Поделиться
Владимир Миклушевский: Приморье представит свои истории успеха
Поделиться

Приморский край – один из лидеров экономического развития на Дальнем Востоке: за год с прошедшего форума регион показал яркую динамику успешных проектов. О том, что Приморье представит на ВЭФ-2016, EastRussia рассказывает губернатор края Владимир Миклушевский

– Владимир Владимирович, в 2016 году Приморье уже во второй раз примет Восточный экономический форум. Готовите какие-то сюрпризы?

– ВЭФ – один из двух форумов в России президентского уровня. Это важнейшая площадка для привлечения инвестиций не только в Приморском крае, но и на весь Дальний Восток. В этом году мы ожидаем до трех тысяч участников, это в два раза больше, чем в прошлом году. И город, и край активно готовятся: мы инспектируем гостиницы и рестораны, аккредитованные при Форуме, готовим площадки, мероприятия культурной программы. Надо отметить, что, в этом году го0стям представится возможность посетить Океанариум – совершенно уникальный объект, крайне интересный.

– С какими проектами и предложениями Приморье выходит на Форум?

– Прежде всего, мы будем представлять проекты, которые уже сегодня заявлены в рамках территорий опережающего развития, как некие "истории успеха". Поэтому уже с определенной долей уверенности мы можем говорить, что проекты будут реалилизованы, строительная техника уже на площадках. Я имею в виду и ТОР «Михайловский», и ТОР «Надеждинская». Безусловно, сейчас активно идет строительство судоверфи «Звезда» – это третья ТОР «Большой Камень», которая постановлением правительства РФ создана в Приморском крае. Все три ТОРа для нас чрезвычайно важны, потому что они создают новые рабочие места и производства. Как следствие - это увеличение налогооблагаемой  базы,  и, как следствие, бюджета края, который направляется на развитие региона, на улучшение качества жизни. Рассчитываю, что новые возможности привлекут к нам экономически активных людей и из других регионов России.

Конечно, на ВЭФ представим и проекты Свободного порта Владивосток. 22 августа состоялось заседание очередного, уже пятого Наблюдательного совета, одобрили еще 36 инвестпроектов. Это в дополнение к 60 уже имеющимся резидентам, а общая сумма инвестиций по всем 96 компаниям превышает 125 млрд рублей. Порядок регистрации максимально упрощен, но льготу резидент получит только тогда, когда что-то построит.

Также Приморский край представит на Восточном экономическом форуме 29 инвестиционных проектов, из них 5 – в формате питч-сессий. Это и такие масштабные, как международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». Вместе с китайскими инвесторами мы обсудим финансовую модель их модернизации. Партнеры из КНР очень заинтересованы в скорейшем завершении реконструкции коридоров – по ним путь грузов из северо-восточных провинций Китая до, к примеру, Японии, сокращается в 3-3,5 раза.

Безусловно, на форуме будет представлены судостроительный комплекс «Звезда», завод по сжижению природного газа, строительство универсального морского порта «Большой Порт «Зарубино». А также такие крупные проекты, как  модернизация крупнейшего на Дальнем Востоке припортового холодильного терминала, который находится во Владивостоке, строительство свинокомплекса,  туристско-рекреационный кластер «Приморское Кольцо» и завод по производству энергосберегающих материалов. Рассчитываем, что инициаторы проектов смогут найти заинтересованных инвесторов на форуме.

– Один из блоков деловой программы ВЭФ будет посвящен предоставляемым инвесторам возможностям на Дальнем Востоке, в том числе тем, которые предоставляют территории опережающего развития и Свободный порт. На какие отрасли делается ставка в Приморском крае в рамках создания этих площадок?

– Все территории опережающего развития в Приморье создаются по принципу приоритетности и востребованности для приморской экономики. Безусловно, это транспортно-логистическая отрасль. Через Приморье проходит Транссиб, у нас есть развитая сеть автомобильных дорог, действует современный международный аэропорт, находятся все незамерзающие порты Дальнего Востока, поэтому появление в крае многопрофильной производственно-логистической площадки ТОР «Надеждинская» вполне логично. На её территории планировалось разместить порядка 30 мероприятий, и площадка почти заполнена. Объем инвестиций составляет уже порядка 7 миллиардов рублей. Большие возможности для развития транспортно-логистической отрасли открывает реализация закона о Свободном порте Владивосток. По оценкам экспертов, особый режим порта к 2025 году даст нам прирост валового регионального продукта более чем в 2,5 раза, столько же составит рост инвестиций в основной капитал. И что не менее важно – на 30% увеличит число занятых в экономике края людей. Ключевой макроэкономический проект региона – модернизация международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», о которых я уже упоминал.

