Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Везут как строят

Почему на Дальнем Востоке растут перевозки цемента

Иногда о спаде или оживления экономики говорят косвенные признаки. Одни из них как будто бы радует: на Дальнем Востоке стали возить больше цемента. Стали ли от этого жить лучше люди? Зачем в макрорегионе больше цемента, выясняло EastRussia.

Везут как строят
Фото: Игорь Михайлов
Об увеличении перевозок цемента свидетельствуют данные Дальневосточной железной дороги. За первое полугодие со станций ДВЖД его отправлено 589,9 тыс. т, что превышает прошлогодний результат на 17,6%, тогда как в целом по сети РЖД по данной номенклатуре в январе-июне наблюдался спад: погружено 12,5 млн т цементной продукции, что на 1,4% меньше чем годом ранее. В прошлом году наблюдалась обратная тенденция: отправки цемента по Дальневосточной магистрали был снижены к предыдущему периоду на 3,5% — до 1,1 млн т.

Перевозка цементной продукции осуществляется различными видами транспорта в зависимости от географии, сроков поставок, месторасположения самих поставщиков. К тому же динамика производства по предприятиям все же разная. Так, «Спасскцемент» за шесть месяцев изготовил 770 тыс. т цемента. Это на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В свою очередь «Якутцемент» почти на 8% снизил выпуск готового продукта - до 126,5 тыс. т. Сильнее всего сократил основное производство «Теплоозерский цементный завод», который произвел 73,1 тыс. т цемента – практически на 30% меньше, чем годом ранее. По словам управляющего предприятия Евгения Сысоева, сказался недостаток крупных проектов, на которые в основном ориентирован изготовитель.

Тем не менее в ходе недавнего посещения Теплоозерского завода губернатор ЕАО Александр Левинталь был оптимистичен насчет его дальнейшей загрузки. «Строительство промышленных объектов, объектов транспорта, другой инфраструктуры будет создавать спрос на продукцию предприятия»,— сказал он. Согласно статистике, в сфере строительства в ЕАО с начала года наблюдается заметное оживление. В первом полугодии объем строительных работ превысил прошлогодний уровень почти на 80%, достигнув 3,5 млрд руб. При этом в июне он вырос фактически вдвое.

Еще один регион, где отрасль на подъеме, – Приморье. В январе-июне на стройках, осуществляемых организациями всех форм собственности, освоено 17,1 млрд руб. Рост составил 17%. Как следствие, по данным Приморскстата, в регионе увеличился выпуск железобетонных конструкций и деталей (на 22%), цемента и раствора строительного (на 18%), товарного бетона (на 15%).

При этом по строительству жилья статистика отрицательная. В Хабаровском крае, где введены жилые дома общей площадью 71,4 тыс. кв. м, снижение составило 21% к уровню 2016 года, в ЕАО (14,6 тыс. кв. м) — на 44,3%. В Приморье в количественном выражении введено жилья больше (129,2 тыс. кв. м), но это все же на четверть меньше прошлогоднего результата. На спад указывают также данные по сокращению в Приморском крае выпуска кирпича, технологической щепы, паркета, оконных и дверных блоков.

Стройиндустрию Дальнего Востока продолжают поддерживать в первую очередь инфраструктурные проекты, а также новые производства. Цемент активно отгружается в адрес таких объектов, как космодром Восточный, Нижне-Бурейская ГЭС, угольный терминал в Восточном порту, завод «Звезда» в Большом Камне, аэропорт в Хабаровске, железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское, линейный участок газопровода «Сила Сибири» в Якутии.

О Республике Саха стоит сказать отдельно. Только речным транспортом за период навигации в этом году в регионе нужно перевезти около 50 тыс. т клинкера, 15 тыс. т цемента, а также 30 тыс. специальных плит для трубопровода «Сила Сибири». В июне «Якутцемент» запустил горизонтальный шламбассейн — первый объект проекта по расширению цемзавода, расположенного в поселке Мохсоголлох. В начале 2018 года там планируется запустить новую печь. За счет дополнительной технологической линии предприятие сможет увеличить ежегодный выпуск цемента до 500 тыс. т. «Если ранее 320 тыс. т цемента для Якутии было достаточно, то сегодня требуется намного больше. Цемент будет востребован»,— заявил глава Якутии Егор Борисов.

Большие потребности в строительных материалах, в частности, связаны с планами по строительству федеральной трассы «Вилюй» (Вилюй—Мирный—Иркутск) протяженностью около 3 тыс. км. Кроме собственно дорожного покрытия, здесь возводятся мосты и трубы, которые обеспечат беспрепятственный пропуск паводковых вод, барьерные ограждения и т.п. На этот год строителям автодорожной сети требуется 33 тыс. т цемента и других инертных материалов. Чтобы выполнить заказ, часть продукции идет с «Якутцемента», другая — завозится с Еврейской автономной области и Приморья. С расширением мощностей у завода в поселке Мохсоголлох предполагается полностью закрыть потребности Якутии собственным продуктом.

Стоит сказать, цементные предприятия сегодня отгружают не только готовый цемент, но и другую продукцию для строительной индустрии. К примеру, дробильно-сортировочный комплекс (ДСК) «Теплоозерского цементного завода» в январе-июне увеличил выпуск щебня на 60% — до 192,6 тыс. т. «ДСК начал 2017 год с хороших показателей, активно идет производство и отгрузка щебня балластного. При плане реализации 8,6 тыс. т за первый квартал реализовано 56,2 тыс. т — это больше плана в 6,5 раза. Основной потребитель щебня балластного — структурные подразделения ОАО «РЖД», в частности, Дальневосточная и Забайкальская железные дороги»,— говорит директор ДСК Теплоозерского завода Галина Михашева.

За счет модернизации БАМа развивается производство щебня на заводе «Курьян» (его собственник — компания «Бамстроймеханизация»), недалеко от Тынды. Его используют путевые машинные станции при модернизации пути, а также строители при отсыпке балластной подушки на новых разъездах Глухариный, Моховой, Московский комсомолец, Мохортов, Федосеев, Улагир, Тангомен, Гвоздевский. Также щебень с Курьяна идет на федеральную трассу «Лена».

Скальный грунт востребован и в Приморье, где продолжается развитие автодорожной инфраструктуры на направлениях Владивосток—Находка— порт Восточный и Зима Южная—Раздольное—Хасан. В частности, «Владивостокский бутощебеночный завод» в первом полугодии произвел – 297,8 тыс. т щебня, что на треть превысило прошлогодний объем производства.

С новыми требованиями к автодорожной сети высокий спрос у дорожных строителей наблюдается на минеральный порошок – один из компонентов для производства асфальтобетона, который придает дорожному покрытию повышенную прочность и устойчивость к деформациям. Не так давно его начали применять на Сахалине (в этом году в Сахалинской области планируется ввести в эксплуатацию 47,8 км автодорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием), поскольку местного производства сырья на острове нет, его стали поставлять с материка. Была организована мультимодальная схема доставки на остров. Сыпучий груз, который тарируется в мягкие специализированные контейнеры, с завода-изготовителя «Спасскцемент» отправляется по железной дороге до порта Владивосток. Затем он перегружается на судно и идет морем до южной части Сахалина, где уже развозится автомобилями конечному потребителю. Используется и другая схема доставки, но уже для грузополучателей на севере острова. В этом случае минеральный порошок следует прямым железнодорожным сообщением через паромную переправу Ванино – Холмск до сахалинской станции Онор.

В настоящее время группа компаний «Востокцемент» работает с 11 операторскими компаниями, с помощью которых по железной дороге перевозится большая часть продукции — 67% цемента и клинкера со «Спасскцемента» и «Теплоозерского цементного завода». Кроме того, производитель цементной продукции в свое время принял решение вложиться в собственный вагонный парк. В настоящее время в распоряжении «Востокцемента» 250 единиц собственных хоппер-цементовозов и 164 полувагона. «Поступившие полувагоны будут работать на тех направлениях, на которые собственники (операторские компании – EastRussia) отказывают в выделении своих вагонов или предоставляют их неравномерно, в малом количестве и по очень высоким ставкам,— пояснял ранее заместитель генерального директора «Востокцемента» по железнодорожному транспорту Валерий Тарабаров.— Например, очень не просто обеспечить в короткие сроки доставку судовых партий цемента или клинкера в торговый и рыбные порта Владивостока, куда суда подходят по строго согласованному графику к назначенной дате». По его словам, собственные вагоны будут гарантировать бесперебойную доставку груза на строительный рынок регионов Дальнего Востока и не зависеть от постоянного роста тарифов на полувагоны, особенно в условиях возникшего в этом году их дефицита.