Поделиться
«ВИЭ – это необходимость, продиктованная временем»
Поделиться

Как будет развиваться возобновляемая энергетика в ближайшие годы, выясняло EastRussia

В 2014 году холдинг «РАО Энергетические системы Востока» представил общественности масштабную программу по развитию возобновляемых источников энергии в Дальневосточном федеральном округе. Согласно программе, к 2020 году компания планирует построить свыше 170 объектов суммарной мощностью около 120 МВт. Постепенно одна за другой в разных улусах Республики Саха (Якутия) появляются солнечные станции, на Сахалине и Камчатке взмывают вверх белоснежные ветряки. О том, как продвигается реализация планов по внедрению возобновляемой энергетики в регионе, мы поговорили с Алексеем Каплуном – заместителем генерального директора по стратегии и инвестициям ОАО «РАО Энергетические системы Востока», сопредседателем оргкомитета конференции.

– Алексей Александрович, в прошлом году на второй Международной конференции «Возобновляемая энергетика в изолированных системах Дальнего Востока России» Вы рассказали о комплексной программе холдинга по развитию ВИЭ. Планы у компании весьма амбициозные, это отметили все гости мероприятия.

– Амбициозные? Возможно. Но я скорее назвал бы их экономически и климатически обоснованными. Мы не развиваем возобновляемую энергетику ради возобновляемой энергетики. И заявили о том, что хотим построить 120 МВт к 2020 году, не для того чтобы кого-то впечатлить. В своем стремлении реализовывать проекты ВИЭ на территории Дальнего Востока мы исходим в первую очередь из экономической целесообразности. Помимо зон централизованного энергоснабжения «РАО ЭС Востока» работает в сотнях изолированных населенных пунктов, добраться до которых весьма непросто. Энергоснабжение здесь происходит за счет дизельных электростанций – себестоимость такой энергии может достигать 100 рублей за 1 кВт*ч. Причем топливо в структуре этой себестоимости составляет до 70 %, ведь доставить его до места назначения значит потратить огромное количество времени (в отдельные районы доставка топлива может занимать до 2 лет. – Прим. ред.) и денег на логистику. В таких условиях любые меры, которые позволяют сокращать расход топлива, означают для нас высвобождение финансовых средств. Если мы ставим в подходящем месте в дополнение к дизельной станции объект возобновляемой энергетики, который замещает часть дизельной выработки при минимальных издержках, то появляется реальная возможность стабилизации тарифа. К тому же эксплуатация «зеленых» энергообъектов положительно сказывается на экологии уникальных дальневосточных природных уголков. В определенный момент мы проанализировали затраты на дизельное топливо, прикинули актуальную географию для реализации проектов ВИЭ, просчитали необходимые мощности, сроки окупаемости и ожидаемый эффект и сформулировали нашу комплексную программу с теми параметрами, которые и озвучили вовне. Все цифры подкреплены здравым смыслом. То есть мы не решаем задачу «нам во что бы то ни стало нужно поставить в ДФО 120 зеленых мегаватт». Мы решаем задачу экономии топлива, и в этом нам могут помочь 120 МВт, обеспеченные возобновляемыми источниками энергии.

– Пришлось ли что-то скорректировать в программе за последний год в связи с актуальными экономическими реалиями? Возможно, есть какие-то корректировки, обусловленные техническими нюансами?

– Изменений в программу мы не вносили. Несмотря даже на то что аккурат в разгар обсуждения контракта по Батагаю начались проблемы со стремительным ростом валют. Из-за нюансов с курсом, которые мы все наблюдали осенью, судьба этого проекта оказалась под вопросом, и вопрос был практически шекспировским: «Быть или не быть?», ведь колебания курса влияли на стоимость контракта, заключенного в евро. Нам удалось договориться с подрядчиком об устраивающем всех курсе, и стало очевидно, что проекту быть.

– На этапе проектирования солнечной станции в поселке Батагай Вы прогнозировали сложности с доставкой необходимого оборудования. Как все оказалось на самом деле и какие еще сложности возникали в процессе реализации проекта?