Судостроение – одна из самых перспективных отраслей в регионе, и сегодня у нас строится судоверфь «Звезда», которая будет выпускать суда даже ледового класса. На ее базе создана ТОР «Большой Камень», объемы частных инвестиций которой составят порядка 140 миллиардов рублей.

Кроме того, стратегическое значение для Приморского края имеет сельскохозяйственная отрасль. Приморский ТОР «Михайловский» специализируется на размещении современных агропромышленных производств с полным циклом переработки, хранения и логистики продукции. Его резидентами уже стали шесть компаний: «Русагро-Приморье», «Мерси трейд», «Приморский бекон», «ХорольАгроХолдинг», «Дальневосточная сельскохозяйственная компания», «Черниговский агрохолдинг». Общая сумма инвестиций резидентов – более 60 миллиардов рублей.

–  Важным направлением для Приморья является туризм.  Какие перспективы развития этой отрасли вы видите в ближайшем будущем?

Сфера туризма действительно для Приморья одна из приоритетных. Наше огромное преимущество – уникальная природа, которая притягивает туристов со всего мира. На севере края – это уссурийская тайга, на юге – морские пляжи, острова.

Приморский край очень востребован у туристов из стран АТР еще и потому, что это крупнейший центр европейской и российской культуры на Тихом океане. У нас находится сцена знаменитого Мариинского театра, работают музеи и картинные галереи, обладающие уникальными коллекциями. В начале сентября откроется океанариум, крупнейший в стране и один из двух самых больших в мире. В скором времени край ожидает открытие филиала Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. 

Приморский край ежегодно отмечает увеличение въездного туризма на 9%, а внутреннего – на 11–17%.  Также мы  прочно занимаем лидирующие позиции по объему въездного туристского потока в рамках соглашения между Правительством России и правительством КНР о безвизовых групповых поездках. По итогам прошлого года туристский поток этому соглашению вырос в два раза, и эта тенденция сохраняется. Наша цель – к 2020 году стать мощным межрегиональным туристским хабом России на Дальнем Востоке, который  посещают до 10 миллионов туристов в год.  У Приморья есть для этого все: рядом находится туристский рынок АТР, самый  быстрорастущий в мире, – только из Китая ежегодно выезжают порядка 120 миллионов человек. Еще одно преимущество - уникальные преференции, которые дает краю Свободный порт Владивосток.  Это  позволит нам формировать маршруты из Азии в Россию и обратно. Очень востребованы сегодня и межрегиональные маршруты по Дальнему Востоку и Сибири.  На втором Тихоокеанском туристском форуме в мае этого года был презентован проект «Восточное кольцо». Суть его в том, что турист может воспользоваться пакетным туром и посетить за несколько дней самые яркие достопримечательности регионов, например,  Приморскую сцену Мариинского театра, затем тисовую рощу на острове Петрова, а далее отправиться в Хабаровский край или на Камчатку.

– Многим участникам форума интересен интегрированный развлекательный курорт «Приморье». Год назад, в ходе прошлого ВЭФ, его первый комплекс еще не  работал. Зато в этом году, как мы знаем, гости планируют посещение курорта. Для Приморского края это тоже история успеха?

– Первый комплекс курорта сегодня принимает 500-600 человек в сутки, с момента открытия его уже посетили более 130 тысяч человек. Он приносит в бюджет края 140 млн рублей в виде налогов ежегодно. Сейчас помимо первого действующего комплекса будут закладываться еще четыре отеля. Всего мы их планируем построить 22. Это серьезная задача, проект рассчитан до 2025 года.

В целом вещь хорошая. Но надо понимать вот еще что. Когда будет создана инфраструктура полностью, то услуг будет значительно больше. Практика Лас-Вегаса, Макао говорит о том, что постепенно большая часть доходов смещается из области игры в область дополнительных услуг: проживания, развлечений, шопинга, делового туризма и других сопутствующих услуг. В Лас-Вегасе, например, сейчас соотношение 70 на 30. То есть сама игра – только 30%.

Посещая игорную зону вместе с вице-премьером Юрием Трутневым, обсуждали с инвесторами те вопросы, которые их интересуют. Например, создание зоны беспошлинной торговли. У нас в России пока такого нет. И это тема, которую надо создавать хотя бы в "пилотном" режиме. Мы хотим, чтобы первым проектом стала игорная зона "Приморье".


Леонид Агафонов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов