Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Military mystery of Furugelma

The cannon of museum value and the secret heat and power station - what else hides the southernmost island of Russia?

Today the island of Furugelma in the Peter the Great Bay is a reserved area. There is no permanent population. In quiet weather, a small piece of land with steep rocky coasts can be bypassed by boat in just half a day. The main attraction is the huge bird markets. Only one colony of black-tailed seagulls counts here more than 50 thousand individuals. But once the loudest here were not gulls, but guns. At Fugurelme, the legendary battery No.250 was deployed.

Military mystery of Furugelma
Photo: dvmarin.ru
"HYBRID" GUNS FOR SPECIAL ORDER
After the Hasnan events of 1938, it became clear that a safe sea route from Vladivostok to Posyet Bay is needed - this is the only way to ensure prompt supplies of military units concentrated there. It was decided that coastal batteries would cover the ships with cargo. And in the autumn of 1938, a meeting was held in Vladivostok, in which the commanders of the Pacific Fleet and the Red Banner Far Eastern Front took part. Points were selected for five batteries. One of them, which received the number 250, was installed on the island of Furugelm, located literally next to Lake Hassan and the River Misty.

Just before the start of World War II, in 1939-1940, four 130-mm B-13-2c artillery guns were brought to the island. Since the beginning of the 13-s of the last century, B-30 series guns began to be produced at the Bolshevik plant in Leningrad (the former Obukhovskoye steel plant of the Navy Department). Ship tests showed: prototypes are malfunctioning, especially many complaints were to the rammer. We tried to eliminate the flaws, and from 1939, the company began to produce artillery mounts of the second B-13-2 series, where the rammer, rollback brake, vertical guidance mechanisms, etc. were improved. The first copies of the new series were produced with a box-shaped shield, and from the second half of 1939, the shape of the shield was changed to streamlined.

The second series guns were not perfect either, but there was no time to upgrade. It was necessary to urgently create a line of coastal defense in the Far East. Therefore, it is possible that the very first, perhaps even the prototypes of these guns, with box-shields were received on the battery No. XXUMX on Fugurelma Island. And according to one of the leading specialists in domestic artillery, Alexander Shirokorad, not even prototypes were installed on the island, but unique “hybrid” installations made during the transition from the first series to the second. Shirokorad believes that their monoblock trunks of the 250 model of the year belong to the first series, and machine tools to the second.

Four guns of the battery No. 250 of the Hasan coastal defense sector were installed on an even terrace on the southern tip of the island. To control the fire of guns directly above the battery, about fifty meters up the slope, a concrete command and observation point with narrow viewing gaps was built into the ground. From the hills of Furugelma can be seen not only the Russian coast, but also the Korean coast, and even the mountains of China. Therefore, the guns "held" a zone with a radius of 30 kilometers along the entire perimeter - from Cape Gamow and Posyet Bay to Hassan.

All four guns of the No. 250 battery have been well preserved to this day. And today they have a special historical value: after all, almost all similar weapons were dismantled from ships and from coastal batteries after the war. In 1945, the production of the B-13 guns of the third series was set up, and the artillery units of the second series were replaced everywhere with new ones. So, the guns Furugelma today is not a place on a distant island, but in the museum of the history of domestic military equipment.

In 1940, another battery was installed on the island - No. 283, with four guns of 45 mm caliber. The total strength of the garrison on the island increased to 600 people. A two-storey stone house was built for the command staff. On the first floor worked sailor's kitchen and dining room, on the second there is a library, a food warehouse and a medical unit. There, on the second floor, officers lived with their families. The house was guarded around the clock, the watch was not clocked with live ammunition. The walls of the dilapidated structure have been preserved on the island to the present day.


TPS AGAINST JAPAN DIVERSIANS
In addition to the installation of artillery pieces, it was necessary to solve one more task - to protect them reliably from the landing of enemy troops, which was especially important in light of the sad experience of the past. Valentina Belyaeva, the wife of Fyodor Belyaev, who commanded the battery 250 1952 from 1956 for XNUMX year, said that before the battery appeared on the island, the SNiS point of service of surveillance and communications of the Pacific Fleet was located.

In 1938, a Japanese submarine swam to the banks of Furugelm. Then there was no technical opportunity to detect it. Landed saboteurs first killed a radio operator who worked in a separate building, meters in 20 from the main building. He managed to convey the message of the attack to the headquarters, but did not have time to react to the alarm. 27 red-fleet - the whole garrison of the island - perished.



Therefore, the best military engineers of the Pacific Fleet were attracted to the construction of anti-landing fortifications at Furugelma. Where an enemy landing could land, a shallow shore was protected by machine guns from concrete. And that saboteurs could not attack the battery under cover of night, on the slope under it was built a dugout, where they installed a huge searchlight with a diameter of one and a half meters. The remains of this searchlight with the marking "Searchlight Plant. LM Kaganovich "can still be seen today. On the island of Furugelma, also used the most advanced technology for those times: here was installed the so-called "heat detector" - a strictly classified thermal direction-finding station (TPS). For her on the northern tip of the island was built a rotunda - a cylindrical casemate of concrete. With the help of TPS, the approaching enemy ship, even in dense fog, could be detected at a distance of several tens of kilometers.

In a state of combat, all fortifications were maintained for several decades - until the beginning of the 60s of the last century. Therefore, they are so well preserved and today can rightfully be considered a monument of Soviet art of fortification.

But the attention of rare tourists is more attracted by another monument - Red Army soldier Nikolai Semenovich Edinsov. At the highest point of the island is an obelisk with a red star on top. The concrete pyramid shows the years of the young fighter's life - 1917-1939. Today, no one remembers either the history of this peer of the October Revolution, nor the circumstances of his death. It only remains to assume that the Red Army soldier was killed while building the battery - after all, until August 1945, she did not participate in the hostilities.

LADDER'S LEG 16 SUMMER EXTRACT
In the last year of the Second World War the battery No. 250, the only one of all the batteries of the Vladivostok Naval Defense Area, took part in the battle battle. The range of its coastal guns reached 25 km, which made it possible to render artillery support to the land units of the Red Army advancing on the Japanese troops. The battery fired the frontier positions of the Kwantung Army in the territory of modern North Korea, on the right bank of the Tumannaya River.

This is the only time Furulgelma guns could fire at the enemy, although the battery 250 remained in a combat-ready state and in the 50-ies of the last century, when the Korean War was going on. The permanent garrison remained on the island until the beginning of the 60-ies. And even in times of peace, life here was harsh. Valentina Belyaeva describes the life of the officer's family as follows: "The most difficult thing was with meals for children. In the food rations received: canned meat and fish, dried vegetables - potatoes, carrots, onions, beets, borscht from sauerkraut in jars, tomato paste 200 gr. - did not take, did not eat, tea - a pack 50 gr., One piece of laundry soap, two pieces of toilet, cereals. In spring and autumn, twice a year, when the destroyer came, they brought fresh meat (for one day, there is nowhere to store it). It was fresh only on paper: one of these days a sailor brought me a leg of lamb with a ration, there was a purple mark on it - 1937 year. It's in 1953! "Bread on the island had to be baked on its own, and for small children a cow was kept - only so it was possible to get fresh milk.

Problems with the garrison were added and periodic tsunami, although in those years on the island, even the words of such did not know. According to Valentina Belyaeva, in the middle of 50-x a huge wave washed away 12 cannon shells and all the coal that had just been delivered for heating in winter - 180 tons.

263.jpg
Photo: Alexander Holianov.

At the beginning of the 60-x, the battery 250 was decided to be conserved, the personnel was taken to the mainland. Artillery guns were brought to a non-combatant state, and the trunks were greased with a solidol and scored with wooden chops. Two sailors left the guns - they lived on the island as robinsons, almost completely at the stern. Only occasionally did the boat come with food and mail for the fighters.

In 1978, the military garrison of the artillery unit was finally disbanded, the island of Furugelm was transferred to the Far Eastern State Marine Reserve. It became a closed area, which could only be reached by passes. The fortified status was saved by fortifications with tons of expensive non-ferrous metal - they were not taken apart for scrap in the nineties. And today Furugelm is a real museum of military history in the open, which tourists can now visit.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Военная тайна Фуругельма

Пушки музейной ценности и секретная теплоопределительная станция — что еще скрывает самый южный остров России?

Сегодня остров Фуругельма в заливе Петра Великого — территория заповедная. Постоянного населения нет. В тихую погоду небольшой по размеру клочок суши с обрывистыми скалистыми берегами можно обойти на лодке всего за полдня. Главная достопримечательность — огромные птичьи базары. Одна только колония чернохвостых чаек насчитывает здесь более 50 тысяч особей. Но когда-то громче всех здесь говорили не чайки, а пушки. На Фугурельме дислоцировалась ставшая легендой батарея №250.

