо инфраструктуры. Подвести туда газ, воду, электроэнергию – это обязанности, взятые на себя государством, с ними понятно. Но мы в процессе взаимодействия с инвесторами столкнулись с таким моментом: не все из них готовы самостоятельно строить производственные здания, хотя вкладываться в само производство хотят. Поэтому есть идея создать на одной из таких площадок, «Парус», индустриальный парк, и построить в нем корпуса под потребности конкретных инвесторов. Думаю, это сдвинет процесс привлечения инвесторов – готовые площадки, куда достаточно просто завезти оборудование, начнут быстрее брать. Нас на это натолкнуло, кстати, сравнение площадки «Парус» с площадкой «Амурлитмаш», на которой пусть и старые производственные здания, но есть, и туда и психологически, и экономически проще бизнесу войти. Жизнь показывает, что не каждому инвестору нужна площадка в «чистом поле».

– Что еще нужно крупному иностранному инвестору, чтобы придти в Хабаровский край, кроме льгот, кадров и земли с инфраструктурой?

– Я много встречался с иностранцами. Еще когда я работал депутатом Госдумы, взаимодействовал, например, с инвесторами, которые в Де-Кастри строили нефтяной терминал в рамках соглашения по разделу продукции. Они боялись, что просто вложат деньги, а их украдут. Были такие примеры, но и время тогда было такое – тяжелое. Тогда они переживали и по поводу того, что мы просто технически не сможем принять участие в проекте, потому что предоставили документацию на платформу для Амурского судостроительного завода, где все расчеты были в дюймах. А у нас производство, как известно, работает в миллиметрах. И дюйм в метрическую систему точно не переводится – там целое число и куча цифр после запятой. Они говорили: вы не сможете. А мы смогли перевести всю документацию и построить платформу. Сегодня таких страхов, конечно, уже нет. Все инвесторы говорят, что у нас на Дальнем Востоке инвестиционный климат хороший, и это достижение именно последних лет. Но актуальность кадровых вопросов несомненна, и мы сегодня перестраиваем всю систему подготовки кадров, будем вводить новые специальности, менять программы обучения — именно под конкретные инвестиционные проекты.

– Одна из сессий форума будет посвящена еще одной точке роста  развитию города Комсомольск-на-Амуре. О чем пойдет речь?

– Это поручение президента Владимира Путина, в апреле реализованное через принятие специального постановления правительства России о комплексном развитии города. Мы представим на этой секции форума 27 проектов по развитию. В этом году уже завершаем строительство трех объектов, в том числе реконструкцию драматического театра и новый водозабор. В следующем предполагается строительство еще 11. Покажем все привлекательные инфраструктурные вещи – например, спортивный комплекс. Плюс компания «Эпсилон-2» покажет, какое производство планирует разместить на площадке территории опережающего развития «Комсомольск». Это будет целая отдельная история, завязанная на работу, которая проделана по итогам последнего послания президента Федеральному собранию. Каких-то материальных результатов у нее, конечно, еще нет – мысль прозвучала лишь в конце прошлого года, а воплотилась в документ правительственного уровня весной. Но проекты уже готовятся, сметы считаются. Основная работа в плане строительства начнется в следующем году. На ВЭФ мы можем показать пока только презентацию развития инфраструктуры Комсомольска-на-Амуре в формате «было – есть – стало»: что уже делается, какой рассчитываем получить эффект.

– В каких сессиях форума по обсуждению развития Дальнего Востока будет участвовать делегация Хабаровского края?

– Будем участвовать во всех сессиях и на всех «круглых столах» – край заявился везде. Но мы не только обсуждать намерены. Вместе с компанией «ТехноНИКОЛЬ» прямо на форуме торжественно откроем новый завод, уже построенный на площадке территории опережающего развития «Хабаровск» – это будет эффектный момент. У нас у единственных на Дальнем Востоке уже есть действующее пищевое производство в территории опережающего развития – тепличный комплекс российско-японской компании JGC Evergreen. Покажем и его. А вообще у нас состоявшихся проектов очень много в регионе, во всех отраслях есть успешные примеры, которыми можно привлечь.

– Прошлый ВЭФ проходил немного сумбурно, многие инвесторы приехали на него просто осмотреться. Сейчас заметно, что люди едут уже целенаправленно, зная, что спрашивать и что предлагать?

– В прошлом году, и это не секрет, многие иностранные инвесторы вообще не смогли попасть на форум, хотя очень этого хотели. Сегодня идут переговоры предпринимателей, потенциальных инвесторов и властей всех уровней, чтобы на втором ВЭФ выходить на подписание документов. С сахарным проектом компании Sutech, о котором я уже говорил, например, все именно так. Процесс живой, согласования идут. Люди, заранее зная, что и кто будет на форуме, получают возможность накануне провести переговоры, определить, кто с кем планирует встречаться. Но здесь ведь и нет такой технологии, чтобы с уверенностью в сто процентов свести инициатора проекта и его потенциального партнера. Я вот, например, за свою жизнь объездил все ведущие мировые авиасалоны – не по одному разу каждый. И в Австралии даже бывал, и в Чили, не говоря о ведущих площадках. Никогда такого нет, чтобы, приезжая на подобные мероприятия, их участники уже заранее все знали. Везде какая-то случается и суета, и люди прямо по ходу встречаются, что-то неожиданное и новое для себя узнают, общаются. А если бы было возможно выстраивать все по заранее достигнутым договоренностям, то и форумы, наверное, были бы не нужны: встретились в кабинете, договор подписали – и пошли работать.

– Получается, элемент новизны — это обязательно для успеха форума?

– Я могу привести пример. Однажды на один из авиасалонов мы, делегация от Комсомольска-на-Амуре, привезли образцы патронов. Продукцию нашего патронного завода «Вымпел» из соседнего города Амурска. Сами они не могли поехать, но я им предложил: готовьте свои экспонаты, мы их на наших стендах разместим – в Фарнборо, в Ле Бурже. И что получилось? Стоят наши самолеты, а рядом – патроны. И все сразу пошли хвататься за патроны, потому что к самолетам-то, понятное дело, на авиасалонах давно привыкли. Как результат – завод поставляет патроны в США. А началось все именно с презентации на салоне. Потом обменялись координатами, провели встречи – и пошла работа. Именно так в идеале и должны завершаться встречи на дискуссионных площадках.