Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Outside coverage

Primorye authorities do not agree with the closure of the SEZ on Russky Island in Vladivostok

Outside coverage

The Ministry of Economy proposed to curtail the tourist SEZ on Russky Island in Vladivostok and the port SEZ in Murmansk due to the lack of residents. The head of Primorye, Vladimir Miklushevsky, spoke against the decision of the federal agency, believing that the island has every chance to reveal its potential.

Recently, Prime Minister Dmitry Medvedev proposed closing some of the special economic zones, saying that such decisions should be weighed and coordinated. As a result, the Ministry of Economic Development proposed early liquidation of the port SEZ on the territory of the Murmansk port and the tourist SEZ on the Russky Island, since no investment agreement was concluded within three years from the date of the creation of these special economic zones.

The SEZ on Russky Island was created in 2010 to attract Russian and foreign investment in the tourism potential of Primorye, as well as to enable the efficient use of facilities built for the APEC-2012 summit. Of course, Russky Island could well become a center for beach recreation with diving and other water sports, attract tourists with historical routes - the Vladivostok Fortress is very close - an example of the achievements of the world fortification art, and also lure extreme people into a center for active winter recreation with a ski slope. In connection with the specifics of the FEFU located on the island, it was even said about the development of medical tourism. The potential of the island was investigated by foreign experts who advised to bet on the Asia-Pacific countries. Thus, according to their forecasts, by 2017 the flow of tourists to Vladivostok could have increased to 400 thousand people, and then by 2027 it could come close to 1,3 million people. However, over these almost four years in Russkoye, not only did they fail to connect the tourist SEZ with the innovative component, but also generally attract investors.

“Since the establishment of the SEZ of a tourist and recreational type, a concept for the development of the zone has been developed, and work has been carried out to formalize land and property relations. At the same time, no private investors showed interest in the implementation of the project, the residents of the SEZ were not registered, ”the text of the draft resolution of the Ministry of Economic Development says. The federal department proposes to develop these two sites in a different format, outside the SEZ institution, using the mechanisms of public-private partnership.

The head of the Primorsky Territory, Vladimir Miklushevsky, did not agree with the proposal of the Ministry of Economic Development to close the SEZ on Russky Island. As reported by the press service of the governor, V. Miklushevsky is going to defend up to the end the special status of the island at the level of the Russian government.

“The head of Primorye has repeatedly said that the Russian island has all the conditions for its territory to become a new point for the development of the regional economy. The administration of Primorsky Krai is not ready to support the proposal of the Ministry of Economic Development to exclude this economic project. Moreover, such a decision was made without coordination with the regional authorities, and this is simply not acceptable, ”said Sergei Nekhayev, a spokesman for the governor. He stressed that the project is not being implemented due to lack of land.

"The main difficulty is the availability of land. Currently, the military land on the island of Russian is not involved in civil circulation. And this means that the administration of the region can not start looking for investors, develop a concept for the SEZ and prepare a project for the planning of the territory, "he said.

The head of the region was supported by Alexey Starichkov, director of the department for international cooperation and development of tourism in Primorsky Krai, who is confident that the tourist and recreational type SEZ on Russky Island is of great interest in Russian and foreign business circles.

The SEZ discussion has unfolded in live "Kommersant FM"... Roman Khudyakov, First Deputy Chairman of the State Duma Committee on Regional Policy and Problems of the North and the Far East, expressed the opinion that «It is necessary to develop free economic zones, but before investing from the budget in the free economic zone of any region, there must first have a team, have a team of specialists who will develop this business and attract foreign investors. If there is such a team, there is a prospect. "

He explained that Russky Island may not be a very good place, but what is the place for, for example, a large investor to build a plant in the Russian Federation? The location does not determine where to build it, if it is a huge large plant, and all communications are fully connected there, and most importantly, a railway line should be connected there first of all. Everything, nothing else. It all depends on who is in charge of the region - once, then, it depends on who is in charge of this project - two, and how foreign investors are attracted there - these are three. Here's what you need to understand. We can create a free economic zone, but at the same time launder a certain amount of money and say: "Over there, - quietly, in each other's ears, - there is a free economic zone over there." But the investor abroad and our own investor do not know about these free economic zones, and this is the problem, you know, who manages these technoparks, "the expert continued.

In the opinion of R. Khudyakov, it is quite possible to create a team of specialists on Russky Island:

«There are no exceptions, you understand. We are Russia. This is a "gold mine" for a foreign investor. Never in the whole history of the Russian Federation have we had such technoparks that the state would allocate land, and moreover invest in the development of these technoparks, there was no such. And now the investor will go with pleasure. Why? Because Russia is a unique state - put a ruble, and took ten. Earnings such. There is no abroad abroad, "he said.

A different point of view is held by the political analyst of the Higher School of Economics Oleg Matveichev. On the air of "Kommersant FM" the expert shared that the SEZ in Russia is not needed. "This is some kind of pampering in our country, starting from a false, in my opinion, monetarist economic theory, the one about which we repeatedly read in different textbooks and so on, the very one about the" invisible hand of the market, "that is, the state does not work , The state creates some kind of conditions, everything itself springs from somewhere, "he explained his position.

“We said that there is a free economic zone, we created it, announced it and we think that a lot of investors will come running, start investing money, and suddenly everything will collapse, everything will grow and so on. In some countries, maybe this is true, but in Russia it will never be. If you yourself will not do something, you will not create a project, nothing will be built, nothing will arise from anywhere, ”says the expert.

"We need to transfer to the state for private partnership, clearly focusing on a specific project that will be implemented in this territory. Do not look for some kind of zone, so that some people would go there, a concrete project, "O. Matveichev is sure.

Recall, after the adoption of the new law on SEZ in 2005, up to the present time in Russia, there were 19 special economic zones (six industrial, five technological, four tourist and two logistic).

September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Вне зоны действия

Власти Приморья не согласны с закрытием ОЭЗ на острове Русский во Владивостоке

Вне зоны действия

Минэкономики предложило свернуть туристическую ОЭЗ на острове Русском во Владивостоке и портовую ОЭЗ в Мурманске из-за отсутствия резидентов. Глава Приморья Владимир Миклушевский высказался против решения федерального ведомства, считая, что у острова есть все шансы раскрыть свой потенциал.

Недавно председатель правительства Дмитрий Медведев предложил закрыть часть особых экономических зон, обозначив, что такие решения должны быть взвешенными и согласованными. В результате Минэкономразвития предложило досрочно ликвидировать портовую ОЭЗ на территории Мурманского порта и туристическую ОЭЗ на острове Русском, так как в течение трех лет с даты создания этих особых экономических зон не было заключено ни одного инвестиционного соглашения.

ОЭЗ на острове Русском была создана в 2010 году для привлечения российских и иностранных инвестиций в туристический потенциал Приморья, а также для возможности эффективного использования объектов, построенных к саммиту АТЭС-2012. Конечно, остров Русский вполне мог бы стать центром пляжного отдыха с дайвингом и прочими водными видами спорта, привлечь туристов историческими маршрутами – совсем близко Владивостокская крепость - образец достижений мирового фортификационного искусства, а также заманить экстремалов центром активного зимнего отдыха с горнолыжной трассой. В связи со спецификой расположенного на острове ДВФУ говорилось даже о развитии медицинского туризма. Потенциал острова исследовали иностранные эксперты, которые советовали делать ставку на страны АТР. Таким образом, по их прогнозам, к 2017 году поток туристов во Владивосток мог бы увеличиться до 400 тыс. человек, а далее к 2027 году вообще приблизиться к 1,3 млн человек. Однако за эти почти четыре года на Русском не то что не удалось связать туристическую ОЭЗ с инновационной составляющей, но и вообще привлечь инвесторов.

«За прошедшее с момента образования ОЭЗ туристско-рекреационного типа время была разработана концепция развития зоны, велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений. Вместе с тем интерес к реализации проекта частными инвесторами проявлен не был, резиденты в ОЭЗ не зарегистрированы»,- говорится в тексте проекта постановления Минэкономразвития. Указанные две площадки федеральное ведомство предлагает развивать в ином формате, вне института ОЭЗ, с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Глава Приморского края Владимир Миклушевский не согласился с предложением Минэкономразвития о закрытии ОЭЗ на острове Русском. Как сообщили в пресс-службе губернатора, В.Миклушевский собирается до конца отстаивать особый статус острова на уровне правительства России.

«Глава Приморья уже не раз говорил, что на Русском острове созданы все условия для того, чтобы его территория стала новой точкой для развития экономики региона. Администрация Приморского края не готова поддержать предложение Минэкономразвития «исключить» этот экономический проект. Более того, такое решение было принято без согласования с региональной властью, а это просто не допустимо»,- заявил пресс-секретарь губернатора Сергей Нехаев. Он подчеркнул, что проект не реализуется из-за отсутствия земли.

«Главная трудность – наличие земли. В настоящее время военная земля на острове Русском не вовлечена в гражданский оборот. А это значит, что администрация края не может начать поиски инвесторов, разработать концепцию ОЭЗ и подготовить проект по планировки территории»,- сказал он.

Главу региона поддержал директор департамента международного сотрудничества и развития туризма Приморского края Алексей Старичков, который уверен, что ОЭЗ туристско-рекреационного типа на острове Русском вызывает огромный интерес в российских и иностранных деловых кругах.

Дискуссия по теме ОЭЗ развернулась в эфире «Коммерсант FM». Первый заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Роман Худяков высказал мнение, что «надо развивать свободные экономические зоны, но прежде чем вкладывать из бюджета в свободную экономическую зону любой области, там надо сначала иметь команду, иметь команду специалистов, которые будут это дело развивать и привлекать зарубежных инвесторов. Если есть такая команда, есть перспектива».

Он пояснил, что остров Русский - может, «место не очень, но что место для, например, крупного инвестора, чтобы построить завод в Российской Федерации»? Место не определяет, где его строить, если это огромный крупный завод, и туда подведены полностью все коммуникации, и самое главное, чтобы туда была подведена в первую очередь железнодорожная ветка. Все, больше ничего нет. Все зависит от того, кто руководит областью — раз, потом, зависит, кто руководит данным проектом — два, и как туда привлекают иностранных инвесторов — это три. Вот в чем надо разбираться. Мы можем создать свободную экономическую зону, но при этом отмыть определенные деньги и сказать: «Вот там, — тихо-тихо, так друг другу на ухо,— вот там есть свободная экономическая зона». Но инвестор за рубежом и наш собственный инвестор об этих свободных экономических зонах не знает, вот в этом и есть проблема, понимаете, кто руководит данными технопарками", - продолжил эксперт.

По мнению Р.Худякова, на острове Русском создать команду специалистов вполне возможно:

«Нет исключений, вы поймите. Мы — Россия. Это — «золотое дно» для иностранного инвестора. Никогда за всю историю Российской Федерации у нас не было таких технопарков, чтобы государство выделяло землю, да еще и вкладывало в развитие данных технопарков, не было такого. И сейчас инвестор с удовольствием зайдет. Почему? Потому что Россия — это уникальное государство — положил рубль, а забрал десять. Заработок такой. За границей этого нет», - сказал он.

Иной точки зрения придерживается политолог ВШЭ Олег Матвейчев. В эфире «Коммерсант FM» эксперт поделился, что ОЭЗ в России не нужны. «Это некое баловство в нашей стране, исходящее из ложной, на мой взгляд, монетаристской экономической теории, той, про которую мы неоднократно читали в разных учебниках и так далее, та самая, про «невидимую руку рынка», то есть типа государство не работает, государство создает какие-то условия, само все откуда-то возникает», - уточнил он свою позицию.

«Мы сказали, что есть свободная экономическая зона, создали ее, объявили и думаем, что прибегут куча инвесторов, начнут вкладывать деньги, и вдруг все заколосится, само все вырастет и так далее. В каких-то странах, может быть, это так, но в России так никогда не будет. Если ты сам что-то не сделаешь, не создашь проект, ничего не построится, ничего ниоткуда не возникнет», - рассуждает эксперт.

«Нужно переходить государству на частное партнерство, четко остановившись на конкретном проекте, который будет реализован на данной территории. Не искать какую-то зону, чтобы туда какие-то люди шли, конкретный проект», - уверен О.Матвейчев.

Напомним, после принятия в 2005 году нового закона об ОЭЗ до настоящего времени в России действовали 19 особых экономических зон (шесть промышленно-производственных, пять технологических, четыре туристических и две логистические).