Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Во Владивостоке ты первый — это как поднятие целины»

Руководитель литературных проектов и арт-директор первой современной городской библиотеки «БУК» Ольга Аристова о том, почему во Владивостоке у молодежи есть большие перспективы

Владивосток — город у моря, где открыты все горизонты, тут каждый свободен и может превратить в жизнь любые мечты и идеи. Тем, кто молод, весел и дерзок, здесь будет классно, убеждена Ольга Аристова. Несколько лет назад она решила развивать в приморской столице литературную деятельность, и у нее это получилось. Подробности — в новом материале из серии «Неуехавшие» на EastRussia.

«Во Владивостоке ты первый — это как поднятие целины»
Фото: Из архива Ольги Аристовой
– Наш город очень молодой, и у нас мало что есть по сравнению с Москвой и Петербургом. Однако этот мнимый недостаток можно превратить в преимущество и создавать во Владивостоке проекты, которых никогда раньше не было, стать первопроходцем, — рассказывает Ольга. — Проект-менеджеры и организаторы могут получить здесь совершенно уникальный опыт: реализовать интересное дело, подсмотренное у наших более продвинутых соседей, с нуля и так, как считают нужным. Здесь нет, как в столицах, отягощающего бэкграунда, на который необходимо постоянно ссылаться. Я имею ввиду сложившийся веками культурный пласт: великих писателей, военных деятелей, музыкантов, исторические события, которые невозможно игнорировать. Жители запада живут с ощущением вписанности в историю. Мы же только сейчас начали создавать свою самобытную культуру. И в этом тоже определенная свобода. Чтобы вы понимали, о чем я, приведу пример: когда в Москве несколько лет назад появился громкий поэтический видео-проект «Бабушка Пушкина» — это было хорошо, понятно, актуально для среды и для зрителя. Когда во Владивостоке проходит день Александра Пушкина под памятником известному поэту — это выглядит неуместно и вычурно. Потому что какое отношение имеет Пушкин к Владивостоку, а Владивосток к Пушкину? Куда уместнее было бы праздновать день Давида Бурлюка или Николая Асеева.

Около восьми лет назад Ольга провела во Владивостоке первый поэтический вечер и почувствовала, что ей это нравится. Сейчас она руководит проектной командой всероссийского литературного портала «Кот Бродского», который создал свой журнал и занимается пятью городскими и краевыми литературными проектами.

– Так произошло, потому что я хотела, чтобы в моем родном городе был серьезный литературный проект. Путь к этой мечте был сложным, небыстрым, но Владивосток всегда дает шансы — вот в чем еще его прелесть, — отмечает Ольга. — Наверняка, в Петербурге или Москве возможностей больше, но там и конкуренция высокая, и удивить зрителя куда сложнее. Если в столице сделаешь поэтический театр, тебе скажут: «Да, круто, но у нас такое уже давно есть. Вон на Таганке что только не происходит». А во Владивостоке ты первый, это как поднятие целины. Здесь нужно качественно и много работать, и тогда тебе просто не избежать успеха. Где-то четыре года назад мой знакомый решил продавать комиксы, и я помню, как у него была только одна небольшая коробка, внутри которой лежала пачка журналов и с которой он носился по разным маркетам, а теперь он владелец целого магазина. И так во многих сферах. Люди начинают с малого, главное — не сдаваться. Во Владивостоке очень много свободных ниш, где можно себя применить. Главное — следить за трендами и прислушиваться к себе. Нет смысла делать что-то только потому, что это модно. По-настоящему ты сможешь выложиться только в своем любимом деле.

Несколько участников команды, с которой работает Ольга, приехали во Владивосток из Хабаровска и Благовещенска. «Ребята мечтали заняться чем-то интересным и полезным, и у нас они нашли единомышленников. Во Владивостоке действительно очень много классного именно для молодежи, есть люди, к деятельности которых хочется присоединиться», — объясняет Ольга.

Из своего опыта Ольга может с уверенностью сказать, что смысл проектной деятельности в том, чтобы замотивировать других развиваться. То, что все подсматривают друг у друга идеи, анализируют уже действующие чужие проекты — совершенно нормально. Главное — чтобы в городе появлялось больше и больше толковых проектов.

