Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Vladimir Ilyukhin: "A sense of stability appeared on Kamchatka"

Governor of the Kamchatka Krai on the specifics of economic development and infrastructure construction

Vladimir Ilyukhin:
Photo: Press Service of the Government of the Kamchatka Territory
- Vladimir Ivanovich, September for the Far Eastern regions is traditionally the date of summing up the interim results at the next Eastern Economic Forum. Can you give an estimate of the state of affairs in numbers? 

- If we start with numbers, in the Kamchatka Territory there are now at the stage of implementation or preparation for implementation - more than 315 investment projects worth 550 billion rubles. All of them together will make it possible to achieve a qualitatively new level of development of several key sectors of the economy at once - logistics, fishing and agricultural complexes, subsoil development, tourism. And you need to understand that these funds, which the economy of the Kamchatka Territory will receive in the coming years, did not come out of nowhere - this is the result of daily purposeful work to attract investors and improve the investment climate. It is planned to sign 13 agreements at the fourth Eastern Economic Forum. Six of them - with investors: on the construction of a terminal for transshipment of liquefied natural gas from PJSC "NOVATEK" and a complex for growing vegetables in greenhouses with LLC TK "Kamchatsky", on the development of a tourist and entertainment complex with LLC "Golubaya Laguna" and the construction of a business -centre of LLC "TSTDOM". There are two more projects with the Gold of Kamchatka group: on the construction of a GOK at the Baranyevskoye deposit and on the modernization of the GOK at Ametistovoye. 

- Do you have a feeling that the situation as a whole in Kamchatka is changing for the better?  

- I will say this. There was not much in Kamchatka that began to appear in recent years. Why have people left the North over the past few decades? Looking for a better life. The authorities have always done something to change the situation for the better. Now, perhaps, it has begun to turn out a little more. We set our priorities a few years ago: children, houses, roads. And it works. Over the years, more than 300 kilometers of asphalt roads have been laid where there have never been roads, regional centers are being improved. Housing is under construction. We solved the problem with places in kindergartens - one of the first in Russia, by September 1 this year we completed another new kindergarten for 260 children in Petropavlovsk-Kamchatsky. A children's library was built and handed over last year. There has never been a registry office in Petropavlovsk-Kamchatsky, there were adapted premises - and now there is a wonderful registry office, around which the newlyweds can plant a whole park of trees.

- Does it somehow affect the demographic indicators? 

- It is not easy with demography: in 1986, the average age of the population of Kamchatka was, I recall, 29,5 years old, and today it is well over 40. I remember that in 2013 I met with our graduate medalists, there were 14 of them. And 11 of them then said that after graduation they would go to look for a better life on the "mainland", because here "everything is gray and there is no Internet." And in 2017, for the first time in 17 years, we began to grow in demographics. Albeit not much, plus 543 people, increased in migration - the last three years the outflow has been decreasing, but it was an outflow, and now the balance has become positive. This is a very important psychological milestone for us. In 2015, we crossed another milestone: the birth rate began to exceed the death rate. I think the set of measures that we are implementing has played a role. It is still difficult to talk about sufficient comfort of life in Kamchatka, but the quality of life is gradually improving. Of course, there are many skeptics. But I often travel a lot in the region, and it is clear that stability is coming, people realize that they are not abandoned. Someone may call it stagnation. In my understanding, stability is when a person can be calm about his tomorrow. The majority of people who live in Kamchatka have such stability. And in my understanding, this is the main result of the work over the past period.

- But you do not think that all social problems are solved on Kamchatka? 

- We try to pull out "failures" from the Soviet times. It is clear that there is not enough infrastructure: in Petropavlovsk-Kamchatsky, for example, there was one swimming pool for every 200 thousand people. In 2011, when I took office, I promised that our work would be socially oriented. And I keep my word. As soon as the funds are released, we will definitely send a part to the "social sphere", to the infrastructure. For four years we have been trying to get funds from the federal budget for the construction of the regional hospital. There were two instructions from the president, an instruction from the prime minister in this regard. As a result, we get 4,2 billion rubles for the first stage. The funding provided for this year has already been received, and we will carry out even more work than planned. Last year, a polyclinic with a department for the rehabilitation of disabled people was built - there is no such thing anywhere in the Far East. Large-scale reconstruction of the Spartak stadium, the construction of the Puppet Theater - these things were and remain our priorities.

However, it is difficult to build, and not the last problem is that state contracts for the construction of social objects of the company benefit by severely reducing prices. And when they start working, they understand that we have special requirements for seismic, and the "northern surcharges" need workers to pay, do not execute contracts, and we have to start all over again. 

Our Far Eastern companies tend to be reluctant to such competitions: they understand that they are expensive, far away, and they have high requirements for seismic resistance. But there are solutions. 

- And what about the Internet, about which young people told you that it "does not"?

- Today Kamchatka is provided with the Internet by 98%. The fiber-optic cable of Rostelecom came here, wiring was done throughout the south and center - from Bolsheretsk to Milkovo, in Petropavlovsk-Kamchatsky, to the nearest villages. But we have 30 villages in the north, 300 thousand square kilometers, 20 thousand inhabitants - the former Koryak Autonomous Okrug - were left without fiber. And these people do not want to leave from there, from their small villages, even if there are 50 people living there, although we offer them such options. No, they say, we will not move, you just send us transport, so that we can take the children to and from schools and see doctors at least sometimes. I came out with a proposal to pull the cable further to Chukotka through the northern regions of Kamchatka. We are still being told that it is cheaper to go by sea. And for Kamchatka they promised to strengthen the constellation of satellites. Hopefully some solution will appear next year. 

- Any effect of the fact that the Far East was declared "a priority for the 21-th century" and there are preferences for investors, for the economy is already visible?

- The advantages of the TOP and the free port of Vladivostok are obvious. Now Kamchatka is the leader in the number of TOP residents and in second place in this indicator in FPV in the Far East. Yes, tax incentives suggest that the budgets will receive something less in the first years, but we do not expect immediate results. Taxes, new jobs - all this will happen, just not right away. But in other areas the results are already visible. Over the past few years, we have actually doubled the revenue side of the budget: from 10 billion rubles to 22 billion rubles. Last year, the budget of Kamchatka was 75 billion rubles, and we started with 20-30 billion rubles. Over the years, the fishery complex has started working in full understanding of this word. We managed to reorient product flows - before, three quarters of supplies went abroad, now - 70-75% goes to the Russian market. Previously, the companies worked for catching and exporting, now - more than 20 billion rubles of investments in the "shore", in processing. All large fish farmers are trying to work transparently, since this is a condition for obtaining preferences, and the tax return from the industry has grown to 6,5 billion rubles. In 2017, more than 1,2 million tons of biological resources were caught in Kamchatka - this is a record. We will be able to sum up the final figures for this year a little later, but this year will certainly break the records of the past.

- Do other branches manage to achieve at least comparable growth?

- Mining sector used to give a few percent of GRP. Today gives 15-16% in total. I believe that in Kamchatka it is possible and necessary to extract. Three of the largest modern ore mining and processing plants have been built in recent years, this year another Ozernovsky mine was launched, and I hope that by 2022 we will reach the volumes of 10-18 tons of gold per year, although now we are giving 6,5 tons. Forecast reserves - about 1 thousand tons of ore gold. Here, I believe, we manage to maintain the most important balance - and unique Kamchatka nature not to harm, and to introduce into circulation new large deposits, and not only gold ones. Among the latter, as you know, is the Krutogorovskoye coal field, where the Indian company TATA Power enters.

- When will the real movement for this project begin?

- Why the object has not been developed for many years - this is a difficult field in terms of logistics. There is a road through Shanuch almost to the deposit. But there are problems with the sea, which is about 80 km away. On the western coast of Kamchatka, overlooking the Sea of ​​Okhotsk, we do not have a single mooring facility, since there are very strong low tides - up to half a kilometer. Today the main question is how to transport the mined coal. It is up to him to decide how the investor decides - whether he will build a road or a railway, or take the flyover into the water area to the required depth. We absolutely need coal for heating central Kamchatka.

- Historically, it is necessary to carry not only fuel, but also food. With this, how does the situation change?

- Firstly, we bought back the feed mill back into the regional property, and now it works wonderfully, producing feed for layers and pigs. The enterprise meets the market needs, moreover, we expect to start making our own flour using imported grain. Unfortunately, you cannot grow your grain in Kamchatka on an industrial scale yet, although now farmers are trying to do it. Secondly, in the dairy sector, it was possible to open several large production points - thanks to the fact that they built large dairy complexes. The proportion of milk powder is declining. Thirdly, we are fully self-sufficient in chilled pork, and we need to achieve the same results with beef. So far, only the north of the peninsula suffers, where it is economically unprofitable to open such industries. Our task is to organize prompt delivery in the required quantity. For these purposes, a winter road in Palana, which we are building, will operate, aviation and sea transport. 

- Not so long ago, the investor came to the project for the modernization of the airport in Petropavlovsk-Kamchatsky, the rules for issuing "electronic visas" to the Far East have been extended to the air harbor. In your opinion, will this affect the tourist flow?

- There are decades of foreign tourists in Kamchatka, mainly those who go for trophies: hunters, fishermen. They probably do not need an "electronic visa". But for our main Asian partners this, of course, is important. I have long been a business connected with tourism, I am targeting the creation of conditions for citizens of the Asia-Pacific region: there, after all, their special features on nutrition, living, languages. As soon as the mass flow, there will be positive changes. We advocate that there are direct charters from Korea, from China, from Japan, so that there are regular flights. Foreign companies are ready to start working, but only with very serious volumes. And there is nowhere to place them on Kamchatka. 

- New hotels will appear?

- Two large new hotels are being built in the city center. But they are not for the mass tourist, of course. We have only 4,5 thousand places for accommodation - this is very little. At least 10 more places are needed. Previously, the seasonal factor was great, in September everything ended, the hotels were open four months a year. Therefore, the hotel infrastructure did not develop - it was not profitable to invest in it. Everything is changing now. The last two years began to return tourist flows to the city itself. Even in winter, and even more so since April, which used to be a "dead" month for tourists, everything has already been redeemed. We need to tighten the infrastructure. Returning to the question about the airport, the Airports of Regions company became one of the residents of the Kamchatka ASEZ, in July we gave an official start, laying the foundation stone, now the work is already in an active stage.

- In the National Ranking of the state of the investment climate in the regions Kamchatka took 32 place with growth at 36 positions. Now you have set the task to take the 25 line. How do you assess the mood of the business community?

- Doing business in the Far East has always been difficult, and even more so in Kamchatka. We understand what business is and what it hurts. After all, this is a common problem - business says that it is being oppressed, and the authorities say that it does not control business sufficiently. So the task is precisely to find this "golden mean". Of course, the more freedom, the easier it is for business, but business should also have responsibility: to society, to people. In recent years, we have done a lot here - in terms of supporting small and medium-sized businesses, now there are 19 thousand SMEs in Kamchatka. And it is important that all entrepreneurs love Kamchatka, treat it with respect, and do a lot here. And they treat problems with understanding, helping us to solve them.
September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Владимир Илюхин: "На Камчатке появилось чувство стабильности"

Губернатор Камчатского края об особенностях развития экономики и строительства инфраструктуры

Владимир Илюхин:
Фото: Пресс-служба правительства Камчатского края
- Владимир Иванович, сентябрь для дальневосточных субъектов - это традиционно дата подведения промежуточных итогов на очередном Восточном экономическом форуме. Вы можете дать некую оценку положения дел в цифрах? 

- Если начинать с цифр, то в Камчатском крае сейчас на стадии реализации или подготовки к реализации - более 315 инвестиционных проектов на сумму 550 млрд рублей. Все они в совокупности позволят добиться качественно нового уровня развития сразу нескольких ключевых отраслей экономики - логистики, рыбопромышленного и агрокомплексов, разработки недр, туризма. И нужно понимать, что эти средства, которые в ближайшие годы получит экономика Камчатского края, взялись не из ниоткуда - это результат ежедневной целенаправленной работы по привлечению инвесторов и улучшению инвестклимата. На четвертом Восточном экономическом форуме планируется подписать 13 соглашений. Шесть из них - с инвесторами: о строительстве терминала по перевалке сжиженного природного газа с ПАО "НОВАТЭК" и комплекса по выращиванию овощей в закрытом грунте с ООО ТК "Камчатский", о развитии туристско-развлекательного комплекса с ООО "Голубая лагуна" и возведении бизнес-центра ООО "ТСТДОМ". Еще два проекта - с группой "Золото Камчатки": о строительстве ГОКа на Бараньевском месторождении и модернизации ГОКа на Аметистовом. 

- У вас есть ощущение, что ситуация в целом на Камчатке меняется в лучшую сторону?  

-  Скажу так. На Камчатке не было многого, что стало появляться в последние годы. Почему с Севера последние несколько десятилетий уезжали люди? В поисках лучшей жизни. Власть всегда что-то делала для того, чтобы ситуацию менять к лучшему. Сейчас, может быть, стало чуть-чуть больше получаться. Мы выстроили приоритеты несколько лет назад: дети, дома, дороги. И это работает. Более 300 километров дорог в асфальте за эти годы положено там, где никогда дорог не было, благоустраиваются райцентры. Строится жилье. Мы решили проблему с местами в детских садах - одними из первых в России, к 1 сентября в этом году сдали еще один новый садик на 260 мест в Петропавловске-Камчатском. В прошлом году построили и сдали детскую библиотеку. Никогда не было в Петропавловске-Камчатском загса, были приспособленные помещения - а сейчас есть замечательный загс, вокруг которого молодожены смогут высадить целый парк деревьев.

- Это как-то сказывается на демографических показателях? 

- С демографией непросто: в 1986 году средний возраст населения Камчатки был, я напомню, 29,5 лет, а сегодня - далеко за 40. Помню, в 2013 году я встречался с нашими выпускниками-медалистами, их было 14 человек. И 11 из них тогда сказали, что после выпуска поедут искать лучшей жизни на "материке", потому что здесь "все серо и интернета нет". И вот в 2017 году мы впервые за 17 лет стали прирастать по демографии. Пусть и ненамного, плюс 543 человека, приросли по миграции - последние три года отток снижался, но он был оттоком, а сейчас сальдо стало положительным. Это – очень важный для нас психологический рубеж. В 2015 году мы преодолели другой рубеж: рождаемость стала превышать смертность. Думаю, комплекс мер, которые мы претворяем в жизнь, сыграл роль. О достаточном комфорте жизни на Камчатке говорить еще сложно, но качество жизни постепенно улучшается. Конечно, скептиков много. Но я часто и много езжу по региону, и видно, что наступает стабильность, люди осознают, что они не брошены. Кто-то это застоем может назвать. В моем понимании стабильность – это когда человек может быть спокоен за свое завтра. У основной массы людей, которые живут на Камчатке, такая стабильность есть. И в моем понимании это - главный итог работы за прошедший период.

- Но вы же не считаете, что на Камчатке все социальные проблемы разрешены? 

- "Провалы" еще советских времен мы стараемся вытягивать. Понятно, что инфраструктуры не хватает: в Петропавловске-Камчатском, например, на 200 тысяч населения был один плавательный бассейн. В 2011 году, вступая в должность, я обещал, что наша работа будет носить социальную направленность. И слово держу. Как только высвобождаются средства, мы обязательно часть направляем на "социалку", на инфраструктуру. Четыре года добивались, чтобы из федерального бюджета выделили средства на строительство краевой больницы. Было два поручения президента, поручение председателя правительства на этот счет. В итоге 4,2 млрд рублей получаем на первую очередь. Финансирование, предусмотренное на этот год, уже поступило, и мы выполним даже больший объем работ, чем планировали. В прошлом году построили поликлинику с отделением для реабилитации инвалидов - такого на Дальнем Востоке нет нигде. Масштабная реконструкция стадиона «Спартак», строительство Театра кукол - эти вещи были и остаются нашими приоритетами.

Однако строить сложно, и не последняя проблема - то, что госконтракты на строительство соцобъектов компании выигрывают, жестко снижая цены. А когда начинают работу, понимают, что у нас и особые требования к сейсмике, и "северные надбавки" нужно работникам платить, не исполняют контракты, и все приходится начинать с начала. 

