Руководитель дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова — о проблемах и перспективах инвестклимата в ДФО
В ТОП-30 седьмого по счету Национального рейтинга состояния инвестиционного климата обосновались четыре дальневосточных субъекта: 20-е место заняла Якутия, 26-е и 27-е — Приамурье и Камчатский край, замкнула список Сахалинская область, которая за год сделала солидный рывок с 43 места. Чуть ниже – на 32 и 34 местах расположились Бурятия и Приморский край. При этом, по словам руководителя дальневосточного представительства Агентства стратегических инициатив Ольги Куриловой, практические все дальневосточное субъекты переместились в так называемую «зеленую зону». EastRussia узнало, куда им расти дальше, и какие задачи придется решать в непростом 2020-м году.
- Ольга Сергеевна, раньше большое внимание уделялось практике правоприменения — как быстро в регионах подключают к инженерным сетям, оформляют документы, сейчас многие регионы добились определяемых или близких к нему показателей. Какие задачи встанут теперь?
- Даже если брать замеры практики правоприменения, то далеко не все регионы достигли оптимальных показателей. Но есть и новая цель: работать над улучшением условий ведения бизнеса, ликвидируя бюрократию, участие в процессах конкретных чиновников. Я говорю о цифровизации государственных услуг, когда процедуры проходят комплексно и параллельно друг с другом, а заявитель принимает минимальное участие в процессе. В идеале оно должно свестись к тому, что он приносит документы и забирает их, а пути их прохождения прослеживает через личный кабинет на портале.
Все слышали истории, как некий предприниматель выбрал участок, а после подачи документов на оформление оказалось, что земля уже кому-то принадлежит. Такие случаи до сих пор не редкость. У нас, особенно в небольших регионах и муниципалитетах, распространен принцип «свой – чужой», «ты мне – я тебе», когда для того, чтобы зарегистрировать документы, получить участок, быстро ввести объект в эксплуатацию, надо знать нужного человека.
Сказать, что завтра регионы займутся цифровизацией, и послезавтра ситуация изменится, не могу. Для этого необходимы время и настрой на прозрачность, а они есть не у всех — чиновники понимают, что такой подход сократит их влияние на принятие решений в согласовании разрешительных процедур. Но это единственный способ быть конкурентоспособным регионом.
- Возможно, ситуация с коронавирусом быстрее подтолкнет на этот путь, ведь задача властей и в том, чтобы помочь бизнесу как можно быстрее «набрать форму»?
- Это актуальный вопрос в условиях пост-пандемии. У инвесторов есть запрос на сопровождение по принципу «одного окна», но далеко не во всех дальневосточных регионах стараются его соблюдать, хотя положительные примеры есть. Судя по «контрольным закупкам» неплохо в этом отношении обстоит дело, например, в Амурской области, Камчатском крае и Якутии. Отметила бы я и Магаданскую область. Там нет отдельной структуры, и ее функции взяло на себя региональное министерство экономического развития.
Власти должны научиться помогать бизнесу выбирать подходящие преференциальные режимы, консультировать по законодательству, быстро подключать объекты к инженерным сетям. Важна комплексная услуга. Об этом мы говорим уже много лет, пора регионам занимать проактивную позицию, и для этого все есть — и инфраструктура, и подготовленные специалисты.
Для чего создавались инвестиционные агентства, которые финансируются за счет бюджетов? У них ведь как раз такие функции — помогать заходить в регион иностранным и отечественным инвесторам, и KPI руководителя этой структуры должен зависеть от количества привлеченных проектов. Если предпринимателю помогает инвестиционное агентство, будьте уверены, за ним придет следующий — сарафанное радио работает лучше всего.
- Дальневосточные регионы традиционно тянут вниз такие показатели, как количество проверок и административное давление. Что показывают новые замеры?
- По итогам прошлого года показатель административного давления на бизнес, несмотря на предпринимаемые меры, вырос по всей стране. Если брать ДФО, ситуация заметно улучшилась в Магаданской области, Забайкальском крае. В Забайкалье это можно связать с приходом новой команды. Там сформировался достаточно сильный экономический блок, поменялась система работа с предпринимателями. Власть общается с бизнесом, слышит его просьбы и предложения.
Плюс, предприниматели отмечают работу бизнес-омбудсмена Виктории Бессоновой, которая объединила еще и деловые бизнес-объединения. Но, конечно, есть с чем работать, и понятно, что с последних позиций стартовать проще.
Что касается самых «проверяющих» ведомств, то к предпринимателям реже стали приходить Роструд и Ространснадзор, уменьшился и уровень административного давления с их стороны. Выросло количество проверок, организованных Федеральной налоговой службой, органами прокуратуры, МЧС, Роспотреб-, Ростех- и Россельхознадзором. И это после того, как полпред в ДФО Юрий Трутнев дал поручение снизить количество проверок.
По результатам Рейтинга уровень административного давления, то есть случаев, когда компания сталкивается с фактами коррупции или не предусмотренными планом проверками, вырос. В этом году бизнес чаще всего жаловался на прокуратуру и МВД.
Если брать уровни надзора – федеральный, региональный и муниципальный, то чаще предприниматели сталкиваются с проверками со стороны региональных ведомств. И это странно, потому что процессом управляет субъект, и его глава может повлиять на количество и качество проверок, а бизнес волнуют оба этих параметра.
При этом предприниматели говорят еще и о том, что на предупреждение никто не работает – проверяющие сразу выписывают штрафы, часто максимальные за незначительные нарушения. Во многих регионах уполномоченные ходят в суды, где «отбивают» предпринимателей, но все это — время, нервы и деньги.
- Какие практики используются для снижения количества проверок и административного давления?
- Когда на пост губернатора Амурской области избрался Василий Орлов, в регионе был один из самых высоких по стране показателей административного давления – о проблемах заявляли 33% предпринимателей. Сейчас В Приамурье действует совет при губернаторе по работе с контрольно-надзорными органами, созданы группы в мессенджере, куда входят руководители КНД, предпринимательских объединений и сам губернатор. И мы видим, что показатель административного давления в Приамурье два года держится в группе «Б», это хороший результат.
В Сахалинской области действует платформа «Бизнес.Сахалин.онлайн». Поступающие туда вопросы рассматриваются на инвестиционном совете при главе региона, он в курсе всей текущей ситуации. Эти примеры подтверждают: если руководитель субъекта не держит руку на пульсе, то количество проверок и показатель административного давления будут расти, как это произошло в Хабаровском крае. Там с проверками столкнулись 67% опрошенных компаний, это самый высокий показатель в ДФО. И это при том, что одна проверка может уничтожить бизнес. К сожалению, по отзывам предпринимателей, заявления правоохранителям очень часто подают их коллеги, пытаясь устранить конкурента. Они знают, что правоохранительные органы — с большой долей вероятности — возбудят уголовное дело. В процессе расследования разваливаются большинство «экономических» дел, но пока они идут, бизнес умирает — у компании блокируют счета, изымают документацию, лишают возможности работать.
Поэтому в ноябре 2019 года по поручению президента Владимира Путина, АСИ запустило цифровую платформу «Забизнес.рф», которая принимает обращения предпринимателей, столкнувшихся с неправомерным давлением со стороны правоохранительных органов. Каждый третий предприниматель жалуется на неправомерное возбуждение дела по ст. 159 УК «Мошенничество».
Думаю, если сами предприниматели будут реже пользоваться такой возможностью устранить конкурентов, то и дел станет меньше.
- Еще один актуальный для ДФО вопрос – кадровый. АСИ традиционно уделяет ему большое значение. Есть сдвиги?
- На Дальнем Востоке, где продолжается миграционный отток, сложная ситуация, и по показателю доступности трудовых ресурсов регионы с каждым годом «падают».
Когда представители сферы образования проводят свои форумы, конгрессы или совещания, там почти никогда не бывает малого и среднего бизнеса, соответственно, с их запросами учебные заведения не знакомы, хотя должны быть заинтересованы в том, чтобы готовить нужные для экономики кадры. Нужно менять девиз: «Образование для образования».
АСИ выпустило атлас новых профессий, составило шорт-лист самых востребованных специальностей и компетенций для нового времени. Во многих ли регионах Дальнего Востока задумались о подготовке специалистов по представленным специальностям? Нет. Более того, нам говорят, что сейчас этому учить невозможно. Сейчас – невозможно, но совсем скоро станет необходимо. И учебные заведения должны за оставшееся время определиться, с помощью каких ресурсов и программ сумеют привить своим студентам новые компетенции.
Уже ясно, что в условиях пост-пандемии бизнесу придется сокращать операционные расходы, производительность труда выйдет на первое место, и востребованы будут те, кто умеет быстро и качественно работать. Перед Союзом «Молодые профессионалы» (Вордскилс Россия) и АСИ стояла задача восстановить престиж рабочих профессий, и мы этого добились.
Регионам надо понимать, какое количество специалистов потребуется на разворачивающиеся инвестиционные проекты, в каких случаях можно обойтись собственными силами, где придется привлекать сторонних специалистов.
Пока нет ни одного дальневосточного субъекта, который работал бы с кадрами на «отлично», есть, скажем так, «хорошисты». Это традиционно Хабаровский край, который несколько лет назад стал регионом-наставником по образованию и держит свои позиции, Республики Якутия и Бурятия, отчасти Амурская и Сахалинская области. Последняя – в сфере подготовки кадров для нефтегазовой отрасли. Там, к слову, запускают «мультиуниверситет» — проект, в котором участвует Сахалинский госуниверситет и ведущие вузы страны. Программа двух дипломов в СахГУ начнет действовать с нового учебного года.
- В 2017 году президент России дал поручение всем субъектам ДФО войти в первую тридцатку рейтинга до 2020 года. Не получится ли так, что теперь регионы расслабятся и снизят темп работы?
- Если брать последние три года, поручение президента стимулировало органы власти к изменениям управленческих процессов внутри региональных команд и, как следствие, работы над созданием условий для бизнеса.
На наш взгляд, это фундаментальная работа по управлению изменениями инвестиционного климата была запущена именно с целью научиться работать и вовремя реагировать на то, что происходит в ежедневно меняющемся мире. Также работа показала, что Дальний Восток такой же макрорегион страны, который может показывать стабильно высокие результаты по созданию условий для бизнеса и привлечению инвестиций, и его географическое положение не играет роли. Поэтому субъекты Дальнего Востока поняли: чтобы закрепиться в первой 30-ке нужно работать с этой задачей на постоянной основе, а не время от времени.
Мы уверены, что если сосредоточиться на работе по доступности трудовых ресурсов, цифровизации услуг, в принципе выстраиванию работы с бизнесом в муниципалитетах, минимизации количества ненужных проверок и административного давления на бизнес, то можно стабильно находиться в ТОП-30 регионов страны Национального рейтинга.
Евгения Степанова