Поделиться
Владимир Миклушевский: «Владивосток становится модной точкой»
Поделиться

На ВЭФ Приморский край заключил соглашений на 85 млрд рублей

Вышел ли первый Восточный экономический форум «комом» и какие проекты преобразят Приморье в ближайшее время, EastRussia рассказал губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

- Владимир Владимирович, какое количество соглашений на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) заключил Приморский край?

- Мы насчитали различного рода соглашений, предварительных договоров и меморандумов на 85 млрд рублей. Стадии соглашений разные - по некоторым, например, мы подписали меморандумы о взаимопонимании, однако это уже заявление о том, что мы намерены проектом заниматься.

Из 200 проектов, представленных 9 субъектами Дальнего Востока на форуме, 37 – приморские, что, на мой взгляд, довольно много. В карте инвестиционных возможностей Приморья, представленной на этом мероприятии, было 83 региональных проекта. Они тоже разные - некоторые находятся на стадии идеи, некоторые – в работе. Например, компания «РусАгро» вложила несколько миллиардов рублей в развитие сельского хозяйства в регионе. Другими крупными резидентами ТОР «Михайловский» являются компании «Мерси трейд» и «Приморский бекон». Общие вложения в площадку составляют 45 млрд рублей.

В ТОР «Надеждинский» требуется инвестиций на 8 млрд рублей. Соглашения по этим площадкам были подписаны 2 сентября, еще до открытия форума. На ВЭФ мы подписали ряд соглашений о реализации проектов в туристско-рекреационной сфере Приморского края. Японские компании проявили интерес к планируемой ТОР на острове Русский, где могут появиться гольф-курорт и горнолыжная база.

- Если говорить о транспортных коридорах «Приморье-1» и «Приморье-2», то в ходе форума проекты сдвинулись с места?

- Инвесторов на «Примьрье-1» и «Приморье-2» в течение нескольких дней не найдешь. К форуму Юрий Трутнев (полпред Президента РФ в ДФО – прим.автора) поручил нам разработать транспортную модель этих проектов. Говоря простым языком, подсчитать количество транспортных средств, которые смогут перемещаться по данной магистрали, перевозя либо грузы, либо пассажиров. Соответственно, понять, сколько денег можно выручить за день, если сделать дорогу, например, платной. Если же дорога будет бесплатной, то как долго она будет окупаться на условиях концессии, если зайдет концессионер, и как будет выглядеть плата концедента – того юридического лица, администрации, которая будет заказывать эту дорогу. Транспортная модель просчитана, мы ее представили нашим партнерам.

На форуме я встречался с руководителями китайских провинций – Цзилинь и Хэйлунцзян, где мы говорили про эти транспортные коридоры. Цзилинь - это «Приморье-2», Хэйлунцзян – «Приморье-1», поэтому китайская сторона крайне заинтересована в проектах, и не только потому, что они существенно сокращают путь. Если, например, рассматривать экспорт китайских товаров в Японию, то доставка из северо-востока Китая через их южные порты длиннее в 3,5 раза (по сравнению с путем из приморских портов). В результате, серьезным образом возрастают транспортные издержки, что, безусловно, сказывается на конкурентоспособности китайских либо японских товаров, которые едут в Китай. Здесь нам надо использовать географические преимущества Приморья - сокращение расстояний, незамерзающие порты и т.д.

Помимо логистических преимуществ для наших китайских партнеров, мы и свои вопросы решаем. Когда мы говорим об агломерации Владивосток, то без дорог это пустой звук. Агломерация – это прежде всего транспортная доступность.

Транспортные коридоры, конечно, взаимовыгодная вещь и для приморцев, и для наших китайских партнеров. Мы можем увеличить грузопоток, построить дороги, расширить портовые мощности и мощности пунктов пропуска через границу. Все это мы запланировали и будем делать.

- Представители деловых кругов Китая заинтересованы в Свободном порте Владивосток. Поступали ли конкретные предложения о сотрудничестве со стороны китайского бизнеса в ходе форума?

- Свободный порт Владивосток - это настоящий прорыв, можно сказать, революция в хорошем смысле слова в части законодательных, таможенных, налоговых и административных изменений. Закон дает существенные льготы для инвесторов. Задача, которую мы перед собой поставили (я имею в виду прежде всего и Юрия Трутнева, и главу Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушку), раскрыть на ВЭФ нашим зарубежным гостям потенциал проекта. Закон опубликован, это публичный документ, но, конечно, нужно общение, так как дополнительные вопросы у людей возникают, на них надо давать ответы. Мы как раз этим и были заняты.

Вполне конкретные предложения по Свободному порту Владивосток поступают, мы их рассматриваем. Они требуют проработки, потому что закон вступит в силу только 13 октября. И говорить о его практической реализации немножко рановато. Но мы к этому готовимся.

4 сентября Председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение, уже создан наблюдательный совет, который возглавил Юрий Трутнев. В совет вошел Александр Галушка. Его членами стали руководители всех 15 муниципалитетов, которые находятся на территории Свободного порта Владивосток. Начало положено, будем дальше отрабатывать подзаконные документы. Так, вы знаете, что в Свободном порте Владивосток круглосуточный режим работы таможни, а это требует изменений в соответствующие нормативные документы таможенной службы. Нам упрощением выдачи визы на границе будут работать консульские и пограничные службы. То есть достаточно большое количество ведомств должны будут привести свои нормативные документы в соответствии с этим законом. Но мы справимся – сомнений на этот счет у меня нет.

- Вы не моли бы рассказать, когда же будет реализовываться проект «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК)?