– Только финансовыми «подножками» дело не ограничилось. Контракт мы подписали в ноябре. На то, чтобы доставить необходимое оборудование на площадку по зимнику, времени оставалось совсем немного: в марте зимники закрываются, а потому права на ошибку у нас не было – все должно было прибыть в Батагай в точно обозначенный срок и в тех объемах и качестве, которые предусмотрены проектом. В противном случае нам пришлось бы ждать целый год – до следующего зимника, чтобы исправить ошибки. Мы успели, плюс нам немного помогла погода: зимник в этом году продержался чуть дольше обычного. Вообще, проект по строительству СЭС в Батагае можно назвать немного особенным, и дело не только в том, что речь идет о самой крупной солнечной станции за Полярным кругом.

– А в чем еще его особенность?

– Во-первых, в типе контракта. Мы впервые пошли по пути EPC-контракта, который предполагает выполнение подрядчиком всех работ «под ключ». То есть, упрощенно, мы должны были сказать: «Нам в Батагае нужна готовая солнечная станция мощностью 1 МВт», прийти в определенный день на площадку и принять готовый к запуску энергообъект. Однако ситуация потребовала нашего периодического участия в реализации проекта не только в роли заказчика, но и в логистической поддержке, взаимодействии с органами власти и других вопросах. Мы понимали, что все работают над общей задачей. А потому не отстранялись, а работали в партнерстве – совместно решали какие-то административные вопросы – и по земле, и по доставке материалов. В данном проекте, как ни в одном другом до этого, синхронизация всех цепочек взаимодействия имела огромное значение.

Во-вторых, мы завезли в Батагай больше оборудования, чем реально требует проект, с расчетом создать резерв для других проектов на территории Верхоянского улуса. Тем самым мы исключим дополнительную транспортную составляющую, которая является весьма существенной статьей расходов при реализации любых энергетических проектов на территории Дальнего Востока. Такой подход позволит сократить затраты и срок окупаемости проектов.

– Весной, в период монтажных работ, Вы летали в Батагай с инспекцией. Насколько там ощущался градус ожидания новой солнечной станции со стороны местных жителей?

– Ощущался еще как! Специально под открытие СЭС жители поселка перенесли свой Ысыах, чтобы одновременно отметить два сонаправленных праздника, связанных с солнцем. В местной школе прошел конкурс детского рисунка, посвященный запуску станции. Кроме того, помимо собственно станции в поселке появилась ее небольшая копия, установленная в культурной зоне. Площадка вокруг будущего памятного знака долгое время была не благоустроена: как нам рассказали старожилы, в течение нескольких лет туда не могли подвести электричество, а весной за несколько дней провели, появилась настоящая рекреационная зона – с лавочками, маленьким фонтаном. Думаю, что эта площадка будет весьма популярна у местных жителей. Так что интерес к станции и предчувствие праздника ощущались на подготовительном этапе очень хорошо. А еще я бы отметил командную работу подрядчика, специалистов из «Сахаэнерго» и наших коллег, которую мог наблюдать в Батагае тогда же, на этапе строительства. Огромную поддержку оказывало и оказывает правительство республики. Все работали на одно дело – слаженно и четко.

– Будет ли опыт строительства столь мощных солнечных станций транслироваться в других регионах Дальнего Востока?