Наши дальневосточные компании на такие конкурсы, как правило, идут неохотно: понимают, что дорого, далеко, повышенные требования по сейсмоустойчивости. Но варианты решений все-таки есть. 

- А что с интернетом, про который молодежь говорила вам, что его "нет"?

- На сегодня Камчатка обеспечена интернетом на 98%. Сюда пришел оптоволоконный кабель "Ростелекома", сделали разводку по всему югу и центру - с Большерецка до Мильково, в Петропавловске-Камчатском, в ближайшие поселки. Но у нас 30 поселков на севере, 300 тысяч квадратных километров, 20 тысяч жителей – бывший Корякский автономный округ – остались без оптоволокна. И эти люди не хотят оттуда уезжать, из своих маленьких поселков, даже если там по 50 человек живет, хотя мы им предлагаем такие варианты. Нет, говорят, не переселимся, вы нам только транспорт присылайте, чтобы детей в школы и назад отвозить и врачей хоть иногда видеть. Я выходил с предложением тянуть дальше кабель на Чукотку через северные районы Камчатки. Нам пока говорят, что дешевле идти морским путем. А для Камчатки пообещали усилить группировку спутников. Надеюсь, что в следующем году какое-то решение появится. 

- Какой-то эффект от того, что Дальний Восток был объявлен "приоритетом на 21-й век" и здесь создаются преференции для инвесторов, для экономики уже виден?

- Преимущества ТОР и свободного порта Владивосток очевидны. Сейчас Камчатка – лидер по числу резидентов ТОР и на втором месте по этому показателю в СПВ на Дальнем Востоке. Да, налоговые льготы предполагают, что бюджеты что-то недополучат в первые годы, но мы на сиюминутный результат и не рассчитываем. Налоги, новые рабочие места - это все будет, просто не сразу. Зато по другим направлениям результаты видны уже сейчас. За последние несколько лет мы фактически удвоили доходную часть бюджета: с 10 млрд рублей до 22 млрд рублей. В прошлом году бюджет Камчатки был 75 млрд руб., а начинали мы с 20-30 млрд руб. За эти годы заработал в полном понимании этого слова рыбохозяйственный комплекс. Нам удалось переориентировать потоки продукции - раньше три четверти поставок шло за рубеж, сейчас - 70-75% идет на российский рынок. Раньше компании работали на вылов и экспорт, сейчас – более 20 млрд рублей вложений в "берег", в переработку. Все крупные рыбодобытчики стараются работать прозрачно, поскольку это условие для получения преференций, и налоговая отдача от отрасли выросла до 6,5 млрд руб. В 2017 году на Камчатке выловлено более 1,2 млн тонн биоресурсов - это рекорд. Итоговые цифры по этому году мы сможем подвести чуть позже, но этот год наверняка побьет рекорды прошлого.

- Другими отраслям удается добиваться хотя бы сравнимого роста?

- Горнорудный сектор раньше давал считанные проценты ВРП. Сегодня дает 15-16% в общем объеме. Я считаю, что на Камчатке можно и нужно добывать. Три крупнейших современных ГОКа построены за последние годы, в этом году запустили еще один ГОК «Озерновский», и надеюсь, к 2022 году мы выйдем на объемы 10-18 тонн золота в год, хотя сейчас даем 6,5 тонн. Прогнозные запасы - порядка 1 тысяч тонн рудного золота. Здесь, я считаю, нам удается сохранять важнейший баланс - и уникальной камчатской природе не навредить, и вводить в оборот новые крупные месторождения, причем не только золотые. В числе последних, как вы знаете, Крутогоровское угольное месторождение, куда заходит индийская компания TATA Power.

- Когда начнется реальное движение по этому проекту?

- Почему объект не осваивался долгие годы - это тяжелое с точки зрения логистики месторождение. Автодорога через Шануч почти до месторождения есть. Но с морем, до которого около 80 км, проблемы. У нас на западном побережье Камчатки, выходящем к Охотскому морю, нет ни одного причального сооружения, поскольку там очень сильные отливы - до полукилометра. Сегодня это главный вопрос - как транспортировать добытый уголь. Как его решит инвестор - будет строить автодорогу или железную дорогу, эстакаду выносить в акваторию до нужной глубины - это ему решать. Нам уголь совершенно точно необходим для отопления центральной Камчатки.

