Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вячеслав Шпорт: Наша стратегия — представить интеллектуальный потенциал

Губернатор Хабаровского края о том, с чем регион выйдет на Восточный экономический форум

Стал ли Восточный экономический форум по-настоящему эффективной площадкой, расширяющей возможности регионов по привлечению инвестиций, что ищут на подобных мероприятиях представители крупного бизнеса и какие уникальные условия может предложить им Хабаровский край – рассказывает губернатор Вячеслав Шпорт.

Вячеслав Шпорт: Наша стратегия — представить интеллектуальный потенциал

С момента проведения предыдущего Восточного экономического форума прошел год. Какие-то итоги по реализации достигнутых на нем договоренностей уже можно подвести?

– Первый ВЭФ, с одной стороны, оказался очень результативным по подписанным протоколам о намерениях и соглашениям. С другой стороны, он был все-таки ознакомительным для инвесторов. По многим проектам, которые впервые прозвучали на ВЭФ, мы уже активно работаем. Например, по сахарному заводу, проекту инвестора из Таиланда. Год назад они проговорили, что такой проект был бы интересен, мы подписали соглашение, сегодня идет очень глубокая проработка вопроса. Мы встречались с представителями компании в Сингапуре, и на второй ВЭФ они намерены приехать уже с готовым проектным решением, а мы уже обозначили землю, которую готовы предоставить под завод. Вот конкретный пример проекта с приличными вложениями – $200 млн на первом этапе, когда будет создано сахарное производство, а на втором предполагается переходить уже к производным от сахара, а это совершенно новый уровень.

– В сфере ускоренного развития Дальнего Востока что-то изменилось за этот год?

– Есть очень важное для нас – если на первом форуме прозвучал Свободный порт Владивосток, то сейчас есть уже и Свободный порт Ванино. За это время мы успели выдвинуть предложение и сделать его обоснование, защитить и получить одобрение от президента России. В этом году на форуме мы представим, какие направления можно развивать в Ванинском районе.

– Какие-то еще новые площадки и проекты регион представит?

– Мы сделаем упор на продвижение интеллектуального потенциала края. Инвесторы в этом году предложили Минвостокразвития от Хабаровского края 23 проекта, из них отобрано для представления на полях форума семь. В рамках деловой программы ВЭФ будут обсуждаться наши шаги по развитию самых разных сфер: лесопромышленного комплекса, туристической инфраструктуры Дальнего Востока, логистики, промышленных кластеров – всего, что связано с инновациями, производствами, освоением территорий опережающего развития. Вторая часть – это, как и в прошлом году, «Улица Дальнего Востока», где мы покажем, конечно, многое, в том числе жизнь наших коренных малочисленных народов. Но, исходя из опыта прошлого форума, постараемся выстроить более конкретную экспозицию.

– Что в нее войдет?

– Представим, например, Комсомольский-на-Амуре авиазавод – лидера авиастроения – через такую новацию, как сборочное место сборщика-клепальщика. Там мы предоставим возможность любому гостю форума подойти к верстаку и собрать из заготовок модель самолета Sukhoi SuperJet-100 – склепать по-быстрому и забрать с собой. Такие вещи, во-первых, хороший способ познакомить людей поближе с Хабаровским краем, а во-вторых, возможность оставить что-то в руках на память. Также в интерактивном виде представим самые современные технологии, настоящее ноу-хау — сборку одного сложнейшего узла для самолета выведем на экраны. Это вообще новая тема, ее никогда никто не представлял, мне кажется, будет интересно.

– То есть ставка делается и на внешние эффекты?

– Наш павильон выстроен в форме куба. Он воплощает идею интеллектуального производства, на него выведены разные математические формулы, используемые при проектировании летательных аппаратов. У нас стратегия именно в этом – все должны видеть, что в Хабаровске живут люди с интеллектом. У нас край-то не тот, чтобы прийти, «дырку в земле» пробурить и качать нефть. Мы даем сигнал: давайте построим производство. Первое, что спрашивают люди, приходящие с проектами производства – это даже не выделение земли, земля – это само собой. У них вопрос: «Есть ли у вас кадры и где их готовить?». У нас вся эта система подготовки и переподготовки кадров работает, и когда инвестор это видит, то дальше начинается уже конкретный разговор.

– А чем еще, кроме самолетов, может удивить Хабаровский край?

