Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Владимир Илюхин: «Камчатка наконец дождалась»

О том, как новые механиз­мы поддержки инвесторов меняют экономику Дальнего Востока – в интервью EastRussia рассказал гу­бернатор Камчатского края Владимир Илюхин

Владимир Илюхин: «Камчатка наконец дождалась»
Фото: ТАСС
— Владимир Иванович, какова, на ваш взгляд, динамика соци­ально-экономического развития в сравнении с прошлым годом?
— Несмотря на непростую эко­номическую ситуацию в стране, Камчатка в последние годы по­казывает достойные результаты. По итогам 2015 года край стал од­ним из лучших по этому показа­телю не только на Дальнем Вос­токе, но и по России в целом — мы вошли в топ-20. Совсем недав­но в качестве «премии» за успехи в социально-экономическом раз­витии регион получил дополни­тельные дотации из федераль­ного бюджета в размере 162 млн рублей — эти деньги будут на­правлены на развитие спорта. В 2016 году положительная тен­денция сохраняется: на Камчат­ке по сравнению с прошлым го­дом выросли объемы промыш­ленного производства, сельско­го хозяйства и строительных работ. Возрастает вклад в эко­номику горнодобывающих про­изводств, только по золоту за год мы приросли в два раза, а по се­ребру — почти в четыре. Тради­ционно растет рыбохозяйствен­ный комплекс, в этом году мы в третий раз за четверть века до­были 1 млн т рыбы, основная масса которой поступит на при­лавки россиян.

— Если говорить о механизмах развития, на каком этапе сей­час находится работа в терри­тории опережающего развития, созданной на Камчатке?
— ТОР «Камчатка» работает уже больше года. ТОР объеди­няет несколько направлений: транспортно-логистическое, ту­ристско-рекреационное и агро­промышленное. Сегодня у нас более 30 заявок от инвесторов с общим объемом вложений 25 млрд рублей. Статус резиден­та присвоен уже 17 инвесторам, которые вкладывают в проекты порядка 9 млрд. Сейчас мы ра­ботаем над созданием инфра­структуры на площадке ТОР. В общей сложности из федераль­ного и регионального бюджетов на эти цели предусмотрено около 8 млрд рублей. Средства краево­го бюджета пойдут на обеспече­ние транспортной и энергетиче­ской инфраструктурой инвести­ционных площадок «Зеленов­ские озерки» и «Паратунка», а федерального — на реконструк­цию причалов в порту Петро­павловска-Камчатского. Кроме того, мы внедряем режим Сво­бодного порта в краевой столи­це, уже решен вопрос с поддерж­кой резидентов — мы установили для них налоговые льготы. Сей­час режим Свободного порта рас­пространяется только на Петро­павловск-Камчатский, но в бли­жайшее время этот механизм за­работает и в Елизовском районе. Нашу инициативу поддержали на федеральном уровне, и в ближай­шее время мы ждем поправок в закон. Елизовский район — круп­нейший на Камчатке, там распо­ложен главный аэропорт края. Распространение особого режи­ма на его территорию позволит применять упрощенный визо­вый режим в аэропорту, даст до­полнительный импульс для раз­вития туризма в крае.

— Какие конкретные инвест­проекты удалось реализовать на Камчатке?
— В целом, несмотря на трудно­сти в экономике, у нас неплохая ситуация по инвестициям. Толь­ко за последние девять месяцев мы подросли на 16,5%. Если гово­рить о масштабных проектах, то в конце прошлого года был запу­щен горно-обогатительный ком­бинат на месторождении золо­та Аметистовое на севере Кам­чатки. В этом году предприятие вышло на полную мощность, что позволило значительно увели­чить объемы добычи драгоцен­ных металлов в крае. Кроме того, продолжается разведка Озер­новского золоторудного место­рождения, где в рамках инвест­проекта также планируется по­строить мощный ГОК. Большое количество проектов реализу­ется в рыбохозяйственном ком­плексе. Ежегодно наши рыбаки вкладывают миллиарды рублей в развитие отрасли — в создание современных береговых перера­батывающих производств, в об­новление и модернизацию флота. За последние годы в рыбное хо­зяйство края инвестировано бо­лее 17 млрд рублей — это лучший показатель в отрасли по стране.