- В субъект исторически нужно везти не только топливо, но и продовольствие. С этим как-то меняется ситуация?

- Во-первых, мы выкупили обратно в краевую собственность комбикормовый завод, и сейчас он замечательно работает, производя корма для несушек и свиней. Потребности рынка предприятие закрывает, более того, мы рассчитываем начать делать свою муку на завозном зерне. Свое зерно на Камчатке, к сожалению, в промышленных масштабах пока не вырастишь, хотя сейчас фермеры пытаются это сделать. Во-вторых, по молочному направлению удалось открыть несколько крупных точек производства - благодаря тому, что построили большие молочные комплексы. Доля сухого молока снижается. В-третьих, мы полностью обеспечили себя охлажденной свининой, и нужно добиться таких же результатов с говядиной. Страдает пока только север полуострова, где открывать подобные производства экономически невыгодно. Наша задача - организовать в необходимом количестве оперативный подвоз. В этих целях будут работать автозимник в Палану, который мы строим, авиация и морской транспорт. 

- Не так давно зашел инвестор в проект модернизации аэропорта Петропавловска-Камчатского, на воздушную гавань распространены правила оформления "электронных виз" на Дальний Восток. По вашей оценке, это повлияет на турпоток?

- На Камчатке есть сложившиеся десятилетиями объемы иностранных туристов – это в основном те, кто едет за трофеями: охотники, рыбаки. Им, наверное, "электронная виза" не нужна. Но для наших основных азиатских партнеров это, конечно, важно. Я уже давно бизнес, связанный с туризмом, ориентирую на то, чтобы создавались условия для граждан Азиатско-Тихоокеанского региона: там ведь свои особенности по питанию, проживанию, языкам. Как только пойдет массовый поток, будут позитивные изменения. Мы ратуем за то, чтобы были прямые чартеры из Кореи, из Китая, из Японии, чтобы были регулярные рейсы. Иностранные компании готовы начинать работать, но только с очень серьезных объемов. А разместить их на Камчатке пока негде. 

- Новые гостиницы будут появляться?

- Две большие новые гостиницы строятся в центре города. Но они не для массового туриста, конечно. У нас всего 4,5 тысяч мест для размещения - это очень мало. Нужно еще как минимум 10 тысяч мест. Раньше был велик сезонный фактор, в сентябре все заканчивалась, гостиницы работали четыре месяца в году. Поэтому и гостиничная инфраструктура не развивалась - в нее было невыгодно вкладывать. Сейчас все меняется. Последние два года стали возвращаться турпотоки в сам город. Даже зимой, а тем более начиная с апреля, который раньше был «мертвым» месяцем для туристов, все уже выкуплено. Нам нужно подтягивать инфраструктуру. Возвращаясь к вопросу про аэропорт, компания «Аэропорты регионов» вошла в число резидентов ТОР «Камчатка», в июле мы дали официальный старт, заложив камень, сейчас работы уже в активной стадии.

- В Нацрейтинге состояния инвестклимата в регионах Камчатка заняла 32 место с ростом на 36 позиций. Сейчас вы поставили задачу занять 25 строчку. Как вы оцениваете настроение бизнес-сообщества?

- Заниматься бизнесом на Дальнем Востоке всегда было непросто, а на Камчатке - тем более. Мы понимаем, что такое бизнес, и чем он болеет. Это ведь часто встречающаяся проблема - бизнес говорит, что его притесняют, а власть - что она недостаточно контролирует бизнес. Так вот задача как раз в том и состоит, чтобы найти эту "золотую середину". Конечно, чем больше свободы – тем проще бизнесу, но ведь и ответственность у бизнеса должна быть: перед обществом, перед людьми. Мы в последние годы здесь немало сделали - в плане поддержки малого и среднего предпринимательства, сейчас на Камчатке 19 тысяч субъектов МСП. И важно, что все предприниматели любят Камчатку, с уважением к ней относятся, и делают здесь очень многое. А к проблемам относятся с пониманием, помогая нам их решать.