Губернатор Камчатского края о планах возрождения на полуострове судостроения и судоремонта и преференциях, которые получит бизнес в этой отрасли
– Владимир Викторович, о каком прогрессе в создании судостроительного кластера на Камчатке можно говорить, если брать за точку отсчёта ВЭФ-21?
– В 2021 году Камчатский край заключил много знаковых соглашений: все они отвечают на вопросы, которые волнуют жителей региона, все – предметные. Но главное – они уже претворяются в жизнь.
Если говорить о прогрессе, который уже заметен, то здесь я могу выделить несколько ключевых точек роста. В частности, расширены границы территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» для реализации проекта судостроительного кластера, что позволяет потенциальному инвестору создать свободную таможенную зону на территории реализации Проекта и воспользоваться специальными льготами и преференциями.
Кроме того, мы заручились поддержкой Минпромторга России, и судоремонтные предприятия могут рассчитывать на финансовую поддержку Фонда развития промышленности. Здесь речь идет о возможности получения займов в размере до двух миллиардов рублей под 1-7% годовых.
Также Минпромторгом совместно с субъектами разработан проект по установлению «нулевой» ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики, а также Крыма и Севастополя.
При этом мы на Камчатке прорабатываем возможность создания индустриального (промышленного) парка на базе АО «Судремсервис» и АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», а также промышленного технопарка на базе ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест». Данная инициатива позволит частным предпринимателям воспользоваться инструментом государственной поддержки, в том числе предусматривающим компенсацию до 50 % понесенных затрат на создание инфраструктуры.
- О каких объемах услуг по судоремонту на Камчатке сегодня можно говорить?
– Сегодня объем услуг по судоремонту у нас достиг отметки в три миллиарда рублей, численность работников, занятых в отраслях — более 1,5 тысячи человек. 34 предприятия региона имеют свидетельства Российского Морского Регистра судоходства на судоремонтные работы. Действующим предприятиям принадлежат шесть доков грузоподъемностью от 0,8 до 25 тысяч тонн. Наряду с услугами комплексного обслуживания флота на Камчатке высоко востребовано малое судостроение.
В настоящее время на территории Камчатского края ремонтируются все малотоннажные корабли и 50% среднетоннажных. Ремонт крупнотоннажных судов практически не осуществляется, весь остальной флот ремонтируется в Приморье, Китае и Корее.
– Какая, на ваш взгляд, на сегодня основная задача для властей в судоремонтной отрасли?
Задача — воссоздать ту отрасль, которая, к сожалению, за десятилетия мы утратили, и для которой все объективные предпосылки существуют. Как говорят сами моряки, невозможно, идя мимо берегов Камчатки, не зайти в Петропавловск. Это единственный с такими характеристиками порт-укрытие и порт для технического обслуживания. Сейчас мы видим практическую реализацию планов по развитию Северного морского пути, что позволит увеличить навигацию кратно, а, возможно, и на порядок в ближайшие десять лет. Это означает, что мы должны быть готовы к возросшему спросу на судоремонт и именно на него направленны наши инициативы. Первые уже находятся в практической проработке в ПСРЗ в южной части нашего города. Уже спроектирован судостроительный кластер. Считаю, что развитие судостроения для Петропавловска-Камчатского — это в первую очередь экономика: высокооплачиваемые рабочие места и привлекательная работа для нашей молодёжи.
– Как увязывается развитие судостроительного кластера с ростом перевозок по СМП?
- Увеличение объемов каботажных и международных перевозок по Северному морскому пути и продвижение Северного морского пути на мировом рынке в качестве конкурентноспособного транспортного коридора (с учетом необходимости обеспечения экологической безопасности) невозможно без строительства новых судов ледового класса и конечно без ремонта и модернизации существующего флота.
В качестве примера: основным показателем состояния флота являются его возрастные характеристики. В настоящее время более 80% судов Камчатского края эксплуатируется с превышением сроков амортизации. Сложившаяся тенденция влечет повышение риска аварийности, увеличение объема ремонтных работ и технического обслуживания, сокращение производственных возможностей добывающего и перерабатывающего флота Камчатского края.
Создание современного судостроительного и судоремонтного кластера позволит сформировать в акватории нашей Авачинской бухты единый комплекс по оказанию всего спектра ремонтных услуг российским и иностранным рыбопромысловым и судоходным компаниям.
– Каковы актуальные данные по потребности в судостроительных и судоремонтных мощностях, во сколько сейчас оценивается ёмкость рынка по строительству и ремонту судов?
– Ключевой отраслью Камчатского края несомненно является рыбопромышленный комплекс, в связи с этим предприятия региона в числе первых приняли участие в новых отраслевых инициативах по строительству флота и береговых заводов: из 42 договоров по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну 28 договоров заключены с предприятиями региона.
Под инвестиционные квоты на строительство судов Рыболовецким колхозом им В.И. Ленина построено 3 средних траулера-сейнера (инвестировано 4,2 млрд руб.).
Камчатскими предприятиями ведется строительство еще 17 промысловых судов, из них 5 крупнотоннажных судна (плановый объем инвестиций составляет порядка 45 млрд руб.):
Здесь отмечу, что инвестиционная кампания является работающей мерой стимулирования обновления флота и рыбоперерабатывающих мощностей.
В части судоремонтной отрасли, которая занимает второе место среди обрабатывающих производств по объему промышленного производства, могу сказать, что в 2021 году объем услуг по судоремонту в Камчатском крае составил порядка 3 млрд рублей, а численность работников, занятых в отрасли около 1,6 тыс. человек.
