Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Inbound tourism: benefit or damage to Primorye?

EastRussia expert discusses the pros and cons of visiting guests for the economy and ecology of the region

Today Vladivostok is experiencing a real tourist boom. In 2018, the region was visited by 650 thousand of foreign visitors, which became a historical record. In the first half of this year, more than 300 thousand foreign tourists have already visited Primorye. Given that the highest season is in the second half of the year, last year’s record will be at least repeated. However, it is not known whether such indicators bring more pluses or minuses to the region.

Inbound tourism: benefit or damage to Primorye?
Photo: pixabay.com

Few talk about Russian tourists visiting Vladivostok, although their number is several times higher than the number of foreign guests. According to TurStat analytical agency, in 2018 about three million people visited the capital of Primorsky Krai with tourist purposes. Subtracting 650 thousand foreigners from this figure, we get the approximate number of Russians - 2,35 million.

Undoubtedly, such a high tourist flow carries many advantages for the development of the urban and regional economy, especially for small businesses. Foreign and Russian guests eat in restaurants, rent housing and transport, make expensive purchases in stores. But is the positive economic effect obtained from the growth of inbound tourism in Primorye?

Based on the data of Primorskstat, it is clear that during the active growth of inbound tourism in Primorye (2016-2018 of the year), retail trade turnover increased only by 5%, and the volume of paid services by 1%. The growth of tax payments of the regional tourism industry in 2018 year amounted to 6,9%. Of course, these are far from the numbers that I would like to see during the tourist boom. A significant share of financial transactions in the tourism sector remains “in the background” and does not bring a significant positive effect on the local economy.

At the same time, lately more and more people talk about the problem of “overtourism” in the region. However, Vladivostok is still very far from "overtourism" in its classical sense, since the current tourist load on the city is no more than 4,3 tourists per local resident. For example, in the cities most affected by “overtourism” (Venice, Las Vegas, Barcelona), this figure is from 20 to 110 people. However, the peculiarities of the geographical location of Vladivostok, the state of its transport infrastructure, the mentality of the population really lead to the fact that the current level of inbound tourism creates a whole complex of economic, social and environmental problems in the city.

The main difficulty for residents of Vladivostok is the rapid rise in prices in the real estate market. Moreover, this phenomenon is characteristic both for short-term and long-term rental of apartments, and for the sale of residential premises. The reason is that the growing tourist flow is pushing up the prices for daily rent of real estate. So, at the time of writing (16 August 2019 of the year) on the city site of Farpost announcements there were 104 existing proposals for the daily rent of one-room apartments in the city center. Price range - from two thousand to 12 thousand rubles. Using simple mathematical calculations, we get the average price for renting an apartment with the given parameters (one-room apartment in the city center) - 4 020 rubles. It is noteworthy that when expanding the boundaries of observation to the scale of the entire city, the average price for a one-room apartment remains approximately the same. For comparison, in the summer of 2017, according to the Avito advertising portal, the cost of daily rent of an apartment in Vladivostok was 2 440 rubles. Thus, over two years, the cost of daily rental housing increased by 65%.

The cost of short-term rental leads to a proportional increase in prices for long-term rental apartments. The reason is that the average monthly rental price of an apartment, as a rule, corresponds to 10-12 costs of its daily rent. As a result, according to the analytic portal Mir Apartments, in 2018, Vladivostok took first place in Russia in terms of growth in prices for long-term rental of one-room apartments, reaching a price increase of 19,1% compared to the 2017 year.

For clarity, we again turn to the advertising portal Farpost. At the time of writing, in the city center, 24 one-room apartments with an average cost of 34 350 rubles were rented out per month. At the same time, according to the results of the 2018 year, the average salary of a resident of Vladivostok, net of tax payments, amounted to 48 600 rubles (according to the administration of the city of Vladivostok). From the above figures it is clear that the average Vladivostok residents find it difficult to live in a rented apartment in the city center.



The rise in price of rental housing, in turn, leads to higher prices for the purchase of apartments, as people often buy real estate as a tool for further earnings. This trend is more characteristic of the secondary housing market, as buyers select apartments that do not require additional costs when putting them on the rental market. According to the Federal State Statistics Service, only in the first half of 2019, the price per square meter in the secondary housing market increased by 7,2%, and according to the results of 2018, the analytical agency Mir Apartments put Vladivostok in the first place in the rating of rising prices for secondary housing, since the average square price increased by the city amounted to 19,7%.

The rise in price of housing is only one of the problems that exists in the city, and which is not customary to link with an increase in tourist flow to the region. An important issue is also the change in the structure of employment in the city. Local residents are moving from industry and agriculture to “near-tourism” areas of activity (trade, transport, hotel services, catering), which is caused by the pursuit of “easy money”.

Primorskstat data on the number of employees by type of economic activity for 2018-2019 years indicate that the number of employees in retail trade increased by four thousand people. An increase in the number of employees was also observed in the areas of real estate operations, which include the rental of real estate (3 200 people), hotel services and catering facilities (1 100 people), transportation services (400 people).

The increase in the number of employees in the above-mentioned “tourism tourism” sectors was due to a decrease in the number of employees in the energy sector (by 2500 people), agriculture (by 900 people), manufacturing (by 700 people), professional, scientific and technical activities (by 900 people) , construction (for 400 people), education (for 250 people), water supply and sanitation (for 500 people), the provision of other types of services, which include computer repair, maintenance of household items, etc. (at 1100 person).

Of course, these indicators do not reflect the full and objective picture of the ongoing processes. At the same time, there is a tendency for the transition of workers from the spheres of production, energy and science to industries related to tourist services.

The spectrum of other problems associated with the high influx of tourists to Vladivostok can be combined by the collective term “predatory tourism”, which was used by the German magazine Spiegel to describe the negative impact of tourists on the ecology and historical heritage of the planet. This term is used to describe the sensational situation in the media around Stekljannaya Bay, from where foreign tourists take glass fragments washed by the sea, which made this beach so popular. Damage caused to the sights is not amenable to any statistical estimates, however, personal observations suggest that the beach acquired “bare” spots uncharacteristic of it two or three years ago.

Thus, the active growth of inbound tourism has not only positive aspects for the region, but also hides a whole range of diverse problems, such as the rise in price of real estate, lack of personnel in the field of production and science, damage to the environment and historical heritage. Of course, tourism is necessary for both the city and the region, since it is he who is the driver of economic growth, however, this resource must be used correctly, removing the income from the "shadow" and expanding the geography of tourist routes.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Въездной туризм: благо или урон для Приморья?

Эксперт EastRussia рассуждает о плюсах и минусах приезда гостей для экономики и экологии региона

Сегодня Владивосток переживает настоящий туристический бум. В 2018 году регион посетило 650 тыс. иностранных гостей, что стало историческим рекордом. В первом полугодии этого года в Приморье побывало уже более 300 тыс. зарубежных туристов. Учитывая, что самый высокий сезон приходится на вторую половину года, прошлогодний рекорд будет, как минимум, повторен. Однако неизвестно, больше плюсов или минусов приносят такие показатели региону.

Въездной туризм: благо или урон для Приморья?
Фото: pixabay.com

Мало кто говорит о российских туристах, посещающих Владивосток, хотя их количество в несколько раз превышает число иностранных гостей. По оценкам аналитического агентства ТурСтат, в 2018 году столицу Приморского края с туристическими целями посетило около трех млн человек. Вычтя из данной цифры 650 тыс. иностранцев, получаем примерное количество россиян — 2,35 млн.

Несомненно, столь высокий турпоток несет множество плюсов для развития городской и региональной экономики, в особенности — для малого бизнеса. Иностранные и российские гости питаются в ресторанах, арендуют жилье и транспорт, совершают дорогие покупки в магазинах. Но так ли ощутим положительный экономический эффект, полученный от роста въездного туризма в Приморье?

Исходя из данных Приморскстата, видно, что за время активного роста въездного туризма в Приморье (2016-2018 года) оборот розничной торговли увеличился лишь на 5%, а объем предоставляемых платных услуг — на 1%. Рост налоговых платежей краевой туриндустрии в 2018 году составил 6,9%. Безусловно, это далеко не те цифры, которые хотелось бы видеть в период туристического бума. Серьезная доля финансовых операций в туристическом секторе остается «в тени» и не приносит значимого положительного эффекта для местной экономики.

Вместе с тем, в последнее время все чаще говорят о проблеме «овертуризма» в регионе. Однако до «овертуризма» в его классическом понимании Владивостоку еще очень далеко, поскольку нынешняя туристическая нагрузка на город составляет не более 4,3 туриста на одного местного жителя. Для примера, в городах, наиболее страдающих от «овертуризма» (Венеция, Лас-Вегас, Барселона), этот показатель составляет от 20 до 110 человек. Однако особенности географического положения Владивостока, состояние его транспортной инфраструктуры, менталитет населения действительно приводят к тому, что нынешний уровень въездного туризма создает в городе целый комплекс экономических, социальных и экологических проблем.

Основной сложностью для жителей Владивостока становится быстрый рост цен на рынке недвижимости. При этом данное явление характерно как для краткосрочной и долгосрочной аренды квартир, так и для купли-продажи жилых помещений. Причина кроется в том, что растущий туристический поток толкает вверх цены на посуточную сдачу недвижимости. Так, на момент написания статьи (16 августа 2019 года) на городском сайте объявлений Farpost имелось 104 действующих предложения о посуточной сдаче однокомнатных квартир в центре города. Ценовой диапазон — от двух тыс. до 12 тыс. рублей. Путем нехитрых математических расчетов получаем среднюю цену на аренду квартиры с заданными параметрами (однокомнатная в центре города) — 4 020 рублей. Примечательно, что при расширении границ наблюдения до масштабов всего города средняя цена на однокомнатную квартиру остается примерно такой же. Для сравнения, летом 2017 года по данным рекламного портала «Авито» стоимость посуточной аренды квартиры во Владивостоке составляла 2 440 рублей. Таким образом, за два года стоимость посуточной аренды жилья выросла на 65%.

