Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Въездной туризм: благо или урон для Приморья?

Эксперт EastRussia рассуждает о плюсах и минусах приезда гостей для экономики и экологии региона

Сегодня Владивосток переживает настоящий туристический бум. В 2018 году регион посетило 650 тыс. иностранных гостей, что стало историческим рекордом. В первом полугодии этого года в Приморье побывало уже более 300 тыс. зарубежных туристов. Учитывая, что самый высокий сезон приходится на вторую половину года, прошлогодний рекорд будет, как минимум, повторен. Однако неизвестно, больше плюсов или минусов приносят такие показатели региону.

Въездной туризм: благо или урон для Приморья?
Фото: pixabay.com

Мало кто говорит о российских туристах, посещающих Владивосток, хотя их количество в несколько раз превышает число иностранных гостей. По оценкам аналитического агентства ТурСтат, в 2018 году столицу Приморского края с туристическими целями посетило около трех млн человек. Вычтя из данной цифры 650 тыс. иностранцев, получаем примерное количество россиян — 2,35 млн.

Несомненно, столь высокий турпоток несет множество плюсов для развития городской и региональной экономики, в особенности — для малого бизнеса. Иностранные и российские гости питаются в ресторанах, арендуют жилье и транспорт, совершают дорогие покупки в магазинах. Но так ли ощутим положительный экономический эффект, полученный от роста въездного туризма в Приморье?

Исходя из данных Приморскстата, видно, что за время активного роста въездного туризма в Приморье (2016-2018 года) оборот розничной торговли увеличился лишь на 5%, а объем предоставляемых платных услуг — на 1%. Рост налоговых платежей краевой туриндустрии в 2018 году составил 6,9%. Безусловно, это далеко не те цифры, которые хотелось бы видеть в период туристического бума. Серьезная доля финансовых операций в туристическом секторе остается «в тени» и не приносит значимого положительного эффекта для местной экономики.

Вместе с тем, в последнее время все чаще говорят о проблеме «овертуризма» в регионе. Однако до «овертуризма» в его классическом понимании Владивостоку еще очень далеко, поскольку нынешняя туристическая нагрузка на город составляет не более 4,3 туриста на одного местного жителя. Для примера, в городах, наиболее страдающих от «овертуризма» (Венеция, Лас-Вегас, Барселона), этот показатель составляет от 20 до 110 человек. Однако особенности географического положения Владивостока, состояние его транспортной инфраструктуры, менталитет населения действительно приводят к тому, что нынешний уровень въездного туризма создает в городе целый комплекс экономических, социальных и экологических проблем.

Основной сложностью для жителей Владивостока становится быстрый рост цен на рынке недвижимости. При этом данное явление характерно как для краткосрочной и долгосрочной аренды квартир, так и для купли-продажи жилых помещений. Причина кроется в том, что растущий туристический поток толкает вверх цены на посуточную сдачу недвижимости. Так, на момент написания статьи (16 августа 2019 года) на городском сайте объявлений Farpost имелось 104 действующих предложения о посуточной сдаче однокомнатных квартир в центре города. Ценовой диапазон — от двух тыс. до 12 тыс. рублей. Путем нехитрых математических расчетов получаем среднюю цену на аренду квартиры с заданными параметрами (однокомнатная в центре города) — 4 020 рублей. Примечательно, что при расширении границ наблюдения до масштабов всего города средняя цена на однокомнатную квартиру остается примерно такой же. Для сравнения, летом 2017 года по данным рекламного портала «Авито» стоимость посуточной аренды квартиры во Владивостоке составляла 2 440 рублей. Таким образом, за два года стоимость посуточной аренды жилья выросла на 65%.

Удорожание краткосрочного найма ведет к пропорциональному росту цен на долгосрочную аренду квартир. Причина в том, что средняя цена месячной аренды квартиры, как правило, соответствует 10-12 стоимостям ее суточной сдачи. Как следствие, по данным аналитического портала «Мир квартир», в 2018 году Владивосток занял первое место в России по темпу роста цен на долгосрочную аренду однокомнатных квартир, достигнув показателя удорожания цены в 19,1% по сравнению с 2017 годом.