Военная тайна Фуругельма
Фото: dvmarin.ru
«ГИБРИДНЫЕ» ПУШКИ ПО СПЕЦЗАКАЗУ
После Хасанских событий 1938 года стало ясно: необходим безопасный морской путь из Владивостока до залива Посьета — только так можно обеспечить оперативное снабжение сосредоточенных там воинских частей. Было решено, что прикрывать корабли с грузом будут береговые батареи. И уже осенью 1938 года во Владивостоке состоялось совещание, в котором приняли участие командующие Тихоокеанским флотом и Краснознаменным Дальневосточным фронтом. Были выбраны точки для пяти батарей. Одну из них, получившую номер 250, установили на острове Фуругельма, расположенном буквально по соседству с озером Хасан и рекой Туманная.

Перед самым началом Великой Отечественной войны, в 1939-1940 годах, на остров завезли четыре 130-миллиметровые артиллерийские пушки Б-13-2с. Орудия серии Б-13 с начала 30-х годов прошлого века начали выпускать на заводе «Большевик» в Ленинграде (бывшем Обуховском сталелитейном заводе Морского ведомства). Корабельные испытания показали: опытные образцы работают со сбоями, особенно много нареканий было к досылателю. Недоработки постарались устранить, и с 1939 года на предприятии начали выпускать артиллерийские установки второй серии Б-13-2с, где были усовершенствованы досылатель, тормоз отката, механизмы вертикального наведения и т.д. Первые экземпляры новой серии выпускались с коробчатым щитом, а со второго полугодия 1939 года форму щита изменили на обтекаемую.

Пушки второй серии тоже не были идеальными, но времени на модернизацию не было. Необходимо было срочно создавать линию береговой обороны на Дальнем Востоке. Поэтому не исключено, что на батарею №250 на острове Фугурельма поступили самые первые, возможно даже опытные образцы этих орудий, еще с коробчатыми щитами. А по мнению одного из ведущих специалистов по отечественной артиллерии Александра Широкорада, на острове установили даже не опытные образцы, а уникальные «гибридные» установки, изготовленные во время перехода от первой серии ко второй. Широкорад считает, что их стволы-моноблоки образца 1938 года относятся к первой серии, а станки — ко второй.

Четыре пушки батареи №250 Хасанского сектора береговой обороны установили на ровной террасе на южной оконечности острова. Для управления огнем орудий прямо над батареей, метрах в пятидесяти выше по склону, построили врытый в землю бетонный командно-наблюдательный пункт с узкими смотровыми щелями. С сопок Фуругельма хорошо просматривается не только российский берег, но и корейское побережье, и даже горы Китая. Поэтому пушки «держали» зону радиусом 30 километров по всему периметру — от мыса Гамова и залива Посьета до Хасана.

Все четыре пушки батареи №250 неплохо сохранились до наших дней. И сегодня они имеют особую историческую ценность: ведь после войны практически все аналогичные орудия были демонтированы и с кораблей, и с береговых батарей. В 1945 году было налажено производство пушек Б-13 третьей серии, и артиллерийские установки второй серии повсеместно заменяли на новые. А значит, орудиям Фуругельма сегодня место не на далеком острове, а в музее истории отечественной военной техники.

В 1940 году на острове была установлена еще одна батарея — №283, с четырьмя орудиями калибра 45 мм. Общая численность гарнизона на острове увеличилась до 600 человек. Для командного состава был построен двухэтажный каменный дом. На первом этаже работали матросская кухня и столовая, на втором расположись библиотека, продовольственный склад и санчасть. Там же, на втором этаже, жили офицеры вместе с семьями. Дом охранялся круглосуточно, вахту нес часовой с боевыми патронами. Стены обветшавшего строения сохранились на острове до наших дней.


ТПС ПРОТИВ ЯПОНСКИХ ДИВЕРСАНТОВ
Помимо установки артиллерийских орудий, необходимо было решить еще одну задачу — надежно защитить их от высадки вражеского десанта, что было особенно актуально в свете печального опыта прошлых лет. Валентина Беляева, жена Федора Беляева, командовавшего батареей №250 с 1952 по 1956 год, рассказала, что до появления батареи на острове был расположен пункт СНиС — службы наблюдения и связи Тихоокеанского флота.

В 1938 году к берегам Фуругельма подплыла японская подводная лодка. Обнаружить ее тогда не было никакой технической возможности. Высадившиеся диверсанты первым убили радиста, работавшего в отдельном строении, метрах в 20 от основного здания. Он успел передать сообщение о нападении в штаб, но отреагировать на сигнал тревоги не успели. 27 краснофлотцев — весь гарнизон острова — погибли.