Удорожание краткосрочного найма ведет к пропорциональному росту цен на долгосрочную аренду квартир. Причина в том, что средняя цена месячной аренды квартиры, как правило, соответствует 10-12 стоимостям ее суточной сдачи. Как следствие, по данным аналитического портала «Мир квартир», в 2018 году Владивосток занял первое место в России по темпу роста цен на долгосрочную аренду однокомнатных квартир, достигнув показателя удорожания цены в 19,1% по сравнению с 2017 годом.

Для наглядности вновь обратимся к рекламному порталу Farpost. На момент подготовки статьи, в центре города в помесячную аренду сдавалось 24 однокомнатных квартиры со средней стоимостью в 34 350 рублей. В то же время, по итогам 2018 года размер средней заработной платы жителя Владивостока за вычетом налоговых платежей составил 48 600 рублей (по данным администрации города Владивостока). Из приведенных цифр видно, что среднестатистическому владивостокцу затруднительно проживать в арендованной квартире в центре города.



Удорожание аренды жилья, в свою очередь, ведет к росту цен на покупку квартир, поскольку люди чаще приобретают недвижимость как инструмент для дальнейшего заработка. Данная тенденция более характерна для вторичного рынка жилья, поскольку покупатели подбирают квартиры, не требующие дополнительных затрат при выставлении их на рынок аренды. По данным Росстата, только за первое полугодие 2019 года цена за квадратный метр на вторичном рынке жилья выросла на 7,2%, а по итогам 2018 года аналитическое агентство «Мир квартир» поставило Владивосток на первое места рейтинга удорожания вторичного жилья, поскольку рост средней цены квадрата в городе составил 19,7%.

Удорожание жилья — лишь одна из проблем, которая существует в городе, и которую не принято увязывать с увеличением турпотока в регион. Важным вопросом также является изменение структуры занятости населения в городе. Местные жители переходят из промышленности и сельского хозяйства в «околотуристические» сферы деятельности (торговля, транспорт, гостиничный сервис, общественное питание), что вызвано погоней за «легкими деньгами».

Данные Приморскстата о численности работников по видам экономической деятельности за 2018-2019 годы свидетельствуют, что количество сотрудников в розничной торговле увеличилось на четыре тыс. человек. Рост числа работников также наблюдался в сферах деятельности по операциям с недвижимым имуществом, куда входит и сдача в аренду недвижимости (3 200 человек), гостиничного сервиса и предприятий общественного питания (1 100 человек), транспортных услуг (400 человек).

Увеличение количества работников в вышеперечисленных «околотуристических» отраслях произошло за счет снижения числа сотрудников в энергетике (на 2500 человек), сельском хозяйстве (на 900 человек), обрабатывающих производствах (на 700 человек), профессиональной, научной и технической деятельности (на 900 человек), строительстве (на 400 человек), образовании (на 250 человек), водоснабжении и водоотведении (на 500 человек), предоставление прочих видов услуг, куда входит ремонт вычислительной техники, обслуживание предметов обихода и прочее (на 1100 человек).

Безусловно, эти показатели не отражают полной и объективной картины происходящих процессов. Вместе с тем, прослеживается тенденция перехода работников из сфер производства, энергетики и науки в отрасли, связанные с обслуживание туристов.

Спектр других проблем, связанных с высоким притоком туристов во Владивосток, можно объединить собирательным термином «хищный туризм», который использовал немецкий журнала «Шпигель» для описания негативного воздействия туристов на экологию и историческое наследие планеты. Этот термин подходит к описанию нашумевшей в СМИ ситуации вокруг бухты Стеклянной, откуда иностранные туристы вывозят обмытые морем осколки стекла, сделавшие этот пляж столь популярным. Нанесенный достопримечательности ущерб не поддается каким-либо статистическим оценкам, однако личные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что пляж обрел нехарактерные для него еще два-три года назад «голые» пятна.

Таким образом, активный рост въездного туризма имеет не только положительные стороны для региона, но и скрывает за собой целый комплекс разносторонних проблем, таких как удорожание недвижимости, нехватка кадров в сфере производства и науки, ущерб экологии и историческому наследию. Безусловно, туризм нужен и городу, и региону, поскольку именно он является драйвером экономического роста, однако использовать этот ресурс нужно правильно, выведя из «тени» получаемые доходы и расширяя географию туристических маршрутов.