Ольга ставит себе задачу — популяризировать среди горожан любовь к книгам: чтобы люди больше читали и много говорили об этом. Это тренд, который распространяется по всей России уже долгое время. В Telegram и Instagram есть литературные блогеры с тысячами и даже миллионами подписчиков, но на Дальнем Востоке такого пока нет.

– В рамках проекта «Кот Бродского» мы проводим шоу литературных стендапов — это уникальный проект для России, а не только для Дальнего Востока. К нам приходят больше 150 человек на каждый выпуск, и я делаю вывод, что Владивосток 3 очень читающий город, — рассказывает Ольга. — Конечно, мы еще не стадионы собираем, но все равно это уже хороший показатель. Я заинтересована в том, чтобы у нас появилась книжная журналистика, чтобы в наших местных СМИ были колонки книжных обзоров. Сейчас никто не делает обзоры выходящих книг. Это странно и я хочу это исправить. Когда мы начнем больше читать и больше об этом говорить, у города появится новый культурный статус, а у писателей — смысл к нам приезжать. Они будут понимать: здесь их ждут, их книги интересны дальневосточникам. Сейчас Владивосток абсолютно отрезан от литературных реалий страны, а о том, что происходит в мире в сфере литературы, мы вообще не в курсе. В наших книжных продается только, что имеет спрос на взгляд маркетологов, но это совсем не все и далеко не самое лучшее, что есть сегодня на книжном рынке.

Как организатору мероприятий, Ольге не хватает в городе площадок, куда можно было бы поместить большое количество людей. Подобные площадки в городе есть, но все они работают в основном на коммерческой основе. Местный бизнес не понимает до конца, зачем быть партнером культурного проекта.

– Было бы круто иметь возможность собрать 400 человек в одном месте и провести шоу «Кот Бродского». Но пока такие крупные площадки закрыты для нас, ведь мы не готовы ставить входной билет выше 300 рублей и платить бешеную аренду. Для меня это — дело принципа: культурные проекты могут быть платными, но в то же время должны оставаться доступными зрителю. Поэтому мы надеемся заработать кредит доверия у крупного бизнеса, чтобы работать с большими площадками на партнерской основе, — думает Ольга. — Поддерживая культурные проекты, бизнес создает себе репутацию, делает лицо своему заведению, говорит обществу: мы не просто клуб/ресторан/бар, который зарабатывает деньги, мы думаем о развитии своего города, о том, чтобы у жителей Владивостока был качественный культурный досуг. Я верю, что однажды экономика и культурное развитие города позволит бизнесменам мыслить именно так.

По мнению Ольги, развитие Владивостока началось с появлением Интернета, который позволил сильно отрезанному от столицы региону влиться во всероссийский литературный процесс, показать миру свои возможности и таланты.

– Так или иначе, дальневосточники подвержены комплексу провинциальности. Мы чувствуем, что живем на границе мира, где ничего нет. Наверное, поэтому здесь много дерзких пробивных людей. Как по мне, нет никаких гарантий, что где-то лучше, нет смысла искать все готовое. Гораздо интереснее, лучше и реальнее создавать это здесь, — рассуждает Ольга. — Последние годы появилось ощущение, что мы все-таки не в одиночестве. Открыли Дальневосточный федеральный университет, куда стекаются огромные силы: проходят такие крупные мероприятия, как Восточный экономический форм (состоится 6-7 сентября 2017 года во Владивостоке. – EastRussia), Медиасаммит и другие. К нам со всей страны стали приезжать значимые люди и открывать тут бизнес, реализовывать свои проекты, и город растет за счет этого, становится лучше. 

Это прекрасно, что у нас появятся филиалы Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. Знаю, что планировалось на Русском острове построить Дом новой культуры, но пока проект приостановлен. Предполагалось, что он станет местом, где будут взаимодействовать художники различных направлений, там будет полное техническое оснащение, можно будет создавать анимацию, кинопроекты. Если все это грамотно заработает, я думаю, Владивосток может стать культурным центром в части Азии. Таким я вижу его в будущем. Во Владивостоке давно закончилось время застоя и тишины. И я хочу тут жить и работать, потому что городу это нужно, — заключает Ольга.