Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Винтом поставить на крыло

Как вертолетостроители впишутся в программу обновления авиации на Дальнем Востоке

Два предприятия холдинга "Вертолеты России" на востоке страны реализуют в ближайшие годы программы, способствующие обновлению регионального авиапарка. Улан-Удэнский авиационный завод планирует к 2021 году начать серийное производство легкого самолета ТВС-2ДТС, идущего на смену Ан-2. Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» будет закрывать потребность регионов в вертолетах, способных выполнять широкий спектр работ. EastRussia пообщалось с вертолетостроителями, чтобы узнать, насколько серьезны эти планы.

Винтом поставить на крыло
Фото: russianhelicopters.aero
В апреле в Якутии состоялся показ опытного образца легкомоторного самолета ТВС-2ДТС. Машина разработана Сибирским НИИ авиации им. Чаплыгина. Как отметил директор института Владимир Барсук, самолет обладает уникальной для своего класса дальностью полета - более 4 тыс. км, он способен выполнять полеты в условиях низких температур, осуществлять взлет и посадку на короткие грунтовые взлетно-посадочные полосы с низкой плотностью покрытия. Функционал воздушного судна широкий - его планируется использовать для оказания экстренной медицинской помощи, тушения лесных пожаров, выполнения сельскохозяйственных работ и, конечно, организации пассажирских перевозок (его вместимость - 14 пассажиров).

ТВС-2ДТС должен прийти на замену самолетам Ан-2, которые выпускались с конца 1940-х. Как говорят проектировщики, новый образец вобрал в себя все то лучшее и надежное, что было в советской машине, и в то же время на порядок превзошел предшественника по скорости, грузоподъемности, дальности полета, экономичности. Например, в ТВС-2ДТС широко использованы композитные материалы, в большинстве своем в гражданской авиации ранее не применявшиеся.

«Сегодня в России зарегистрировано около 1300 самолетов Ан-2, из которых в состоянии летной годности находятся только 300 машин. Нам предстоит решить масштабную задачу по возрождению сети регулярных региональных авиаперевозок», - подчеркнул управляющий директор АО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых.

Именно это предприятие будет осуществлять финальную сборку самолета, хотя в его производстве задействуются и другие активы холдинга «Вертолеты России».

Долгосрочный контракт на поставку новой техники подписан с авиакомпанией «Полярные авиалинии». По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семена Винокурова, с внедрением самолета ТВС-2ДТС значительно повысится доступность пассажирских авиаперевозок, прежде всего, в северных и арктических районах республики.

Первую партию Улан-Удэнский завод планирует передать в 2021 году. В соответствии с соглашением он должен поставить для нужд региональной авиации не менее 200 машин. Сроки выполнения столь объемного контракта уточняются. «Конечно, предстоит еще много работы: нужно сделать опытные образцы, пройти сертификацию, разработать программу обучения летного и технического персонала. Но наличие контракта уже свидетельствует о реальности проекта», - рассказал Леонид Белых. 

Другое предприятие холдинга - Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Сазыкина - работает над проектом многоцелевого вертолета Ка-62, который может занять нишу между вертолетами легкого класса типа «Ансат» и средними вертолетами Ми-8. «Он предназначен для перевозки 12-15 пассажиров на расстояния до 600 км, работ в офшорных зонах, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Очевидно, что спектр его применения достаточно широк», - говорит управляющий директор Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» Юрий Денисенко.

Особенностью Ка-62, как и в случае с ТВС-2ДТС, является широкое применение полимерных композиционных материалов (ПКМ) плюс высокопрочных алюминиевых, титановых сплавов и стали. Объем конструкций из ПКМ у него доведен до 60% по массе, благодаря чему уменьшается вес порожнего вертолета, соответственно увеличивается скорость, маневренность и грузоподъемность, снижается расход топлива.

К настоящему времени изготовлены два летных образца Ка-62 (один из них был представлен в 2017 году на III Восточном экономическом форуме), которые проходят испытания, строится третья машина. «Решение о серийном выпуске Ка-62, в соответствии с действующими правилами, будет принято после завершения наземных и летных сертификационных испытаний нескольких опытных экземпляров вертолета. Они продлятся два года», - сообщил Юрий Денисенко.

Интерес к Ка-62 уже проявляют потенциальные заказчики, в частности, компании нефтегазового сектора и местные власти. Положительно оценил Ка-62 губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Более 65% вертолетного парка Камчатки в настоящее время находится в эксплуатации свыше 25 лет, и руководство региона рассматривает возможность его обновления. Вопрос актуален и для Якутии. Именно вертолетами осуществляются полеты в 16 районах республики по 86 маршрутам, где отсутствует другая возможность транспортного сообщения.
«Об объемах производства пока говорить рано, ведь они будут зависеть исключительно от спроса заказчиков. Так или иначе, для «Прогресса» ограничений по загрузке производственных мощностей заказами на Ка-62 на сегодняшний день нет», - уточнил Юрий Денисенко.

Как известно, «Прогресс» плотно работает по оборонным заказам, в частности по выпуску боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Вместе с тем, заверяют авиастроители, на предприятии достаточно мощностей, чтобы дополнительно изготавливать вертолетную технику как в рамках контракта с Минобороны, так и гражданского направления. За последние годы завод получил развитие благодаря федеральной целевой программе «Техническое перевооружение (реконструкция) производства ПАО «ААК “Прогресс”». В 2016 году на предприятии обновлен цех окончательной сборки, производственная мощность которого возросла в два раза, в 2017-м реконструирован ангар для вертолетов. В этом году завершена модернизация аэродромной базы «Прогресса»: имеющиеся вертолетные площадки были расширены, что позволило увеличить их вместимость с трех до пяти машин. Также выполнено строительство перрона для стоянки воздушных судов, группового места стоянки вертолетов, рулежных дорожек, наладочно-испытательной площадки.

В настоящее время на предприятии идет модернизация центра подготовки производства и термического производства, проводится реконструкция композитного производства, испытательного и сборочного цехов, компрессорной станции, завершается строительство гальванического корпуса и участка анодирования.

«Кроме того, процесс изготовления вертолетов Ка-52 на предприятии уже отлажен, выполняется в срок и с надлежащим качеством, поэтому он не может помешать освоению новой продукции», - резюмировал управляющий директор Арсеньевской авиационной компании «Прогресс».