Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

ВЭФ как площадка для развития въездного туризма в Приморье

Эксперт EastRussia о возможном практическом влиянии форума на туризм в регионе

Во Владивостоке прошел пятый Восточный экономический форум. В ходе ВЭФ участники подписали 270 соглашений на рекордную сумму в 3,4 трлн рублей. Однако объективно оценить эффективность столь масштабного мероприятия для Приморского края довольно сложно: форум ориентирован на развитие Дальнего Востока в целом, к тому же участники обсуждали сотрудничество во многих сферах, что не позволяет сфокусировать внимание на конкретном и «осязаемом» результате. Чтобы оценить практическое воздействие прошедшего форума, нужно просмотреть его влияние на узкую отрасль экономики, например, на туризм, который является одним из драйверов развития Приморья.

ВЭФ как площадка для развития въездного туризма в Приморье
Фото: pixabay.com

Вынесенные на форум инициативы, касающиеся развития приморского туризма, можно условно разделить на три группы. Первая – это заявления и обсуждения стратегического характера, которые обозначают общие направления развития отрасли, и если и воплотятся в жизнь, то далеко не в ближайшие годы. Это, например, заявление губернатора Приморья Олега Кожемяко о том, что Владивосток может побороться за право проведения летних Олимпийских игр 2036 года. Достижение такой амбициозной цели несомненно обеспечит весомый приток туристов в регион. Для примера, за 17 дней проведения зимних игр в Сочи олимпийский парк посетило более 1,4 млн человек.

Однако если проведение летней Олимпиады во Владивостоке из-за отсутствия необходимой спортивной инфраструктуры представляется сомнительным, то предложения по возведению конгрессно-выставочного центра в регионе выглядит вполне осуществимыми. По оценкам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, необходимость создания специализированной выставочной площадки обусловлена тем, что в среднем в развитых странах мира 1,5% ВВП приходится на конгрессную деятельность, в то время как в России этот показатель составляет лишь 0,2%. Владивосток в этом отношении станет удобной площадкой для взаимодействия с партнерами из стран АТР.

Ко второй группе инициатив, выдвинутых на ВЭФ, можно отнести достигнутые договоренности информационно-обеспечивающего характера, результат от которых появится в среднесрочной перспективе. Так, к примеру, на ВЭФ между Приморским и Камчатским краями, Сахалинской областью и Чукоткой было подписано соглашение о всестороннем сотрудничестве в сфере круизного туризма. Документ предусматривает создание новых маршрутов, совместную поддержку и продвижение круизных турпродуктов, в том числе и популяризацию совместного дальневосточного туристического бренда Pacific Russia на российском и зарубежных рынках.

В ходе ВЭФ также было подписано соглашение между туристско-информационным центром (ТИЦ) Приморского края и Ассоциацией ТИЦ Дальнего Востока о запуске аналога приморского «полосатого навигатора» в других субъектах ДФО.

Справка: 

«Полосатый навигатор» – разработанная АНО «Туристско-информационный центр Приморского края» бесплатная городская мобильная туристско-информационная служба. Проект запустили в июне 2019 года. Он основан на привлечении волонтеров, владеющих иностранными языками и предлагающих туристам собственную помощь, а также печатные материалы с информацией о туристических маршрутах, достопримечательностях, экстренных службах и пр. За два месяца работы «полосатый навигатор» оказал поддержку более чем 500 иностранным туристам.

Третью группу договоренностей ВЭФ в сфере туризма составляют соглашения практического характера, эффект от которых Приморский край ощутит в ближайшее время. Так, в ходе форума администрация Приморского края подписала соглашение с японской авиакомпанией Japan Airlines (JAL), которая уже весной 2020 года начнет выполнять прямые ежедневные рейсы между Токио и Владивостоком на Boeing-737-800 вместимостью около 150 человек. Кроме того, еще одна японская авиакомпания All Nippon Airways (ANA), которая ранее уже заявляла о начале полетов между Токио и Владивостоком с 2020 года, подписала соглашение с ТИЦ Приморского края о взаимном сотрудничестве. По документу японский авиаперевозчик берет на себя обязательства по продвижению туристического бренда Приморья.



Примечательно, что сейчас в Приморском крае японские туристы являются самыми малочисленными иностранными путешественниками, представляющими одну из трех крупнейших стран Северо-Восточной Азии. Так, в 2018 году из 780 тыс. въездных туристов подданные Страны восходящего солнца составили лишь 20 тыс. человек (около 2,5% от общего числа въездных туристов), в то время как турпоток из Китая и Южной Кореи составил 365 и 220 тыс. гостей соответственно (около 47% и 28%).

Столь серьезное отставание Японии от Китая и Южной Кореи вызвано, в первую очередь, отсутствием должного транспортного сообщения между Японией и Приморским краем. К примеру, высокий туристический поток между КНР и РФ обеспечивается как за счет регулярного авиасообщения, так и благодаря множеству сухопутных пунктов пропуска, которые уже не первый год работают гораздо выше пределов своих пропускных способностей. Республику Корея связывают с Приморьем шесть корейских авиакомпаний, что также обеспечивает поддержание стабильного роста турпотока.

На японском направлении до настоящего времени работали лишь российские авиаперевозчики S7 и «Аврора», в то время как в Стране восходящего солнца существует довольно высокий интерес к туристическому продукту Приморья. Очевидно, что именно Япония остается неисчерпанным ресурсом, который способен придать ощутимый рост числу иностранных туристов, посещающих Приморский край. Как следствие, при выполнении японскими авиаперевозчиками подписанных в ходе ВЭФ соглашений, вероятно, что уже в 2021 году Приморский край посетит около 90-100 тыс. туристов из Японии.

Таким образом, пятый Восточный экономический форум поможет развитию туристической отрасли Приморского края. На мероприятии обозначили стратегические цели для индустрии, сформировали направления для развития в среднесрочной перспективе, а также задействовали ресурсы, которые поспособствуют росту въездного туризма в регион в ближайшие годы.