Для наглядности вновь обратимся к рекламному порталу Farpost. На момент подготовки статьи, в центре города в помесячную аренду сдавалось 24 однокомнатных квартиры со средней стоимостью в 34 350 рублей. В то же время, по итогам 2018 года размер средней заработной платы жителя Владивостока за вычетом налоговых платежей составил 48 600 рублей (по данным администрации города Владивостока). Из приведенных цифр видно, что среднестатистическому владивостокцу затруднительно проживать в арендованной квартире в центре города.



Удорожание аренды жилья, в свою очередь, ведет к росту цен на покупку квартир, поскольку люди чаще приобретают недвижимость как инструмент для дальнейшего заработка. Данная тенденция более характерна для вторичного рынка жилья, поскольку покупатели подбирают квартиры, не требующие дополнительных затрат при выставлении их на рынок аренды. По данным Росстата, только за первое полугодие 2019 года цена за квадратный метр на вторичном рынке жилья выросла на 7,2%, а по итогам 2018 года аналитическое агентство «Мир квартир» поставило Владивосток на первое места рейтинга удорожания вторичного жилья, поскольку рост средней цены квадрата в городе составил 19,7%.

Удорожание жилья — лишь одна из проблем, которая существует в городе, и которую не принято увязывать с увеличением турпотока в регион. Важным вопросом также является изменение структуры занятости населения в городе. Местные жители переходят из промышленности и сельского хозяйства в «околотуристические» сферы деятельности (торговля, транспорт, гостиничный сервис, общественное питание), что вызвано погоней за «легкими деньгами».

Данные Приморскстата о численности работников по видам экономической деятельности за 2018-2019 годы свидетельствуют, что количество сотрудников в розничной торговле увеличилось на четыре тыс. человек. Рост числа работников также наблюдался в сферах деятельности по операциям с недвижимым имуществом, куда входит и сдача в аренду недвижимости (3 200 человек), гостиничного сервиса и предприятий общественного питания (1 100 человек), транспортных услуг (400 человек).

Увеличение количества работников в вышеперечисленных «околотуристических» отраслях произошло за счет снижения числа сотрудников в энергетике (на 2500 человек), сельском хозяйстве (на 900 человек), обрабатывающих производствах (на 700 человек), профессиональной, научной и технической деятельности (на 900 человек), строительстве (на 400 человек), образовании (на 250 человек), водоснабжении и водоотведении (на 500 человек), предоставление прочих видов услуг, куда входит ремонт вычислительной техники, обслуживание предметов обихода и прочее (на 1100 человек).

Безусловно, эти показатели не отражают полной и объективной картины происходящих процессов. Вместе с тем, прослеживается тенденция перехода работников из сфер производства, энергетики и науки в отрасли, связанные с обслуживание туристов.

Спектр других проблем, связанных с высоким притоком туристов во Владивосток, можно объединить собирательным термином «хищный туризм», который использовал немецкий журнала «Шпигель» для описания негативного воздействия туристов на экологию и историческое наследие планеты. Этот термин подходит к описанию нашумевшей в СМИ ситуации вокруг бухты Стеклянной, откуда иностранные туристы вывозят обмытые морем осколки стекла, сделавшие этот пляж столь популярным. Нанесенный достопримечательности ущерб не поддается каким-либо статистическим оценкам, однако личные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что пляж обрел нехарактерные для него еще два-три года назад «голые» пятна.

Таким образом, активный рост въездного туризма имеет не только положительные стороны для региона, но и скрывает за собой целый комплекс разносторонних проблем, таких как удорожание недвижимости, нехватка кадров в сфере производства и науки, ущерб экологии и историческому наследию. Безусловно, туризм нужен и городу, и региону, поскольку именно он является драйвером экономического роста, однако использовать этот ресурс нужно правильно, выведя из «тени» получаемые доходы и расширяя географию туристических маршрутов.