Однако в распоряжении Камчатского края, который является лидером России по добыче водных биологических ресурсов, находится более 650 рыбодобывающих судов различного типа (из которых 232 крупнотоннажных и среднетоннажных судов, что составляет более 50% от общего количества судов, работающих на Дальнем Востоке). В связи с чем, потенциальный объем услуг в судоремонтной отрасли Камчатского края может составить порядка 5 млрд руб. в год, без учета текущего и непредвиденного ремонта.
– Какая работа ведётся с крупными инвесторами помимо «НОРЕБО»?
– У нас на Камчатке реализуется ряд проектов в сфере логистики и транспорта. В частности, проект «Терминал Сероглазка». Здесь речь идет о создании нового грузового терминала с современным рефрижераторным комплексом, причальными сооружениями, ремонтными цехами для обслуживания судов, а также складской комплекс с автоматизированным учетом и распределением продукции.
Есть у нас и проект ООО «Свободный порт Камчатка». Здесь запланировано строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки, приема и перевозок грузов, следующих с Камчатки в другие российские регионы, страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу по трассе СМП.
Известный вам проект ПАО «НОВАТЭК» по созданию морского СПГ-терминала, который будет расположен в бухте Бечевинская, в 90 км к северу от Петропавловска-Камчатского.
Также по заказу ООО Колхоз им. В.И. Ленина, ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест» ведется строительство двух из шести запланированных Малотоннажных рыболовных сейнеров проекта 04130.
– На какие льготы, преференции могут рассчитывать компании, если они войдут в судостроительный кластер?
– Помимо действующих отраслевых мер государственной поддержки, потенциальные участники кластера смогут воспользоваться специальными налоговыми режимами (режим территории опережающего социально-экономического развития и режим Свободного порта Владивосток). Они предусматривают освобождение от земельного налога (в течении 3 лет), налога на имущество (в течении 5 лет), налога на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет (в течении 5 лет).
Кроме того, в рамках этих режимов, действуют пониженные тарифы страховых взносов на 10 лет (6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Есть и ряд других преференций и льгот - установление режима свободной таможенной зоны для резидентов, отсутствие таможенных пошлин и НДС при импорте материалов и запчастей, сокращенное время проведения таможенной очистки прохождения границы.
Также с 2022 года промышленные предприятия могут получить финансовую поддержку в рамках регионального Фонда развития промышленности
– Как решается вопрос с импортозамещением оборудования, необходимого для производств судостроительного кластера?
– Вопрос весьма сложный, так как в настоящее время значительная часть используемого оборудования в рыбохозяйственном комплексе является импортным. К такому оборудованию на флоте относятся как полностью суда иностранной постройки, так и суда российской постройки на которых используется до 70 % импортного оборудования – различное силовое, насосное, рулевое, такелажное, холодильное, гидравлическое, радионавигационное, холодильное, рыбоперерабатывающее и другое оборудование.
По оценке руководителей камчатских предприятий, обеспечить стабильную работу действующего импортного оборудования возможно в течение 3-5 лет, в том числе за счет параллельного импорта, импорта аналогов из нейтральных стран и импортозамещения запасных частей и расходных материалов.
Также в целях импортозамещения продукции, оборудования, комплектующих изделий, запасных частей, а также сырья и материалов для промышленных предприятий Камчатским краем в настоящее время выстраивается плодотворное сотрудничество с Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой
– Какова ситуация с подготовкой кадров, нужду в которых испытывает судостроительная отрасль?
– На Камчатке ведётся подготовка специалистов среднего звена на базе Колледжа КамчатГТУ. Здесь идет подготовка специалистов по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок, а также промышленного оборудования. На базе Камчатского государственного технического университета ведётся подготовка по направлениям: «Энергетические установки и электрооборудование судов» и «Технологические машины и оборудование».
Тем не менее, нам не хватает инженеров-конструкторов, инженеров-строителей кораблей, инженеров-технологов и других.
В связи с этим в настоящее время правительством региона разрабатывается «Дорожная карта» по развитию судоремонтного и судостроительного кластера в Камчатском крае, в рамках которой отдельной программой предусмотрено кадровое обеспечение.
Также в рамках региональной поддержки судоремонтной отрасли в образовательных учреждениях с 2022 года запустят иные программы подготовки кадров для судоремонтной отрасли.
Дополнительно регионом прорабатывается возможность в 2023 году участвовать в программе Минпросвещения России «Профессионалитет», в рамках которой будут заключены соглашения с образовательными учреждениями и промышленными предприятиями судоремонтной и судостроительной отрасли, с целью подготовки специалистов среднего профессионального образования.
беседовал Алексей ЗбарскийИнтенсификацию работы главной транспортной артерии Арктики – Северного морского пути – в круглогодичном режиме обсудили в рамках выездной сессии ВЭФ, состоявшейся на Камчатке. СМП станет новым логистическим маршрутом для доставки грузов с Дальнего Востока в европейскую часть России. На сессии обсудили также развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности арктического судоходства, синхронизацию работы государственных и частных структур по развитию СМП и ряд других вопросов.
Северный морской путь – альтернатива Суэцкому или Панамскому каналу. Например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, Северным морским путем – 5 770 морских миль.
Предложенный проект плана развития Севморпути на период до 2035 года предполагает повышение объемов грузоперевозок, на которые ориентировал президент РФ Владимир Путин 80 млн тонн к 2024 году, к 2030 году – не менее 150 млн тонн, в сегодняшней редакции плана – 90 млн тонн и более 200 млн тонн соответственно.
Об этом сообщил первый замглавы Минвостокразвития РФ Гаджимагомед Гусейнов.
«Объем инвестиций, по которым мы формируем грузовую базу СМП, составляет 15,6 трлн рублей. Создаваемая валовая добавленная стоимость составит 28,5 трлн рублей и до 2035 года оценка налоговых поступлений – более 16 трлн рублей. Цифры впечатляющие».
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов считает, что полуостров станет одним из ключевых хабов на Севморпути.
«Камчатка – это естественные восточные ворота нового стратегического транспортного коридора, при этом мы понимаем, что Северный морской путь – это уже не план, это реальность. В этом году 18 млн тонн было перевезено Севморпутем, на Камчатке реализуется один из флагманских проектов по перевалке сжиженного природного газа, который сделает Камчатку одним из ключевых мировых хабов. И сегодня мы видим, что от экспериментальных рейсов мы подходим к постоянно функционирующей и комплексной структуре СМП», – сказал Владимир Солодов.
Председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын уверен, что география Камчатки является твердой предпосылкой для образования здесь порта для базовой точки СМП, учитывая незамерзающую бухту на пути следования. Он назвал Севморпуть хорошей альтернативой для продвижения рыбы на внутренний рынок страны по минимальным ценам, однако тарифы на перевозку рыбопродукции нужно пересмотреть.
«В 2009 году две камчатские компании решили в качестве эксперимента вывезти рыбу по СМП – более 20 тыс. тонн. Цена доставки за тонну леса-кругляка по СМП тогда составляла 118 рублей, за тонну нефтепродуктов – 550 рублей, тонна рыбы стоила более тысячи рублей. Это сильно повлияло на решимость камчатских предприятий вести рыбу по СМП. Сейчас ситуация не сильно изменилась».
Свое видение развития Северного морского пути представила и Чукотка. Замгубернатора округа Илья Давиденко рассказал о возможностях порта Провидения. Есть предложения построить там оптово-распределительный центр рыбопродукции, арктический специализированный аварийно-спасательный центр, транспортно-логистический центр с возможностью перевалки в порту 1,8 млн тонн грузов в год.
«Строительство в порту Провидения транспортно-логистического узла позволит осуществлять зимнюю и летнюю перевалку грузов по СМП, повысить частоту рейсов судов ледового класса ARC 4-5, ARC 7-8, а также сократить затраты на строительство специализированных судов ARC 4-5, ARC 7-8 для доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии и АТР. Порт Певек работает, надо развивать Провидения. Предложения направлены в кабмин».
Алексей Павлов гендиректор ОАО «Сахалинское морское пароходство» уверен, что порт Корсаков на Сахалине может стать распределительным центром между Юго-Восточной Азией и центром России.
«У порта Корсаков удобная география, и в регионе благоприятная погода. Важно, что Сахалин имеет железнодорожное сообщение с материком благодаря паромному комплексу. Комбинация этих направлений позволит реализовать экспортный потенциал России. В рамках строительства хаба Корсаков предполагается строительство рыбного кластера – продукцию можно доставлять по СМП и по ж/д сервису и в Россию, и в страны Юго-Восточной Азии».
Председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил, что развитие Северного морского пути было актуально и до событий текущего года, но в сегодняшних условиях эта работа становится все более актуальной.
«Идет подстройка экономики нашей страны к новым условиям. Нет никакого сомнения в том, что эта задача по развитию СМП будет решена, в этом нет ничего амбициозного, все подготовлено и обеспечено с научной, инженерной, организационной сторон. Подтверждение тому – программа экспериментальных рейсов, которая была выполнена Росатомом, НОВАТЭКом, Атомфлотом и другими участниками. Подготовка началась в 2010 году – экспериментальные рейсы были успешными. Регулярные перевозки нам нужны для внутрироссийского транзита, а идея международного транзита тоже никуда не денется».
Специальный представитель Госкорпорации «Росатом» Владимир Панов отметил, что, говоря о наземной инфраструктуре, единственный путь, соединяющий запад и восток России – это БАМ и Транссиб. Дополнить его может только Северный морской путь.
«Главным драйвером развития СМП всегда являлись экспортные арктические проекты, которые создавали революцию и эволюцию в арктическом судоходстве. С 2024 года будет регулярная круглогодичная навигация по всей протяженности пути. В текущем году, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, наблюдается рост в 5% в сравнении с аналогичным периодом за первое полугодие прошлого года. Стоимость перевезенных грузов составила 1,6 трлн рублей. Транзитные грузы превысили объем в два млн тонн». «НОВАТЭК» рассчитывает, что круглогодичная навигация по восточному направлению Севморпуть станет возможной зимой 2023-2024 годов. «Газпром нефть» считает рынок Азии наиболее перспективным и перенаправляет туда нефть, в том числе с традиционного рынка Европы.
Директор департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС РФ Александр Бондар представил планы по обеспечению безопасности всего Северного морского пути. Для этого предлагается создать комплексные аварийно-спасательные центры, включающие подразделения центров управления в кризисных ситуациях, арктические поисково-спасательные подразделения и авиационные звенья МЧС России.
«Чтобы обеспечить 100% покрытие Северного морского пути, надо разместить авиационные звенья МЧС России в семи точках – планируемых четырех центрах в Певеке, Сабетте, Тикси и Диксоне, а также в существующих центрах в Архангельске, Мурманске и Анадыре с использованием плеча ледокольного флота. Вертолетные площадки сегодня закладывают во всех новых проектах судов», – рассказал он.
Замглавы Росгидромета Дмитрий Зайцев рассказал о разработке плана повышения прогноза ледовой обстановки на СМП, отметив, что безопасность мореплавания – на первом месте.
«Оправдываемость прогнозов по акватории СМП сейчас составляет 74%. К 2024 году мы должны достичь показателя не менее 90%», – сказал он.
Все предложения легли в основу плана развития СМП до 2035 года, который включает в себя как развитие инфраструктуры, так и строительство новых ледоколов, запуск космических спутников, совершенствование систем безопасности и обновление метеорологических технологий. Правительство России с ним ознакомлено и до 1 августа должно утвердить этот план. В рамках Восточного экономического форума особое внимание уделят вопросам экологического мониторинга на СМП.
Наращивание грузопотока по СМП стало приоритетом госполитики в отношении развития Арктики. Свой вклад в концепцию развития СМП и портовой инфраструктуры для обеспечения его функционирования в Камчатском крае внес крупный рыбопромышленный холдинг НОРЕБО, инвестируя в создание судоремонтного комплекса на площадках действующих судоремонтных предприятий АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» (ПСРЗ) и «Судоремсервис» – ООО «Рем-Нова ДВ».
Планы холдинга НОРЕБО прагматичны и конкретны - на создаваемых мощностях будет доступен ремонт разных видов - доковый, надводный, навигационный и пр. Предполагается, что ежегодно на новой ремонтной базе будут обслуживаться около 60 морских судов разного класса – главным образом рыбопромысловые, но и другие средне- и крупнотоннажные суда. Появится возможность ежегодного межрейсового техобслуживания и замены экипажей. Планируемый объем инвестиций - более 4,5 млрд рублей, в итоге будет создано более 250 новых рабочих мест, построены и реконструированы морские причалы протяженностью более 1,5 тыс. погонных метров.
Сейчас, по данным правительства Камчатского края, ведущие судоремонтные предприятия региона - АО «Северо-Восточный ремонтный Центр и ЗАО «Судоремсервис» совместно с АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод». Однако техническое оснащение ПСРЗ и применяемые там технологии находятся на уровне, который не позволяет конкурировать с судоремонтом в портах Приморья и странах АТР.
Среди факторов, препятствующих развитию судоремонта в Камчатском крае, местные власти отмечают старение основного технологического оборудования предприятий отрасли, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие долгосрочных планов по загрузке судоремонтных мощностей, длительные сроки и дороговизна доставки российских и импортных запасных частей для ремонта, а также недостаточный платежеспособный спрос на судоремонтные работы и рост конкуренции со стороны зарубежных фирм, предлагающих ремонт на более выгодных условиях.
Как ранее отмечал губернатор Камчатского края Владимир Солодов, 75% работающих у берегов Камчатки судов уходит на ремонт за рубеж.
«По оценкам экспертов, мы заплатили 20 млрд рублей за пять лет корейцам и китайцам за судоремонт наших рыболовных судов. Сегодня мы видим ПСРЗ как точку становления судоремонтной отрасли на Камчатке», – добавил он.
Как отметила руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова, неблагополучное состояние судоремонтной сферы Камчатки, в том числе, объясняется низким объемом инвестиций в последние годы.
«На судоверфях нет возможности осуществить полный, комплексный ремонт судов, а это сейчас востребовано и нормально для судоремонтной отрасли. Как следствие, суда отправляются на ремонт в Китай и Корею. Необходимость далекой перегонки кораблей вызывает и другие проблемы. Например, долгий простой и дороговизна ремонта из-за ослабления курса рубля относительно мировых валют. Обладай Камчатка судостроительными мощностями, лишних издержек можно было бы избежать. Покупка “Норебо Холдингом” судоремонтного завода – пример одного из озвученных в программе развития Камчатки выходов из ситуации. Благодаря государственно-частному партнерству, в отрасль придут деньги. Сделка выгодна и для компании-покупателя. Например, при составлении плана ремонтных работ собственные суда всегда будут в приоритете», – отметила Орлова.
Заместитель директора ООО «УК Норебо» Сергей Сенников сообщил, что на сегодня в НОРЕБО накоплен необходимый уровень компетенций по осуществлению судоремонта судов рыбопромыслового флота.
«Мы хорошо знаем, как осуществляется такой ремонт и обслуживание судов в Норвегии, Южной Корее, Китае или Польше и хотим создать такие судоремонтные мощности в России. Мы считаем, что реализация таких проектов позволит создать условия для решения проблемы «незаходных судов» и станет катализатором развития и смежных услуг в регионе», – уверен он.
Проектирование морского терминала начнется с марта следующего года, а через полтора года начнется строительство. Параллельно с возведением новых площадок будет увеличиваться мощность существующих для приема судов. Первый этап реализации проекта планируется завершить до 2024 года, второй – до 2027 года.
По словам зампреда правительства Камчатского края Юлии Морозовой, реализация инвестиционного проекта по созданию в регионе базы по ремонту и обслуживанию морских судов позволит решить вопрос не только судоремонтной направленности, создания новых высокопрофессиональных рабочих мест, благоустройства территории, прилегающей к данным предприятиям, но и позволит поддержать развитие транспортного коридора «Северный морской путь».
«Вопросы развития Северного морского пути и круизного туризма являются комплексными и требуют наличия необходимой материально-технической базы на территории региона, в том числе судоремонтных мощностей. При дальнейшем развитии Севморпути и увеличении транспортного потока, количество судов, заходящих в незамерзающие порты Камчатки многократно увеличится и сформирует в регионе транспортно-логистический центр», – добавила зампред.
В последние годы на территории региона заметно активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Так, на восточном побережье Камчатки реализуется крупный проект по созданию морского перевалочного терминала по перегрузке СПГ, доставляемого по Северному морскому пути. НОРЕБО также реализует проект «Терминал «Сероглазка», предполагающий создание современного рефрижераторного морского терминала для рыбопромышленных компаний с полным сервисом по обслуживанию рыбопромысловых судов и доставке рыбопродукции на внутренний и внешний рынки, с мощностью грузооборота в 800 тыс. тонн в год, включая технологическое накопление груза для отправки Северным морским путем, и емкостью холодильных мощностей около 15 тыс. тонн. Кроме этого, в настоящее время прорабатывается возможность создания судоремонтного промышленного кластера на территории бывшего АО «Петропавловская судоверфь» в Петропавловске-Камчатском. Реализация проекта предусматривает восстановление и развитие промышленной площадки, кластеризацию производств по судоремонту, модернизации и строительству флота, транспортно-логистической и другой смежной деятельности.
«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Ольга Степченко привела в пример ставшую международной волонтерскую акцию «Сад памяти», которую поддерживают Сбер, РЖД, Росатом, Норникель и другие крупные компании, со стороны правительства РФ проект поддерживают Минпросвещения и Минприроды. Это возможность сделать личный вклад в экологию – каждый может посадить дерево, которое является главным поглотителем углеродного следа человека.
«Каждую весну высаживаем более 27 млн деревьев в честь героев Великой Отечественной войны, в честь героев настоящего времени и в целом сады памяти – это такой символизм, который пронизывает историю всего мира. Акция расширила сильно свой смысл: деревья сажают в честь ученых, актеров, музыкантов – тех, кто помог сделать нашу страну великой. Помимо того, что мы даем возможность каждому снизить свой углеродный след и озеленить свой город, мы даем возможность еще и возвести живой памятник-дерево и посвятить его важному для себя человеку», – отметила Ольга Степченко.
Она добавила, что у каждого есть также возможность присоединиться к акции «Сохраним лес». Ее цель – высадить пять млрд деревьев к 2030 году. Все регионы России в ней участвуют. И без помощи волонтеров здесь не обходится.
По данным ВЦИОМ, в 2022 году акции «Сад памяти» и «Сохраним лес» стали самыми популярными экопроектами в России.
Стать волонтером очень просто – не нужно писать заявлений, достаточно просто прийти и начать действовать. Аудитория гражданских активистов, которые предлагают свое видение решения экопроблем государству, постоянно растет и особенно среди молодежи.
Тренд последних двух лет показывает, что при выборе работы молодежь отдает предпочтение социально ответственным и более экологичным компаниям. А сейчас большинство бизнесов стремятся стать «зелеными». Одним из первых такой подход в России стал развивать Сбер. Здесь есть собственный сервис для вовлечения волонтеров в ESG-повестку – «Сберегаем вместе». Существует и проект по созданию совместного мерча с АНО «Сад памяти» – из переработанных материалов создаются вещи, одежда, обувь.
Представители экологического направления ГК Росатом напомнили, что нельзя говорить об экологической безопасности, пока не разобрались с коммунальными и промышленными отходами, которые генерирует человек. Росатом активно использует отработанное ядерное топливо как сырье, в ход идет и вторсырье, получаемое из отходов 1 и 2 класса. Директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной ответственности ГК Росатом Анна Жигульская отметила, что госкорпорация имеет четкую цель по развитию экологичности собственных производств и инфраструктуры в рамках своей ответственности.
«Мы развиваем экокультуру в наших 28 городах – там, где Росатом является градообразующим предприятием. Мы хотим, что они стали самыми зелеными, самыми экологичными. У нас есть компетенция по ликвидации последствий накопленного вреда. И нам нужны профессионалы в сфере экологии – до 2030 года мы хотим нанять три тысячи профессионалов в сфере экологии. Нужно соединить наши возможности и ваше движение “Экосистема“. Компания поддерживает экологичные стартапы – мы готовы к вашим предложениям», – добавила она.
В ОАО «РЖД», штат которой насчитывает более миллиона сотрудников тоже активно работает волонтерское движение – в нем задействованы более 135 тыс. работников магистрали. Важнейшими направлениями корпоративного волонтерства в компании называют «Экозащиту» и «Помощь окружающей среде».
Кроме того в России с 2014 года активно развивается детский экологический проект «Эколята – молодые защитники природы». Сейчас он охватывает все регионы страны. Экологическое мышление у детей начинают развивать вместе с речью – уже с детского сада. Причем, воспитанники детсадов и школ участвуют в составе волонтерских движений в практических действиях по сохранению природы.
Молодые экоактивисты – участники форума смогут получить реальные деньги на развитие своих проектов по экологии. Росмолодежь распределит четыре млн рублей в качестве грантов.
На форум «Экосистема. Заповедный край» приехали 450 молодых людей от 14 до 35 лет со всей России, которым важно сохранение окружающей среды. Впервые мероприятие провели на Камчатке в 2022 году. По поручению президента РФ Владимира Путина форум будет проходить на полуострове ежегодно.
Покормить медведя = оказать медвежью услугу. И ему, и себе. Природа позаботилась о диких зверях – дала им инстинкты и кормовую базу в пределах своего ареала. Псевдосердобольность приучает хищников к несвойственной им манере пропитания, а инстинкт может в любое мгновение заставить броситься на человека предлагающего еду.
В соцсетях появилось видео, где молодой мужчина едва спасся в своей машине от молодого медведя, которого решил покормить с руки на обочине дороги на Камчатке. Парень остановился, вышел из машины и, протягивая угощение, начал приближаться к хищнику. Тот, в свою очередь, сначала попятился, но потом резко побежал на своего благодетеля. Парню удалось запрыгнуть на крышу автомобиля и спуститься внутрь. Также в июле ряд федеральных каналов показали, как на Камчатке с рук кормили яйцами и конфетами огромного медведя, который забрел прямо во двор частного дома. Удивительная история случилась в 2021 году тоже на Камчатке: молодая семейная пара провела в лесу 11 дней, спасаясь от выслеживающего их медведя. Большую часть времени они находились на деревьях. Воды и еды у них не было. Происшествие случилось в районе Банных источников в 60 км от Петропавловска-Камчатского. Им всем повезло. То так бывает не всегда.
Во многих регионах Дальнего Востока «медвежья проблема» возникает из года в год – трагические случаи нападений происходят на Камчатке, в Якутии, на Сахалине, на Колыме, в Хабаровском крае, Приморье. Адекватный хищник не выходит на оживленные дороги, в города, обходит стороной шумные лагеря туристов. К появлению на непривычной для зверя территории может подтолкнуть природный пожар, засуха, половодье или бедный на лесные и речные дары год. Несмотря на то, что дикие звери пугливы, им приходится менять свои повадки и выпрашивать пищу у человека даже в хорошие времена – ведь многие из них успели полакомиться сгущенкой, колбасой или сыром, что им подкинул из проезжающей машины человек. Неизбежны приходы медведей и к свалкам пищевых отходов, манящих съестным ароматом.
Прикормленный медведь начинает негодовать, когда начинаются перебои с кормёжкой, он начинает требовать пищу и в этом случае неизбежно нападение, ведь с вербальным общением у зверя не очень. Ситуации, когда подкормленного медведя приходится отстреливать - обыденность. В этом году на Камчатке пришлось уже отстрелись 21 медведя.
На Камчатке конфликтные ситуации «человек-медведь» чаще всего происходят в Елизовском районе. Замминистра природных ресурсов и экологии региона Владимир Гордиенко рассказал, что отстреливать приходится тех животных, которые заходят на территории населенных пунктов и непосредственно жизни и здоровью местных жителей. Регулярно медведи наведываются также в село Эссо, где летом отдыхает большое количество туристов, и в город моряков-подводников Вилючинск. Случается, что хищники появляются и в столице края – спускаются с сопок в центре Петропавловска-Камчатского, но это реже.
В этом году медведи уже уничтожили около десятка голов крупного рогатого скота и около 15 баранов, были случаи нападения на собак. Всего в региональный Охотнадзор в этом году было поступило больше 100 обращений.
«Есть сообщения и о выходе на окраину города Елизово. На реке Пиначево и Авача, когда массово пошел лосось, рыбаки-браконьеры, как водится, оставляют много выпотрошенной рыбы на берегу – это привлекает медведей. Много сообщений приходит с баз отдыха из поселков Термальный и Паратунка – зачастую администрации баз не вывозят рыбные и другие пищевые отходы либо неправильно их утилизируют. Медведи идут на запах. Отдельно стоит вопрос о медведях, сидящих на дорогах на Мильково и Усть-Большерецк. У медведя очень просто изменить типичную модель поведения – его очень просто прикормить, а отучить от этой привычки невозможно. До умов граждан это не доходит», – говорит Владимир Гордиенко.
Замглавы управления государственного охотничьего надзора, разрешительной деятельности и государственного охотреестра Камчатского края Всеволод Воропанов рассказал EastRussia, что помимо отстрела прикормленных медведей, на Камчатке применяют и более гуманные способы, которые «иногда завершаются успешно». Медведей вывозят в более безопасное место с помощью специальной ловушки. Региональные власти пытаются изменить ход вещей, и около года назад разработали проект постановления по регулированию поведения людей по отношению к диким животным.
«Нужно достучаться до людей, чтобы не допускать кормления животных. В постановлении указывается, что к крупным животным (медведь, лось, северный олень, снежный баран) нельзя походить ближе, чем на 200 метров. Проект еще обсуждается, правила не распространяются на ООПТ, это не входит в полномочия региональных властей. Но они и сами справляются – есть специальные утвержденные маршруты для туристов с площадками для наблюдения на безопасном расстоянии», – рассказал он, добавив, что другие регионы Дальнего Востока поддержали инициативу края, и разрабатывают собственные правила наблюдения за животными.
Согласно проекту постановления, запрещается приближаться к мелким диким животным (суслик, белка, заяц, птицы) менее чем на 20 метров; средним (лисица, волк, рысь) – менее чем на 50 метров, к крупным нельзя подходить на расстояние как минимум в 200 метров. При посещении природных комплексов запрещено находиться с собаками без намордника в период покоя диких животных – с 1 апреля по 30 октября. Запрещено оставлять пищевые и бытовые отходы, которые могут привлечь зверей. Кормить их категорически запрещено. Также нельзя преграждать путь диким животным в случае их отхода из зоны встречи, преследовать их, в том числе с помощью дронов. Нельзя стрелять по диким животным из любого вида оружия, бросать предметы или пытаться привлечь их внимание. Нельзя беспокоить выводковые убежища животных.
Использовать пиротехнику можно только в случае самообороны. Разрешено контактировать с животным только с целью освобождения его от инородных предметов на теле.
Экологи, зоологи и опытные охотники призывают не кормить медведей – рано или поздно рука кормящего окажется в пасти хищника.
Мастер-план Петропавловска-Камчатского – первый утвержденный план комплексного развития городского пространства на Дальнем Востоке. Правительство РФ утвердило его 1 февраля. Мероприятия по благоустройству расписаны до 2030 года, но изменения горожане заметят уже в 2023 году на примере центральной городской площади и Култучного озера.
«Трансформация Петропавловска-Камчатского начнется с его центральной части. Нам предстоит вернуть Петропавловску-Камчатскому его центр, он будет сосредоточен вокруг двух точек притяжения. Это историческая часть, Петропавловская гавань, и центральная площадь, которые будут обустроены так, чтобы быть привлекательными для всех наших горожан и туристов, для семей с детьми, для жителей с ограниченной мобильностью. Мы хотим сделать наш город образцом для других городов России», — сказал Владимир Солодов.
Визуализация площади Ленина
изображение: презентация ДОМ.РФ
В центре города расположится яхтенная марина, рассчитанная на 280 тыс. посещений в год. Будет обустроен фудкорт и гостиничные комплексы категории «4 звезды». В рамках мастер-плана будут благоустроены сопка Мишенная, там появится канатная дорога. На Никольской сопке проложат пешеходную тропу длиной восемь км к историческому центру города. Помимо Мишенной и Никольской сопок, где уже есть облагороженные территории со смотровыми площадками, будут обустроены комфортные локации на сопках Зеркальная, Зазеркальная, Петровская и Красная.
проект-яхтенной марины
Еще один пункт плана развития можно будет увидеть воочию в этом году – начнется строительство первого этапа дороги ТЭЦ 1 –ТЭЦ 2 – Кирпичики – Северо-Восток – 10 км- Сероглазка (33,6 км). Этот план утвержден на уровне правительства РФ. Также начнется строительство дороги к Халактырскому пляжу (срок окончания строительства – 2024 год). Протяженность дороги составит десять км, она позволит начать благоустройство пляжа. Халактырский пляж – популярнейшее место и у туристов, и у жителей города. Там проводят фестивали, соревнования, собирают дикоросы, просто гуляют, загорают и наслаждаются красотой и мощью океана на фоне черного вулканического песка. Летом в туда приезжают до нескольких тысяч человек.
Владимир Солодов заверил, что и жилищное строительство в городе также будет обусловлено главным конкурентным преимуществом – природой.
«Реновация и жилья и расселение из ветхого будет проводиться с использованием таких преимуществ, как вид из окна и близость к уникальным природным объектам. Для комфортной жизни нужно отказаться от точечной застройки перейти к комплексному видению развития каждого микрорайона, которые должны стать микроцентром со всеми необходимыми сервисами – школы, детсады, паркинги, площадки, МФЦ. Эта идея заложена в мастер-план в части жилого строительства. Также будем приводить в порядок очистные сооружения, канализационные станции, водозабор и системы водоснабжения», – сказал Солодов.
Строить жилье с учетом новых характеристик и вводных уже начали в микрорайоне Северный. Там будет построено 120 тыс. кв. метров жилья. Столько же – на улице Тушканова, в микрорайоне Заречный (в Елизово) – 162 тыс. кв. метров, также на улице Пограничная планируют построить 25 тыс. кв. метров жилплощади. Кроме того, реализация проекта «Дальневосточный квартал» начала переходить в практическую стадию. Первые жилые дома планируется сдать в конце 2025 года.
Среди долгосрочных планов реализации мастер-плана Петропавловска-Камчатского губернатор полуострова называет использование возобновляемых источников энергии при генерации тепла в 2030 году до 12% и уход от использования твердого топлива. В структуре генерации электроэнергии: использование природного газа до 68% (в настоящее время – 52%), удвоение использования ВИЭ (до 32%).
Также стоит цель к 2030 году увеличить долю переработки рыбы на полуострове до 50% против 29% в 2021 году, а также полностью перерабатывать все рыбные отходы (в настоящее время – около 25%). Также в планах увеличить количество крупных судов до 100 единиц к 2030 году (в настоящее время – три). Удвоить количество малых судов (с 200 до 400), яхт – с нуля до 60-100 единиц к 2030 году. Также краевые власти хотят с реализацией мастер-плана города нарастить поток туристов в регион до 750 тыс. человек к 2030 году (в настоящее время – 250 тыс. человек), а ежедневную выручку от каждого туриста увеличить с 6,9 тыс. в день до 14,9 тыс. рублей в день к 2030 году.
Концепция туристического комплекса «Петропавловская гавань»
изображение: презентация ДОМ.РФ
«Основная задача мастер-плана – увязать долгосрочное экономическое развитие с трансформацией городской среды. Основная идея — сделать уникальное положение города его преимуществом, сделать так, чтобы сопки, близость к океану, уникальная природа, в окружении которой мы находимся, стали доступными каждому из жителей города. Петропавловск-Камчатский должен стать привлекательным для жителей, удобным для ведения бизнеса и точкой притяжения для туристов», — резюмирует Владимир Солодов.
Мастер-план развития столицы Камчатки был представлен президенту РФ Владимиру Путину 5 сентября 2022 года. В плане содержится более 30 мероприятий. На выполнение всех мероприятий потребуется 149,5 млрд рублей.
В 2023-2025 годах запланировано строительство нового корпуса детской краевой больницы. В 2025 году введут в эксплуатацию детский и молодежный научно-образовательный центр «Восход». К 2028 году создадут кампус для студентов вузов и колледжей. В 2024 году завершится строительство экотехнопарка с комплексом по обработке твердых коммунальных отходов. Будут рекультивированы городские полигоны. Среди других проектов – открытие в 2025 году арт-кластера и создание музея воинской славы к 2028 году.
