Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Владивостоку необходим Музей современного искусства»

Галерист Александр Городний – о картинах приморских художников и музее modern art

Почти тридцать лет назад Александр Городний с местными художниками задумал открыть во Владивостоке Музей современного искусства. И начал собирать картины, скульптуры и арт-объекты знаменитых приморских, российских и мировых авангардистов. В 2015 году он безвозмездно передал свою коллекцию из 1280 работ в муниципальную собственность и получил здание для музея, но цель так и не достигнута. Зачем Владивостоку Музей современного искусства, и почему для его появления нужно бороться с властью, галерист рассказал EastRussia. 

«Владивостоку необходим Музей современного искусства»
Фото: предоставлено Александром Городним
Александр Городний – коренной приморец: родился в поселке Тавричанка, а в десятилетнем возрасте переехал с семьей во Владивосток. Еще школьником ходил в моря, за границей посещал музеи современного искусства. Его впечатляли авангардисты, особенно Сезанн, Модильяни, Кандинский.

– Я дружил с владивостокскими художниками, видел, что их работы выглядят достойно на мировом уровне. В 1988 году они образовали неомодернистскую творческую группу «Владивосток», – рассказывает Александр Городний. – В нее вошли восемь художников, творчество которых позднее стало признанным – это Валерия Ненаживина, Виктор Шлихта, Юрий Собченко, Федор Морозов, Александр Пырков, Рюрик Тушкин, Виктор Федоров и Владимир Самойлов. В 1989 году я создал общественное объединение вместе с этими художниками, которое впоследствии назвал «Артэтаж». Уже тогда наша главная цель была открыть городской Музей современного искусства. Я начал собирать работы для фонда будущего музея и писал официальные письма мэрам и губернаторам.

В 1990 году Городний показал коллекцию из 150 работ владивостокских художников группы «Владивосток» и группы «Штиль» на выставке в Московском дворце молодежи. Столичные культурологи, искусствоведы и художники достойно оценили произведения искусства дальневосточных мастеров.

– После этой выставки мне предложили остаться в Москве или уехать в Европу, но мне не очень хотелось отрываться от наших берегов и у меня уже были договоренности с японцами и американцами по совместным проектам. Я приглашал всех к себе – во Владивосток, – вспоминает Городний. В итоге в России и за рубежом он провел около 300 художественных выставок.

Во Владивостоке работы художников общественного объединения «Артэтаж» впервые (с 1990-1991 года) были представлены в здании ТЮЗа. А следующие десять лет располагались в галерее на первом этаже «Белого дома». Здесь же был художественный салон, который приносил неплохой доход, а на заработанные деньги приобретались картины для будущего музея современного искусства. В галерее, а с 2003 года в музее при ДВГТУ, проходили городские, краевые и международные художественные выставки.

– В «Белом доме» мы занимали 700 метров, а платили лишь за 22, и меня это радовало. Но потом появился новый губернатор, поднял арендную плату и предложил за три дня освободить помещение. Среди зимы я оказался на улице с четырьмя грузовиками картин. До сих пор очень благодарен Геннадию Петровичу Турмову, который тогда был ректором ДВГТУ и выделил место для музея современного искусства – специально надстроенный этаж над библиотекой университета, – говорит Александр Городний.

Краевые и городские власти рассматривали различные проекты строительства музея, но до дела не доходило. Здания, в которых можно было бы сделать музей, отдавали под очередной ресторан, банк или торговый центр. Только в 2014 году по согласованию с администрацией и Думой города Александр Городний безвозмездно передал свою коллекцию произведений искусства российских и зарубежных авторов в муниципальную собственность для городского Музея современного искусства. 



Под музей отдали здание Дома Дэмби – памятник истории и культуры регионального значения. На первом этаже планировалось разместить художественный салон, багетную мастерскую, сувенирную и книжную лавки, конференц-зал и зал временных тематических выставок, и самое главное – фондохранилище. Но позднее выяснилось, что этаж занимает краевой комитет соцзащиты, который готов съехать, но за три года так и не нашли для него подходящего места. На втором этаже такая же ситуация с загсом, а планировалось сделать на его месте зал постоянной экспозиции иностранных художников. На данный момент на этом этаже располагается только зал временных выставок. И на третьем этаже представлена часть экспозиции переданных фондов – около 150 работ. В этих помещениях уже проведена реконструкция, максимально сохранены элементы архитектурного и интерьерного наследия.

В 2016 году состоялось открытие первой выставки, а на сегодняшний момент проведено более тридцати персональных и групповых выставок произведений российских и зарубежных художников.

– Все мои работы и это здание передано МБУК Центр досуга «Светлячок», который в 2016 году переименовали в ДК «Традиции и современность», – говорит Городний. – Это бывший детский клуб завода «Радиоприбор», ныне в ведомстве администрации города. Официально я являюсь заместителем директора этой организации. Художники передавали свои работы для Музея современного искусства Владивостока. Они верили, что я их собираю для него, а я поверил городской администрации, заручился письмами при передаче фондов. Но, похоже, сейчас статус городского музея юридически власти иметь не желают. И я вынужден до сих пор бороться с Управлением культуры Владивостока, буду обращаться к новому мэру по этому вопросу.

В 1860 году был основан военный пост «Владивосток», тогда же в Европе зародился импрессионизм – предтеча всех мировых музеев современного искусства. По задумке Городнего, музей должен быть не contemporary art – сегодняшнее искусство, как это стало модным в последние десятилетия, а modern art.

– Я хочу, чтобы во Владивостоке можно было увидеть произведения мировых художников различного стиля. Modern art – это современное искусство, представляющее историю культуры изобразительного искусства последних полутора веков, и в то же время отражающее историю Владивостока. Наш город прекрасен. И уезжать из него я никогда не собирался и не собираюсь, – заключает Городний.