Много интересных проектов реализуется в рамках ТОР или Свободного порта. Резидентами становятся компании, занимаю­щиеся различными видами эко­номической деятельности: это авиация, сельское хозяйство, ту­ризм. Механизмы ТОР помимо прочего позволяют нам поддер­жать инвесторов в приоритет­ных отраслях. К примеру, один из резидентов Свободного порта сейчас строит гостиницу в самом центре Петропавловска-Камчат­ского. Это будет современный комплекс с концертным и спор­тивным залами. Таких гостиниц на Камчатке сегодня нет. В рам­ках ТОР завершается строитель­ство аквапарка, ведется модер­низация санатория «Жемчужина Камчатки» — проектов много, не буду их перечислять, важно, что все они направлены на развитие Камчатки.

— Что главное осталось неза­вершенным в текущем году и нужно будет обязательно раз­вить и завершить в будущем году?
— В первую очередь это наши со­циальные проекты. Сейчас мы строим новую краевую больни­цу, в следующем году сдаем хи­рургический корпус. Кроме того, в этом году нам удалось догово­риться с представителями Ре­спублики Корея о поддержке про­екта. Сейчас мы ведем перегово­ры с коллегами по выделению средств для строительства боль­ницы в рамках международной концессии. Конечно, в 2017 году больницу достроить не удастся, но я надеюсь, что при поддержке наших партнеров работы по воз­ведению объекта будут вестись быстрее. В этом году мы продол­жили строительство краевого те­атра кукол. Там уже залит фунда­мент, а в следующем году плани­руется начать работы по монта­жу каркаса здания, возведению стен и купола.

Крайне важны для нас инфра­структурные проекты. Мы в по­следние годы смогли сильно под­тянуть дорожную сферу. Из круп­ных проектов это прежде всего две важнейшие дороги: рекон­струкция трассы Петропав­ловск-Камчатский — Милько­во и строительство автозимника Анавгай — Палана, который свя­жет север и юг полуострова. Мы уже ввели там порядка 170 км автозимника, построили 17 мо­стов, а в следующем году сдадим еще несколько участков на этих трассах. Не удалось в этом году, к сожалению, завершить рекон­струкцию двух опорных аэропор­тов местных авиалиний края: в поселке Оссора и селе Николь­ское. Нас подвели подрядчики, завершиться все работы долж­ны были в декабре, однако стро­ители сильно отстали от графи­ка. Мы планируем сдать эти объ­екты в 2017 году, по крайней мере вместе с Росавиацией делаем все возможное для этого.

— Как меняется ситуация с до­ступом к интернету?
— Камчатка наконец дожда­лась: скоростной интернет «при­шел» на полуостров, причем даже раньше, чем планировалось из­начально. У интернет-провай­деров появились безлимитные тарифные планы. Сейчас наша задача — совместно с «Росте­лекомом» обеспечить высоко­скоростным интернетом и жи­телей отдаленных районов Кам­чатки. Мы договорились с руко­водством компании о создании пилотного проекта, в рамках ко­торого проработаем вопрос пре­доставления этой услуги на севе­ре региона посредством спутни­ковой связи. Кроме того, на 2017 год запланирована модерниза­ция ВОЛС в пригородных посел­ках краевой столицы. Существу­ющая кабельная линия неспособ­на обеспечить потребности жи­телей в услугах доступа в сеть интернет: мы планируем субси­дировать строительство оптово­локонной линии в эти микрорай­оны.

Опубликовано во вкладке «Восток России»
(совместный проект газеты «Известия» и EastRussia)