Губернатор Камчатского края о планах возрождения на полуострове судостроения и судоремонта и преференциях, которые получит бизнес в этой отрасли
– Владимир Викторович, о каком прогрессе в создании судостроительного кластера на Камчатке можно говорить, если брать за точку отсчёта ВЭФ-21?
– В 2021 году Камчатский край заключил много знаковых соглашений: все они отвечают на вопросы, которые волнуют жителей региона, все – предметные. Но главное – они уже претворяются в жизнь.
Если говорить о прогрессе, который уже заметен, то здесь я могу выделить несколько ключевых точек роста. В частности, расширены границы территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» для реализации проекта судостроительного кластера, что позволяет потенциальному инвестору создать свободную таможенную зону на территории реализации Проекта и воспользоваться специальными льготами и преференциями.
Кроме того, мы заручились поддержкой Минпромторга России, и судоремонтные предприятия могут рассчитывать на финансовую поддержку Фонда развития промышленности. Здесь речь идет о возможности получения займов в размере до двух миллиардов рублей под 1-7% годовых.
Также Минпромторгом совместно с субъектами разработан проект по установлению «нулевой» ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики, а также Крыма и Севастополя.
При этом мы на Камчатке прорабатываем возможность создания индустриального (промышленного) парка на базе АО «Судремсервис» и АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», а также промышленного технопарка на базе ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест». Данная инициатива позволит частным предпринимателям воспользоваться инструментом государственной поддержки, в том числе предусматривающим компенсацию до 50 % понесенных затрат на создание инфраструктуры.
- О каких объемах услуг по судоремонту на Камчатке сегодня можно говорить?
– Сегодня объем услуг по судоремонту у нас достиг отметки в три миллиарда рублей, численность работников, занятых в отраслях — более 1,5 тысячи человек. 34 предприятия региона имеют свидетельства Российского Морского Регистра судоходства на судоремонтные работы. Действующим предприятиям принадлежат шесть доков грузоподъемностью от 0,8 до 25 тысяч тонн. Наряду с услугами комплексного обслуживания флота на Камчатке высоко востребовано малое судостроение.
В настоящее время на территории Камчатского края ремонтируются все малотоннажные корабли и 50% среднетоннажных. Ремонт крупнотоннажных судов практически не осуществляется, весь остальной флот ремонтируется в Приморье, Китае и Корее.
– Какая, на ваш взгляд, на сегодня основная задача для властей в судоремонтной отрасли?
Задача — воссоздать ту отрасль, которая, к сожалению, за десятилетия мы утратили, и для которой все объективные предпосылки существуют. Как говорят сами моряки, невозможно, идя мимо берегов Камчатки, не зайти в Петропавловск. Это единственный с такими характеристиками порт-укрытие и порт для технического обслуживания. Сейчас мы видим практическую реализацию планов по развитию Северного морского пути, что позволит увеличить навигацию кратно, а, возможно, и на порядок в ближайшие десять лет. Это означает, что мы должны быть готовы к возросшему спросу на судоремонт и именно на него направленны наши инициативы. Первые уже находятся в практической проработке в ПСРЗ в южной части нашего города. Уже спроектирован судостроительный кластер. Считаю, что развитие судостроения для Петропавловска-Камчатского — это в первую очередь экономика: высокооплачиваемые рабочие места и привлекательная работа для нашей молодёжи.
– Как увязывается развитие судостроительного кластера с ростом перевозок по СМП?
- Увеличение объемов каботажных и международных перевозок по Северному морскому пути и продвижение Северного морского пути на мировом рынке в качестве конкурентноспособного транспортного коридора (с учетом необходимости обеспечения экологической безопасности) невозможно без строительства новых судов ледового класса и конечно без ремонта и модернизации существующего флота.
В качестве примера: основным показателем состояния флота являются его возрастные характеристики. В настоящее время более 80% судов Камчатского края эксплуатируется с превышением сроков амортизации. Сложившаяся тенденция влечет повышение риска аварийности, увеличение объема ремонтных работ и технического обслуживания, сокращение производственных возможностей добывающего и перерабатывающего флота Камчатского края.
Создание современного судостроительного и судоремонтного кластера позволит сформировать в акватории нашей Авачинской бухты единый комплекс по оказанию всего спектра ремонтных услуг российским и иностранным рыбопромысловым и судоходным компаниям.
– Каковы актуальные данные по потребности в судостроительных и судоремонтных мощностях, во сколько сейчас оценивается ёмкость рынка по строительству и ремонту судов?
– Ключевой отраслью Камчатского края несомненно является рыбопромышленный комплекс, в связи с этим предприятия региона в числе первых приняли участие в новых отраслевых инициативах по строительству флота и береговых заводов: из 42 договоров по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну 28 договоров заключены с предприятиями региона.
Под инвестиционные квоты на строительство судов Рыболовецким колхозом им В.И. Ленина построено 3 средних траулера-сейнера (инвестировано 4,2 млрд руб.).
Камчатскими предприятиями ведется строительство еще 17 промысловых судов, из них 5 крупнотоннажных судна (плановый объем инвестиций составляет порядка 45 млрд руб.):
Здесь отмечу, что инвестиционная кампания является работающей мерой стимулирования обновления флота и рыбоперерабатывающих мощностей.
В части судоремонтной отрасли, которая занимает второе место среди обрабатывающих производств по объему промышленного производства, могу сказать, что в 2021 году объем услуг по судоремонту в Камчатском крае составил порядка 3 млрд рублей, а численность работников, занятых в отрасли около 1,6 тыс. человек.
Однако в распоряжении Камчатского края, который является лидером России по добыче водных биологических ресурсов, находится более 650 рыбодобывающих судов различного типа (из которых 232 крупнотоннажных и среднетоннажных судов, что составляет более 50% от общего количества судов, работающих на Дальнем Востоке). В связи с чем, потенциальный объем услуг в судоремонтной отрасли Камчатского края может составить порядка 5 млрд руб. в год, без учета текущего и непредвиденного ремонта.
– Какая работа ведётся с крупными инвесторами помимо «НОРЕБО»?
– У нас на Камчатке реализуется ряд проектов в сфере логистики и транспорта. В частности, проект «Терминал Сероглазка». Здесь речь идет о создании нового грузового терминала с современным рефрижераторным комплексом, причальными сооружениями, ремонтными цехами для обслуживания судов, а также складской комплекс с автоматизированным учетом и распределением продукции.
Есть у нас и проект ООО «Свободный порт Камчатка». Здесь запланировано строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки, приема и перевозок грузов, следующих с Камчатки в другие российские регионы, страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу по трассе СМП.
Известный вам проект ПАО «НОВАТЭК» по созданию морского СПГ-терминала, который будет расположен в бухте Бечевинская, в 90 км к северу от Петропавловска-Камчатского.
Также по заказу ООО Колхоз им. В.И. Ленина, ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест» ведется строительство двух из шести запланированных Малотоннажных рыболовных сейнеров проекта 04130.
– На какие льготы, преференции могут рассчитывать компании, если они войдут в судостроительный кластер?
– Помимо действующих отраслевых мер государственной поддержки, потенциальные участники кластера смогут воспользоваться специальными налоговыми режимами (режим территории опережающего социально-экономического развития и режим Свободного порта Владивосток). Они предусматривают освобождение от земельного налога (в течении 3 лет), налога на имущество (в течении 5 лет), налога на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет (в течении 5 лет).
Кроме того, в рамках этих режимов, действуют пониженные тарифы страховых взносов на 10 лет (6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Есть и ряд других преференций и льгот - установление режима свободной таможенной зоны для резидентов, отсутствие таможенных пошлин и НДС при импорте материалов и запчастей, сокращенное время проведения таможенной очистки прохождения границы.
Также с 2022 года промышленные предприятия могут получить финансовую поддержку в рамках регионального Фонда развития промышленности
– Как решается вопрос с импортозамещением оборудования, необходимого для производств судостроительного кластера?
– Вопрос весьма сложный, так как в настоящее время значительная часть используемого оборудования в рыбохозяйственном комплексе является импортным. К такому оборудованию на флоте относятся как полностью суда иностранной постройки, так и суда российской постройки на которых используется до 70 % импортного оборудования – различное силовое, насосное, рулевое, такелажное, холодильное, гидравлическое, радионавигационное, холодильное, рыбоперерабатывающее и другое оборудование.
По оценке руководителей камчатских предприятий, обеспечить стабильную работу действующего импортного оборудования возможно в течение 3-5 лет, в том числе за счет параллельного импорта, импорта аналогов из нейтральных стран и импортозамещения запасных частей и расходных материалов.
Также в целях импортозамещения продукции, оборудования, комплектующих изделий, запасных частей, а также сырья и материалов для промышленных предприятий Камчатским краем в настоящее время выстраивается плодотворное сотрудничество с Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой
– Какова ситуация с подготовкой кадров, нужду в которых испытывает судостроительная отрасль?
– На Камчатке ведётся подготовка специалистов среднего звена на базе Колледжа КамчатГТУ. Здесь идет подготовка специалистов по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок, а также промышленного оборудования. На базе Камчатского государственного технического университета ведётся подготовка по направлениям: «Энергетические установки и электрооборудование судов» и «Технологические машины и оборудование».
Тем не менее, нам не хватает инженеров-конструкторов, инженеров-строителей кораблей, инженеров-технологов и других.
В связи с этим в настоящее время правительством региона разрабатывается «Дорожная карта» по развитию судоремонтного и судостроительного кластера в Камчатском крае, в рамках которой отдельной программой предусмотрено кадровое обеспечение.
Также в рамках региональной поддержки судоремонтной отрасли в образовательных учреждениях с 2022 года запустят иные программы подготовки кадров для судоремонтной отрасли.
Дополнительно регионом прорабатывается возможность в 2023 году участвовать в программе Минпросвещения России «Профессионалитет», в рамках которой будут заключены соглашения с образовательными учреждениями и промышленными предприятиями судоремонтной и судостроительной отрасли, с целью подготовки специалистов среднего профессионального образования.
беседовал Алексей Збарский