– Думаю, да. И опыт этот практически уникальный, ведь здесь мы впервые столкнулись с определенными нюансами по логистике и встали перед необходимостью отработать технологию установки фундаментов СЭС в полярных условиях. Про доставку я уже упоминал – нам пришлось в очень короткое время так состыковать транспортные графики всех элементов оборудования, чтобы итоговая поставка материалов по зимнику прошла в срок. Такая жесткая привязка к конкретному сроку – серьезная специфика реализации проектов в труднодоступных районах ДФО. Что касается технологических решений, батагайскую СЭС, в отличие от всех ее предшественниц, мы решили ставить на свайный фундамент, а это потребовало уточнения сразу нескольких вопросов: какие сваи применить, на какую глубину их устанавливать, как обеспечить надежность конструкции и исключить постепенное выпирание свай после периодических подтаек и заморозок. В течение года-двух мы будем смотреть, как поведут себя эти фундаменты, чтобы в дальнейшем проецировать выработанные решения на другие проекты. Совершенно точно на последующие проекты будет транслироваться комплексный подход по завозу оборудования – когда в административный центр доставляются элементы сразу для нескольких проектов в близлежащих населенных пунктах. Ну, и, безусловно, такие проекты, как Батагай, позволяют ощутить, что мы все – «РАО ЭС Востока», «Сахаэнерго», «Якутскэнерго», регион – в одной лодке и, чтобы плыть вперед, нужно всем вместе налегать на весла.

– Какие регионы кроме Якутии состоят в активном диалоге с «РАО Энергетические системы Востока»?

– Активны Камчатка и Сахалин. Там мы за прошлый год реализовали проекты по строительству ВЭУ, есть планы их дальнейшего развития. В Приморье о своей поддержке проектов ВИЭ заявлял губернатор, с ними у нас подписано соглашение, но активных действий пока не предпринимаем, поскольку наши приморские партнеры в настоящее время заняты другими приоритетными задачами. В Хабаровском крае мы обсуждаем проект в селе Чумикан с началом реализации в 2016 году. В основе этого проекта комплексный подход к энергоснабжению поселка, предполагающий не только строительство ВЭУ, но и получение в концессию муниципальной ДЭС. Продолжаем обсуждать развитие возобновляемой энергетики с Чукоткой, с городом Владивостоком разработали обоснование инвестиций строительства ВЭУ на острове Попова. В целом мы продолжаем двигаться к намеченным в программе результатам – с кем-то идем быстрее, с кем-то медленнее. На месте мы не стоим. Расширяем географию присутствия – договорились с КНДР о строительстве двух ветропарков на территории пограничной с нами торгово-экономической зоны «Расон», на нашей стороне рассматриваем несколько площадок. Этим летом планируем установить и у них и в Приморье ветроизмерительные комплексы.

– В прошлом году нормативное регулирование сферы ВИЭ вылилось в одну из самых ярких дискуссий в рамках второй Международной конференции по возобновляемой энергетике. За последние 12 месяцев в соответствующее законодательство были внесены некоторые изменения. Как они отразились на планах «РАО ЭС Востока» по развитию ВИЭ в регионе?

– Из нововведений в сфере регулирования – постановление Правительства РФ № 47 от 23 января 2015 года. Оно предусматривает ряд изменений в некоторые акты по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии. Эти изменения для нас не носят запрещающий характер. Мы будем работать в новой реальности, но в целом на наших планах они не отразились. Как и прежде, нам нужны долгосрочные тарифы и длинные договоры, чтобы мы понимали, каким образом будем окупать свои инвестиции.

– А как обстоят дела с активностью производителей, готовых сотрудничать и адаптировать свои предложения под специфические условия Дальнего Востока?

– Развиваем партнерство с японскими компаниями Mitsui & Co и Komai Haltec Inc., реализующими проект в Усть-Камчатске. Специально для нас они сконструировали ветряк, который прошел испытания, сравнимые с реальными условиями эксплуатации: работу ВЭУ тестировали в двухэтажном холодильнике, где ее охлаждали до температуры –40 °C. В итоге было получено оборудование, адаптированное к специфике Камчатки. Одна ветроэнергетическая установка уже стоит, еще две должны составить ей компанию до конца 2015 года. Сейчас с японскими коллегами начинаем смотреть Тикси: там другие климатические нюансы, которые будут влиять на конструктивные изменения ветряков. Для всех своих проектов – будь то солнечная или ветряная генерация – мы ищем наиболее оптимальные технологии. Есть технические предложения из Китая, Кореи, других стран. Мы всегда открыты для сотрудничества.


Текст: Екатерина Захарова. Редакция благодарит журнал «Огни на Востоке» за предоставление материала Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов