Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Власть создает условия, а остальное определит бизнес…

Губернатор Сахалинской области Олега Кожемяко подробно рассказал информационно-аналитическому агентству East Russia о реализации масштабных проектов в регионе, направленных на повышение качества жизни сахалинцев и курильчан

- Олег Николаевич, с 1 января 2016 год вступил в силу Закон о запрете дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в промысловых районах Дальнего Востока. Вы прилагали множество усилий, написав официальные письма, практически во все органы федеральной власти, с просьбой рассмотреть данный вопрос всесторонне и глубоко и что в итоге? Что сейчас происходит с теми рыбаками, которые занимались данным видом промысла?

Власть создает условия, а остальное определит бизнес…
В итоге на Сахалине выведено из промысла 12 специализированных судов, предназначенных для вылова лосося дрифтерными сетями, и 400 рыбаков остались без работы.

Несмотря, на ежегодное присутствие научных сотрудников на судах, ведущих добычу вылов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне РФ нет научно обоснованных негативных последствий регулируемого в рамках ОДУ дрифтерного промысла. Кроме того, Россия уходит с этого рынка, освобождая свои позиции для США и Канады.

- В конце года, в СМИ были сообщения, что Япония компенсировала своим рыбакам тот доход, который они недополучат в результате введения Российской Федерацией данного закона в действие. Как мы возмещаем ущерб, который понесут наши рыбаки?

Прямых компенсаций нет, но Правительство Сахалинской области озабочено судьбой людей, оставшихся без работы, и будет прилагать максимум усилий для того, чтобы помочь людям, оставшимся без работы.

Что касается реакции Японии, известно, что Правительство этой страны выражало глубокую озабоченность введением данного закона. Мы обращали внимание федеральных органов власти на тот факт, что запрет этого вида промысла может оказать влияние не только на российско-японское сотрудничество в области рыболовства, но и на российско-японские отношения, в целом.

Известно, что дрифтерный промысел в 200-мильной зоне Российской Федерации, контролируемый Российской Федерацией ведется в соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством Японии в области рыбного хозяйства от 2 мая 1985 года (далее — Соглашение). В результате этого Соглашения был прекращен неконтролируемый дрифтерный промысел в Северо-3ападной части Тихого океана, который вела Япония с начала двадцатого века по 1977 год, что приводило к негативным последствиям для российского берегового промысла на территории полуострова Камчатка. Нужно учитывать, что введение запрета на дрифтерный вылов в исключительной Зоне РФ на Дальнем Востоке, сделает возможным расторжение Правительством Японии в одностороннем порядке Соглашения, запрещающего масштабный неконтролируемый промысел тихоокеанского лосося в открытой части Тихого океана на пути нерестовой миграции к берегам Сахалина, Камчатки, Хабаровского края, Магаданской области. А это, в свою очередь, приведет к сокращению деятельности береговой добычи и рыбопереработки в этих регионах.

- На данном примере можно понять какова система принятия решений федеральными органами власти по отношению к интересам какого-то конкретного региона?

Во многих случаях, если говорить о системе принятия решений наше мнение может быть услышано и стать основой принятия решения. Но, бывают случаи, как этот и ряд других, когда наши доводы не принимаются, и в результате борьбы различных, скорее бюрократического свойства интересов, принимаются законы никак, не учитывающие интересы региона, а в данном случае и отрасли. В этом смысле, хотелось бы более внимательного и детального изучения проблем различными органами федеральной власти, для того, чтобы решение одних проблем принятием таких законов не порождало других более глубоких проблем, влияющих на будущее рыбной отрасли и межгосударственных отношений с соседней страной.

- Кстати, о соседях, как на Ваш взгляд влияет отсутствие мирного Договора с Японией на активность японского бизнеса и инвесторов на Сахалине?

Мне думается, что здесь нужно развести политические и бизнес-интересы. Все-таки бизнес руководствуется в принятии решений несколько иными обстоятельствами, нежели политики. Поэтому, не думаю, что отсутствие такого договора существенно тормозит японские инвестиции. Если для тех или иных проектов бизнес сочтет наши сахалинские условия подходящими, а мы стараемся их таковыми сделать, то инвесторы непременно придут и не упустят свою выгоду. Другое дело, что были истории 90-х годов, когда японские инвесторы имели негативный опыт, и хотелось бы, чтобы сейчас были позитивные примеры, которые покажут, что работать в России, в целом и на Сахалине, в частности, комфортно, безопасно и прибыльно. Не та давно был торжественно открыт Хоккайдо-центр в Южно-Сахалинске. Сахалинская область заинтересована в развитии партнерских отношений с властями и бизнесом префектуры Хоккайдо — нашим ближайшим соседом. Сотрудничество с Сахалинской областью интересно для японской стороны. Открытие Хоккайдо-центра — очередное тому подтверждение. Конечно, есть желание сотрудничать и у нас.

Нам очень интересны японские технологии в строительстве жилья и дорог, сельском хозяйстве, городском управлении, рыбной отрасли, а, кроме того, мы взаимно заинтересованы в развитии культурных связей.

- Теперь перейдем к условиям ведения бизнеса на Сахалине. В конце прошлого года сахалинские власти сформировали предложения по созданию территорий опережающего социально-экономического развития в регионе. Расскажите, пожалуйста, подробнее о каких конкретно проектах идет речь?

Их три. Первый это — ТОСЭР «Южная». Проекты в ее рамках направлены на развитие сельского хозяйства, рыбной отрасли и туризма.

В сельском хозяйстве будут построены комплексы: свиноводческий на 50 тыс. голов, тепличный площадью 8 гектар, два животноводческих на 670 голов и 1900 голов дойного стада, а также целый ряд других объектов. Отмечу, что проекты по этому направлению находятся в высокой стадии проработки. Готова проектно-сметная документация. Дата сдачи первой очереди объектов: конец 2016 — начало 2017 года.

Ядром для реализации проектов в рыбной отрасли станет порт Корсаков. Здесь совместно со Сбербанком мы запустили проект по созданию рыбной биржи. В планах создание комплекса производств по приемке и распределению на рынок рыбы и рыбопродукции. В порту будут размещаться рыбоперерабатывающие производства, предоставляться услуги по судоремонту, отстою и обслуживанию судов.

Кроме того, в текущем году планируется реализация в формате ТОСЭР проектов развития горнолыжного курорта на базе спортивно-туристического комплекса «Горный воздух». В рамках этого же проекта будем развивать бальнеологический курорт «Синегорские минеральные воды». В целом, в течение ближайших 10 лет планируем создать 4 взаимодополняющие друг друга туристические зоны. Они будут соединены автомобильными и канатными дорогами, горнолыжными трассами, оснащены инфраструктурой, которая присуща горнолыжным курортам мирового уровня.

Еще одной, третьей территорией опережающего развития станут Курильские острова. В частности, разговор идет об островах Уруп, Кунашир и Итуруп. Ключевыми направлениями для нас здесь являются рыбохозяйственный комплекс, туризм и горнорудная промышленность.

Что касается развития Курил, то наша задача — создать максимально комфортные условия для инвесторов и туристов. Важно упростить системы администрирования — таможенные, пограничные, налоговые режимы. Предоставить возможность завозить оборудование без пошлин. Полагаю, что это даст существенный импульс развитию туризма. В дальнейшем этот льготный режим может быть расширен. Но пока мы остановились на трех островах Итуруп, Кунашир и Уруп.

Таким образом, у нас готовы три проекта по созданию территорий опережающего социально-экономического развития. В конце прошлого года, две заявки Сахалинской области по созданию ТОСЭР «Южная» и «Горный воздух» утверждены на заседании Правительственной комиссии.

Также, по имеющейся договоренности, в первом квартале уже этого года мы ожидаем рассмотрение заявки по ТОСЭР «Курилы».

- Для эффективной реализации планов социально-экономического развития области необходимо уделить особое внимание вопросам создания инфраструктуры, в том числе транспортной. Что будет сделано в этой части?

Вопрос транспортной доступности региона, действительно, один из наиболее значимых для нашей островной области. Для его решения мы действуем по нескольким направлениям.

Совместно с федеральным центром на условиях софинансирования занимаемся строительством двух трехпалубных паромов для морской переправы «Ванино-Холмск». Начало работ по строительству запланировано на текущий год.

Отмечу, что новые паромы можно будет использовать как на существующих причалах, так и после их реконструкции. А эти работы также в планах на ближайшие годы.