Поэтому к строительству противодесантных укреплений на Фуругельма привлекли лучших военных инженеров Тихоокеанского флота. Там, где мог высадиться вражеский десант, пологий берег защищали пулеметные ДОТы из бетона. А чтобы диверсанты не смогли атаковать батарею под покровом ночи, на склоне под нею был построен блиндаж, где установили огромный прожектор диаметром полтора метра. Остатки этого прожектора с маркировкой «Прожекторный завод им. Л. М. Кагановича» можно увидеть и сегодня. На острове Фуругельма использовали также самую передовую по тем временам технологию: здесь был установлен так называемый «теплообнаружитель» — строго засекреченная теплопеленгаторная станция (ТПС). Для нее на северной оконечности острова была построена ротонда — цилиндрический каземат из бетона. С помощью ТПС приближающийся корабль противника даже в густом тумане можно было обнаружить на расстоянии в несколько десятков километров.

В боеспособном состоянии все укрепления поддерживали несколько десятилетий — до начала 60-х годов прошлого века. Поэтому они так хорошо сохранились и сегодня по праву могут считаться памятником советского искусства фортификации.

Но внимание редких туристов больше привлекает другой памятник – красноармейцу Николаю Семеновичу Единцову. На самой высокой точке острова установлен обелиск с красной звездой на вершине. На бетонной пирамиде указаны годы жизни юного бойца – 1917-1939. Сегодня уже никто не помнит ни историю этого ровесника Октябрьской революции, ни обстоятельств его смерти. Остается лишь предположить, что красноармеец погиб при строительстве батареи — ведь до августа 1945 года в боевых действиях она не участвовала.

БАРАНЬЯ НОГА 16-ЛЕТНЕЙ ВЫДЕРЖКИ
В последний год ВОВ батарея №250, единственная из всех батарей Владивостокского морского оборонительного района, приняла участие в боевом сражении. Дальность ее береговых орудий достигала 25 км, что позволило оказать артиллерийскую поддержку сухопутным частям Красной армии, наступавшим на японские войска. Батарея вела обстрел пограничных позиций Квантунской армии на территории современной Северной Кореи, на правом берегу реки Туманная.

Это единственный раз, когда пушкам Фуругельма довелось дать залп по врагу, хотя батарея №250 оставалась в боеспособном состоянии и в 50-х годах прошлого века, когда шла Корейская война. Постоянный гарнизон оставался на острове вплоть до начала 60-х годов. И даже в мирные времена жизнь здесь была суровой. Валентина Беляева описывает быт офицерской семьи так: «Сложнее всего было с питанием для детей. В продовольственном пайке получали: консервы мясные и рыбные, сушеные овощи – картошка, морковь, лук, свекла, борщ из квашеной капусты в банках, томат-паста 200 гр. – не брали, не ели, чай – пачка 50 гр., один кусок хозяйственного мыла, два кусочка туалетного, крупы. По весне и осени, два раза в году, когда приходил эсминец, привозили свежее мясо (на один день, хранить-то негде). Свежее оно было только на бумаге: в один из таких дней матрос принес с пайком мне баранью ногу, на ней было фиолетовое клеймо – 1937 год. Это в 1953-м!» Хлеб на острове приходилось печь самостоятельно, а для маленьких детей держали корову — только так можно было получить свежее молоко.

Проблем гарнизону добавляли и периодические цунами, хотя в те годы на острове даже слова такого не знали. По словам Валентины Беляевой, в середине 50-х огромная волна смыла 12 пушечных снарядов и весь только что завезенный для отопления зимой уголь — 180 тонн.

263.jpg
Фото: Александр Холянов.

В начале 60-х батарею №250 решено было законсервировать, личный состав вывезли на материк. Артиллерийские орудия привели в небоеспособное состояние, а стволы смазали солидолом и забили деревянными чопами. Охранять пушки оставили двух матросов — они жили на острове как робинзоны, практически полностью на подножном корму. Лишь изредка на остров приходил катер с продовольствием и почтой для бойцов.

В 1978 году военный гарнизон артиллерийской части был окончательно расформирован, остров Фуругельма передали Дальневосточному государственному морскому заповеднику. Он стал закрытой зоной, попасть в которую можно было только по пропускам. Заповедный статус спас фортификационные сооружения с тоннами дорогого цветного металла — их не растащили на лом в девяностых. И сегодня Фуругельма — настоящий музей военной истории под открытым небом, который теперь могут посещать туристы.
Что на Дальнем Востоке произошло за неделю и кому это выгодно?
Эксклюзивная аналитика от EastRussia – каждый вторник в вашем почтовом ящике