При разработке проектов учитывается мнение жителей – проходят опросы, стратегические сессии с горожанами, свои пожелания можно оставить на платформе «Что хочет город» – продолжается публичное обсуждение мастер-плана.
Результаты независимой экспертизы по «делу об очистке» в Кроноцком заповеднике на Камчатке представили ученые на заседании Общественной палаты РФ. Их заключение предъявят суду на рассмотрении апелляции по делу осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника 26 декабря.
Экспертизу провели ученые географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством доктора географических наук Сергея Чалова по распоряжению главы Минприроды РФ Александра Козлова. В группу вошли гидроэкологи, геоморфологи, геофизики, картографы. Были взяты геохимические пробы вод и грунта, дешифрированы космические снимки, проведены георадиолокационные исследования грунтов, съемки с беспилотников, геоморфологическое исследование территории.
Эксперты не обнаружили массового захоронения отходов, наличие которого наряду с хищением средств вменили в вину осужденным сотрудникам Кроноцкого заповедника.
«Снимки показали, что территория убрана. Никаких признаков нарушения или угнетения природных комплексов не выявлено, объектов ранее накопленного вреда не обнаружено, по состоянию растительности определимы места ликвидации ущерба, растительность находится в стадии восстановления, в ходе обследования склона обнаружен оползень. Наличие массивных захоронений в грунте и на территории заповедника не подтвердилось», – сказал доцент кафедры гидрологии географического факультета МГУ им. Ломоносова Сергей Чалов.
изображение - фрагмент заключения специалистов. Полный текст - по ссылке
Адвокаты представят результаты экспертизы на апелляции, чтобы добиться пересмотра приговора.
Участники заседания отметили, что большую роль в негативном исходе проекта по очистке Кроноцкого заповедника сыграли пробелы в существующей нормативно-правовой базе. Как отметил советник главы Росприроднадзора Амирхан Амирханов, сотрудников Кроноцкого обвиняют в том, что они не провели госэкспертизу перед ликвидацией экологического ущерба, однако законодательство в годы проведения работ (2015-2016 г.г.) этого не предусматривало.
«Я в числе тех, кто поддерживает осужденных сотрудников Кроноцкого заповедника. Экологическая экспертиза на тот момент по законодательству еще не требовалась. Каких-то планов или регламентов проведения таких работ тогда тоже не существовало. Считаю, что нужно вернуться к этому делу и пересмотреть его. Сегодня мы понимаем, как действовать, чтобы не нарушить действующие нормы закона по обеспечению режима охраны ООПТ, и чтобы справиться с президентской задачей по расчистке природных территорий от мусора и отходов, накопленных за предыдущие десятилетия, а то и столетия», — добавил он.
На заседании было отмечено, что нельзя забывать о том, что любые работы на особо охраняемых природных территориях, которые зачастую находятся в труднодоступной местности, нужно проводить очень аккуратно, чтобы не нанести вред хрупкой экосистеме. Для того, чтобы собрать и вывезти металлолом, старые конструкции и прочий тяжелый хлам необходима большегрузная техника, наличие которой нежелательно в заповедной зоне.
Участники заседания привели в пример успешный проект ликвидации экологического ущерба в ФГБУ «Заповедники Таймыра» – там удалось провести мероприятия с привлечением МЧС. Старые бочки с ГСМ вывезли вертолетом. Однако сотрудники министерства согласились помочь только потому, что находились в том районе – исключительно по доброй воле и бесплатно.
Руководитель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина отметила, что в настоящее время в очистке нуждаются национальный парк «Русская Арктика», заповедник «Остров Врангеля», Прибайкальский нацпарк, Ненецкий заповедник, ФГБУ «Заповедное Приамурье», заповедник «Курильский» и другие территории.
«Боюсь, что люди, работающие в ООПТ, могут начать отказываться от проведения мероприятий по ликвидации нанесенного вреда экологии, опасаясь за свою свободу на примере сотрудников Кроноцкого заповедника – там люди стали заложниками ситуации. Специалисты, работающие на местах, будут с осторожностью относиться к подобным рискам», – добавила она.
Участники дискуссии также отметили, что до случая с Кроноцким заповедником тоже случались прецеденты, когда проекты по очистке территорий заканчивались уголовными делами и увольнениями директоров – например, нацпарк в Приморском крае «Земля леопарда» и нацпарк «Русская Арктика» в Архангельской области.
Напомним, в июле суд признал виновными в хищении выделенных из госбюджета на ликвидацию накопленного экологического ущерба денежных средств в размере 454,6 млн рублей путем растраты в составе организованной преступной группы в период 2015 — 2016 годов.
Решением суда приговорены:
– начальник научного отдела заповедника Дарья Паничева к наказанию в виде лишения свободы сроком на 4,5 года;
– заместитель директора по науке и познавательному туризму Роман Корчигин к наказанию в виде лишения свободы сроком на пять лет;
– заместитель директора по финансовому и правовому обеспечению Оксана Терехова к наказанию в виде лишения свободы сроком на 5,5 лет;
– бывший сотрудник заповедника Николай Поздняков к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года.
Суд также включил в приговор для всех осужденных возмещение в полном объеме солидарно суммы ущерба по иску (454,6 млн рублей) и выплату крупных штрафов (16,8 млн рублей.
Никто из сотрудников заповедника свою вину не признал.
Подробности «дела об очистке» – в материале EastRussia «Казус Кроноцкого».