Важное направление — авиаперевозки. Правительство Сахалинской области направило в Минтранс и Минвостокразвития России ряд предложений по повышению транспортной мобильности дальневосточников. Речь идет о развитии системы субсидирования из федерального бюджета пассажирских авиаперевозок. Держим вопрос на контроле.

Что касается развития инфраструктуры аэропорта «Южно-Сахалинск», то в 2015 году здесь был введен в эксплуатацию новый терминал выдачи багажа. Он почти в восемь раз больше старого и соответствует международным требованиям для гражданских аэропортов. Безусловно, мы будем продолжать развивать главные воздушные ворота области. В 2016 году запланировано проведение реконструкции средней части взлетно-посадочной полосы. Деньги на это — 1.9 млрд. рублей предусмотрены в бюджете Сахалинской области.

Кроме того, в 2016 году планируем выполнить проектные работы и начать строительство современного, безопасного и комфортного здания аэровокзала в аэропорту Южно-Сахалинск. На эти цели в бюджете Сахалинской области предусмотрены средства в объеме 3 млрд. рублей.

Вместе с развитием железнодорожной и автодорожной сети, обновлением парка техники это позволит значительно повысить транспортную мобильность сахалинцев и курильчан, а также туристическую привлекательность нашего региона.

- Какие еще значимые проблемы, и в каких сферах Вы бы выделили как первоочередные и которые нужно решать как можно быстрее?

В районах, где отсутствует или не планируется в ближайшее время магистральный газ, мы будем использовать СПГ. С этой целью разработан проект по строительству двух мини-заводов по производству сжиженного и компримированного природного газа, а также сети автомобильных газо-заправочных станций. Кроме того, СПГ потребителям будут доставлять специальные газовозы.

Особое внимание хочу обратить на вопросы модернизации энергосистемы региона. Она отличается крайним износом и нуждается в модернизации. В то же время, требуется прозрачный и, главное, обоснованный расчет затрат на капитальные вложения. Для решения этой задачи Правительство Сахалинской области приняло решение о проведении независимого аудита состояния сетевого энергетического хозяйства.

Все эти и многие другие задачи нам предстоит решать не в отделённом будущем, а в ближайшие годы. Некоторые проекты будут реализованы уже в следующем году. Так что отдачу от них жители и гости области смогут ощутить совсем скоро.

- Все проекты, которые Вы перечислили, можно отнести к развитию сельского хозяйства, включая развитие рыбной отрасли, а также туризм. Это можно считать частью осознанной стратегии развития такого экологически чистого производства в регионе, прообраз Новой Зеландии только в северных условиях? Будут ли рассматриваться какие-то еще проекты, связанные с нефтегазовой и угольной отраслями, как, например, в недавно возглавляемой Вами Амурской области мегапроект газохмического производства?

Уверен, что задача любой власти — создать условия для комфортного ведения всех видов бизнеса. И, только условия реализации конкретных бизнес-проектов станут решающими для бизнеса в деле принятия решений, где правильнее всего разместить свои мощности и производства. Бизнес должен понимать, какие преференции дает его проектам та или иная территория. Для одних проектов островная география нашего региона может быть серьезным препятствием, а для других неимоверным конкурентным преимуществом. Поэтому, мы, создав условия для работы бизнеса, а также, оказав посильную помощь в сфере формирования инфраструктуры, готовы рассматривать любые проекты без каких-либо отраслевых ограничений. Но, те отрасли, которые я перечислил ранее, были незаслуженно недоразвиты ранее, поэтому им будет уделено первостепенное внимание.

- В последнее время в СМИ неоднократно были высказаны упреки в адрес городских властей Южно-Сахалинска в неоднозначных ситуациях: связанных с закупками светильников, не подходящих городу из-за погодных условий, строительством «Резиденции Деда Мороза». Как складываются Ваши отношения с городскими властями?

Южно-Сахалинск — самый большой город региона, и его развитие требует большого внимания и усилий. Отношения с городскими властями носят рабочий и конструктивный характер. Что касается истории со светильниками, то насколько я знаю, закупка отменена. По «Резиденции Деда Мороза» нужно думать, как сделать этот объект интересным и востребованным со стороны туристической инфраструктуры и над тем, как сделать его наименее затратным для бюджета. Поэтому, окончательного решения пока тоже нет. У города есть много серьезных проблем, касательно дорожной инфраструктуры, коммунального сектора, поэтому работы много и я думаю, что сегодняшней власти она вполне по силам.