Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Владивосток разгребает мусорные горы

Реформа обращения с коммунальными отходами «украсила» приморцам новогодние каникулы

Новая форма обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) стартовала в Приморье с «пробуксовкой», больше всего досталось краевому центру. Поскольку немногочисленные компании, выбранные региональным оператором, с работой справились неудовлетворительно, Владивосток до сих пор разгребают от гор накопившегося за праздники мусора.

Владивосток разгребает мусорные горы
Фото: vlc.ru

Фальстарт реформы

В Приморье и раньше нередко вспыхивали целые «мусорные войны» — в разных районах в них участвовали представители местных администраций, муниципальных и коммерческих предприятий, специализирующихся на вывозе ТКО, управляющие компании. Выясняли кто, кому, и по каким тарифам должен платить, страдали в итоге обычные жители. Ситуация усложнялась практическим отсутствием специализированных полигонов для сбора ТКО и вмешательствами правоохранительных органов.

Совсем недавно вывоз мусора осуществлялся на основе прямых договоров между управляющими компаниями и предприятиями по вывозу. С 1 января в крае действует новая форма обращения с ТКО — эту функцию взял на себя региональный оператор — краевое предприятие «Приморский экологический оператор». Интересно, что по сути, это владивостокское МУП «Спецзавод №1», летом перешедшее в краевую собственность.

Ранее были расторгнуты все договорные отношения с прежними агентами по вывозу ТКО (13 компаний). По результатам конкурсов заключены договоры между новыми транспортными фирмами с «Приморским экологическим оператором». Теперь вывозом мусора во Владивостоке занимаются всего четыре компании: ООО «Чистый сервис НСК» (Фрунзенский район), ООО «Чистый город» и «Город Н» (Советский и Первореченский районы) и ООО «Даль-Эко» (Первомайский и Ленинский районы). Именно «Даль-Эко», взявшая на себя самые большие обязательства, была подвергнута показательной порке за неудовлетворительное состояние вверенной территории в начале января.

Прокуроры Первомайского и Ленинского районов Владивостока внесли представления руководителю ООО «Даль-Эко» и директору КГУП «Приморский экологический оператор». Кроме того, прокуратура инициировала возбуждение дел об административных правонарушениях, как против регионального оператора, так и «Даль-Эко». Ради справедливости стоит отметить, что жалобы на не вывоз мусора также поступали из городов Уссурийска и Находки, а в Лесозаводске, как и во Владивостоке, уже выявили нарушения. Всего прокуроры обнаружили около 200 фактов, когда организации долгое время не принимали мер к вывозу отходов.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко пообещал нерадивым перевозчикам крупные неприятности: денежные штрафы и перерасчет в январских квитанциях. Также проштрафившимся транспортникам пообещали, что с рынка перевозки мусора они уйдут, или, по крайней мере, потеснятся на нем. Глава Владивостока Олег Гуменюк самокритично объявил город антисанитарной зоной и отвел неделю себе и КГУП «Приморский экологический оператор», чтобы спасти город от мусорного коллапса.

 

Кто виноват?

На ситуацию отчасти повлияли праздники (многие водители мусоровозов «забыли» выйти на работу 1 января), а «праздничных» отходов на Новый год всегда особенно много. Кроме того, в преддверии каникул во Владивостоке прошел обильный снег.

«Как житель Владивостока, замечу — многие проезды в центре Владивостока были в начале января не очищены от снега и проезд по ним затруднен, — рассказывает депутат Заксобрания Приморского края Владимир Беспалов. — Естественно, грузовым автомобилям было тяжело работать. Действительно, мусорные баки по 8 января были переполнены. Сейчас завалы потихоньку разгребаются».

По словам депутата Заксобрания Артема Самсонова, в округ которого входит Ленинский район Владивостока, компании, с которыми заключили новое договоры, не справляются.

«Мне кажется, причина в том, что при определении агентов параллельно отстаивались определенные коммерческие интересы. Притом, некоторые из компаний, которые раньше вывозили мусор, сейчас разоряются. На полигон их просто не пустят, ТКО примут только у тех, кого указал оператор», — отмечает Артем Самсонов.

Генеральный директор ООО «Даль-Эко» Елена Кожушко призвала не поддаваться эмоциям. По ее мнению, ситуация не критическая.

«Не считаю, что есть какая-то наша вина, скорее, сыграла совокупность определенных факторов. Я понимаю и целиком поддерживаю владивостокцев. Живу не в том районе города, где мы работаем, но и там наблюдались сбои. Сейчас ситуация выравнивается, ведем работу с региональным оператором и администрацией города, поддерживаем друг друга. Огромных скоплений мусора больше не наблюдается. Нюансы, которые мы увидели, исправимы. Мне кажется, ажиотаж создан больше самой реформой обращения с отходами, которую так долго ждали», — рассказала Елена Кожушко.

И. о. директора КГУП «Приморский экологический оператор» Алексей Борисов заявил, что первый анализ причин коммунального коллапса показал: транспорта у организаций было достаточно — проблема в грамотном выстраивании логистической системы и маршрутизации этих районов.

«Надо было делать все постепенно, — считает депутат Артем Самсонов. — Собрать информацию со всех УК и ТСЖ — кто у них вывозит мусор. Региональному оператору заключить договоры на 2020 год с этими же самыми компаниями. Потом разбираться, кто лучше или хуже работает, может быть, потихоньку менять. Я был на совещаниях, которые проводились в администрации края в преддверии реформы. Чиновники абсолютно не понимали, что они творят».

 

Что делать?

Мэр Олег Гуменюк на совещании 14 января обещал, что будет разработана новая система обращения с отходами и возложил ответственность на регионального оператора.



«Совершенно очевидно, что запущенная реформа оказалась профанацией, — заявил глава Владивостока. — Регоператором и краевым министерством ЖКХ будет проведен анализ и предложена новая схема. Пока же нам предстоит спасать город. Для этого прошу управляющие компании и ТСЖ связаться со своими старыми перевозчиками и просить их заключить прямые договоры с "Приморским экологическим оператором". Без вашей помощи не обойтись. Вывоз мусора, как и принятие ТБО на полигоне на улице Холмистой будет осуществляться на безвозмездной основе».

По его ловам, техникой будет помогать и муниципальное предприятие «Центральный». В течение ближайшей недели Владивосток должен очистить от мусора, после этого можно будет ставить вопрос о соответствии занимаемым должностям руководителей «Приморского экологического оператора».

«Я сторонник того, чтобы структура была, как при советской власти, исторически сложившаяся, — указывает Владимир Беспалов. — В каждом из пяти районов Владивостока есть административно-территориальные управления, при них нужны отделы, которые отвечают за вывоз ТКО — те бы уже заведовали отдельными жилыми массивами по 10-15 домов и определяли подрядчиков на вывоз мусора».

По словам проштрафившегося агента КГУП «Приморский экологический оператор», сейчас проводится «работа над ошибками», чтобы аналогичной ситуации не было в следующем Новом году.

«Может быть, в течение года будут разработаны новые правила парковки автомобилей, — предлагает Елена Кожушко. — Ленинский район — специфический, старый, отсутствуют мусоропроводы, много контейнерных площадок. Возможно, необходимо перенести контейнерные площадки в тех местах, которые затрудняют подъезд. Стоит учитывать, что обычный грузовик и специализированная техника — разные вещи. При переворачивании контейнеров требуется свободное место не только под габариты машины, но и под установку, которая забирает контейнер. Учитывая узкие улочки, припаркованные машины, погодные условия, даже проехать, тем более, работать бывает невозможно. Конечно, у нас есть техника с задней загрузкой, но по габаритам та немного другая, и не везде может пройти. Есть и маленькие машинки, но они собирают мусор в основном во внутриквартальных проездах, из мусоросборников. Техники нам вполне хватает. Наш автопарк состоит из 36 автомобилей, причем, 12 новых. Кроме того, мы привлекли дополнительную технику. Ночью 15 января отработало 33 единицы техники, днем вышло на маршруты 30. Да, жилой массив, который обслуживаем, огромный, но для того и нужна логистика, графики. Мы все построили, просчитали. Хотелось бы указать, что перестроить график быстро невозможно. Если мы не смогли подъехать в 10 утра, потому что, допустим, возле бака припаркована машина, то "доделываем» маршрут и только потом возвращаемся. Иногда требуется больше времени, чем обычно, ведь пробки во Владивостоке не всегда предсказуемы».

 

Новые вызовы

Экс-глава Владивостока Юрий Копылов, у которого есть дом в пригороде, рассказал, что озадачен: куда девать мусор, хоть и в небольшом количестве, но накапливающийся? Раньше этим занималась одна из частных транспортных компаний, теперь некому. По мнению Копылова, пригороду Владивостока грозит возврат в состояние, когда все обочины и проезды были загажены коммунальными отходами.

Кстати, для жителей частного сектора тариф примерно вдвое выше, чем для обитателей многоквартирных домов. Ясности, как он будет собираться, пока нет, ведь формально во многих пригородных строениях никто не зарегистрирован, но в реальности люди там проживают, и мусор придется куда-то выкидывать.

«Сейчас станут проблемы с новогодними елками, — делится депутат Артем Самсонов. — Это не бытовой мусор, а крупногабаритный, региональный оператор такой не вывозит. Соответственно, УК и ТСЖ надо заключать отдельные договоры на вывоз крупного мусора. В 2019 году у ТСЖ, где я проживаю, был договор с компанией, которая вывозила все подряд — и крупный мусор и габаритный. Сейчас перевозчик уходит с рынка. В разы выросли расценки на вывоз обычного мусора, плюс, нам надо искать, с кем заключать договор на вывоз крупногабаритного мусора?».

Ежегодно в Приморском крае собирается порядка 770 тыс. тонн твердых коммунальных отходов. Мусороперерабатывающих заводов и сортировочных центров больше не становится: за последние годы закрыли мусоросжигательный завод во Владивостоке, ушли в рекультивацию полигоны на въезде в Артем и на Горностае. На относительно новый полигон на Холмистой во Владивостоке стекается большая доля отходов края, лишь незначительная часть сортируется и перерабатывается.

Вывоз ТКО — выгодный бизнес, ведь при тарифе в 80 рублей в месяц с человека, даже не учитывая еще большие расходы жителей частных домов и отходы предприятий и организаций, за год приморцы заплатят региональному оператору около двух млрд рублей.

«Мусорная реформа» была призвана запустить ликвидацию стихийных свалок и сделать обращение с отходами в крае юридически прозрачным, однако в реальности, тарифы за вывоз мусора повысились втрое, а ситуация с транспортировкой ТКО лучше не стала.

6 августа: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайжест региональных событий и свежая статистика