– Будет еще один экспонат – в натуральную, так сказать, величину. Первое построенное на Хабаровском судостроительном заводе судно проекта А-45-2, которое заказывало правительство Хабаровского края, мы выставляем на рейде острова Русский. Вряд ли кто-то еще что-то подобное в последние годы делал в стране, и вряд ли кто-то из субъектов Дальнего Востока сможет подобное представить. Это натуральный образец успехов нашего судостроения, и это покажет, что наш край «заточен» под производство в любых наукоемких отраслях. Смысл всех наших экспонатов, и реальных, и виртуальных, будет заключаться именно в этом. Моя позиция неизменна: главное – человек и его интеллект, который можно использовать для улучшения жизни. Если интеллекта нет, можно сколько угодно, скажем, с лопатой бегать по выставке, но никому ты ничего не докажешь. А мы будем показывать, что наши граждане умеют создавать высокоинтеллектуальный продукт.

– Запланировано ли подписание новых соглашений о сотрудничестве или реализации каких-то конкретных инвестпроектов?

– Их «железно» будет как минимум четыре — столько проектов уже лежит у меня на столе. Может, получится и больше. Но задачи гнаться за кем-то и подписать пять или пятнадцать – нет. Переговоры с различными потенциальными инвесторами и партнерами идут. Соглашения будут касаться кадровой подготовки, поддержки малых экспортеров Хабаровского края, планируем подписать также соглашения со Сбербанком и РАО «Энергетические системы Востока». Что касается проектов, детально представлять будем семь — они прошли отбор. Но говорить будем, разумеется, обо всех, которые могут быть реализованы на территории Хабаровского края. Форум — это площадка, где каждый должен показать возможности и особенности по максимуму. Чем качественнее будет продемонстрировано, как мы поддерживаем и защищаем инвестиции, тем больше вероятность, что инвесторы придут.

– А куда край зовет их в первую очередь?

– Например, в Свободный порт Ванино. Мы можем показать, какие льготные условия там создаются, а инвесторы уже сами должны определяться, чем там можно заняться. Там уже есть проекты по перевалке угля, зерна, развитию судоремонта, но этим потенциал Ванино далеко не исчерпывается. Будем представлять на форуме еще одну новую площадку –  территорию опережающего развития в Николаевске-на-Амуре. Она еще не создана, не утверждена, но одобрение идее есть, есть уже пара инвесторов – будем искать еще. Район там, конечно, отдаленный, но очень перспективный.

– По действующим территориям опережающего развития какие-то новые задумки за год появились? 

– Большая работа продолжается по тем площадкам ТОР, которые относятся к категории greenfield, то есть без какой-либо инфраструктуры. Подвести туда газ, воду, электроэнергию – это обязанности, взятые на себя государством, с ними понятно. Но мы в процессе взаимодействия с инвесторами столкнулись с таким моментом: не все из них готовы самостоятельно строить производственные здания, хотя вкладываться в само производство хотят. Поэтому есть идея создать на одной из таких площадок, «Парус», индустриальный парк, и построить в нем корпуса под потребности конкретных инвесторов. Думаю, это сдвинет процесс привлечения инвесторов – готовые площадки, куда достаточно просто завезти оборудование, начнут быстрее брать. Нас на это натолкнуло, кстати, сравнение площадки «Парус» с площадкой «Амурлитмаш», на которой пусть и старые производственные здания, но есть, и туда и психологически, и экономически проще бизнесу войти. Жизнь показывает, что не каждому инвестору нужна площадка в «чистом поле».

– Что еще нужно крупному иностранному инвестору, чтобы придти в Хабаровский край, кроме льгот, кадров и земли с инфраструктурой?

– Я много встречался с иностранцами. Еще когда я работал депутатом Госдумы, взаимодействовал, например, с инвесторами, которые в Де-Кастри строили нефтяной терминал в рамках соглашения по разделу продукции. Они боялись, что просто вложат деньги, а их украдут. Были такие примеры, но и время тогда было такое – тяжелое. Тогда они переживали и по поводу того, что мы просто технически не сможем принять участие в проекте, потому что предоставили документацию на платформу для Амурского судостроительного завода, где все расчеты были в дюймах. А у нас производство, как известно, работает в миллиметрах. И дюйм в метрическую систему точно не переводится – там целое число и куча цифр после запятой. Они говорили: вы не сможете. А мы смогли перевести всю документацию и построить платформу. Сегодня таких страхов, конечно, уже нет. Все инвесторы говорят, что у нас на Дальнем Востоке инвестиционный климат хороший, и это достижение именно последних лет. Но актуальность кадровых вопросов несомненна, и мы сегодня перестраиваем всю систему подготовки кадров, будем вводить новые специальности, менять программы обучения — именно под конкретные инвестиционные проекты.

– Одна из сессий форума будет посвящена еще одной точке роста  развитию города Комсомольск-на-Амуре. О чем пойдет речь?

– Это поручение президента Владимира Путина, в апреле реализованное через принятие специального постановления правительства России о комплексном развитии города. Мы представим на этой секции форума 27 проектов по развитию. В этом году уже завершаем строительство трех объектов, в том числе реконструкцию драматического театра и новый водозабор. В следующем предполагается строительство еще 11. Покажем все привлекательные инфраструктурные вещи – например, спортивный комплекс. Плюс компания «Эпсилон-2» покажет, какое производство планирует разместить на площадке территории опережающего развития «Комсомольск». Это будет целая отдельная история, завязанная на работу, которая проделана по итогам последнего послания президента Федеральному собранию. Каких-то материальных результатов у нее, конечно, еще нет – мысль прозвучала лишь в конце прошлого года, а воплотилась в документ правительственного уровня весной. Но проекты уже готовятся, сметы считаются. Основная работа в плане строительства начнется в следующем году. На ВЭФ мы можем показать пока только презентацию развития инфраструктуры Комсомольска-на-Амуре в формате «было – есть – стало»: что уже делается, какой рассчитываем получить эффект.

– В каких сессиях форума по обсуждению развития Дальнего Востока будет участвовать делегация Хабаровского края?

– Будем участвовать во всех сессиях и на всех «круглых столах» – край заявился везде. Но мы не только обсуждать намерены. Вместе с компанией «ТехноНИКОЛЬ» прямо на форуме торжественно откроем новый завод, уже построенный на площадке территории опережающего развития «Хабаровск» – это будет эффектный момент. У нас у единственных на Дальнем Востоке уже есть действующее пищевое производство в территории опережающего развития – тепличный комплекс российско-японской компании JGC Evergreen. Покажем и его. А вообще у нас состоявшихся проектов очень много в регионе, во всех отраслях есть успешные примеры, которыми можно привлечь.

– Прошлый ВЭФ проходил немного сумбурно, многие инвесторы приехали на него просто осмотреться. Сейчас заметно, что люди едут уже целенаправленно, зная, что спрашивать и что предлагать?

– В прошлом году, и это не секрет, многие иностранные инвесторы вообще не смогли попасть на форум, хотя очень этого хотели. Сегодня идут переговоры предпринимателей, потенциальных инвесторов и властей всех уровней, чтобы на втором ВЭФ выходить на подписание документов. С сахарным проектом компании Sutech, о котором я уже говорил, например, все именно так. Процесс живой, согласования идут. Люди, заранее зная, что и кто будет на форуме, получают возможность накануне провести переговоры, определить, кто с кем планирует встречаться. Но здесь ведь и нет такой технологии, чтобы с уверенностью в сто процентов свести инициатора проекта и его потенциального партнера. Я вот, например, за свою жизнь объездил все ведущие мировые авиасалоны – не по одному разу каждый. И в Австралии даже бывал, и в Чили, не говоря о ведущих площадках. Никогда такого нет, чтобы, приезжая на подобные мероприятия, их участники уже заранее все знали. Везде какая-то случается и суета, и люди прямо по ходу встречаются, что-то неожиданное и новое для себя узнают, общаются. А если бы было возможно выстраивать все по заранее достигнутым договоренностям, то и форумы, наверное, были бы не нужны: встретились в кабинете, договор подписали – и пошли работать.

– Получается, элемент новизны — это обязательно для успеха форума?

– Я могу привести пример. Однажды на один из авиасалонов мы, делегация от Комсомольска-на-Амуре, привезли образцы патронов. Продукцию нашего патронного завода «Вымпел» из соседнего города Амурска. Сами они не могли поехать, но я им предложил: готовьте свои экспонаты, мы их на наших стендах разместим – в Фарнборо, в Ле Бурже. И что получилось? Стоят наши самолеты, а рядом – патроны. И все сразу пошли хвататься за патроны, потому что к самолетам-то, понятное дело, на авиасалонах давно привыкли. Как результат – завод поставляет патроны в США. А началось все именно с презентации на салоне. Потом обменялись координатами, провели встречи – и пошла работа. Именно так в идеале и должны завершаться встречи на дискуссионных площадках.