- Этот вопрос лучше задать главе компании «Роснефть» Игорю Сечину, потому что это его проект. Однако в своем выступлении на Восточном экономическом форуме Президента РФ Владимир Путин сказал о том, что и ВНХК будет, и СПГ будет, и «Звезда» будет.

Если говорить о наиболее значимых, первоочередных проектах, то, конечно, это «Звезда», потому что Россия стремится всерьез закрепиться на шельфе и разрабатывать нефтегазовые месторождения. А без судов сопровождения, без соответствующих платформ, это осуществить не просто трудно, а невозможно. Каждую такую платформу, во-первых, нужно сделать, во-вторых, она требует несколько десятков судов сопровождения, не говоря уже о танкерах, газовозах и т.д., то есть тех судах, которые добытые нефть и газ будут транспортировать. И все это должен делать завод «Звезда».

Я часто бываю на «Звезде». Приморье активно осуществляет полномочия в части социальной сферы: у нас в бюджете заложены средства на детские сады и школы – только на первом этапе население Большого Камня увеличится 3,5 тыс. человек.

- Откуда приедет такое количество специалистов?

- Часть из них будут местные - им жилье будет не нужно. Но мы говорим о 3,5 тыс. дополнительных рабочих, которые потребуются на заводе «Звезда».

Как только мы «Приморье-1» до Большого Камня достроим, то за счет «спрямления» дороги путь до Владивостока сократится на 25 километров. Дорога будет четырехполосная, скоростная. Кроме того, к концу года мы сдадим участок по «Приморью-1» в обход Артема, и машинам не надо будет ехать через город, собирая все светофоры по пути. Владивостокцы смогут ездить в Большой Камень. По нашим оценкам, скорость серьезно возрастет, и время в пути будет в пределах часа. Помните, раньше меньше двух часов в Уссурийск никто не ездил. Сейчас – час, и вы уже там. Примерно такая же история произойдет с Большим Камнем.

Мы также думаем, как запустить паромное сообщение. Иными словами, будем разные искать пути.

Часть людей к нам приедут из других регионов, потому что нам нужно школу судостроения создавать заново. Судостроения непосредственно в Приморье никогда не было. Был судоремонт, и зачатки небольшие - Восточная верфь, например, малые суда строит. Однако эти компетенции не перенесешь на большую верфь, где будут строиться огромные океанские суда. Верфь построим, но социальная инфраструктура тоже требуется.

ВНХК, думаю, будем заниматься параллельно, но основное ограничение – это деньги. В условиях санкций мы серьезным образом лишились возможности выхода на западные финансовые рынки. Тем не менее, этот вопрос будет решаться. Потому что не только для нас, но и для страны ВНХК важный проект. Экспорт продуктов переработки нефти – бензины, масла и т.д. – в отличие от экспорта сырья – это совершенно другая добавочная стоимость, которая в виде налогов будет оставаться в России и в Приморском крае, что нам выгодно однозначно. Плюс полиэтилен, полипропилен, которые будут производиться на ВНХК: мы сразу будем создавать кластер, куда будет вовлечен малый и средний бизнес.

Мы специально изучали опыт Сингапура, который не производит ни капли нефти, но огромное ее количество перерабатывает. Нам надо срочно менять политику и создавать в стране, экспортирующей энергоресурсы в сыром виде, экономику, которая занимается переработкой, причем на высоком уровне.

- Скажите, пожалуйста, в ходе проведения ВЭФ были ли выявлены организационные ошибки к его подготовке?

- Плох тот человек, который ничему не учится или не хочет учиться. Мы, конечно, учимся. В ходе форума наши партнеры иногда предлагали улучшить организационные вещи. Так, было очень много желающих, не все сумели попасть на мероприятие из-за нехватки мест, например. К следующему форуму мы постараемся достроить гостиницу на Корабельной набережной, хотя количество номеров в ней кардинально проблему не решит, но это будет очень хороший пятизвездочный отель.

- На какие трудности в ведении бизнеса с Россией жаловались иностранные гости?

- Наши партнеры испытывают сложности на пунктах пропуска, при получении визы (что, кстати, снимает закон о Свободном порте Владивосток). Одной из целей форума было вот так, в живом диалоге, обсудить проблемы. Чтобы поговорить о макроэкономических проблемах, существует форум в Санкт-Петербурге, есть Давос, в конце концов, где собираются умные люди и об этом говорят. Наш форум - инвестиционный. Он не просто экономический, а абсолютно прикладной. И его невозможно сделать без понимания тех проблем, которые инвесторы испытывают, попадая к нам на территорию - в Приморье, в другие субъекты Дальнего Востока.

Кроме того, при обсуждении на форуме инвестиционной привлекательности дальневосточных регионов рефреном звучало «подготовка кадров»: ни один проект без хорошо подготовленных специалистов реализован быть не может.

- Первый Восточный экономический форум стал событием международного масштаба. Какие еще мероприятия вы планируете проводить, чтобы поддержать новый имидж города и края, который перестал ассоциироваться с икрой и тиграми?

- С тиграми пусть ассоциируется, тигр у нас – на гербе края. Но точно, с чем не должен ассоциироваться Приморский край, так это с криминалом. Три года назад, когда я стал губернатором, в пирамиде проблем безопасность была в первой пятерке. Сейчас она находится на предпоследнем месте. Это не значит, что все проблемы безопасности решили - это невозможно. Тем не менее, мы серьезно поработали, в том числе и с правоохранительными органами.

Международных мероприятий в городе проходит очень много. За три прошедших после саммита АТЭС года мы провели более 200 крупных международных мероприятий. Город должен жить, наполняться жизнью, быть модным местом, сюда должны хотеть приезжать люди. И постепенно Владивосток, как вы видите, становится этой модной точкой.

Текст: Марина Галкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов