Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Владивосток распятерился на Дальнем Востоке

Ванино, Корсаков, Петропавловск и Певек “накрыли” законом о Свободном порте Владивосток

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федеральный закон "О Свободном порте Владивосток” принят на этой неделе на финальном заседании депутатами Государственной Думы. В соответствии с ним, режим Свободного порта будет расширен на ряд дальневосточных портов – он появится в Хабаровском крае (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ), Камчатском крае (Петропавловск-Камчатский), Чукотском автономном округе (Певек). Кроме того, сам Свободный порт Владивосток расширен на территорию еще одного района – Лазовского.

Владивосток распятерился на Дальнем Востоке
Как рассказали корреспонденту EastRussia в Минвостокразвития, для распространения режима Свободного порта на Чукотку, Камчатку, Хабаровск и Сахалин, разработчики пошли простым путем – просто дополнили существующий закон “О Свободном порте Владивостока” новыми территориями. Соответственно, с точки зрения закона, режим, которым “накрываются” дальневосточные порты, не просто идентичен Свободному порту Владивосток – это и есть тот самый режим, примененный на разных территориях. Соответственно, во всем Свободном порту, в который, помимо районов Юга Приморья, теперь входят муниципалитеты Хабаровского и Камчатского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа, появятся все те вещи, которые сегодня предусматриваются Свободным портом Владивосток – круглосуточный режим на пунктах пропуска, упрощенный визовый режим, режим свободной таможенной зоны для резидентов. В свою очередь, резиденты новых порто-франко получат те же налоговые преференции и административные льготы, что и резиденты СПВ. Да и называться, по идее, они будут резидентами Свободного порта Владивосток, только фактически размещенными в Петропавловске, Певеке, Корсакова или Ванино.

В то же время в Минвостокразвития заметили, что все особенности осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска Свободного порта Владивосток, пока что будут применяться только в пунктах пропуска, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края. Указанные особенности пока не будут распространяться на территории Хабаровского края, Камчатского края, Сахалинской области, Чукотского автономного округа.



Напомним, что речь о расширении режима свободного порта на ключевые дальневосточные порты пошла сразу после вступления в силу закона о Свободном порте Владивосток. С инициативами создания Свободных портов в их регионах выступили власти Сахалинской области, Камчатского и Хабаровского краёв. И сейчас не за горами то время, когда Дальний Восток будет изобиловать разнообразными налоговыми и административными льготами в своих ключевых портах. Тем временем в бизнес-сообществе сегодня в целом положительно относятся к такой господдержке, распространяемой федеральным центром на Дальнем Востоке.

"Все дальневосточные ТОРы и Свободные порты легко свести в единую таблицу, которая будет просто-напросто испещрена реальными выгодами от использования этих моделей бизнесом. Одна из них – это легальная возможность платить меньше налогов. Нет, существующие сегодня в России налоги сильно завышенными не назовешь, но только глупый руководитель в настоящее время пренебрежет возможностью их льготной уплаты, – рассуждает в разговоре с EastRussia заместитель генерального директора АО «НЭО Центр» Дионис Васильев. – Таким образом, сейчас совершенно точно можно утверждать, что все те меры, которые предусматриваются Свободными портами и ТОРами – это существенная поддержка дальневосточным производителям со стороны государства. Именно поэтому инициаторы и инвесторы проекта производства строганных и профилированных пиломатериалов в Хабаровском крае, отобранным в прошлом государством для оказания поддержки его инфраструктуре, приняли решение строить своё следующее лесоперерабатывающее предприятие в зоне порта, который, согласно их мнению, тоже должен стать свободным".

По словам Диониса Васильева, поскольку российские производители сегодня все больше и больше завязываются на экспорт, то, соответственно и свое производство им удобнее и выгоднее организовывать на припортовых и портовых территориях, а не вблизи сырья. "Нашу будущую крупную лесопилку изначально мы планировали расположить возле сырья. Но после тщательных расчетов и анализа всех возможных плюсов от наличия небольшой дистанции от свободного порта, мы поняли, что ориентироваться в расположении нового производства на сырье – совершенно нецелесообразно", – объяснил Дионис Васильев.
Читайте также:

При этом эксперт заметил, что каждый из двух видов государственной поддержки - ТОР и СПВ – отличает своя специфика. "Функционирование ТОР хорошо в помощь обрабатывающим предприятиям – производящим продукцию с высокой добавленной стоимостью. В то время как режим Свободного порта важен грузоотправителям – тем компаниям, кто формирует грузы. Производителям же – только косвенно, причем тем из них, кто расположен глубоко внутри того или иного дальневосточного региона – в небольшой степени", - пояснил Дионис Васильев.



Со своей стороны в среде бизнеса с корреспондентом EastRussia поделились скептическими мнениями. К примеру, руководство компании УМП ОПХ "Заречное", осуществляющей свою деятельность на территории Камчатского края, в отношении появления в нём Свободного порта отзывается так: "Никакие новые налоговые и административные льготы в портах региона не будут представлять для местного бизнеса большой интерес до тех пор, пока не будет улучшена железнодорожная доставка камчатских грузов по России – решены с РЖД все те острые проблемы, из-за которых он в настоящее время несёт серьёзные убытки. К примеру, не начнет в полном объеме предоставляться весь необходимый подвижной состав”.

При этом в компании добавили, что в любом случае, так как большая часть производителей Камчатского края работает не на экспорт, а с российским рынком, поэтому большого значения для них появление в крае Свободного порта иметь не будет.

В свою очередь, в экспертном сообществе бытуют положительные оценки распространения Свободных портов на Дальнем Востоке.

«Все, что предусматривается режимом Свободного порта – это серьезные льготы для инвесторов, собирающихся реализовывать свои проекты на территории его распространения, – указала младший научный сотрудник сектора региональной и глобальной транспортной инфраструктуры Института экономических исследований ДВО РАН Елена Заостровских. – К примеру, такие из них, как возможность бестаможенного хранения грузов, а также предоставление льгот для операторов порта, неизбежно повлекут за собой снижение стоимости судозаходов, а облегчение визового режима для иностранцев на срок до восьми дней - увеличение интереса иностранных инвесторов к Дальнему Востоку».



В целом, распространение режима Свободного порта Владивосток на новые территории на Дальнем Востоке прошло в гораздо более спокойной обстановке, чем изначальное формирование этого режима. Напомним, год назад вокруг закона шли достаточно острые дискуссии. “Безусловно, разработчики в известной степени “схитрили”, просто добавив новые территории в действующий закон, – поделился с EastRussia один из экспертов. – Формула с тем, чтобы дать “прорасти” Свободному Владивостоку по всему Дальнему Востоку, безусловно, обеспечила быстроту принятия решения и сравнительную легкость административных согласований. Вместе с тем, теперь Минвостокразвития будет сложно обеспечивать индивидуальную “настройку” Свободных портов – по закону это все одна зона. А с точки зрения повышения эффективности такая настройка, может, и не помешала бы".


Влада Верёвкина